Число О. Цифра О
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Николаева Ольга Викторовна

Число О. Цифра О

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_o._docx.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Число О. Цифра О

ЦЕЛЬ:

1) сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;

3) тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1—9 с количеством;

4) тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ Демонстрационный:

1) Карточки с числами 6, 7, 8, 9 к заданию 2.1.

2) Карточка с записью числа 0 к заданию 4.

3) Картинки с изображением одного и того же дерева в разное время года к заданию 5.1.

Раздаточный:

1) Карточки с разным количеством геометрических тел к заданию 2.1.

2) Квадраты разного цвета: 3 оранжевых, 1 красный, 1 коричневый, 1 синий, 1 зеленый, 1 розовый и 1 серый к заданию 2.2.

3) Карточки с числами от 1 до 9.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель собирает детей около себя.

- Кто из вас любит ходить за грибами?

- Где растут грибы?

Воспитатель говорит детям, что Машенька идет в лес за грибами.

- Хотите пойти вместе с ней?

- Сможете помочь Машеньке собрать грибы?

. Игра «Билеты».

-  Как можно добраться до леса?

Выслушиваются все ответы детей, после чего решаем ехать на электричке.

-  Что нужно сделать, прежде чем сядем в поезд? (Надо купить билет.)

«Билеты» лежат на отдельном столе. В поезд пустят только в том случае, если на купленном билете будет 9 одинаковых геометрических тел.

Нужных билетов - по количеству детей. На карточках нарисовано 9 одинаковых по размеру кубов, 9 одинаковых по размеру шаров, 9 треугольных призм (пирамид) одинаковой высоты, 9 четырехугольных призм (пирамид) одинаковой высоты, 9 одинаковых по диаметру и высоте цилиндров, 9 одинаковых по диаметру и высоте конусов. Если детей в группе больше, то карточек может быть по две.

Кроме этого, на столе находятся карточки с 9 разными фигурами, - например, 1 куб и 8 пирамид. Также имеются карточки с другим количеством одинаковых геометрических тел, - например, 8 шаров, 10 кубов и т. п.

Поезд построен из стульев.

Дети покупают «билеты» — карточки с нарисованными на них 9 одинаковыми геометрическими телами. Воспитатель - проводник проверяет билеты при посадке в поезд. При проверке «пассажир» должен сказать, сколько и каких геометрических тел нарисовано на его билете, согласовывая при этом числительное с существительным в роде. Например: у меня на билете 9 призм (9 кубов, пирамид и т. д.). Если ребенок неправильно сосчитал фигуры на своем билете, то проводник просит рассказать о правилах счета, после чего ребенок исправляет ошибку. Если ребенок сосчитал правильно, но выбрал карточку, на которой не одинаковые геометрические тела, проводник просит назвать каждую фигуру, после чего ребенок исправляет ошибку. Дети садятся в вагоны по желанию.

-  Изобразите стук колес.

Дети могут постучать ногами по полу.

-  Поезд набирает ход.

Дети должны догадаться, каким образом изобразить это действие, например, они могут начать стучать ногами быстрее.

-  Поезд приближается к станции.

Дети должны догадаться стучать медленнее.

- Поезд остановился. Дети перестают стучать.

Воспитатель может сказать, что это «не наша остановка». Поезд снова набирает ход, а затем останавливается. Приехали в лес.

 Игра «Грибы».

Дети по 4 человека садятся за столы. Перед каждым ребенком находятся 9 квадратов, лежащих вперемешку: 3 оранжевых, 1 красный, 1 коричневый, 1 синий, 1 зеленый, 1 розовый, 1 серый.

Воспитатель говорит детям, что Машенька начала собирать грибы.

Сначала она нашла вот столько (1) подберезовиков.

- Как вы думаете, почему этот гриб так назвали? (Потому что чаще все: он растет под березами.)

Если дети затрудняются в выборе квадрата, воспитатель задает вопрос:

- Какого цвета шляпка у подберезовика? (Коричневая.) Дети выбирают коричневый квадрат и кладут перед собой. Потом Машенька нашла вот столько (3) лисичек.

- Почему эти грибы так назвали? (Потому что они рыжие, как лиса.) Дети отсчитывают 3 оранжевых квадрата.

3 корзинку к девочке случайно попал один мухомор. Дети берут по одно красному квадрату.

- Нашла  Машенька вот столько (4) разноцветных сыроежек. Дети берут 4 квадрата разного цвета.

- Сколько всего грибов собрала Машенька? Дети  пересчитывают «грибы». Их оказывается 9.

