конспекты занятий и развлечений по математике по всем возрастам
план-конспект занятия по математике (младшая группа) по теме

кондратьева елена михайловна

занятия по играм Воскобовича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по сюжету сказки С. Я. Маршака

«Двенадцать месяцев»

(подготовительная группа)

Задачи:

  1. Развитие у детей внимание, память, мышление, творческое воображение, комбинаторные способности, аналитическую деятельность, речь, мелкую моторику рук.
  2. Закрепить знания о месяцах года и временах года, количественный и порядковый счет; ориентирование в пространстве, геометрические фигуры.
  3. Формировать умения знаний свойств путем введения символического обозначения этих свойств. Развитие абстрактного мышления.
  4. Закрепить умение осуществлять свои собственные замыслы, нестандартно и гибко мыслить, освоение приемов конструирования геометрических форм и алгоритмы сложения предметных форм.
  5. Воспитывать интерес к интеллектуальной деятельности, поддерживать интерес к развивающим играм; целеустремленность, настойчивость, чувство взаимопомощи.

Материал:

  1. Кукла, силуэты кофточек, «заплатки» (геометрические фигуры).
  2. Ворон МЕТР, елочки с примерами;
  3. Долька, игра «Чудо – цветик»;
  4. Гусеница ФИФА, игра «Составь схему»;
  5. Стенд «Фиолетовый лес»;
  6. Пчелка ЖУЖА, игра «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный);
  7. Внучок Паучок – Дедушка ПАУК, игра «Геоконт»;
  8. Корзинка с подснежниками.

Предварительная работа:

Чтение сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Ход.

В – Дети, мы с вами читали сказку 12 месяцев.

-Как вы думаете, почему она так называется? (ответы детей)

- Назовите героев этой сказки? (12 месяцев, падчерица, мачеха и т. д)

- События в сказке происходили в какое время года? (зимой)

- Перечислите все 12 месяцев года.

 (1 задание:ответы детей)

- А теперь посчитайте до 12 и обратно.

(2 задание: счет)

В - Дети, а кому из этой сказки вы хотели бы помочь?

Д – падчерице.

В – Да, сегодня мы будем помогать доброй и трудолюбивой девочке. Мачеха дала падчерице задание – починить кофту.

 (3 задание:упражнение «Подбери заплатку»).

В- Давайте  и мы с вами тоже поможем починить кофту. Посмотрите дети, сколько здесь много кофточек. Подберите к ним заплатку (дети выполняют задание). Молодцы. Вы очень помогли падчерице.

В – Когда девочка починила кофточку, её отправили в лес……..

Д – За подснежниками.

В – Давайте и мы с вами тоже отправимся в лес.

ФИЗМИНУТКА: «Мы шагаем по сугробам

                               По сугробам белолобым,

                               Подними повыше ногу

                               Покажи другим дорогу».

(идут направо, сворачивают налево).

В – Вот и пришли мы с вами в необыкновенный лес. Здесь даже и елочки необыкновенные. А Ворон МЕТР предлагает вам решить примеры, нужно найти правильный ответ.

(4задание:дети выполняют действие на сложение и вычитание). Воспитатель проверяет и предлагает решение прочитать.

-Ворон МЕТР предлагает детям поменяться местами и проверить правильно ли решили.

В – Дети, чтобы помочь падчерице найти подснежники, надо выполнить еще одно задание. И мы пойдем в волшебный лес, а кто же это нас встречает – Долька.

Долька предлагает поиграть в игру «Чудо – цветик»

В – Постарайтесь придумать что – нибудь интересное и выложите. Я думаю, что Дольке понравится.

(5 задание: дети выполняют и рассказывают) Все справились. Молодцы!

В – Ну, а мы пойдем дальше по волшебному лесу, может быть нам гусеница Фифа поможет найти подснежники?

- Гусеница Фифа предлагает составить схему.

(6 задание:1- составить схемы; 2 – ребенок выкладывает на мольберте схему; 3 – работать самостоятельно).

В – А дальше мы идем в «Фиолетовый лес» (дети садятся за столы).

В – В «Фиолетовом лесу» живет пчелка Жужа и предлагает поиграть с квадратом – сделайте домик для Жужы.

(7 задание выполняют).

- А теперь постарайтесь самостоятельно что – нибудь сделать.

Я думаю пчелке понравится.

(8 задание дети выполняют)

В – Что ты сделал? (опрос 3 4 детей).

