Занятие-путешествие по страницам сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Иванова Елена Михайловна

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ "ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ",

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НОД: формирование элементарных математических представлений у детей 

Тема:  Ориентировка в пространстве

Возрастная группа: старшая группа

Форма совместной деятельности: занятие-путешествие по страницам сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

Форма организации:  групповая; подгрупповая; индивидуальная;  парная.

Цель: выявление и систематизация  полученных  знаний и умений  детей  по  теме «Ориентировка в пространстве»

Задачи

 Обучающие:

  • Продолжать учить ориентироваться на плоскости, в том числе на листе с клетчатой разлиновкой;
  • Закреплять прямой и обратный счет в пределах 10;
  • Закреплять умение группировать предметы по одному или нескольким признакам;
  • Повторить названия и последовательность дней недели, весенних месяцев.

Развивающие:

  • Развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • Способствовать развитию мыслительных операций;
  • Развивать навыки контроля, учить правильно оценивать свою работу и работу других детей.

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • Формировать способность к сочувствию и отзывчивости.

Достижение  образовательных результатов воспитанниками  в соответствии с ФГТ:

  • физически развитый: имеет элементарные представления о ценности здоровья; знает о пользе физических упражнений, самомассаже; проявляет умение заботиться о своем здоровье во время проведения НОД.
  • любознательный, активный: проявляет интерес к проблемам девочки Жени; проявляет интерес к новому, неизвестному; принимает участие в различных этапах НОД;
  • эмоционально-отзывчивый: сопереживает проблемам девочки Жени; проявляет чувство симпатии и доброжелательности ко всем людям; эмоционально реагирует на художественную  литературу;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми: проявляет умение поддержать беседу, высказывает свою точку зрения; активно общается в форме диалога с педагогами, сверстниками;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения:  соблюдает элементарные правила поведения во время проведения НОД;  проявляет умение работать коллективно;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: применяет усвоенные знания для решения проблем в ходе НОД; ориентируется в окружающем пространстве; способен рассуждать и давать адекватные умозаключения;
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: имеет представления о составе семьи, родственных отношениях;
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие; проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками;
  • овладевший необходимыми умениями и навыками: умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

Учебно-методический комплект:

  • «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе»  авторы: И.Пономарева; В.Позина;
  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
  • «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст» автор: Новикова В.П.

Средства:

  зрительный ряд: слайды с эпизодами сказки, заданиями;  карта для осуществления само- и взаимопроверки.

литературный ряд: эпизоды сказки «Цветик-семицветик»

музыкальный ряд: классическая музыка;

  мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы: мультимедийная презентация с использованием эпизодов сказки В. Катаева «Цветик- семицветик»

Раздаточный материал (возможность выбора): индивидуальные листы с заданиями, наборы цифр от 1до 10, , цветные ручки, 3 набора геометрических фигур.

Подготовительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», изготовление цветика-семицветика,

решение комплекса заданий по ФЭМП по теме «Ориентировка в пространстве», решение задач на развитие логического мышления.

Этапы, последова-тельность

(цель)

Организация  совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

 

Интегратив-

ные качества

1.Организационный этап

Цель:  создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

 

  1. Мотивация к деятельности

Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»!

- Доброе утро и солнцу и птицам.

-Доброе утро  улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте ребята поприветствуем друг друга доброй  улыбкой.

Здравствуйте, ребята!

    - Ребята,  что мы желаем окружающим, когда говорим им «здравствуйте»?  

   Правильно, мы желаем здоровья, а чтобы и нам с вами оставаться здоровыми, мы выполним  самомассаж, который называется

                                                «Не болей-ка».

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело.

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать.

«Вилку» пальчиками сделай,

Массируй ушки ты умело.

Знаем, знаем – да, да, да,

Нам простуда не страшна.

 

 - Сегодня у нас необычное математическое занятие. Я приглашаю Вас в сказку. Вы, наверное, удивитесь: как сказка связана с математикой? А странного в этом ничего нет: математика вокруг нас! Хотите в этом убедиться? Тогда в путь! А в какую же сказку мы с вами отправимся? Внимание на экран.

Эпизод 1.

    -Взяла девочка связку баранок и отправилась домой. Идёт, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает.

 - Ребята! Вы узнали главную героиню нашей сказки?

 -Как её зовут?

 -Из какой сказки она к нам пришла?

 -Почему автор так назвал сказку?

-Назовите цвета лепестков цветика-семицветика.

-Что напоминают вам цвета лепестков?

-Чем же удивителен этот цветок?

-Какие слова надо сказать чтобы семицветик исполнил желания?

-Вспомните, что произошло с героиней  сказки?

Сегодня мне от Жени почтальон Печкин принес письмо, прочитаем его.

