Программа "Непоседы" для детей младшего и среднего возраста по теме "Развитие ребенка через сенсорную деятельность"
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему

Красноярова Людмила Васильевна

 

Сенсорное воспитание входит  в раздел программы «Умственное воспитание». Буквально с первых дней жизни ребенка, сенсорное развитие -  является залогом успешного осуществления разных видов деятельности. Между тем многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что для эффективного развития детей важно сформировать  у них познавательный интерес, желание и привычку рассматривать,  наблюдать, обследовать, стремление узнать что – то новое. Важно научить детей исследовать свойства и качества предметов, включаться в совместную игровую и общественно – полезную деятельность, общаться со сверстниками и взрослыми и т.д.

Поэтому основными задачами сенсорного развития дошкольников программы являются:

1. Развитие  и совершенствование  у детей всех  видов  восприятия, обогащение  их чувственного  опыта.

2. Формирование   осязательного  восприятия, а именно тактильного  и кинестетического ощущения, сенсомоторику  воспитанников.

3. Формирование приемов рассматривания – обследования.  (Формы, величины, строение, пропорции, расположение в пространстве).

4. Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умение обдумывать и планировать свои действия.

5. Выработка умений сравнивать предметы, выделять их сходства и различия, классифицировать их.

6. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, устанавливать взаимоотношения со сверстниками.

7. Повышение  уровня знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

8. Повышение  уровня  компетентности  у педагогов по сенсорному развитию и воспитанию у дошкольников.

          Эти задачи решаются в процессе игровой деятельности, в повседневной жизни, на занятиях,  специально организованного обследования  предметов, более тщательному знакомству, включая разные виды восприятия:  зрительное, осязательное, слуховое. С педагогами и родителями  на педагогических  семинарах и родительских собраниях.

      Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и другими  свойствами   предмета, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведением искусства. И, конечно же, каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства взрослых, то нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Ведь именно форма, величина, цвет имеют определяющее значение для определения представлений о предметах и времени. Это необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

      Игра позволяет выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир. С помощью игры развиваются психические процессы, личностные качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Недостаточность точности и гибкости восприятия вызывают значительные трудности у детей в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_neposedy_dlya_ml._sr.gr_.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Министерство Образование и науки  Республики Бурятия.

                                                   Государственное дошкольное образовательное учреждение

                                                   Детский сад №76 «Звездочка» ведомства в/ч 69647                                                                                            

                                                                                                   

                                                                                                     «Утверждаю»

                                                                                            Заведующая ГДОУ №76 «Звездочка»

                                                                                             _____________/_______________/

                                                                                             Приказ № ____ от «___» _______20__г.

                                                                                              М.П.

Рабочая программа воспитателя

«Непоседы»

По теме: «Развитие ребенка через сенсорную деятельность»

Для детей младшего и среднего возраста

Краснояровой Людмилы Васильевны

Воспитатель ГДОУ №76 «Звездочка»

Первая  квалификационная категория

                                                                                                     Рассмотрено  на заседании

                                                                                                     Педагогического совета

                                                                                                     Протокол № ____ от

                                                                                                     «____»  _____________   20___г.

                                           

                                                                                   

г. Кяхта

2010г.

Пояснительная записка

       Данная программа адресована для дошкольников младшего и среднего возраста.

       Это начальное      звено для развития восприятия и ощущения у ребенка дошкольника.

Период  дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка.  От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Способность воспринимать тот или иной предмет само по себе не образуется, значить нужно,  учить ребенка с первых дней его жизни воспринимать окружающий мир.

Главной целью программы является:  Решение задач сенсорного  развития  дошкольников с учетом возрастных характеристик детей с использованием наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

            Сенсорное воспитание входит  в раздел программы «Умственное воспитание». Буквально с первых дней жизни ребенка, сенсорное развитие -  является залогом успешного осуществления разных видов деятельности. Между тем многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что для эффективного развития детей важно сформировать  у них познавательный интерес, желание и привычку рассматривать,  наблюдать, обследовать, стремление узнать что – то новое. Важно научить детей исследовать свойства и качества предметов, включаться в совместную игровую и общественно – полезную деятельность, общаться со сверстниками и взрослыми и т.д.

Поэтому основными задачами сенсорного развития дошкольников программы являются:

1. Развитие  и совершенствование  у детей всех  видов  восприятия, обогащение  их чувственного  опыта.

2. Формирование   осязательного  восприятия, а именно тактильного  и кинестетического ощущения, сенсомоторику  воспитанников.

3. Формирование приемов рассматривания – обследования.  (Формы, величины, строение, пропорции, расположение в пространстве).

4. Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умение обдумывать и планировать свои действия.

5. Выработка умений сравнивать предметы, выделять их сходства и различия, классифицировать их.

6. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, устанавливать взаимоотношения со сверстниками.

7. Повышение  уровня знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

8. Повышение  уровня  компетентности  у педагогов по сенсорному развитию и воспитанию у дошкольников.

          Эти задачи решаются в процессе игровой деятельности, в повседневной жизни, на занятиях,  специально организованного обследования  предметов, более тщательному знакомству, включая разные виды восприятия:  зрительное, осязательное, слуховое. С педагогами и родителями  на педагогических  семинарах и родительских собраниях.

      Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и другими  свойствами   предмета, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведением искусства. И, конечно же, каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства взрослых, то нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Ведь именно форма, величина, цвет имеют определяющее значение для определения представлений о предметах и времени. Это необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

      Игра позволяет выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир. С помощью игры развиваются психические процессы, личностные качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Недостаточность точности и гибкости восприятия вызывают значительные трудности у детей в обучении.

