Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ОНР «Путешествие по русским народным сказкам»
    план-конспект занятия (математика, старшая группа) по теме

    Морозова Лидия Владимировна

    Занятие по РЭМП.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ОНР «Путешествие по русским народным сказкам»

    Воспитатель: Морозова Лидия Владимировна Муниципального дошкольного учреждения «Детский сад №3» компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. Первая

    квалификационная категория

    Дзержинск

    Цель:

    Формирование приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений) через прямые действия детей со специально подобранными группами предметов и материалов на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Образовательные задачи

    1. Продолжать  учить  детей   измерять  объем   (сыпучих  веществ) условными мерками.
    1. Закреплять знания о геометрических фигурах (четырехугольниках)
    2. Закреплять пространственные представления (слева, справа)
    3. Закреплять знания о днях недели
    4. Продолжать знакомить с составом числа из единиц.
    5. Упражнять в порядковом счете
    1. Продолжать учить преобразовывать фигуры, состоящие из счетных палочек

    Коррекционно-разеиеающие задачи:

    1. Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение через игры со счетными палочками.
    2. Развивать мелкую моторику руке
    3. Закреплять в речи детей употребление сложнолсочиненного предложения с противительным союзом «а».
    4. Упражнять в практическом усвоении согласования прилагательных в зависимости от рода, числа, падежа существительного, с которыми они согласуются.

    5.        Закреплять правильное произношение посталенных звуков у детей.
    Воспитательные задачи

    1. Воспитывать у детей радостные чувства от встречи с любимыми сказочными героями
    2. Воспитывать дружелюбие, чуткость, отзывчивость
    3. Воспитывать умение слушать сверстников

    Пропедевтическая работа

    • Знакомство с моделью «Дни недели»
    • Отгадывание загадок
    • Дидактические игры: «Найди такую же фигуру» «Подбери заплату» «Неделька»

    «Заштопай одеяло»

    «Составь число»

    «Кто в каком доме живет»

    • Игры с палочками
    • Выполнение зрительных диктантов
    • Измерение объема сыпучих веществ разными мерками
    • Пальчиковые игры:

    «1,2,ЗД, кто живет в моей квартире» «1,2,3,4 - мы посуду перемыли» «Мы во двор пошли гулять - 1,2,3,4,5» «Вышли мышки как-то раз...» «В понедельник я кроила»

    Условия для развития мелкой моторики рук

    1. «Разложи правильно» (баночки с разными наполнителями)
    2. Обведение и штриховка с использованием трафаретов.
    3. Рисование пальчиками на подносе с крупой
    4. «Волшебная пуговица»: создание рисунков путем обведения пуговиц.
    5. «Заведи волчок» (волчки для развития мелкой моторики рук)

    Двигательные упражнения и игры для развития

    речи в движении (Л.Н.Смирнова)

    1. Речевая игра «Маша и куклы» - ритмично подняться на носочки, опуститься на пятки.
    2. Считалка «Мяч» - на каждую строчку 4 удара мячом об пол
    3. Речевая игра «Зимой» - импровизация движений.
    4. Считалка под мяч «Снегопад»
    5. «Дятел» - координация речи с движением. На каждую строчку 4 удара пальцем по ладони.
    6. Считалка под мяч «Верещунья-белобока, все зовут ее сорока»
    7. Речевая п/и «Кошка». Импровизация движений. Сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.
    8. Считалка под мяч «Коза»
    9. Прошагать двустишие, затем отпрыгать.

    «Зайке холодно в лесочке, свяжем серому носочки». Прошагать загадку:

    Тает снежок, ожил лужок, день прибывает - когда это бывает?

    Индиеидуально-дифференциированный подход.

    По степени сложности материала

    -        дети среднего уровня развития отвечают самостоятельно и объясняют, обосновывают ответ.

    -        дети низкого уровня развития повторяют ответ за сверстниками и воспитателем

    В игре «Зрительный диктант»

    • детям среднего уровня развития - сложный узор
    • детям низкого уровня развития - простой При работе со счетными палочками
    • детям среднего уровня развития - задание новое
    • детям низкого уровня - задание на повторение Порядковый счет:
    • дети среднего уровня развития выполняют самостоятельно
    • дети низкого уровня развития повторяют за сверстниками

    По методам и приемам

    -        для детей среднего уровня развития - проблемные вопросы , упражнение на смекалку

    -        для детей низкого уровня развития - наводящие вопросы, повторение, ответ хором.

    средний уровень развития - Д низкий уровень развития - о

    Форма организации занятия - подгрупповая Ф из кул ьтм ин утка

    Две сестрицы, две руки Левая и правая

    показывают руки по очереди

    Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют

    выполняют движения соответственно тексту

    Две сестрицы две руки Левая и правая

    показывают руки

    Воду моря и реки Загребают, плавая

    Выполняют «плавательные» движения

    Методы и приемы.