-Здравствуйте, дорогие ребята!  После того, как я смогла с помощью Цветика-семицветика помочь мальчику Вите справиться с его недугом, я поняла, что помогать другим гораздо приятней и полезней, чем считать ворон. Но, к сожалению, 6 лепестков семицветика я потратила зря, а мне бы очень хотелось все исправить. Добрая волшебница, подарившая мне этот цветок сказала, что лепестки вернутся только в том случае, если я смогу пройти все испытания.  Поэтому обращаюсь к вам за  помощью.

Ребята, вы согласны помочь Жене? Тогда отправляемся вперед в сказку!

Тогда закрываем глаза и считаем в обратном порядке: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0

Приветствует детей

Побуждает и организует детей к самомассажу

Стимулирует любознательность,интерес детей к художественным произведениям

Создание игровой проблемной ситуации: как помочь девочке Жене вернуть лепестки цветика-семицветика.

Приветствуют друг друга

Выполняют самомассаж по инструкции взрослого

Отвечают на вопросы, кратко пересказывают сюжет сказки

Принимают самостоятельное решение помочь девочке Жене пройти испытания.

Доброжелате-лен, вежлив.

Проявляет интерес и заботу к сохранению  и  укреплению своего здоровья

Активное общение через диалог со взрослым, стремление к высказыванию.

Умение проявить чувство симпатии, желание прийти на помощь

III.Поиск решения задач, проблем

Цель: актуализация имеющихся знаний и представлений воспитанников по теме «Ориентировка в пространстве»

-Вот мы и очутились в сказке.

-Давайте, вспомним, на что потратила Женя первый лепесток? Предлагаю в начале вернуть Жене ее связку баранок.

Задание 1.

 -Перед вами на столах листы с заданиями, нам необходимо выполнить задание  в левом верхнем квадрате. Сейчас я вам прочту отрывок из сказки, ваша задача внимательно сосчитать сколько баранок купила Женя и выбрав правильную связку баранок отметить ее номер красным цветом.

«Женя купила две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну баранку для братика Павлика. Сколько всего баранок было у девочки?»

-Не называя номера скажите где находится нужная связка баранок справа, слева или в середине квадрата с заданием?

 -Голубой лепесток семицветика вернули.

 -Молодцы! Связку баранок мы Жене вернули. А сейчас я  предлагаю вам помочь Жене найти дорогу домой и сохранить еще один лепесточек волшебного цветка.

Задание 2.

- На ваших картах приступаем к выполнению задания в нижнем левом квадрате.

-Вам нужно выбрать дорожку которая приведет нас к домику Жени, номер правильно дорожки нужно закрасить красным цветом.

-Выполнив задание мы смогли вернуть желтый лепесток цветика-семицветика.

Продолжаем наше путешествие.

Эпизод 2.

 В это время за окном пролетала стая ворон. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон – семь или восемь? Она открыла рот, стала считать, а вазочка – бац!

- Зачем Жене понадобилась вазочка?

 - Почему Женя разбила вазу?

Чтобы вернуть еще один лепесток необходимо выполнить следующее задание.

Задание 3.

 - Ребята! Перед вами 5 ваз. И только одна из них – любимая ваза Жениной мамы. Какая? Попробуйте определить.

 - Она не самая высокая

 - Она НЕ самая широкая

- У нее НЕ широкое горлышко.

 - Она НЕ самая низкая

- Молодцы! Мамина красивая вазочка найдена.

 Поставим ее на полку, а если когда–нибудь захотим поместить в нее букет, как будем обращаться с вазой? Почему?

Молодцы, вы помогли вернуть красный лепесток!

Эпизод 3.

 Пришла Женя во двор, а там мальчишки играют: сидят на досках, а в песок воткнута палка. «Мы на северном полюсе. Это – не доски, а льдины».

 - Давайте тоже присоединимся к игре мальчиков и отправимся на Северный полюс. Но прежде чем отправиться в такое далекое путешествие нам нужно хорошенько размяться.

 Эй ребята не ленитесь!

В путь дороженьку пуститесь!

Вправо, влево головою

Руки вверх, перед собою

Топни правою ногой

Вправо шаг на месте стой

Топни левою ногой

Влево шаг и снова стой

Руки вверх! Руки вниз

Покружились, наклонились

И на месте очутились.

Задание 4.

Итак, мы с вами оказались на северном полюсе. Перед вами слайд на котором мы видим животных населяющих северные широты.  Давайте ответим на вопросы.

В правом левом углу  в небе парит кто?

 В середине картины изображен Кто?

Он идет вправо или влево?

А теперь вы расскажите, кто еще изображен на слайде, и где располагается.

Побывав на северном полюсе мы вернули еще один лепесток, синий.

Задание 5.

Жене мы помним, помог вернуться с северного полюса волшебный цветок, а на чем мы с вами вернемся домой, поможет узнать следующее задание.

Обратимся к нашим карточкам, графический диктант будем выполнять на квадрате в правом верхнем углу.

Зеленый лепесток мы сумели вернуть.

Каким было следующее желание Жени? Что из этого вышло?

Эпизод 4.

 Женя по лестнице – игрушки за ней. Женя на балкон – игрушки за ней. Женя на чердак – игрушки за ней.

