Занятие-путешествие по страницам сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ "ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ",
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НОД: формирование элементарных математических представлений у детей
Тема: Ориентировка в пространстве
Возрастная группа: старшая группа
Форма совместной деятельности: занятие-путешествие по страницам сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».
Форма организации: групповая; подгрупповая; индивидуальная; парная.
Цель: выявление и систематизация полученных знаний и умений детей по теме «Ориентировка в пространстве»
Задачи
Обучающие:
- Продолжать учить ориентироваться на плоскости, в том числе на листе с клетчатой разлиновкой;
- Закреплять прямой и обратный счет в пределах 10;
- Закреплять умение группировать предметы по одному или нескольким признакам;
- Повторить названия и последовательность дней недели, весенних месяцев.
Развивающие:
- Развивать зрительное и слуховое восприятие;
- Способствовать развитию мыслительных операций;
- Развивать навыки контроля, учить правильно оценивать свою работу и работу других детей.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- Формировать способность к сочувствию и отзывчивости.
Достижение образовательных результатов воспитанниками в соответствии с ФГТ:
- физически развитый: имеет элементарные представления о ценности здоровья; знает о пользе физических упражнений, самомассаже; проявляет умение заботиться о своем здоровье во время проведения НОД.
- любознательный, активный: проявляет интерес к проблемам девочки Жени; проявляет интерес к новому, неизвестному; принимает участие в различных этапах НОД;
- эмоционально-отзывчивый: сопереживает проблемам девочки Жени; проявляет чувство симпатии и доброжелательности ко всем людям; эмоционально реагирует на художественную литературу;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми: проявляет умение поддержать беседу, высказывает свою точку зрения; активно общается в форме диалога с педагогами, сверстниками;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: соблюдает элементарные правила поведения во время проведения НОД; проявляет умение работать коллективно;
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: применяет усвоенные знания для решения проблем в ходе НОД; ориентируется в окружающем пространстве; способен рассуждать и давать адекватные умозаключения;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: имеет представления о составе семьи, родственных отношениях;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие; проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками;
- овладевший необходимыми умениями и навыками: умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.
Учебно-методический комплект:
- «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе» авторы: И.Пономарева; В.Позина;
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
- «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст» автор: Новикова В.П.
Средства:
зрительный ряд: слайды с эпизодами сказки, заданиями; карта для осуществления само- и взаимопроверки.
литературный ряд: эпизоды сказки «Цветик-семицветик»
музыкальный ряд: классическая музыка;
мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы: мультимедийная презентация с использованием эпизодов сказки В. Катаева «Цветик- семицветик»
Раздаточный материал (возможность выбора): индивидуальные листы с заданиями, наборы цифр от 1до 10, , цветные ручки, 3 набора геометрических фигур.
Подготовительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», изготовление цветика-семицветика,
решение комплекса заданий по ФЭМП по теме «Ориентировка в пространстве», решение задач на развитие логического мышления.
Этапы, последова-тельность (цель) | Организация совместной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей
| Интегратив- ные качества |
1.Организационный этап Цель: создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания
Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро»! - Доброе утро и солнцу и птицам. -Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым... Пусть доброе утро длится до вечера! Давайте ребята поприветствуем друг друга доброй улыбкой. Здравствуйте, ребята! - Ребята, что мы желаем окружающим, когда говорим им «здравствуйте»? Правильно, мы желаем здоровья, а чтобы и нам с вами оставаться здоровыми, мы выполним самомассаж, который называется «Не болей-ка». Чтобы горло не болело, Мы его погладим смело. Чтоб не кашлять, не чихать, Надо носик растирать. «Вилку» пальчиками сделай, Массируй ушки ты умело. Знаем, знаем – да, да, да, Нам простуда не страшна.