    - Проблемные вопросы, задания на смекалку

    • Поощрения
    • Физкультминутка
    • Комментарии
    • Использование музыки
    • Объяснение
    • Вопросы

    Оборудование

    Демонстрационный материал

    • модель «Дни недели»
    • набор геометрических фигур
    • карточки-схемы для зрительного диктанта
    • прозрачная кастрюля, стакан-мерка, горох
    • фишки
    • 5 рыбок разного цвета
    • «ковер-самолет»
    • фланелеграф
    • наборное полотно
    • магнитофон
    • ширма, куклы из театра бибабо: лягушка, Емеля, Хаврошечка,

    лисичка.

    - карта

    Раздаточный материал

    - набор геометрических фигур

    - счетные палочки

    - по 5 рыбок разного цвета

    Пальчиковая гимнастика

    Куры, гуси, да индюшки

    Пальчики поочередно

    Наклевалися петрушки

    прижимаются к большому

    Закусили лебедой

    пальцу, потом «убегают»

    Побежали за водой

    Ход занятия

    Деятельность воспитателя


    Организационный момент.

    Дети стоят полукругом.

    Ребята, какие русские народные сказки вы знаете? Приглашаю отправиться в путешествие по русским народным сказкам.

    Постановка цели

    Сегодня наш ковер - волшебный ковер-самолет. Он поможет нам путешествовать по сказкам. А чтобы мы не заблудились, нам Царевна-лягушка принесла волшебную карту, (воспитатель вешает на доску карту). Герои сказок нам приготовили задания, и чтобы их выполнить мы с вами проведем умственную разминку.

     Разминка

    • Сколько дней в неделе?
    • Как они называются?
    • Сегодня среда, какой день будет завтра?
    • Какой день недели был вчера, если сегодня среда?

    Посмотрите на модель «Дни недели» и назовите соседей третьего дня недели. Как называется день недели между средой и пятницей. А теперь задание на смекалку: -Наступил декабрь, распустились 3 ромашки, а потом еще одна. Сколько цветет ромашек? Разминка закончена, проходите на наш ковер, закройте глаза, наш ковер-самолет взлетает. Звучит музыка.

    Основная часть

    Вот мы и оказались в сказке (воспитатель показывает иллюстрацию на карте). Как называется сказка? (Царевна-лягушка) Правильно.

    Встречает Царевна-лягушка.

    Ц.Л: Царь приказал мне сшить платочки только

    четырехугольной формы, а я запуталась. Вот,

    смотрите.

    (На фланелеграфе выставляются геометрические фигуры, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, ромб). Восп: Ребята, давайте поможем. Рассмотрите


    Дети отвечают

    Дети отвечают

    Ответ детей с объяснением

    Дети стоят перед

    мольбертом с фланелеграфом

    Дети отвечают фигуры и скажите, какие вам знакомы. Правильно. Сравните круг и квадрат. Чем они отличаются?

    А теперь сравните треугольник и квадрат.
    Сколько углов у квадрата?
    Сколько углов у треугольника?
    Правильно, у треугольника 3 угла, поэтому он
    называется        

    А как можно назвать фигуру у которой 4 угла? А какие еще из этих фигур можно назвать четырехугольниками? Почему?

    Царевне-лягушке нужны платочки только четырехугольной формы. Давайте все платочки четырехугольной формы отложим в сторону. Дети садятся за столы.

    Ц.Л: Вы мне помогли, и я хочу с вами поиграть в

    игру «Зрительный диктант».

    Воспитатель показывает карточки с

    геометрическими фигурами (см. приложение)

    После выполнения для проверки образец вновь

    показывается.

    Молодцы.

    Восп: А теперь мы отдохнем

    Физкультминутка. «Две сестрины, две руки»

    Проходите на наш ковер-самолет, закрывайте глаза, полетим в другую сказкуЗвучит музыка. Восп: Покажите на карте в какую сказку мы попали.

    Как она называется?

    Появляется кукла Крошечка-Хаврошечка.

    К.Х: Ребята, моя мачеха дала мне задания, а одна я

    не могу справиться. Помогите мне.

    Головоломка со счетными палочками.

    К.Х: Надо сложить домик из 6 палочек, а потом переложить 2 палочки так, чтобы у вас получился флажок, а у вас получилось 4 треугольника. К.Х предлагает поиграть с пальчиками.


    Ответ хором Ответ детей

    Дети

    выполняют задание за столами

    Дети

    выкладывают узор из

    геометрических фигур

    Дети стоят на ковре и выполняют

    Дети

    выполняют

    «Куры, гуси, да индющки»

    Восп: Ребята, посмотрите, на карте мы отправляемся в другую сказку. Как она называется? Проходите на ковер-самолет, полетели.

    Звучит музыка. Появляется кукла Емеля.

    Е: Ой, ребята, как хорошо, что вы пришли в мою

    сказку! Помогите, мне, пожалуйста! Невестки

    велели мне приготовить горох для супа и мне

    нужно узнать, сколько гороха в этой кастрюле.

    Подскажите, как это сделать.