Для того чтобы сенсорное восприятие заняло достойное место в системе работы с детьми необходимо соблюдать следующие условия:

1.Работу по развитию восприятия осуществлять систематически, последовательно, включая во все этапы жизнедеятельности детей, пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс.

2. При развитии сенсорного и сенсомоторного опыта  детей, учитывать возрастные, индивидуальные и психофизиологические особенности детей.

3. Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и развития.

4. Постепенное усложнение развивающей задачи и условий игры.

5. Повышение активности ребенка в выполнении предлагаемых заданий.

Работу по сенсорному воспитанию рекомендую проводить в системе с постепенным нарастанием сложности.

Цель:

1. Обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности с учетом психолога – педагогических особенностей ребенка.

2. Создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов. (Теплый – холодный, твердый – мягкий, гладкий, пушистый и т.д.)

С активизацией поставленных целей, нужно  учитывать программные задачи по возрастам.

Первая младшая группа:

1. Умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

2. Владеть умением обследовать  движением рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.

3. Иметь представление о сходстве и различии между предметами с одинаковыми названиями: большой красный мяч – маленький синий мяч; о свойствах предметов.

Вторая младшая группа:

1. Владеть умением выделять цвет, форму, величину, как основные свойства предмета; Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

2. Владение умением фиксировать в речи чувственный опыт.

Средняя группа:

1. Иметь представления о новых способах обследования предметов и объектов: сравнивать, группировать, классифицировать предметы.

2. Иметь образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видах деятельности.

3. Владение  умением фиксировать чувственный опыт впечатлений в речи.

4. Владение умением использовать эталоны, как общественно обозначенные свойства и качества предметов: цвет, форма, величина, вес и т.д.

     Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается путем наблюдения, сравнения, обследования, выявление существенных признаков. Воспитатель подводит детей к новым открытиям, организуя и направляя поисковые действия. Например, в результате рассматривания и обследования шара и куба, устанавливаем, что шар – круглый, без углов, он катится, а кубу мешают катиться углы. Занятия по сенсорной деятельности с детьми,  по сути,  являются дидактическими играми, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, делают открытия, выявляют свойства, качества и фактуру предмета. В ходе игр осуществляется личностно ориентированный подход  взрослого с детьми и детей между собой. Общение детей в группах и парах. Опытный путь детей обогащает их представление о мире. Причем примитивное сравнение толстый – тонкий, гладкий – шероховатый и т.д. – это, только фундамент. Первоначальные понятия потребуются для более детальных выводов. Например, если яблоко красное – значит оно спелое, если на улице темно – значит ночь и т.д. Иными словами сенсорное восприятие помогает уточнять свойства объектов или явлений. Это помогает ребенку делать определенные выводы и действовать в соответствии с ними. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Познавательная активность детей выражается, прежде всего,  в развитии восприятия и осмысленной предметной деятельности. Познавательная активность ребенка развивается успешнее в игре, чем на учебных занятиях.

Средствами  для реализации поставленных в программе задач, являются:

  • Научно – методическая литература;
  • Изучение передового опыта;
  • Использование сенсорного воспитания во всех этапах жизнедеятельности детей.
  • Мониторинг детей
  • Дидактические и подвижные игры и упражнения, занятия развивающего характера с детьми;
  • Создание предметно – развивающей среды;
  • Работа с родителями
  • Практические  семинары педагогами.
  • Анкетирование родителей и педагогов;

        Выдающие зарубежные ученые в области дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии: Е.И. Тихеева, А.В. запорожец, А.П.Усова, Н.П. Сакулина справедливо считали, что умение детей воспринимать предмет, его качество, направленно на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из сторон дошкольного воспитания.

       В программе «воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Комаровой  и методических рекомендациях к программе под редакцией В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой даны рекомендации и особенности работы с детьми по реализации воспитательно-образовательных задач. Также имеются пособия для воспитателей под редакцией Н.Н. Поддьяковой, Г.Г.Колос и др. в которых освещены вопросы  педагогического процесса на занятиях,  в повседневной жизни и в различных творческих трудах, а также оснащение  предметно – развивающей среды.

      В самообразовании воспитателя и для изучения передового опыта коллег неотъемлемыми  помощниками  являются настольные журналы педагога, научно – методическая литература и современная технология – блок статей из интернета.

     Объем и содержание могут корректироваться  в соответствии с конкретными условиями работы, уровнем подготовки детей, особенностями их развития.

    Игры с детьми следует проводить небольшими подгруппами или индивидуально. Отдельные задания можно включать в занятия по развитию речи, изодеятельности. Самое важное условие раскрытие творческих способностей детей – это создание общей атмосферы  понятия, свободы, возможности для каждого ребенка пережить опыт своей успешности. Это требует особого внимания. При выполнении задания детям оказывают различные виды помощи. В любом случае нужно строить общение так, чтобы по возможности каждый ребенок мог публично радоваться результату собственного и совместного творчества.

    Работу по развитию восприятия нужно включать во все этапы жизнедеятельности ребенка: режимные моменты, игры, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии, занятия – пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей.

   С целью активизации самостоятельных наблюдений: рассматривание предметов и объектов, слушание музыки и звуков окружающей жизни – полезно задавать детям вопросы. Одновременно это позволит оживить впечатления ребенка, вызовет желание еще раз воспринять: увидеть, услышать то, что уже было воспринято.

Н.П.Сакулина предлагает последовательность обследования предмета, общую для разных видов деятельности.

*Восприятие целого облика предмета

*Вычленение основных частей обследуемого предмета и определение их свойств: формы, величины, строение и др.

* Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга: выше – ниже, справа – слева

*Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям

*Повторное целостное восприятие  предмета.