В – А в «Фиолетовом лесу» еще кто – то живет (дети говорят). «Внучок – паучок». И предлагает поиграть с «Геоконтом». (9 задание)

(Ф -4 , Б -4,К -4, О -4, З – 4, Г -4, Ж -4, С -4)

В – Дети, что у вас получилось? (квадрат)

(Ф -1, Б -1, К -1, О -1, З -1, Г -1, Ж -1, С -1)

- А теперь что получилось? (звезда)

В – Ваши звезды освещают путь и помогают искать поляну с подснежниками.

В – Но в лесу живет Дедушка Паук, он узнал, что Внучок с вами играет и ему тоже захотелось, и он предлагает что – нибудь придумать  интересное (дети выполняют задание самостоятельно).

Воспитатель спрашивает:

- Что ты сделал?

- А еще на что похоже? (ребенок  рассказывает что получилось)

В – Дети, а теперь выполните задание по карточкам

(самостоятельно выполняют)

В – Мы нашли с вами полянку с подснежниками? (ответы детей)

- И ваши цветы превратились в корзинку? (ответы детей)

- Вы помогли падчерице  собрать подснежники (отдают кукле)

Молодцы! Спасибо!

Конспект занятия

«Путешествие в фиолетовый лес»

Старшая группа

Цель: Закрепление знаний детей о временах года и днях недели; упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, освоении состава числа. Развивать умение мыслить, рассуждать: закрепление знаний свойств предметов путем введения символического обозначения этих свойств. Развитие абстрактного мышления. Упражнение детей в построении дорожки по заданной схеме. Развитие тонкой моторики руки, алгоритмы (последовательность выполнения игровых действий).

Материал: палочки Киюзнера, блоки Дьенеша, игра «Чудо – цветик», квадрат «Воскобовича».

Ход занятия.

I. Воспитатель: Дети, я знаю, что вы очень любите путешествовать. И сегодня мы с вами отправимся в фиолетовый лес. В пути нас ожидают приключения и трудные задания. Вы готовы? (Да).

 - Давайте проверим.

а) Какое сейчас время года?

б) Назовите осенние месяцы.

в) А какой сегодня день недели?

г) Какой день недели будет после воскресенья?

д) Как называется третий день недели?

 - До фиолетового леса идти далеко, давайте мы с вами построим цветной поезд.

II. Воспитатель предлагает составить поезд из палочек – вагонов от самого короткого до  самого длинного.

- Посчитайте вагоны у поезда.

- Сколько всего вагонов? (10)

- Каким по порядку стоит красный вагон? (4)

- Вагон какого цвета стоит шестым? (фиолетовый).

- Какой вагон находится между оранжевым и бордовым? (синий)

- В нашем поезде едут пассажиры – вот они (показ белых палочек).

- Сколько пассажиров в первом вагоне? (1)

- Подумайте, сколько пассажиров едут в желтом вагоне? (5)

- А как узнали? (сосчитали белые палочки, белые палочки обозначают число (1)

- А сколько пассажиров поместятся в третьем вагоне? (3)

- А теперь отправляемся дальше. Идем через густой лес, трава высокая, справа заросли крапивы – осторожно, не ужальтесь, вверху паутина – убирайте её руками, слева – кусты шиповника  - не уколитесь. И пришли мы на полянку. Дети садятся на ковер.

III. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Подбери фигуру и расскажи о ней». Дети рассматривают схему, подбирают фигуру.

- Давайте проверим, правильно ли вы подобрали фигуру.

- Ну что, дальше надо идти. Ребята, где – то цветочная поляна, давайте посмотрим (дети глазами ищут поляну). На цветочную поляну приглашает Долька.

IV. Воспитатель говорит: « Долька строила дорожку для зверюшек, дорожка шла прямо, потом поворачивала налево, потом прямо. Потом поворачивала направо. И зверюшки поворачивали по дорожке.

- А теперь вы попробуйте сложить такую же дорожку (дети выкладывают по схеме)

- давайте проверим, правильно ли вы сложили (один ребенок рассказывает, остальные проверяют).

- Дети, как мы долго добираемся до фиолетового леса.

- А на чем же можно быстро добраться? (предположение детей – поезд, вертолет, самолет т. д.)

- Вот наш самолет – но нам нужен пилот. Считалкой выбирают пилота.

«Самолет готов к полету,

  Выбираем мы пилота,

  1 -2 – 3 –а пилотом будешь ты.»

Дети садятся в самолет. Самолет приземляется и дети выходят.

V. Воспитатель говорит: А нас встречает фиолетовый лес и Ворон Метр (дети садятся за столы)

- Ворон Метр приготовил для вас что – то интересное.

- Давайте посмотрим, что же это такое может быть (схема). Попробуйте сделать с помощью квадрата.

- Как вы думаете, что это такое? (конфета)

- Загадать загадку: «Сердитый недотрога, живет в лесной глуши.