- Сегодня у нас необычное математическое занятие. Я приглашаю Вас в сказку. Вы, наверное, удивитесь: как сказка связана с математикой? А странного в этом ничего нет: математика вокруг нас! Хотите в этом убедиться? Тогда в путь! А в какую же сказку мы с вами отправимся? Внимание на экран. Эпизод 1. -Взяла девочка связку баранок и отправилась домой. Идёт, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. - Ребята! Вы узнали главную героиню нашей сказки? -Как её зовут? -Из какой сказки она к нам пришла? -Почему автор так назвал сказку? -Назовите цвета лепестков цветика-семицветика. -Что напоминают вам цвета лепестков? -Чем же удивителен этот цветок? -Какие слова надо сказать чтобы семицветик исполнил желания? -Вспомните, что произошло с героиней сказки? Сегодня мне от Жени почтальон Печкин принес письмо, прочитаем его. -Здравствуйте, дорогие ребята! После того, как я смогла с помощью Цветика-семицветика помочь мальчику Вите справиться с его недугом, я поняла, что помогать другим гораздо приятней и полезней, чем считать ворон. Но, к сожалению, 6 лепестков семицветика я потратила зря, а мне бы очень хотелось все исправить. Добрая волшебница, подарившая мне этот цветок сказала, что лепестки вернутся только в том случае, если я смогу пройти все испытания. Поэтому обращаюсь к вам за помощью. Ребята, вы согласны помочь Жене? Тогда отправляемся вперед в сказку! Тогда закрываем глаза и считаем в обратном порядке: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0 | Приветствует детей Побуждает и организует детей к самомассажу Стимулирует любознательность,интерес детей к художественным произведениям Создание игровой проблемной ситуации: как помочь девочке Жене вернуть лепестки цветика-семицветика. | Приветствуют друг друга Выполняют самомассаж по инструкции взрослого Отвечают на вопросы, кратко пересказывают сюжет сказки Принимают самостоятельное решение помочь девочке Жене пройти испытания. | Доброжелате-лен, вежлив. Проявляет интерес и заботу к сохранению и укреплению своего здоровья Активное общение через диалог со взрослым, стремление к высказыванию. Умение проявить чувство симпатии, желание прийти на помощь |
III.Поиск решения задач, проблем Цель: актуализация имеющихся знаний и представлений воспитанников по теме «Ориентировка в пространстве» | -Вот мы и очутились в сказке. -Давайте, вспомним, на что потратила Женя первый лепесток? Предлагаю в начале вернуть Жене ее связку баранок. Задание 1. -Перед вами на столах листы с заданиями, нам необходимо выполнить задание в левом верхнем квадрате. Сейчас я вам прочту отрывок из сказки, ваша задача внимательно сосчитать сколько баранок купила Женя и выбрав правильную связку баранок отметить ее номер красным цветом. «Женя купила две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну баранку для братика Павлика. Сколько всего баранок было у девочки?» -Не называя номера скажите где находится нужная связка баранок справа, слева или в середине квадрата с заданием? -Голубой лепесток семицветика вернули. -Молодцы! Связку баранок мы Жене вернули. А сейчас я предлагаю вам помочь Жене найти дорогу домой и сохранить еще один лепесточек волшебного цветка. Задание 2. - На ваших картах приступаем к выполнению задания в нижнем левом квадрате. -Вам нужно выбрать дорожку которая приведет нас к домику Жени, номер правильно дорожки нужно закрасить красным цветом. -Выполнив задание мы смогли вернуть желтый лепесток цветика-семицветика. Продолжаем наше путешествие. Эпизод 2. В это время за окном пролетала стая ворон. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон – семь или восемь? Она открыла рот, стала считать, а вазочка – бац! - Зачем Жене понадобилась вазочка? - Почему Женя разбила вазу? Чтобы вернуть еще один лепесток необходимо выполнить следующее задание. Задание 3. - Ребята! Перед вами 5 ваз. И только одна из них – любимая ваза Жениной мамы. Какая? Попробуйте определить. - Она не самая высокая - Она НЕ самая широкая - У нее НЕ широкое горлышко. - Она НЕ самая низкая - Молодцы! Мамина красивая вазочка найдена. Поставим ее на полку, а если когда–нибудь захотим поместить в нее букет, как будем обращаться с вазой? Почему? Молодцы, вы помогли вернуть красный лепесток! Эпизод 3. Пришла Женя во двор, а там мальчишки играют: сидят на досках, а в песок воткнута палка. «Мы на северном полюсе. Это – не доски, а льдины». - Давайте тоже присоединимся к игре мальчиков и отправимся на Северный полюс. Но прежде чем отправиться в такое далекое путешествие нам нужно хорошенько размяться. Эй ребята не ленитесь! В путь дороженьку пуститесь! Вправо, влево головою Руки вверх, перед собою Топни правою ногой Вправо шаг на месте стой Топни левою ногой Влево шаг и снова стой Руки вверх! Руки вниз Покружились, наклонились И на месте очутились. Задание 4. Итак, мы с вами оказались на северном полюсе. Перед вами слайд на котором мы видим животных населяющих северные широты. Давайте ответим на вопросы. В правом левом углу в небе парит кто? В середине картины изображен Кто? Он идет вправо или влево? А теперь вы расскажите, кто еще изображен на слайде, и где располагается. Побывав на северном полюсе мы вернули еще один лепесток, синий. Задание 5. Жене мы помним, помог вернуться с северного полюса волшебный цветок, а на чем мы с вами вернемся домой, поможет узнать следующее задание. Обратимся к нашим карточкам, графический диктант будем выполнять на квадрате в правом верхнем углу. Зеленый лепесток мы сумели вернуть. Каким было следующее желание Жени? Что из этого вышло? Эпизод 4. Женя по лестнице – игрушки за ней. Женя на балкон – игрушки за ней. Женя на чердак – игрушки за ней. Задание 6. Задание на карточке. - В правой нижней клетке изображены игрушки. Подумайте, на какие 2 группы можно разделить все игрушки. Игрушки, относящиеся к одной группе, подчеркнем или обведем красным цветом, а относящиеся к другой группе синим цветом.