    За процессом обследования следует исполнительская деятельность, то есть создание образа предмета в  рисунке, лепке, аппликации, конструировании, необходимо спросить детей, с чего они начнут изображение предмета, явления, предложить в воздухе рукой с карандашом, кистью; в лепки обеими руками показать движения, с помощью которых они будут это делать.

    Особое значение имеет сенсомоторное развитие ребенка, заключающее в развитии мелкой моторики рук. Полезно проводить пальчиковые игры, массаж пальцев обеих рук. А также это разнообразные игры и упражнения:  шнуровка, мазайка, нанизывание бус и т.д.; обследование с выделением свойств и качеств  предмета.

    Поэтому результаты обучения рисованию, лепке, конструированию нужно оценивать не только по качеству рисунков, поделок, построек, но и по тому, какой умственный багаж приобрели  дети.

     Во всех возрастных группах необходимо формировать сенсорные основы изобразительной деятельности. Поэтому в первых и во вторых младших группах надо учить детей сосредотачивать взгляд на предмете, рассматривать, выделять и называть его форму, обращая внимание на предметы цельные, а затем на предметы, состоящие из двух – трех частей; сначала одинаковой (бусы, неваляшки, снеговик), а потом из разной формы. Также сенсорное воспитание нужно использовать в эстетическом, нравственном, трудовом – особенно в трудовых действиях в природе и физическом воспитании.

     Продолжительность занятий в  младших группах – 10 – 15 минут, а в средней группе – 15 – 20 минут. Для индивидуальной работы удобно использовать ситуации  в режимных моментах: одевание (какого цвета пуговицы?), на прогулке (наблюдение, рассматривание), во время дежурства в средней группе. Для снятия напряжения и переключения внимания, не выходя за рамки игрового процесса нужно включать физкультминутки, релаксацию, соблюдать ритуалы начало и конца занятия.

      Занятия по сенсорному развитию следует проводить согласно учебному плану: в первой младшей группе – 4 занятия в месяц; во второй младшей и средней группе – 1 занятие в месяц.  Всего  в год:  первая  младшая группа- 32 занятия;  во второй младшей  и средней группе – 9 занятий.  Игры и упражнения включать в перспективное планирование еженедельно.  При подготовке занятия воспитателю следует предусмотреть, каким образом данное занятие будет содействовать развитию детей, на какие стороны личности оно окажет влияние. Занятия, в которые включены задачи организации детского восприятия, памяти, воображения, несомненно, будут полезны для психического развития. В зависимости от задач сенсорного и  умственного воспитания, возраста и опыта детей  педагог может использовать разные занятия, руководить развитием ощущения, восприятий и представления в наиболее подходящей  для данного момента форме – занятия, дидактической игры или сенсорного  упражнения, а  также игры – экспериментирования.

Рекомендации по проведению игр и упражнений  по сенсорному  развитию:

- Первые игры должны быть легкими для восприятия ребенка.

- На каждом этапе обучения надо предлагать только один цвет, одну форму или признак.

- Не старайтесь предлагать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю переходите к новой игре.

Реализация программы осуществляется с учетом следующих принципов:

1.Сензитивности – учет возрастных особенностей детей. Сенсорные игры являются способом реализации развития восприятия в накоплении личностного опыта осмысления и самовыражения личности познания окружающего мира – опыта восприятия и ощущений предметов и явлений с помощью анализаторов.

2. Принцип индивидуализации, учитывая индивидуально – личностные особенности детей, применение дифференцированного подхода к развитию детей.

3. Принцип наглядности, имеет особую значимость для развития восприятия.

4. Мониторинг развития ребенка проводиться, как в начале года, так и в конце. Это помогает  педагогу выявить продуктивность развития восприятия в соответствии с индивидуальными способностями формирующей личности.

5. Психологическое сопровождение программы в развитии ребенка обеспечивает условие позитивного развития ребенка, его эмоциональной отзывчивости на различные воздействия, формированию конструктивных взаимоотношений.

6.Процесс восприятия и ощущения у ребенка происходит в игровой форме, что позволяет вовлекать ребенка в двигательную активность, в самовыражении своих чувств и в разрешении межличностного  конфликта.

Принципы построения взаимоотношений взрослого и ребенка в работе по данной программе:

1. Не торопить ребенка.

2.Подерживать качественно момент успеха ребенка.

3.Организация проблемных ситуаций, расширяющих каналы социализации ребенка.

4. Не фиксировать внимание на неудачу ребенка.

5. Расширение каналов социализации по принципу последовательности  «от простого к сложному»; от эмоций к чувствам. От проигрывания ситуаций с предметами -  их обследованию и вербальному выражению своих ощущений.

Большое внимание необходимо уделять работе с родителями. Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет ребенку лучше, чем родители. Лучший способ сблизиться , раскрепоститься, найти общий язык – это игра совместно с папой и мамой. Только от родителей зависит, внесет ли игра радость в дом, научит ли ребенка познавать, любить и созидать мир, будит ли у малыша светлое детство, согревающее всю его жизнь.

Работа по данной программе не возможна без тесного сотрудничества с семьей.

Цель: Установление партнерских отношений с семьей для объединения усилий по развитию и воспитанию детей.

Задачи:

1. Создание взаимоотношений общности интересов;

2. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

3. Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.

Для решения задач используются следующие формы сотрудничества с семьей:

- Анкетирование;

- Консультации по решению проблемных задач  воспитания ребенка в семье с целью поиска наиболее подходящей формы поведения ребенка;

- Обращение к опыту родителей для побуждения  к обмену опытом для потребности анализировать приемы и способы воспитания;

- Обсуждение разных точек зрения на данную проблему;

- Наглядная агитация: статьи в уголке для родителей, папки – передвижки;

- Помощь родителей в организации праздника.

