Конспект на тему: "Письмо из Простоквашино"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Кадрова Наталья Федоровна

Интеллектуальное развитие детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 72»

Конспект непосредственно

образовательной области познание

( формирование элементарных математических представлений )

на тему: «Письмо из Простоквашино»

для детей средней группы

Составил воспитатель

Кадрова Наталья Федоровна

Энгельс 2013

Цель:

Интеллектуальное развитие детей среднего дошкольного возраста.


Задачи:

1. Закрепление геометрических форм – шар, куб, знакомство с порядковым числительным «третий», упражнять в счете до трех (познание, коммуникация, художественное творчество).

2. Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализатора (познание, коммуникация).

3. Развивать умение общаться (коммуникация, социализация).

4. Развивать умение составлять рассказ, согласовывать слова в предложении (коммуникация).

5. Отрабатывать умение раскрашивать изображения, не заходя за контуры (художественное творчество).


Материалы и оборудование:

Коробка (посылка); письмо; геометрические формы – куб, шар (разного размера и цвета); корзины для геометрических форм; карточки с изображением предметов разной формы (геометрическое лото); 3 обруча; сюжетные картинки для раскрашивания «Маша, шары и кубы» (3, 4, и 5 геометрических форм) на каждого ребенка; цветные карандаши.

Музыкальный материал:

«Осенняя сюита» П. Мориа; «Любимые песни детства», А. Рыбников музыкальная мелодия из фильма «Усатый нянь»; В. Шаинский, М. Пляцковский, «От улыбки станет всем светлей».


Предварительная работа:

Разучивание стихотворения «Шар», разучивание игры «Найди свой домик», раскрашивание фигур цветными карандашами, не заходя за контур; разучивание упражнения «Оживи форму».


Формы организации совместной деятельности:

Сюрпризный момент, практический метод обследования геометрической формы (тактильное изучение куба и шара); проблемные вопросы; упражнения «Прокати фигуру», дидактическая игра «Чудесный мешочек», дидактическая игра «Найди свой домик», упражнение «Оживи фигуру», игра-инсценировка «Шар», изготовление продукта детского творчества.


Проведение НОД:

Дети с воспитателем входят в группу и находят посылку. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? Это посылка, интересно, для кого она? Читает надпись РЕБЯТАМ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. Воспитатель и дети открывают посылку и видят в ней кубики и шарики разных цветов. Ребята разбирают геометрические формы, в посылке письмо.


Воспитатель читает письмо: 
«Здравствуйте ребята! Пишет вам дядя Федор. Шарик и кот Матросскин поссорились. Шарик говорит, что шар и куб практически ни чем не отличаются, а Матросскин говорит, что они разные. Хочу попросить вас рассказать, в чем же отличия шара и куба. Дядя Федор».

Дети решают помочь дяде Федору.

Воспитатель: Ребята, что прислал вам дядя Федор? Покажите. Дети показывают воспитателю шары и кубы, называют их. Для того чтобы рассказать чем отличаются шар и куб воспитатель предлагает вместе выполнить упражнение «Прокати фигуру».

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем, попробуем прокатить шары и кубы от линии до линии. (Перед ребятами две черты, им нужно от одной черты прокатить фигуру до другой.) Раз, два, три кати… (Дети катят шары и кубы) Что получилось? (Ответы детей) Попробуем еще раз, может быть и кубик докатиться до линии? Раз, два, три кати…Опять не получилось? Почему? (Дети делают вывод: шар катится лучше (он круглый), а куб докатиться до черты не может (ему мешают углы). Молодцы! Давайте соберем шары и кубы в корзины. (Дети собирают шары и кубы).

Пока дети убирают шары и кубы в корзины воспитатель достает «Чудесный мешочек». Воспитатель: Посмотрите какой красивый мешочек. Интересно, что в нем? (Рассматривают мешочек) Кто хочет посмотреть, что в нем? (дети отвечают) А смотреть мы будем не глазами. (Дети по очереди опускают руки в мешок и на ощупь определяют, какую фигуру взяли: куб или шар. Называют и показывают всем.) А как вы определили, что это куб или шар? (Дети отвечают, что шар круглый, без углов, приятный на ощупь. А у куба есть углы, и ладоням не очень комфортно – он колется.). Сложите фигуры в мешочек (дети складывают фигуры, воспитатель убирает мешочек).

Воспитатель подходит к корзинам с геометрическими формами и предлагает построить башню из двух и из трех элементов. Дети строят башенки из кубиков и шариков.

 Воспитатель: Из чего получилась башня? (ответы детей). А из шаров кто-нибудь башню построил? Попробуйте построить. Дети делают вывод: башенку получилось построить из кубиков, а шарики постоянно падают, т.е. говорят об устойчивости куба и неустойчивости шара.

Воспитатель: Посчитайте количество кубиков в башне (ответы). Какая башня выше? А как можно их сделать одинаковыми? (ответы детей). Еще раз считают кубики, из которых построены башенки, упражняются в счете до трех.

Воспитатель: Ребята, мы с вами поиграли с кубом, а шар загрустил… Давайте его развеселим – прочитаем ему стихотворение. Воспитатель предлагает игру-инсценировку по стихотворению А. Усачева «Шар» (физминутка).