Очень хорошо! Вот мы помогли Жене вернуть оранжевый лепесток. 6 лепестков цветика-семицветика мы вернули. Чтобы вернуть фиолетовый последний лепесток цветика необходимо выполнить еще задание. Задание 7. Давайте и мы свами создадим необычные цветы. Для этого разделимся на 3 команды. В течении одной минуты из предложенных наборов геометрических фигур нужно собрать цветок: 1 команда: только из кругов 2 команда: только из треугольников 3 команда: только из фигур зеленого цвета. Весь цветок в сборе, и нам пора возвращаться в детский сад. - Ребята, чтобы нам благополучно вернуться из сказки в детский сад, нам нужно ответить на вопросы семицветика. На каждом лепесточке у него вопрос. Попробуем на них ответить? Задание 8. У вас на столах конверты с цифрами, разложите перед собой цифры по порядку от 0 до 10 (1 мин) Вопросы: покажите цифру обозначающую - сегодняшний день недели? - количество весенних месяцев? -количество дней в неделе? -количество пальцев на 2 руках? -количество углов у круга? -количество солнц на небе? -количество лап у двух собак? - Очень хорошо! С заданиями цветика – семицветика вы справились отлично. Проверим на сколько хорошо вы справились с заданиями на карточках. | Дает задания, стимулирующее мышление детей Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решили проблему Предоставляет возможность детям найти конструктивное решение Организует разминку, сочетающуюся с содержанием занятия Задает вопросы, стимулирующие умение детей ориентироваться в окружающем пространстве Показывает последователь- ность действий; комментирует работу детей Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Способствует групповой работе детей, осуществляет наблюдение и контроль. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления | Ищут, находят решение Решают лабиринтную задачу Самостоятельно делают выбор Участвуют в групповых действиях Практикуются в умении ориентироваться в окружающем пространстве Выполняют графический диктант. Сортируют, классифицируют отмечают выбор. Работают в группах, обсуждают, делают выбор. Выполняют под диктовку, выявляют соответствие между цифрой и количеством | Способен рассуждать и делать выводы Ориентируется в окружающем пространстве Способен рассуждать и давать адекватные умозаключения; Умеет действовать в соответствии с предлагаемыми условиями Ориентируется в окружающем пространстве Способен сосредоточенно действовать Способен рассуждать и давать адекватные умозаключения; Проявляет умение работать коллективно Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие |
IY.Самоконтроль и взаимоконтроль Цель: учить детей наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей, воспитание самоконтроля | Взаимопроверка: дети меняются листочками с соседом, проверяют задания. Детям раздаются поощрительные цветочки. | Стимулирование детей к взаимо-и самопроверке. Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности | Осуществляют контроль, взаимоконтроль | умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. |
Y.Рефлексия, анализ Цель: осознание детьми своей деятельности | Женя благодарит детей и в благодарность за помощь она отдает им один лепесток цветика-семицветика, чтобы они загадали желание для всех людей. -Оторвем один лепесток.
Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север, через юг Возвращайся, сделав круг Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели! Вели чтобы все люди были … передавая друг другу будем загадывать желание. | Способствует тому, чтобы дети самостоятельно выразили желание для всех людей | Делают нравственный выбор | Проявляет чувство симпатии и доброжелательности ко всем людям |
YI. Открытость | На этом наше путешествие в сказку завершилось. Я желаю вам быть всегда добрыми, внимательными, честными, чтобы цветику – семицветику не приходилось исправлять ваши ошибки. Ведь волшебство бывает только в сказках! Я предлагаю разместить свои карты с заданиями в приемной, чтобы родители могли посмотреть, чем вы занимались и порадоваться успехам. | Предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы. | Представляют результаты своей деятельности (карточки) сверстникам и родителям | Проявляет стремление радовать взрослых своими успехами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи по теме: «Сказка В. Катаева «Цветик - семицветик»».
Развивать связную речь детей.Формировать умение передавать свои впечатления и свое отношение к героине сказки, эмоционально окрашивать речь.Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, моти...
НОД знакомство со сказкой В. Катаева "Цветик -семицветик"
В рамках ФГОС ДО -организованное интересное дело с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Лети, лети лепесток…» (по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик»)
Данный конспект , направлен на формирование нравственных качеств у детей...
Конспект занятия по чтению художественной литературы (элементами ТРИЗ) Тема: Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Рекомендуется для просмотра воспитателям подготовительной группы....
Конспект занятия по развитию речи «Нравственное воспитание чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-Семицветик».
Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценки поступков и характера главной героини.. Через жанры устного народного творчества воспитывать у детей сочувствие, желание помочь другим лю...
Конспект по развитию читательских умений. Тема: «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик – семицветик».
Задачи:Образовательные:- продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль;- формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и...
Конспект открытого занятия «Путешествие по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик»
Конспект открытого занятия «Путешествие по сказке В.Катаева«Цветик-семицветик»...