- Родительские собрания

Освоение данной программы в процессе целенаправленной, последовательной, системной работы позволит сформировать у детей чувственный опыт, показатели развития которой заключается в следующем:

1. Диагностика уровней детей осуществляется на основе требований программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Диагностические методики Е.С. Демина; Н.Н. Поддьяковой; Л.Г. Петерсон.

2. Диагностика обследования детей проводиться в начале и конце учебного года, учитывая возрастные и психолого-педагогические особенности детей.

3.  Проводятся дидактические, подвижные игры, учитывая возрастные и психологические особенности детей, задачи обучения,  для  выявления чувственного опыта  детей, соответствие результатов уровня  их развития.

       4. Уровень знаний детей оценивается по трем критериям и оценкам:

* 3 – оптимальный. Ребенок самостоятельно выполняет задания и четко формулирует ответ на вопрос, характеризуется проявлением  устойчивого интереса к выполнению  задания.

* 2 – допустимый.  Ребенок с помощью педагога выполняет задания, не предлагая своих альтернатив в выполнении задания, характеризуется  проявлением интереса к выполнению задания.

* 1 – критический. Ребенок не может выполнить задание с помощью педагога, слабый интерес к выполнению задания.

Данная программа может использоваться  в практике любого  педагога  ДОУ, так как она:

  • Доступна и проста;
  • Не требует приобретение  дорогостоящего оборудования;
  • Позволяет внедрить данную программу и методические  пособия в любой учебный процесс без нарушения его структуры и продолжительности.

       Учебный план сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста

Образовательная область

Количество в месяц/год в разных возрастных группах

1 мл.гр.

2 мл.гр.

Ср.гр.

10 мин

 2 мин.

 20 мин.

В месяц

В год

В месяц

В год

В месяц

В год

Занятия

4

32

1

9

1

9

Игры, упражнения

4

32

4

36

4

36

наблюдения

20

160

20

180

20

180

экспериментирование

1

8

2

18

2

18

Уровень знаний детей оценивается по трем критериям и оценкам:

* 3 – оптимальный. Ребенок самостоятельно выполняет задания и четко формулирует ответ на вопрос, характеризуется проявлением  устойчивого интереса к выполнению  задания.

* 2 – допустимый.  Ребенок с помощью педагога выполняет задания, не предлагая своих альтернатив в выполнении задания, характеризуется  проявлением интереса к выполнению задания.

* 1 – критический. Ребенок не может выполнить задание с помощью педагога, слабый интерес к выполнению задания.

К = а/б  (а – общее количество набранных баллов; б – наибольшее количество баллов)  

3.7. Контрольно – измерительные материалы.

Зрительное восприятие

                                       

Фамилия, имя ребенка

Умение детей различать и называть цвет

Умение детей различать и показывать формы предметов

Умение детей различать и называть предметы по величине

красный

синий

желтый

зеленый

белый

черный

круг

прямоугольник

триугольник

длиный

короткий

большой

маленький

широкий

узкий

много

мало

Карта мониторинга детей первой младшей группы

Умение узнавать звуки, которые издает животное

Умение реагировать и узнавать источник звучания

Умение различать  тихий и громкий звук

Умение различать две и более звучащие игрушки

Умение двигаться под быструю и медленную музыку

Умение отхлопывать ритм песен и стихов со взрослыми

Умение различать предметы с гладкой и шараховатой поверхностью

Умение раскладывать по 2 коробочкам мягкие и твердые предметы.

Умение отыскать и показать лоскутки одинаковой ткани

Умение отыскать баночки с одинаковым запахом

Умение узнавать по запаху и вкусу фрукты и овощи

Умение проявлять интерес к рассматриванию мелких предметов и игрушек

Умение проявлять интерес к рассматриванию предметных рисунков

Умение узнавать на картинках и показывать по просьбе взрослого знакомые в быту предметы

Умение находить и показывать нужный предмет среди других предметов

Умение ребенка соотносить размер объемной фигуры с соответствующей прорезью

Умение рассматривать фотографии и показывать себя, воспитателя, детей из группы

Карта мониторинга детей второй младшей группы

Фамилия, имя ребенка

Умение различать и называть основные цвета

Умение различать и называть оттенки цветов

Умение видеть разницу в размерах двух предметов и назвать ее.

Умение различать и называть:

Умение  определять материал предмета и его свойства

Умение различать и называть качества поверхности: гладкая, пушистая, шероховатая

Умение различать и называ качества поверхности: цвет, оттенок, размер, форму

Умение обследовать предмет используя движение рук по предмету и его частям

Умение группировать однородные предметы по сенсорным признакам: величине, форме, цвету

Умение определять определять музыкальные инструменты на слух

Уровень знаний детей

По длине

Предметы имеющие углы

Предметы имеющие круглую форму

Одинаковые по форме предметы

Предметы имеющие углы

Предметы имеющие круглую форму

Умение определять материал предмета и его свойства

Умение различать и называть качества поверхности: цвет, оттенок, размер, форму

Умение, обследовать предмет, используя движения рук по предмету и его частям

Умение группировать однородные предметы по сенсорным признакам: величине, цвете, форме

Умение определять музыкальные инструменты на слух.

Уровень знаний детей

Умение различать и называть качества поверхности: гладкая, пушистая, шероховатая

Умение различать и называ качества поверхности: цвет, оттенок, размер, форму

Умение обследовать предмет используя движение рук по предмету и его частям

Умение группировать однородные предметы по сенсорным признакам: величине, форме, цвету

Умение определять определять музыкальные инструменты на слух

Уровень знаний детей

Карта мониторинга детей средней группы

Фамилия, имя ребенка

Восприятие величины

Восприятие формы

Восприятие величины

Слуховое восприятие

Слуховое восприятие

Умение называть основные цвета

Умение различать и называть оттенки цветов

Умение различать и называть оттенки

Умение различать и называть

Умение определять предметы по величине

Умение располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке

Умение  измерять расстояние между предметами условными мерками: шаг, лента, палочка и т.д.

