Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Грибкова Наталья Николаевна

Образовательные задачи:

Совершенствовать умение сравнивать предметы по ширине, увеличив их количество (до трёх);

Активизировать  детей в использовании при сравнении метода наложения и приложения, в обозначении словами результата сравнения - разные по ширине;

упражнять в различении множеств  предметов: много, мало, один.

Развивающие задачи:

Развивать умение рассуждать, делать выводы, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать  внимание, развивать наглядно - действенное мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать желание помочь, доставить радость игровым персонажам, воспитывать стремление добиваться  лучшего результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_igralochke.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ЦД «Жемчужинка»

Конспект  занятия

по формированию элементарных

математических представлений

 в первой младшей группе «Карамельки»

Воспитатель:Грибкова Н.Н.

ГР. «Карамельки»

2012

Тема: СРАВНЕНИЕ  ПРЕДМЕТОВ ПО ШИРИНЕ

"НАУЧИМ МЫШЕК ПРЯТАТЬСЯ ОТ КОТА"

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

Образовательные задачи:

Совершенствовать умение сравнивать предметы по ширине, увеличив их количество (до трёх);

Активизировать  детей в использовании при сравнении метода наложения и приложения, в обозначении словами результата сравнения - разные по ширине;

упражнять в различении множеств  предметов: много, мало, один.

Развивающие задачи:

Развивать умение рассуждать, делать выводы, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать  внимание, развивать наглядно - действенное мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать желание помочь, доставить радость игровым персонажам, воспитывать стремление добиваться  лучшего результата.

Методические  приёмы:

1.использование динамической паузы перед занятием в виде подвижной игры;

2.загадка, художественное слово;

3.использование фонограммы;

4.сюрпризный момент;

5.вопросы к детям;

6.хоровые и индивидуальные ответы;

7.решение поисковых задач;

8.оценка и самооценка детской деятельности.

Предварительная работа:

1. ира "Зеркало" ( на умение сравнивать у кого шире-уже).

2. игра "Найди дорожку к домику"

3. чтение стихов, загадок о животных.

4. игры "Построим дом" (строитель, "Лего")

5. чтение: Л.Толстой "Рассказы для маленьких детей"  (про кошку)

6. чтение и разучивание потешек: "Уж ты котенька-коток", "Мыши водят хоровод"

7. подвижные игры: "Мышеловка", "Кот и мыши", "Мыши водят хоровод"

Материал к занятию:

Магнитофон, игрушечный кот, ворота (2 шт.),  к которым прикреплены горизонтальные полоски одинаковой длины, но разной ширины (белого цвета),  полоски по количеству  детей - 2-х размеров как на воротах (белые или цветные), фигурки мышек, вырезанные по трафарету.

Индивидуальная работа:

1. Обратить внимание на Катю, Вову, Дениса- помочь в правильном сравнении  предметов по ширине.

2. Напомнить Лизе, Владу, Никите - для чего необходимо  внимательно слушать  задания и вопросы.

3. Закреплять у Егора умение определять отношения групп  предметов по количеству (больше - меньше).

Дифференцированный  подход:

Высокий уровень - учить самостоятельно сравнивать три предмета  по ширине, пользоваться словами: широкая, самая широкая, узкая, самая узкая.

Упражнять в различении ширины, абстрагируясь от  цвета предметов.

Учить пояснять свои действия.

Средний уровень - Учить находить предмет нужной ширины из двух разных предметов, обозначать  словами: шире, уже;

По просьбе воспитателя исправлять ошибки.

Учить выполнять действия с помощью подсказки воспитателя.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Действия  воспитателя                                                       Действия  детей

Воспитатель предлагает детям

отгадать загадку:

Этот зверь живёт лишь дома,

С этим зверем все знакомы,

У него усы, как спицы,

Он, мурлыча песнь поёт.

И его боятся мыши.

Угадали?  Это- ...                                                                 Ответ детей: - Кот

Звучит фонограмма  с голосом кота:

"мяу, мяу"

Воспитатель: - Ой, дети, кто-то спрятался

за дверью, пойду посмотрю, как вы думаете,

кто там?                                                                               Дети предполагают:- Кот пришёл.

Воспитатель вносит игрушечного кота:

- Кот хочет поиграть с вами.

- Какую игру вы знаете, чтобы ему было

интересно?                                                                          Ответы детей:

                                                                                           - "Мышеловка"

                                                                                           - "Кот и мыши"

 Кот "выбирает" игру " Кот и мыши"

- Кто будет изображать кота?

- Раз, два, три, четыре, пять,                                             Дети имитируют бег мышек

Вышли мышки погулять.                                                  на носочках.

Только хитрый рыжий кот                                               "Кот" в маске-шапочке

Погулять   им не даёт.                                                       притаился, крадётся.

Хитрый кот крадётся к вам,

Мышки, мышки, по домам!                                               Убегают "домой"  

Игра "Закрой двери в домиках"

Воспитатель:

- А у нас и настоящие домики для

мышек есть, посмотрите.                                                Дети садятся за столы. У

                                                                                           каждого по картонному  

                                                                                           домику с прорезью для

                                                                                           двери и по набору

                                                                                           дверей  (высокий уровень  – 3двери:  

                                                                                           узкая, широкая, самая  широкая);  

                                                                                           средний уровень - 2 двери:

                                                                                           узкая и широкая.  