    (Воспитатель измеряет горох)

    Измерение объема сыпучих веществ Воспитатель с помощью мерки проводят измерение


    Дети отвечают

    Дети

    объясняют как надо измерять объем сыпучих веществ. Повторяют. Дети

    откладывают фишки на столе и

    пересчитывают, подводят итог.

    Емеля благодарит и показывает по карте, куда детям идти дальше.

    Восп: Проходите на ковер-самолет, полетели. Звучит музыка.

    Восп: В какую сказку мы попали?

    Детей встречает лисичка-кукла из сказки

    «Лисичка-сестричка и серый волк».

    Лисичка: Помогите мне сосчитать рыбок, которых

    я взяла у деда.

    (воспитатель выставляет на фланелеграфе 5 рыбок

    разного цвета)

    Восп: Сколько всего рыбок?

    По сколько рыбок разного цвета?

    Правильно, а всего 5 рыбок разного цвета.

    А сейчас вы сами составите группу из 5 рыбок

    разного цвета.

    Как можно сказать, какие рыбки? (разноцветные) Дети садятся за столы.

    Лисичка: А кто сможет посчитать рыбок по-порядку?

    Какая по счету рыбка красного цвета? Какого цвета вторая рыбка? Лисичка: Спасибо, ребята за помощь, ваш ковер самолет ждет вас.

    Восп: Ребята, проходите на ковер самолет,        


    Дети отвечают

    Дети считают Дети отвечают, повторяют.

    Дети работают

    за столами,

    рассказывают

    аналогично

    рассказам,

    составленным у

    доски

    закрывайте глаза.

    Звучит музыка.

    Заключительная часть

    Восп: Вот мы с вами и вернулись в детский сад.

    Вам понравилось путешествие?

    Дети отвечают

    Вы рады, что помогли сказочным героям?

    Покажите, как вы рады.

    Показывают

    Какое задание показалось трудным?

    мимикой

    Какое легким?

    Дети отвечают

    А мне понравилось, что вы все добрые и

    отзывчивые!

    Литература

    1. Артикуляционная гимнастика: Н.В. Новотворцева. Методические рекомендации по развитию моторики дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. -СПб: Каро. 2004., 92с.
    2. Дошкольная математика в играх. Программа занятий с детьми 5-7 лет. 2004г
    3. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет: А.В. Белошистая. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Кн 1: Конспекты занятий. Программа -208с. ил.
    4. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Ветер, О.М. Дьяченко, Р.И. Боварова, Л.И. Цеханская.: М: Просвещения 1989, 127с.
    5. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. Михайлова З.А.-М.Просвещение. 1985, -96с.ил.
    6. И Учеба и игра: Математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: «Академия», 1997. -240с. ил.
    7. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно методическое пособие. -Нижн.Новг.: Нижегородский гуманитарный центр 1999., -286с.
    8. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М -1991. Сост. Т. Бориличева, Г.В. Чиркина.
    9. Логика. СЕ. Гаврина, Н.Л Кутявкина, И.г. Топоркова. М: Библиотека Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2001. -64с.

    10.Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием

    речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М:

    Мозаика-Синтез, 2002. -80с. 11 .Математика в детском саду. Новикова. В.П. Старший дошкольный

    возраст. 2-е издание испр. и доп. М: Мозаика-Синтез 2003. -104с. ил. 12.Математическая тетрадь для дошкольников. Кн. для воспитателей

    детского сада и родителей. Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П.

    Новикова; -М: Просвещение, 1992. -79с. ил. Ерофеева Т.И. 13.Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для

    воспитателей детского сада. З.Н. Михайлова. Э.Н. Иоффе. СПб:

    «Акцидент» 1997. -176. И.Метематика уже в детском саду. Пособие для воспитателей детского

    сада. Пер. с польского. О.А. Павлович. М: Просвещение 1981. 159с.

    Фидлер М.

    15.Программа воспитания и обучение в детском саду. Под. Ред. М.А. Васильевой, В.В Гербовой, Т.С Комаровой. -2е изд. Испр. и доп. -М: Мозаика-Синтез. 2005. -208с.

    16.Учимся запоминать. СВ. Гаврина, Н.Л. Кутявкина, И.Г. Топоркова и др. М: Библиотека Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2001. -64с. ил.

    17.Энциклопедия обучающих загадок. СПб: Издательский дом «Нева». М: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. -384с. Турин Ю.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в средней группе (для детей с нарушением зрения) «Веселый цирк»

    Развитие элементарных математических представлений, отношений, закономерностей; развитие зрительного восприятия с использованием специально подобранного материала....

    Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием логических игр «Путешествие в Математическое королевство»

    Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием логических игр  «Путешествие в Математическое королевство»...

    Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе. Подготовила во...

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ОВЗ (ЗПР)

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных матемаических представлений у детей старшей комбинированной группы с задержкой психического развития с использованием...

    Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей «Путешествие по русским народным сказкам»

    Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей  «Путешествие по русским народным сказкам»Цель:Формирование элементарных математ...