Умение определять недостающие предметы или его части

Умение различать на слух звуки

Умение определять последовательность событий

Умение располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке

Умение  измерять расстояние между предметами условными мерками: шаг, лента, палочка и т.д.

Умение определять недостающие предметы или его части

Умение различать на слух звуки

розовый

голубой

фиолетовый

серый

оранжевый

коричневый

светлые

темные

круг

прямоугольник

овал

квадрат

треугольник

Длинный-короткий

Широкий-узкий

Ниже-выше

Толстый-тонкий

Умение определять последовательность событий

неречевые

речевые

музыкальные

неречевые

речевые

музыкальные

Фамилия, имя ребенка

Восприятие свойств предметов на основе развития обоняния

Восприятие свойств          

Предметов на основе развития осязания (тактильное ощущение)

Уровень овладения детьми

Умение различать и называть запахи предметов

Умение находить запахи с одинаковым запахом

Умение определять на вкус и обозначать ,словом вкусовые ощущения

Умение определять температурные различия и обозначать ощущения словом: теплый, холодный, горячий.

Умение определять барические ощущения

Умение различать и называть по аналогии касания предметы

Умение находить  на ощупь одинаковые предметы

Умение различать и называть фактуру материала предмета

Уровень овладения детьми

Уровень знаний в%

легкий

тяжелый

мокрый

мягкий

твердый

скользкий

вязаный

кожаный

пушистый

гладкий

ребристый

колючий

стеклянный

деревянный

железный

пластмассовый  

резиновый

гладкий

ребристый

колючий

стеклянный

деревянный

железный

пластмассовый  

резиновый

Учебно  –  методическое обеспечение.

            Сенсорный центр в группе.

Назначение центра: Развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации      сенсорных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Наименования оборудования

назначения

Виды и формы работы

Балансировочная дорожка

Координация движений. Развитие:

  • Вестибулярного аппарата;
  • Умение передвигаться по ограниченной поверхности;
  • Умение передвигаться по ориентирам;
  • Произвольного внимания, памяти.

Игра:

  • «Прогулка по четырем временам года»;
  • «Четыре стихии»
  • «по следам»
  • «С кочки на кочку»

Упражнение «Держи равновесие!»

Центр «Тактильности»

Активизация развития познавательных процессов: мышления, памяти, внимания. Координация зрительных и тактильных анализаторов.

Развитие: Мелкой моторики; Восприятия и воображения; Речи;

Игра:

  • «Найди и покажи»
  • «Найди на ощупь»
  • «Опиши предмет»

Напольные сенсорные дорожки

Развитие: Рецепторов стопы; Кинестетической чувствительности; речи, умение передавать ощущения, эмоции в речи; развитие произвольного внимания. Закаливание. Профилактика плоскостопия.

Игры – путешествия.

Игра «Кто за кем!»

Игра «Быстро – медленно»

«Рефлектор»

 Пробуждение интереса, мотивации к исследованию поверхностей. Дети получают большое удовольствие, разглядывая и трогая разноцветные блестящие части.

Игра «Найди одинаковые полоски»

Игра «Расскажи, о  своих ощущениях»

«Сенсорная панель»

 развитие тактильной чувствительности.

Игра «Расскажи о том, что чувствуют твои ручки»

Игра «Помоги кукле найти коврик»

«Деревянная сенсорная панель»

Развитие зрительного восприятия, тактильной чувствительности.

Игра «Найди одинаковые предметы»

Игра «Найди одинаковые по длине»

«Пробковый тренажер»

 Развитие тактильной чувствительности, сенсомоторное развитие, цветовосприятия.

Игра «Разложи предметы по цвету»

Игра «Подбери пробки по рисунку»

Набор тактильных шариков с поверхностью из разных материалов

Развитие:     познавательных процессов;

мелкой моторики. Активизация мышления и внимания; стимуляция тактильных анализаторов. Стимулирующие и расслабляющие воздействие.

Комплекс заданий на определение: Разнообразие поверхностей;

Твердости и мягкости;

-Видов материалов;

Тепла и холода поверхностей;

Веса

Скорости движения шариков по плоскости в зависимости от вида их поверхности и веса.

Набор геометрических тел (конус, цилиндр, куб, шар, призма, пирамида)

Развитие:

Познавательных процессов;

Мелкой моторики;

Произвольного внимания, памяти;

Активизация мыслительной деятельности.

Стимуляция тактильных анализаторов.

Комплекс заданий на определение и сравнение:

  • Формы геометрических тел;
  • Вида материалов;
  • Поверхности;
  • Движения шара, цилиндра, конуса, куба, призмы, пирамиды.

Набор «Узнай звук»

Развивает умение дифференцировать звуки, положительно влияет на развитие слуховых анализаторов.

Игры:

«Узнай по звучанию»

«Найди одинаковые предметы по звучанию»

«Мягкие подушечки»

Развитие цветовосприятия, определения геометрических форм; Снятие негативных эмоций. Саморегуляция психического состояния.

Упражнения на развитие воображения, памяти, внимания.  Упражнения на релаксацию. Игры на снятие агрессивности.

Набор «Салфетки»

Развитие цветовосприятия, тактильной чувствительности. Дыхательной гимнастики.

Сенсомоторное развитие.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Игры на развитие тактильных ощущений.

Набор Контейнеров  с разными крупами.

Сенсомоторное развитие.