                                       Иголок очень много, а ниток ни одной». (Еж) 

Дети складывают из квадрата ежа.

- Что у тебя получилось? А у тебя?

- Ворону Метру понравилось, как вы отгадывали его загадки.

- А теперь мы загадаем, и пусть вам поможет квадрат. Дети складывают фигуру и рассказывают про нее. Ворон Метр отгадывает.

- Наше занятие – путешествие подошло к концу. А куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? (ответы детей) МОЛОДЦЫ!

Занятие  в старшей группе

«Улица разноцветных палочек»

Программное содержание:  

- Познакомить детей с принципом окраски палочек – «цветные семейки».

- Познакомить с соотношением «цвет – длина – число».

- Развивать внимание, логическое мышление, воображение, фантазию, речь детей.

Материал:

- набор палочек Киюзнера; разноцветные цифры (карточки с цифрами); игрушки – человечки.

Ход занятия.

Воспитатель рассказывает сказку:

- Жили – были палочки. Их было много, а жили они в небольшой коробочке. Тесно палочкам в коробке, играть неудобно.

И вот однажды палочки вышли из коробки. Самые маленькие белые палочки -  «единички», предложили: «Давайте построим разноцветные домики, в которых будем жить семьями». И тут же построили белый домик для семейки белых «единичек». Всем остальным палочкам это понравилось.

      Черные палочки – «семерки» тоже построили себе домик рядом с белым.

«А мы живем в черном домике», - радостно сообщили они.

(Дети вместе с воспитателем строят разноцветные домики).

       Розовые «двоечки» пригласили очень похожих на них сестричек – красных «четверок» и бордовых «восьмерок» - строить общий красный дом. И выстроили его в ряд с белым и черным.

       Рядом с ними голубые «троечки», фиолетовые «шестерки» и синие «девятки» также совместно построили общий синий  дом.

       Желтые «пятерочки» вместе со всеми сестрами – оранжевыми «десятками» также оказались в одном домике.

Получилась очень красивая разноцветная улица, где все домики яркие, удобные, уютные.

Все палочки праздновали новоселье, приглашали друг друга в гости и вместе придумывали разные интересные игры.

       Вот и сказочке конец. А с палочками можете подружиться и вы, надо только играть сними, выкладывать разные фигуры. И произойдет чудо, и вы станете Волшебниками.

После постройки разноцветной улицы дети сравнивают дома:

- Какие дома по цвету?

- Что у них общего?

 -Чем отличаются?

 -Какого размера белый дом? Черный? Желтый?

- Кто бы мог жить в каждом домике?

Дети подбирают человечков (в соответствии с цветом домика).

- Из каких палочек состоит красный дом? Синий? Что у них общего?

- Как вы думаете, какие цифры могут жить в красном, синем, белом домиках? Расселите цифры в домики.

- Что общего у жильцов красного дома (2,4,8), синего (3,6,9), желтого (5,10).

Можно предложить детям каждому выложить (можно по схеме) какую – либо фигуру (забор, цветы у дома, животных, машину и. т.д) по желанию детей.

 

Математический КВН

«Ну – ка звездочка, зажгись!»

Подготовительная группа

- Команда родителей «Всезнайки».

- Команда детей – «»Звездочки».

Перед каждой командой – мольберт; игра «Почини одеяло»; 4 листа с геометрическими фигурами; «Кочки» - цифры». Игры – головоломки «Листик», «Волшебный круг», «Сфинкс» фломастеры.

У членов жюри флажки для оценки результатов заданий.

ХОД

- Мы собрались сегодня на математический КВН. И наш КВН мы начинаем с разминки

1 задание:

а) Один ствол, много ветвей, а на веточках много гостей. Что это? (Дерево)

б) Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

в) Имеет четыре ножки, а ходить не умеет. (Стол, стул)

г)  Имеет четыре зуба, каждый день появляется на столе, а ничего не ест. (Вилка).

2 задание: «Геометрические фигуры»

а) «Помоги починить одеяло».

Дети, у Буратино случилось несчастье: крыса прогрызла одеяло, и теперь Буратино просит починить одеяло (дети подбирают заплатки – фигуры).

б) «Волшебники»

Уважаемые родители, предлагаю вам стать волшебниками и оживить геометрические фигуры, т. е. дорисовать их до изображения какого – либо предмета.

3 задание (для всех)

Пальчиковая игра «Уж как шла лиса по тропке»

Уж как шла лиса по тропке,

Нашла грамоту во хлопке.

Она села на пенек
И читала весь денек.

«Мамочка, мама, милая моя;

Мамочка, мама, как люблю тебя»

4 задание.