Воспитатель предлагает детям картонные

фигурки мышек.

- Мышки вышли из домиков погулять,

когда появится кот, вы должны сказать:

- Хитрый кот крадётся к вам,

  Мышки, мышки, по домам!                                         Дети играют первый раз, не

                                                                                        используя двери.

Воспитатель:

- Коту удалось поймать мышек (эту, эту...)

- Как помочь мышкам спрятаться, чтобы их

кот не достал, ведь у него на лапках  

острые коготки?                                                           - нужна дверь к домику.  

- У вас есть двери к домику,

какие они? (наводящий вопрос:

одинаковые двери или разные?)                                  - Разные по ширине.

-Как найти нужную дверь?                                          - Нужно сравнить.

-Как будете сравнивать дверь с

дверным проёмом?                                                      - Нужно наложить дверь на

                                                                                     дверной проём. Дети сравнивают  

                                                                                     двери, используя метод наложения.

Воспитатель спрашивает первую

подгруппу детей (высокий уровень):

- Какие у вас двери?                                                  Примерные  ответы:

                                                                                   - Узкая, широкая, самая широкая.

                                                                                   - Широкая, узкая, самая узкая  

                                                                             (индивидуальные ответы и показ детей)

Воспитатель спрашивает вторую подгруппу

детей (средний уровень):

- Какие у вас двери?                                                 - Узкая и широкая  

                                                                              (индивидуальные и хоровые ответы)

-Какую дверь нужно взять?                                      -Широкую (вторая подгруппа)

                                                                                - средней ширины (первая подгруппа)

Воспитатель предлагает поиграть ещё раз,

быть внимательными, потому что двери

разные по ширине.                                                  Дети ирают, "прячут" мышек,

                                                                                 "закрывают" дверь.

Воспитатель оценивает выполненное задание и

спрашивает детей:

- А если бы вы взяли узкую дверь, что могло

бы случиться?                                                         Примерные ответы: - Если дверь

                                                                                 шире, то её нельзя закрыть.

                                                                                 - Если дверь уже, то была бы щель и

                                                                                кот острыми коготками может

                                                                                поймать мышку.

Воспитатель говорит:

- Кот ушёл . А если кот застанет мышек

далеко от дома, что же им делать?                         - Убежать, уехать на машине и т.д.

-Давйте теперь научим мышек ездить на машинах.         -Давайте.

Проводится игра "Цветные автомобили"

(видоизменённая).

- Мы станем машинами и будем катать мышек.

У машины будет свой номер, номера разные

по ширине.                                                                     Дети получают от воспитателя

                                                                                      "номер машины" (бумажная

                                                                                       полоска широкая или узкая -

                                                                                       высокий уровень - цветная,

                                                                                       средний уровень - белая)

Воспитатель:

- Когда я скажу слова: "Машины. в гараж!"

Каждая машина должна найти, свой гараж

(ворота) с таким же номером ("номер" на воротах

белого цвета)

- Если номера совпадают по ширине, можно

"въезжать". Для этого надо приложить номер к

номеру. Покажите,  как                                                  Индивидуальный показ

Во время выполнения задания воспитатель

спрашивает:  

- Какие номера по ширине?                                           - Узкие

                                                                                       - Широкие (индивидуальные ответы)

                                                                                       - Одинаковые

                                                                                       - Разные (хоровые и

индивидуальные ответы)

Игра повторяется 2 раза

После игры воспитатель спрашивает:

- Сколько у нас мышек?                                                - Много мышек

- Сколько гаражей?                                                       - Мало гаражей

- Сколько машин?                                                         - Много машин (хоровые и  

                                                                                        индивидуальные ответы)

Воспитатель подводит итог  занятия:

- Молодцы, вы были сегодня внимательными,

сумели спрятать мышек в домики, нашли дверь

правильной ширины, научились ставить

машину в гараж.

Воспитатель акцентирует внимание на успехах

каждого ребёнка:

- Лиза сегодня была внимательна, первая заметила

кота и предупредила мышек.

- Катя сегодня очень старалась - сравнивала,

подойдёт ли  дверь  в дверной проём.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой/

2. Новикова В.П. Математика в детском саду. - М., 2000, с. 63.

3. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М., 1997, с. 24.

4. Журнал "Дошкольное воспитание".

5. Кочемасова Е.Е., Игралочка. - М., 1990, с. 27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Конспект НОД по формированию математических представлений. Тема:"Представление о преобразованиях,изменяющих и сохраняющих количество. Действие сложение."

Материал представлен в занимательной форме,есть игровые,логические упражнения,проблемные ситуации,рисунки-схемы для придумывания историй действия сложения....

«Формирование количественных представлений, представлений о составе числа, числовой прямой у детей с речевыми нарушениями посредством использования дидактических игр в образовательной области «Познание».

Методическая разработка раздела образовательной программы «Формирование элементарных математических представлений. Количество»  («Программа обучения и воспитания в детском саду под ред. М.А. Васи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧИСЛЕ. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. ДОЧИСЛОВОЙ ЭТАП И ОБУЧЕНИЕ СЧЕТУ.

Методика формирования количественных представлений во 2 младшей группе. Обучении сравнению групп предметов по ознакомлению с понятиями равенства и неравенства....

Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.

Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...

Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.

Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...