— Села Машенька на пенек, а тут к ней ежик и белка подошли. Стали они те грибы рассматривать. Мухомор выбросили сразу.

- дети  отодвигают в сторону красный квадрат.

- Лисички и подберезовик Машенька решила отдать ежику.

- дети отодвигают 3 оранжевых и 1 коричневый квадрат в сторону.

- Остальные грибы девочка отдала белке.

Дети отодвигают в сторону оставшиеся 4 квадрата.

- Что можно сказать о количестве грибов, которое Машенька дала ежику и белке? (Их поровну, по 4.)

- Сколько грибов осталось у Машеньки? (Ни одного.)

Воспитатель говорит детям, что, когда нет ни одного предмета, говорят, что количество предметов равно нулю.

Машенька захотела написать письмо своей подружке и рассказать, что у нее не осталось ни одного гриба, но она об этом совсем не жалеет, потому что она сделала приятное друзьям.

Воспитатель кладет на стол карточки, на которых написаны разные числа. Карточек с цифрой 0 столько, сколько детей.

- Найдите карточку, на которой написано число 0. Обычно дети берут разные карточки. Если же все дети возьмут карточку с числом 0, то Машенька берет карточку с другим числом.

- Смогли мы написать письмо подружке? (Нет, не смогли.)

- Почему не смогли? (Потому что дети и Машенька взяли разные карточки, и мы не знаем, кто прав.)

-  Что нам надо сделать? (Узнать, как записать число 0.)

- Что делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает). Воспитатель говорит что люди договорились обозначать 0 знаком и показывает карточку с этим числом. Просит детей найти карточку с этим числом.  

Воспитатель хвалит их и делает вывод: нуль обозначает «нисколько», «ни одного».

Если ценность самостоятельных действий у детей еще не сформирована и они выберут способ «узнать у взрослого», то воспитатель по их просьбе сам показывает карточку с записью числа 0 и дает те же пояснения.

В обоих случаях на последующих занятиях надо целенаправленно работать над тем, чтобы сформировать у детей устойчивый интерес к самостоятельному познанию и закрепить способ действий «придумать самим».

 Игра «Времена года».

Дети подходят к доске, на которой хаотично расположены 4 картинки с изображением одного и того же дерева - летом, ранней осенью, поздней осенью и зимой. Кроме этого, вверху доски в ряд расположены карточки с числами. Числа идут не по порядку, например, так: 3,5,1, 9, 0, 4, 2, 6, 8, 7.

Воспитатель предлагает детям помочь Машеньке определить, что было сначала, что потом. Дети должны расположить картинки по порядку, называя время года.

-  Назовите время года, когда листики на деревьях распускаются. (Весна.)

- Сколько листьев на дереве летом? (Много.)

- Что происходит с листьями осенью? (Они желтеют и опадают.)

-  Их становится все меньше и меньше. А сколько листьев на дереве зимой? (Ни одного.)

— Какой цифрой можно записать число ноль? (Цифрой 0.)

-  На каком месте слева расположена карточка с цифрой ноль? (На пятом месте.)

 Итог занятия.

Воспитатель собирает детей около себя.

- У кого в гостях вы сегодня побывали?

- Чем вы помогли Машеньке?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь Машеньке разобраться с грибами, написать письмо подружке, разложить тарелки, потому что знают число и цифру 0.

После занятия воспитатель, показывая домик с числом 0, задает вопрос:

- Куда нужно поместить этот домик?

После ответов детей домик с числом 0 располагается слева от числа 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число 3.Цифра 3.Число сказок

Математика в движении,средняя группа. познакомить детей с числом и цифрой 3. Дать понятие о добре и зле...

Тема: «Путешествие в страну цифр. Число и цифра 1».

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений)...

Число и цифра 4. Состав числа 4. Квадрат.

Знакомство с числом и цифрой 4. Изучение состава числа 4. Знакомство с геометрической фигурой квадрат....

"Счет до трёх, число и цифра 3. Знакомство с цифрой 3"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9888728","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"248","width":"480"}}]]Цель:Освоение числа 3, познакомить с цифрой 3. Развивать логиче...

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП) для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра 9.

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП)для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра...

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП) для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Числа и цифры 1и 2.»

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП)для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Числа и ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по Познавательному развитию на тему:"Числа и цифры" для детей 5-6 лет старшего дошкольного возраста "Число и цифра 7"

Цель занятия: -познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7;- закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей; - учить отгадывать математическую загадку, за...