Задание 6. Задание на карточке.

-  В правой нижней клетке изображены игрушки. Подумайте, на  какие 2 группы можно разделить все игрушки.  

Игрушки, относящиеся к одной группе, подчеркнем или обведем красным цветом, а относящиеся к другой группе синим цветом.

 

Очень хорошо! Вот  мы помогли Жене вернуть оранжевый лепесток.

6 лепестков цветика-семицветика мы вернули. Чтобы вернуть фиолетовый последний лепесток цветика необходимо выполнить еще задание.

Задание 7.

Давайте и мы свами создадим необычные цветы. Для этого  разделимся на 3 команды. В течении одной минуты из предложенных наборов геометрических фигур нужно собрать цветок:

1 команда: только из кругов

2 команда: только из треугольников

3 команда: только из фигур зеленого цвета.

Весь цветок в сборе, и нам пора возвращаться в детский сад.

 - Ребята, чтобы нам благополучно вернуться из сказки в детский сад, нам нужно ответить на вопросы семицветика.

 На каждом лепесточке у него вопрос. Попробуем на них ответить?

Задание 8.

У вас на столах конверты с цифрами, разложите перед собой цифры по порядку от 0 до 10 (1 мин)

 Вопросы: покажите цифру обозначающую

 - сегодняшний день недели?

 - количество весенних месяцев?

 -количество дней в неделе?

 -количество пальцев на 2 руках?

 -количество углов у круга?

 -количество солнц на небе?

-количество лап у двух собак?

- Очень хорошо! С заданиями цветика – семицветика вы справились отлично. Проверим на сколько хорошо вы справились с заданиями на карточках.

Дает задания, стимулирующее мышление детей

Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решили проблему

Предоставляет возможность детям найти конструктивное решение

Организует разминку, сочетающуюся  с содержанием занятия

Задает вопросы, стимулирующие умение детей ориентироваться в окружающем пространстве

Показывает последователь-

ность действий; комментирует работу детей

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Способствует групповой работе детей, осуществляет наблюдение и контроль.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

Ищут, находят решение

Решают лабиринтную задачу

Самостоятельно делают выбор

Участвуют в групповых действиях

Практикуются в умении ориентироваться в  окружающем пространстве

Выполняют графический диктант.

Сортируют, классифицируют отмечают выбор.

Работают в группах, обсуждают, делают выбор.

Выполняют под диктовку, выявляют соответствие между цифрой и количеством

Способен рассуждать и делать выводы

Ориентируется в окружающем пространстве

Способен рассуждать и давать адекватные умозаключения;

Умеет действовать в соответствии с  предлагаемыми условиями

Ориентируется в окружающем пространстве

Способен сосредоточенно действовать

Способен рассуждать и давать адекватные умозаключения;

Проявляет умение работать коллективно

Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие

IY.Самоконтроль и взаимоконтроль

Цель: учить детей  наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей, воспитание самоконтроля

Взаимопроверка: дети меняются листочками с соседом, проверяют задания. Детям раздаются поощрительные цветочки.

Стимулирование детей к взаимо-и самопроверке. Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности

Осуществляют контроль, взаимоконтроль

 умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

Y.Рефлексия, анализ

Цель: осознание детьми своей деятельности

Женя благодарит детей и в благодарность за помощь она отдает им один лепесток цветика-семицветика, чтобы они  загадали желание для всех людей.

-Оторвем один лепесток.

 

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Вели чтобы все люди были … передавая друг другу будем загадывать желание.

 Способствует тому, чтобы дети самостоятельно выразили желание для всех людей

Делают нравственный выбор

Проявляет чувство симпатии и доброжелательности ко всем людям

YI. Открытость

На этом наше путешествие в сказку завершилось. Я желаю вам быть всегда добрыми, внимательными, честными, чтобы цветику – семицветику не приходилось исправлять ваши ошибки. Ведь волшебство бывает только в сказках!

Я предлагаю разместить свои карты с заданиями в приемной, чтобы родители могли посмотреть, чем вы занимались и порадоваться успехам.

Предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.

Представляют результаты своей деятельности (карточки)  сверстникам и родителям

 Проявляет стремление радовать взрослых своими успехами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Сказка В. Катаева «Цветик - семицветик»».

Развивать связную речь детей.Формировать умение передавать свои впечатления и свое отношение к героине сказки, эмоционально окрашивать речь.Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, моти...

НОД знакомство со сказкой В. Катаева "Цветик -семицветик"

В рамках ФГОС ДО  -организованное  интересное дело с детьми  старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию речи «Нравственное воспитание чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-Семицветик».

Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценки поступков и характера главной героини.. Через жанры устного народного творчества воспитывать у детей сочувствие, желание помочь другим лю...

Конспект по развитию читательских умений. Тема: «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик – семицветик».

Задачи:Образовательные:- продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль;- формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и...

Конспект открытого занятия «Путешествие по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик»

Конспект открытого занятия «Путешествие по сказке В.Катаева«Цветик-семицветик»...