Графический диктант (родители выполняют в зеркальном изображении)

В левом нижнем углу поставили точку, две клеточки вправо, две вверх, одну вправо, две вниз, две вправо и т. д.(на усмотрение воспитателя).

5 задание. Игра «Не промочи ноги».

Представьте, что вы оказались в лесу, перед вами болото. Пройти через него можно только по кочкам, причем наступать на кочки надо строго по порядку расположения цифр.

6 задание. Игры – головоломки: «Листик», «Волшебный круг», «Сфинкс».

Задание для родителей и детей совместно.

Пока наше уважаемое жюри готовятся к подведению результатов, мы проведем минутку для отдыха: - Как живешь? – Вот так!

                                                            - А плывешь? – Вот так!

                                                            - Как бежишь? – Вот так!

                                                            - Вдаль глядишь? – Вот так!

                                                            - Ждешь обед? – Вот так!

                                                            - Машешь вслед? – Вот так!

                                                            - Утром спишь? – Вот так!

                                                            - А шалишь? – Вот так!

Подведение итогов.

Открытое занятие для родителей.

Средняя группа.

Задание №1. Игра «Отвечай – ка»

Цель: Развивать внимание, сообразительность, речь.

Воспитатель задает вопросы, дети должны ответить быстро и только одним ответом: «Да» или «Нет».

- В пустом стакане есть орехи?

- Снег идет летом?

- Понедельник идет после вторника?

- Суп едят вилкой?

- Кошка боится мышки?

- Ноябрь – осенний месяц?

- Дерево выше, чем куст?

- Мама старше бабушки?

- Берлога медведя на ветке?

Задание №2. Игра «Цифры на прогулке»

Цель: Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10.

Воспитатель предлагает детям посчитать цифры от 1 до 10 и обратно.

- Цифры любили гулять (воспитатель убирает несколько цифр) на улице, но однажды они потерялись, и не смогли найти свои домики. Давайте поможем цифрам (дети говорят где у какой цифры домик, между какими цифрами).

Задание №3. Игр «Расскажи правильно».

Цель: Развивать речь, память, пространственные представления.

Воспитатель предлагает рассмотреть картину.

- Где находится бабочка? (В правом верхнем углу)

- Где находится еж? (В левом нижнем углу)

Задание №4. Физминутка. Игра «Назови соседей?»

Цель: Упражнять в названии последовательности дней недели.

- Как называется первый день недели? (Понедельник).

- Второй день недели? (Вторник).

- Третий день недели? (Среда) и т. д.

- А теперь поиграем. Я буду называть день недели и бросать мяч, а вы кому я бросила мяч, называете следующий день недели.

Задание №5. Игра «Убери лишнее»

Цель: Закреплять умение обозначать свойства предметов символами, развивать речь, внимание, абстрактное мышление, воспитывать самостоятельность.

На столе у каждого ребенка карта обозначенная символами. Воспитатель в середину кладет какую – нибудь геометрическую фигуру, например: большой красный круг. Дети должны закрыть фишками те обозначения, которые не относятся к данной фигуре.

Дети должны объяснить решение.

- А почему ты так сделал?

- А как ты сделал?

Задание №6. Игра «Квадрат Воскобовича».

Цель: Развивать тонкую моторику руки, пространственного мышления и творческого воображения, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять, совершенствуется память, внимание, вырабатывается координация руки и глаз.

Воспитатель дает задание детям: указательный палец правой руки побежал направо, обогнул уголок, опустился вниз, снова обогнул уголок, побежал влево, обогнул уголок, поднялся наверх. Затем дети складывают по схемам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Хлеб всему голова"

    Конспект занятия по развитию речи на тему:        ...

Конспект занятия по познавательному развитию "Хлеб - всему голова"

Систематизация знаний о хлебе и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений детей о получении муки из зерна....

Конспект занятия по экспериментально - познавательной деятельности раннего возраста " Берегите воду" или "Всем нужна вода".

Предлагаю вашему  вниманию  конспект  для  исследования вместе  с детьми свойства снега и льда....

Конспект занятия во второй младшей группе "Всем советуем дружить!"

Место проведения: группа.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.Цель:- формирование представлений детей о дружеских взаимоотношениях.Задачи:Образоват...

Конспект занятия по сенсорике (математике) в раннем возрасте. «Строим мебель для кукол»

Конспект занятия по сенсорике (математике) в раннем возрасте.«Строим мебель для кукол»...

Конспект занятия. Познавательное развитие(математика) во 2-й группе раннего возраста. Тема: «Звери зимой»

Цель: формирование математических представлений.Задачи: Способствовать развитию логического мышления, продолжаем знакомиться с временами года – зима; познакомить с особенностями подгот...