Упражнение для развития мелкой моторики рук, воображения, восприятия.

Музыкальный центр.

Развития слухового восприятия.

Релаксация.

Набор дисков: классическая музыка;

Голоса природы: шум моря, голоса птиц, звуки природных явлений.

Современная эстрадная и детская музыка.

Аромонабор

Развитие обоняния. Формирование умения дифференцировать запахи. Релаксация.

Игры:

«Мой любимый запах»;

«Узнай по запаху»

Набор «Кольца» «Деревянные полоски»

Развитие цветовосприятия, глазомера.

Сенсомоторное развитие.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Дидактический материал:

Цель: Формирование представлений о геометрических формах, цвете, размере, форме. Развитие внимания, восприятия, памяти, внимания; конструктивных способностей; мелкой моторики рук, тактильных ощущений.

1. Настольно – печатные игры:   «Домино»; «Лото»

2. Конструкторы; пробки, пуговицы  различные по размеру;

3. Наборы кубиков, строительного материала.

4. Наборы:  «Мир бумаги»; «Мир ткани»

5. Тактильные сказки – набор карточек разных на ощупь.

6. Коробки разные по цвету с прорезями.

7. «Дидактические шторы»

8. Различный материал для изобразительного творчества: мел, восковые мелки, ватные палочки и диски, фломастеры, гуашь, краски, соленое тесто, глина, а также различный бросовый материал для развития детской фантазии в ручном труде.

Изготовление Пособий, тренажеров  для игр  по сенсорному развитию.

Игровые упражнения для дошкольников на развитие восприятия.

1. «Разноцветные ленты»  Ленточки разного цвета, на них завязаны узелки по счету. Ребенок перебирает узелки рукой  на ощупь. Называет количество узелков, цвет ленты, длинная - короткая.

2. «Шарики». Шарики разного размета, разной фактуры. Наполненные шарики: манкой, гречкой, крахмалом, бумагой, лоскутками и т.д.  Можно положить предметы, чтобы шарики пищали, звенели. Упражнение «Найди на ощупь парные мешочки».

3. «Салфетки». Разные салфетки по цвету и тканевой фактуре. Упражнение «Собери салфетку в ладонь». Ребенок берет платочек   за уголок, пытаясь вобрать его в кулак, не помогая второй рукой. Затем другой рукой. Далее двумя руками. Проговаривая слова: «У меня живет проглот,  все подряд проглот жует. Вот и стало у проглота брюшко, как у бегемота».

4. «Силуэты одежды». Из картона вырезать силуэты одежды и наклеить на них ткань разной фактуры. Упражнение «определи на ощупь»; «найди пару».

5. «Погремушки». В бутылки с крышками насыпать: камешки, песок, конфеты мелкие, монеты и т.д. Упражнения «сравни звуки»; «найди пару»; «Распознай, что внутри».

6. «Фасолинка». Раскрасить фасоль, горох, орех в разные цвета. Упражнения «Разложи по цвету»; «выложи фигуру»; «составь узор».

7. «Веер». Блестящую  бумагу свернуть гармошкой,  согнуть пополам, середину сгиба перевязать шнурком - получиться веер. Можно разного цвета. Использование: в играх «веером сейчас взмахну, вас в зверюшек превращу»;   артикуляционной гимнастики «вот я веер раскрываю, полной грудью я вздыхаю. А теперь я закрываю, с силой воздух выдуваю»; при рассказывании сказки «веер, веер, мой дружок, ты над нами помаши, деткам сказку покажи».

8. «Найди ящичек». Взять спичечные коробки, сверху оклеить различным материалом: бархатом, шелком, бумагой, линолеумом, вельветом и т.д.  внутрь ящичков тоже приклеить материал.

9. «Что в мешочке». Сшить мешочки разного цвета и размера. Наполнить их: горохом, фасолью, бобами, манкой, рисом, гречкой. Перебирая мешочки разложить их в ряд: по размеру, по мере увеличения размера наполнителя, определяя на ощупь.

10. «Отгадай цифру». Обратной стороной карандаша нарисовать ребенку цифру, при этом ребенок закрывает глаза и определяет цифру.

11. «Прочитай». Играющие дети  становиться  друг за другом спиной. Стоящий позади  ребенок пишет пальцем на спине партнера цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает.

12.»Поймай киску». Педагог касается мягкой игрушкой в разные части тела ребенка, а ребенка с закрытыми глазами определяет, где киска. (можно использовать колючего ежика, мокрую рыбку и т.д.)

13. «Узнай предмет по контуру». Ребенку завязывают глаза и дают вырезанную из картона фигуру, предмет. Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру и просят по памяти нарисовать ее.

14.»Откуда вода». Бутылочки с холодной, горячей и теплой водой. Картинки: прорубь в реке зимой, река летом, чайник на плите.  Соотнести картинки.

15.»шершавый коврик»правая и левая рука». Повесить у входа в группу. Подписать правая, левая. Ребенок при входе в группу прикладывает свои ладони.

16. «Шершавый коврик «перчатки». Пришить детские перчатки с разноцветными пальчиками. Подписать: мизинец, указательный, средний, безымянный, большой – на вырезанных из картона пальцах по цвету перчатки. Ребенок раскладывает пальчики и называет их.

17. «Осязательные ванны». В небольшую коробку рассыпать бобы, фасоль, горох. Упражнение «Найди на ощупь предмет». Мелкие предметы спрятать в зернах.

18. «Поляна в лесу». Сенсорная  панель  для рук. Панно со съемными деталями.  Сюжет: пенек, деревья, кусты, цветы,  ягоды, ежик, травку. Детали крепятся с помощью кнопок, крючков, застежек, липучек.

