НОД по формированию дочисловых количественных представлений у дошкольников с ОВЗ.
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Елизарова Евгения Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.odt17.61 КБ

Предварительный просмотр:

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОЧИСЛОВЫХ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.

    Ц е л ь. Познакомить детей с приемом наложения предметов на рисунки карточек-образцов; учить их понимать выражение «столько — сколько»; раскладывать предметы слева направо; отражать в речи равенство множеств ( «Я положил столько зеленых яблок, сколько красных»).

     М а т е р и а л. Наборное полотно, ёжик, корзинка. Изображения: 4 красных и 6 зеленых яблок, 4 красных и пяти синих неваляшек. Для педагога и каждого ребенка: карточка с изображением 3 зеленых листьев и по 5 изображений желтых листьев. Демонстрационный материал у педагога по размеру должен быть больше, чем раздаточный материал у детей.

     Х о д  з а н я т и я. Педагог ставит на стол игрушку ёжика, у которого на спине лежат яблоко и гриб. Учитель-дефектолог спрашивает: «Ребята, кто это пришел к нам на занятие? Что он несет на спине? Сейчас осень и ёжик готовит себе запасы на зиму. Посмотрите, запасы он складывает в корзинку (педагог показывает корзинку, в которой находятся изображения красных и зеленых яблок). Ёжик разрешил нам посмотреть, что лежит в его корзинке».

(Организационный момент — создание игровой мотивации. Результат: дети включились в игровую деятельность, проявили интерес к предстоящей деятельности)

     Педагог выставляет на верхнюю полоску наборного полотна 4 красных яблока и спрашивает: «Что это? Какого цвета яблоки? Сколько их? («Много»). У ёжика в корзинке есть ещё яблоки (выставляет на нижнюю полоску наборного полотна 6 зеленых яблок). Какого цвета эти яблоки? Сколько их? («Много»). Ребята, ёжику нужно помочь взять столько зеленых яблок, сколько у него красных. Посмотрите, что я буду делать. Я возьму зеленое яблоко и наложу на красное, потом ещё одно наложу и ещё... Посмотрите, все красные яблоки спрятались под зелеными? Я взяла столько зеленых яблок, сколько красных. Внизу ещё остались яблоки? Они лишние, я их не взяла. Теперь у ёжика в корзинке будет столько зеленых яблок, сколько красных (4 красных и 4 зеленых яблока кладутся в корзинку, лишние убираются в сторону) . Наш ёжик очень доволен и хочет с вами поиграть.

( Основная часть. На данном этапе детей педагог знакомит со способами определения количественных отношений между множествами. Использовались словесные и наглядные методы, а также приемы: Объяснение, постановка задания)

Ф и м и н у т к а.

Жил в лесу колючий ежик,

Был клубочком и без ножек,                             (Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,          (Хлопают в ладоши) .

Не умел он топать —Топ-топ-топ.                    (Выполняют "топотушки").

Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг         (Прыгают на двух ногах) .

Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг

А ребятки в лес пришли,

Ежика в лесу нашли,

Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,               (Хлопают в ладоши) .

Научили топать — Топ-топ-топ.                         (Выполняют "топотушки").

Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,               (Прыгают на двух ногах) .

Научили бегать…                                                 (Бегают на месте).

( Главная цель- развивать координацию речи с движением. Переключить детей с умственной деятельности на двигательную. Предотвратить переутомление, сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей. Методы: практический, игровой, словесный. Приемы: указание, похвала, участие. Результат: дети проговаривали слова упражнения и научились выполнять соответствующие тексту движения).

     Педагог дает каждому ребенку карточку с изображением 3 зеленых листьев и тарелочку, на которой лежат изображения 5 желтых листьев.

Спрашивает: «Что нарисовано на карточке? Какого цвета листья? Сколько их? Что лежит на тарелочке? Какого цвета эти листья? Сколько их? У меня тоже есть листья зеленого цвета (выставляет карточку с изображением 3 зеленых листьев на наборное полотно) и желтого цвета (показывает их на подносе). Нужно положить на карточку столько желтых листьев, сколько нарисовано зеленых. Делайте, как я. Надо накладывать листочки по порядку,  начиная с этого края (педагог дотрагивается рукой до левого края карточки). Покажите, откуда вы будите накладывать листочки (дети дотрагиваются рукой до левого края своей карточки). Слева направо, вот так (педагог проводит рукой слева направо вдоль всей карточки. Дети повторяют движение за педагогом)». Затем учитель-дефектолог берет желтый лист и накладывает его точно на зеленый: «Беру 1 желтый лист. Накладываю на зеленый». Педагог смотрит. Чтобы все дети точно выполнили это действие. Если ребенок просто положил желтый листик на карточку, не закрывая им изображение, или закрыл не первый слева зеленый лист, то педагог заостряет на этом внимание и еще раз повторяет, что нужно накладывать листочки по порядку, не пропуская, накладывать точно листик на листик, чтобы зеленый спрятался под желтым. Помогает ребенку выполнить работу правильно. После этого педагог накладывает следующий лист и следит за выполнением действия детьми. Таким образом задание выполняется до конца.

У педагога на подносе и у детей на тарелочке остается ещё по 2 желтых листочка. Педагог спрашивает: «Ещё нужно накладывать желтые листочки?» Если дети затрудняются, то сам отвечает: «Нет. Они лишние. Мы положили столько желтых листьев, сколько зеленых». Спрашивает каждого ребенка: «Сколько желтых листьев ты положил?».

     Учитель-дефектолог выставляет на наборное полотно 3(2,4) красных неваляшки, на подносе лежат 5 синих неваляшек. По очереди вызывает детей и дает задание: «Взять столько синих неваляшек, сколько красных». Перед выполнением задания каждого ребенка просит: «Покажи, откуда будешь раскладывать». В процессе выполнения задания ребенком педагог комментирует его действия, при необходимости оказывает помощь. После выполнения задания спрашивает: «Сколько синих неваляшек ты взял?»

( На данном этапе использовались словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы. Приемы: проблемные вопросы, напоминание, использование мимики, жестов, индивидуальные ответы, похвала. Преобладала коммуникативная деятельность. В конце занятия педагог проводит анализ деятельности детей. Научились ли дети видеть равенство или неравенство двух групп предметов. Как успешно пользовались приемами практического сопоставления: наложением, приложением. Обозначали ли результат сравнения словами столько.... сколько).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование народных игр в работе по формированию пространственно-количественных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование народных игр в работе по формированию пространственно-количественных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья...

Формирование элементарных количественных представлений

Тема: «Большой — маленький, одинаковые по размеру»Цели. Учить детей сравнивать предметы по размеру (боль­шой — маленький, одинаковые по размеру). Демонстрационный материал. Игрушки большие (м...

«Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений дошкольников посредством использования элементов педагогической системы М.Монтессори"

Статья для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений «Пути  повышения  эффективности формирования элементарных количественных представлений  дошкольников посредством использов...

Формирование количественных представлений у дошкольников

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, опери...

Комплексное тематическое планирование образовательной деятельности в образовательной области «Познание» «Формирование элементарных количественных представлений и сенсорное воспитание»

Комплексное тематическое планирование образовательной деятельности в образовательной области «Познание» «Формирование элементарных количественных представлений и сенсорное воспитание...

использование игровых ситуаций в формировании количественных представлений у дошкольников 4-5 лет с ЗПР

Ключевые Слова: дошкольное образование, дошкольники 4-5 лет с задержкой психического развития, игровые ситуации, формирование количественных представлений....