  Воздушный мячик надуваю (губы дудочкой, выдыхают воздух)

  Его, как мячик, я катаю (движение руками влево - вправо)

  Бросаю вверх, опять ловлю (руки вверх- вниз)

  На форму я его смотрю.

  Он круглый, как и плоский круг (пальцем в воздухе рисуем круг)

  Но кругу он объемный друг. (показываем объем перед собой руками)

  Такой же формы апельсин. (при перечислении поочередно разводим

  Арбуз, и мяч, и мандарин.    в стороны правую и левую руки)

  Фигуру, что могу катать

  Я буду шаром называть.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Найди свой домик». На ковре стопка карточек и три обруча. Карточки перепутались. Помогите им найти свой домик. Дети определяют, какой формы предметы на карточках и раскладывают в три обруча: в один карточки с предметами круглой формы, во второй – с предметами квадратной формы, в третий – с предметами треугольной формы. На ковре остались карточки.

Воспитатель: Ребята, а почему остались карточки? Дети объясняют, что это карточки другой формы – не круглые, не квадратные и не треугольные.

Воспитатель обращает внимание детей на столы с раскрасками и цветными карандашами (раскраски лежат, картинками вниз). Дети подходят к столам, рассматривают картинки. На картинках Маша и шары с кубами (3, 4 и 5).

Воспитатель спрашивает: что нарисовано на картинках? Обращает внимание детей на то, что шары у Маши лежат и в коробке и около нее. Просит сказать, сколько предметов лежит около коробки? Дети отвечают. Сколько шаров лежит около коробки, а сколько кубов? (Дети отвечают…)

Воспитатель: А как вы думаете, какое настроение у Маши на картинке? (Дети отвечают, предполагают, что Маше грустно) Ребята, как можно «развеселить Машу»? (Дети решают раскрасить шары и кубы цветными карандашами.) Первый предмет вы раскрасите красным карандашом, второй - желтым, а третий - зеленым карандашом. Дети выбирают картинки и раскрашивают их. Воспитатель просит посчитать шары и кубы на картинках. Какой по счету красный куб? А зеленый куб? А желтый шар? Сколько всего предметов на картинке у Маши? Дети считают шары и кубы.

Воспитатель: Ребята мы с вами говорили о шаре и кубе, давайте превратимся в волшебников и оживим шар и куб. Детям предлагается выбрать геометрическую форму и оживить ее (шар – солнце, Земля, лампа, апельсин; куб – гараж, телевизор, будка и т.д.) Ребята по очереди называют слова и если предметы круглой формы – хлопают в ладоши, а если предметы квадратной формы – топают ногами (упражнение «Оживи форму»).

Подведение итогов: Воспитатель спрашивает ребят, сможем ли мы теперь помочь дяде Федору? (ответы детей) Воспитатель предлагает написать дяде Федору звуковое письмо, в котором дети расскажут о свойствах шара и куба. А как мы передадим дяде Федору наше звуковое письмо? Дети решают отправиться на прогулку и отдать письмо почтальону, который приходит каждый день в детский сад с почтой. Дети и воспитатель выходят из группы.

Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты:

1. Башенки из двух и трех элементов не разрушены (неиспользованные шары и кубы сложены в карзины), дети после прогулки могут продолжить играть с материалом.

2. На прогулке можно поиграть в игру «Оживи форму», отработать счет до трех, закрепить порядковый числительный «третий», считая деревья на участке, выносной материал и т.д.

3. В зоне изобразительной деятельности можно после сна раскрасить картинки до конца, отрабатывается умение раскрашивать изображения, не заходя за контуры (развитие мелкой моторики).

Формы взаимодействия с родителями:

1. Знакомство родителей с дидактическими играми: «Найди форму», «Чудесный мешочек».

2. Индивидуальные беседы, консультации на тему интеллектуального развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ПИСЬМО ИЗ АФРИКИ»

Задачи:Воспитать доброе, бережное отношение к животному миру.Упражнять в употреблении предлогов «за» в пространственном значении.Формировать умений и навыков составлять описательные рассказы про...

Конспект занятия по обучению детей старшей группы правилам дорожного движения. Тема:"Письмо от Бараша"

Занятие проводится с использованием интерактивной - сенсорной доски. Дети выполняя задания, в игровой форме, самостоятельно двигают картинки, могут рисовать, раскрашивать, исправлять. Это занятие на з...

конспект НОД. Тема: "Письмо-загадка от Незнайки". Образовательная область:Познавательно-речевое развитие.Подготовительная к школе группа.

Представленный материал направлен на формирование географических представлений и экологического сознания. В процессе данной непосредственной образовательной деятельности ставятся такие задачи как, зак...

Конспект на тему: "Письмо из Простоквашино"

Интеллектуальное развитие детей среднего дошкольного возраста....

Тема: «Письмо в Простоквашино»

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством закрепления у детей видов транспорта Задачи:1.     создавать условия для классификации видов тр...

Конспект на тему: «Письма королевы Математики»

Конспект на тему: «Письма королевы Математики»...