19. «Сенсорная тропа для ног». Дорожка,  на которой с помощью липучек  закрепляются разные по фактуре «кочки» мешочки из плотной ткани с разными наполнителями: тряпочки, песок, паралон, мелкие камушки и т.д.

20. «Что нам запах подскажет?». В пустые бутылки с темным стеклом поместить вещества с характерными запахами: ванилин, духи, мыло, лук, чеснок, апельсиновая корка, кофе и т.д. Научите правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки.

21. «Учимся рассматривать предмет». Учить малыша смотреть на один и тот же предмет по- разному:  через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу. С различного расстояния: из далека, вблизи, сверху вниз, снизу вверх. Например: сначала посмотрим вблизи через стекло – нарисуем предмет; затем посмотрим через целлофан; третий раз – ощупаем его с закрытыми глазами и нарисуем ит.д. Всю серю рисунков разложить на столе и попросить ребенка рассказать о своих ощущениях.

22. «Разные звуки». В коробочки от киндеров  положить разные предметы: рис, кнопки, пуговицы, сахар ит.д. Потрясти пузырек, послушать и нарисовать то, что услышал.

23. «Дотронься до лица друга». Ощупать лица друг друга с открытыми и закрытыми глазами. Попросить рассказать о том, что они почувствовали. Выплеснуть свои ощущения на листе бумаги.

24. «Пробковый тренажер». Крышку  стола раскрасить полосками разного цвета и приклеить на клей «момент» горлышки от бутылок, а пробки  подобрать по цвету полосок.

25. «Цветочки и бабочки». Сшить из материала разной фактуры цветы и бабочки.  Нашить на них пуговицы и сделать петли. Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук.

26. «Звуковое панно». На полоску Д.В.П. выложить из пластилина сюжет и украсить разным бросовым материалом.  Развитие тактильных ощущений и речи.  Например: СА-СА-СА, вот летит оса; Ло – ло - ло, вот и солнышко взошло и т.д.

27. Панно для ног «Времена года». На полосу ДВП наклеить картинки по временам года и следки из разного материала по цвету и размеру.

Список литературы.

1. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва Мозаика  - синтез 2010г.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада»  Воронеж 2007г.

3. Гербова В.В., Комарова Т.С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»  Мозаика – Синтез 2005г.

4. Демина Е.С. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ» Москва 2006г.

5. Маханева М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» Москва 2005г.

6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников Москва «Баласс» 2001г.

7. Поддьякова Н.Н., Аванесова В.Н. «Сенсорное воспитание в детском саду» Москва «Просвещение» 1981г.

8. Прохорова А.Г. «Взаимодействие с родителями в детском саду»

9. Блок статей из Интернета. Сайт ДОУ.

Приложение

Ощущение. Виды.

1.Зрительные. Цвет и свет (перепад ярости). Идут из внешнего мира.  Цвета: 1) хроматические.  2)Ахроматические – т.е.  бесцветные: черный, белый и  промежуточные оттенки серого. Чувствительнее воспринимаются глазом цвета: красный, желтый, зеленый, чем синий и фиолетовый. В  сумерках наоборот синий и фиолетовый воспринимается  чувствительнее.

2. Слуховые. Изменяются в зависимости от различных обстоятельств, с возрастом идет понижение чувствительности к высоким звукам. Это работа вестибулярного аппарата человека. В каналах внутреннего уха имеется жидкость и от положения тела, головы идет сигнал о восприятии звука.

3. Кожные. Каждый из них имеет свои рецепторы.

Делятся на:

1) тактильные. Прикосновения к чему-либо. Давление на что-либо. Рецепторы находятся на конце пальцев и языка.

2) Болевые. Ощущение боли.

3) Температурные. Тепло, холод ит.д.

4.Обонятельные. Чувствительность, ощущение запаха.

5.Вкусовые. Имеют четыре модальности: Соленое, сладкое, кислое, горькое. Остальные вкусы составляют разновидность этих модальностей.

Обонятельные и вкусовые имеют эмоциональную окраску, осознаются человеком. Исходят от внутренних органов, могут вызвать чувство дискомфорта.

Восприятие. Виды.

1. Зрительный.  Видеолисты.

2. Слуховые.  Аудиолисты.

3. Осязательные.  Кинестики.

Осуществляя личностный подход в развитии ребенка нужно учитывать способы подачи информации.

 Визуалу, зрителю – нужно больше количества наглядного материала;

для аудиолиста, слушателя – подробные словесные инструкции и устное  поощрение;

кинестетикам, деятелям – чаще выходить на телесный контакт, обнимать, гладить.

Анализаторы делятся на:

*Зрительный   *Слуховой

*Кожный    *Мышечный

Анализатор – сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, т.е. выделяет отдельные его элементы и свойства.
Восприятие – форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ (словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой).
Восприятие – это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Процесс восприятия тесно связан с речью, мышлением, памятью, представлениями.
Депривация – потеря, лишение; сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации.
Коррекция – определенная форма психолого-педагогической деятельности, т.е. совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии ребенка.
Подготовленная среда – это предметно-пространственная среда, созданная педагогом, с расположенными в ней в открытом доступе разнообразными, привлекательными и интересными для детей материалами
Сенсорный голод – ограниченность притока впечатлений.
Сенсорная культура – впервые термин ввела М.Монтессори. Это общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки; в качестве эталонов формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер.
Обоняние – вид чувствительности, пораждающий специфические ощущения запаха.
Осязание – вид чувствительности, прикосновения какого-либо предмета к поверхности кожи.
Ощущение – непосредственное чувственное восприятие свойств объективной реальности, возникающие в результате их воздействия на органы чувств и нервные центры (словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).
Ощущение – это процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности; ощущения возникают при воздействии на организм отдельных свойств предметов: запаха, вкуса, цвета, звука, двигательных стимулов.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, ограничивающийся рамками дошкольного воспитания.
Усвоить сенсорный эталон – вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное средство.

Каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Для ребенка огромное значение имеет сенсорное развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Язык - важный орган человека. Который позволяет не только различать вкус, но и ощущать физические особенности: твердое или мягкое, горячее или холодное и т. П

Рука, пальцы, ладошки ребенка - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.
В чем же разница восприятия и ощущения?

Предлагаю одному педагогу встать ко мне спиной и заложить руку за спину так, чтобы раскрытая ладонь была направлена вверх.

Условие «Не сжимая пальцев, не ощупывая пальцами, положенный на ладонь предмет, расскажи о нем». Не подглядывая. (Легкий, холодный и т.д.)

В данный момент предмет действует на один орган чувств. Это и есть ощущение.

Ощущение – это психический процесс, посредством  которого происходит отражение отдельных свойств  предмета, при воздействии предмета на ограниченное количество органов чувств.

А теперь возьмите предмет в руку, поднесите к глазам – рассмотрите, к носу – понюхайте, потрогайте на ощупь. Опишите свойства предмета: цвет, форма, запах, материал. Это и есть восприятие. Предмет действует на систему органов чувств, а не на один или два органа чувств и отражает совокупность свойств  предмета.

Восприятие – это психический процесс, посредством которого происходит отражение совокупности свойств предмета и явлений, действующий на ряд органов чувств.

Отличие в том, что при ощущение возникает чувство, а при восприятии – образ.

Взаимодействие с родителями в детском саду

Форма  общения

тема

группа

Примечание

1.

Популярные формы общения:

1)Консультации

Развитие ребенка 2-3 лет»

1 мл.гр.

Развитие правильной речи в семье и в детском саду»

«Проблемы трудного поведения детей раннего возраста и их решение»

«Какой он, мой малыш?»

«Игра – основа становления личности ребенка»

«Наказание ребенка»

2 мл.гр.

«Как устранить конфликты между детьми»

«Как научить малыша спрашивать и отвечать на детские вопросы»

«Почемучки!»

«Игры с детьми дома»

«Развитие восприятия у детей с недоразвитием речи»

Ср.гр.

«Особенности воспитания мальчиков и девочек»

«Мама, расскажи мне сказку!»

«Какие игрушки нужны вашим детям?»

2) Родительские собрания

«Чем и как занять ребенка дома?»

1 мл.гр.

«Задачи и особенности воспитания детей от 2 до 3 лет в детском саду и дома»

«Роль отца и матери в воспитании и развитии ребенка»

2 мл.гр.

«Психологические особенности ребенка 3-4 лет»

«Психолога – педагогическая характеристика и особенности детей 4 – 5 лет»

Ср.гр.

Ср.гр.

«Творчество детей»

3) Семинар - практикум

«Играем пальчиками»

2.

Досуговые формы общения детей и взрослых

Осеннее развлечение, Весенний праздник, Встреча нового года.

2 мл. гр;

Ср.гр.

В 1 мл. гр. родители не присутствуют на празднике.

3.

Активный метод общения

Анкетирование родителей по теме «Выявления уровня компетенции по вопросу сенсорного воспитания и развития детей»

1 мл.гр.

Игровые задания для домашнего общения

Ср.гр.

Воспитатель, учитель-логопед

Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей

Ср.гр.

Конкурсы тематических рисунков

Умение определять последовательность событий

Умение располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке

Умение  измерять расстояние между предметами условными мерками: шаг, лента, палочка и т.д.

Умение определять недостающие предметы или его части

Умение различать на слух звуки

неречевые

речевые

музыкальные

Фамилия, имя ребенка

Умение различать и называть основные цвета

2

2

29

0,7

1

2

30

0,7

2

2

25

0,6

2

2

30

0,7

Умение обследовать предмет используя движение рук по предмету и его частям

Умение группировать однородные предметы по сенсорным признакам: величине, форме, цвету

Умение определять определять музыкальные инструменты на слух

Умение различать и называ качества поверхности: цвет, оттенок, размер, форму

Умение обследовать предмет используя движение рук по предмету и его частям

Умение группировать однородные предметы по сенсорным признакам: величине, форме, цвету

Умение определять определять музыкальные инструменты на слух

Умение обследовать предмет используя движение рук по предмету и его частям

Умение группировать однородные предметы по сенсорным признакам: величине, форме, цвету

Умение определять определять музыкальные инструменты на слух


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие нравственных качеств у детей младшего и среднего возраста через игру"

Важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают дошкольный возраст. Доказательством этому является достаточно большое количество работ, п...

Воспитание креативности у детей младшего и среднего возраста через нетрадиционные формы художественно-эстетического развития.

Воспитание креативности у детей младшего и среднего возраста  через нетрадиционные формы художественно-эстетического  развития....

Формирование этических представлений у детей младшего и среднего возраста, через сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры дадут ребёнку возможность эмоционально пережить последствия соблюдения или нарушения норм общественного поведения, а также помогут воспитанию культурно-гигиенических навыков и фор...

Протокол обследования речевой деятельности детей младшего и среднего возраста

laquo;Протокол обследования  речевой деятельности детей младшего и среднего возраста» для первичного выявления дошкольников с нарушениями речи. В качестве дидактического материала для обсл...

Опыт работы "Приобщение детей среднего возраста к художественной литературе через проектную деятельность"

Я уверена, что именно от правильно организованного занятия, удачно подобранных методов и приемов работы с книгой зависит успех формирования интереса к художественной литературе....

Экспериментальная деятельность для детей младшего и среднего возраста

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обога...