Организованная совместная образовательная деятельность с детьми группы общеразвивающей направленности первого и второго года обучения. "Космическое путешествие"
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Сапунова-Домбровская Марта Александровна

Цель: 1. Формирование познавательных интересов и способностей у детей, умение решать задачи на упорядочивание и классификацию объектов на основе сенсорных эталонов. 2. Умение соблюдать основные нормы и правила поведения, устанавливать положительные взаимоотношения в совместной деятельности, умение отвечать на вопросы. используя разнообразные формулировки. 3. Высказывать предположения, обобщения, делать выводы. 4. Умение работать в команде. Интеграция образовательных областей: - Познание (формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора); - Социализация; - Коммуникация. Виды детской деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная. Основные задачи: 1. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, развивать элементарные математические качества и представления, через экспериментирование и практическую деятельность выявлять свойства воздуха, делать выводы. 2. Уметь оперировать числами в пределах первого десятка, упорядочивать и классифицировать геометрические фигуры. 3. Устанавливать взаимосвязь между целыми и частями, устанавливать причинно-следственные связи. Формы и методы: Словесный: беседа, пояснения, вопросы, указания, индивидуальные ответы детей; Наглядный: использование карточек, блоков Дьенеша, алгоритм-схема, пиктограммы, цифры; Игровой: дидактические игры, танцы; Практический: работа с демонстрационным и раздаточным материалом, поощрения и анализ занятия; Технический: магнитофон, аудиозапись; Материал к занятию: Карточки с изображением геометрических фигур, карточки с условными значками (символами), макеты планет, изображение ракеты. Карточки с цифрами от 1 до 10, веера, маракасы, вертушки, блоки Дьенеша, контейнер с песком, вода, лейки, карандаши, планеты с цифрами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_na_nsportal.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная совместна образовательная деятельность с детьми группы общеразвивающей направленности первого и второго года обучения. "Космическое путешествие"

Цель

1. Формирование познавательных интересов и способностей у детей, умение решать задачи на упорядочивание и классификацию объектов на основе сенсорных эталонов.

2. Умение соблюдать основные нормы и правила поведения, устанавливать положительные взаимоотношения в совместной деятельности, умение отвечать на вопросы. используя разнообразные формулировки. 

3. Высказывать предположения, обобщения, делать выводы.

4. Умение работать в команде.

Интеграция образовательных областей:

- Познание (формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора); 

- Социализация;

- Коммуникация.

Виды детской деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Основные задачи: 

  1. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, развивать элементарные математические качества и представления, через экспериментирование и практическую деятельность выявлять свойства воздуха, делать выводы.
  2. Уметь оперировать числами в пределах первого десятка, упорядочивать и классифицировать геометрические фигуры.
  3. Устанавливать взаимосвязь между целыми и частями, устанавливать причинно-следственные связи.

Формы и методы:

Словесный: беседа, пояснения, вопросы, указания, индивидуальные ответы детей;

Наглядный: использование карточек, блоков Дьенеша, алгоритм-схема, пиктограммы, цифры;

Игровой: дидактические игры, танцы;

Практический: работа с демонстрационным и раздаточным материалом, поощрения и анализ занятия;

Технический: магнитофон, аудиозапись;

Материал к занятию:

Карточки с изображением геометрических фигур, карточки с условными значками (символами), макеты планет, изображение ракеты.

Карточки с цифрами от 1 до 10, веера, маракасы, вертушки, блоки Дьенеша, контейнер с песком, вода, лейки, карандаши, планеты с цифрами.

 Ход занятия:

Организация: дети заходят в группу и встают полукругом у магнитно-маркерной доски.

В: Здравствуйте ребята! Представляете, пока вас не было, наш детский сад посетили пришельцы с другой планеты. И оставили для вас загадку! Это зашифрованное слово. Давайте его отгадаем!

Д: Да!

В: Чтобы прочитать слово нам надо отыскать буквы. А буквы наши гости спрятали на космических планетах. Мы сможем отыскать буквы, если правильно выполним задания. Вы готовы со мной отправиться в путешествие за буквами?

Д: Да!

В: Итак, нам предстоит космическое путешествие, а на чем можно полететь в космос?

Д: На ракете, самолете, воздушном шаре…

В: Мы отправимся в путешествие на ракете, только сначала мы ее построим (дети берут модули и строят ракету в определенной последовательности)

В: Наша ракета готова! Занимаем места, и в путь!

В: 

Мы ракету смастерили,

К планетам путь себе открыли!

Физкультминутка «Космонавт».
Раз-два, стоит ракета. (поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до Солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берутся руками за щеки, качают головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут).

Первая планета «Цифрия»

В: Ребята! Мы прилетели на нашу первую планету, а называется она – «Цифрия». И здесь нас ждут задания.

Задание 1.

Здесь находятся необычные дома, в них живут цифры. На каждом этаже живут соседи – числа, при сложении цифр у вас получится № дома. Заселите домики цифрами.

Задание 2.

В: а на этих листах разбросаны цифры, соедините их по порядку и у вас получится рисунок (рабочие листы – дети соединяют цифры и получается рисунок: ракета, звезда, флажок, ваза).

Задание 3.

Найди себе пару под музыку. Игра « Наоборот».

В: Что у вас получилось?

Д: Дом высокий-дом низкий,…

Задание 4.

В: Ребята, это последнее задание на планете «Цифрия». И чтобы мы могли добраться до конверта с первой буквой, вам нужно выложить извилистую дорожку из этих ковриков. С некоторых

1.Мы ракету смастерили

Космонавта посадили

Только чтобы не грустил

Сел к нему еще один

А теперь ответь мне с лету

Сколько их готово к взлету?

2.Пять лунатиков сидели на луне

Двое лунатиков свалились во сне

Сколько лунатиков осталось на луне?

3.С неба звездочка упала

В гости к детям забежала

Три кричат во след за ней:

« Не забудь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало

С неба звездного упало?

В: Ура мы добрались до нашей первой буквы! Достаем букву из конверта и отправляемся дальше.

Занимайте места в ракете!

Сели в быструю ракету

И помчались на планету.

Вторая планета «Воздух»

Задание 1.

В:

На планете невидимка,

Не увидишь на картинке

Кто он? Можешь угадать?

Всем он нужен, чтоб дышать!

Д: Это воздух!

В: А где находится воздух?

Д: Им наполнена наша группа, он есть на улице,…он живет везде…

В: Хотите воздух увидеть?

Д: Да!

Воспитатель предлагает детям подуть через трубочку в стакан с водой. – Что вы увидели?

Д: Пузырьки с воздухом! 

В: Воздух не имеет собственного запаха, но может распространять запахи других предметов.

(дети нюхают аромамасла (цитрус, хвоя, мята))

В: Что вы почувствовали?

Д: Дети называют запахи.

В: Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер?

Д: Сильный, слабый

Воспитатель предлагает взять вертушки и поиграть в ветерок; Двигаемся быстро – двигаемся меделнно!

(воспитатель передает силу ветра маракасами)

В: При каком ветре у вас сильнее крутилась вертушка? При каком медленнее?

Д: Вывод – при сильном ветре вертушка крутилась быстрее…

В: Воздух не слышим! Но он передает звуки предметов. Какие звуки спрятались за ширмой?

Игра «Угадайте звуки». (Дети располагаются вокруг ширмы, сидя на ковре)

В: Какие звуки вы слышали?

Д: Шуршал фантик, шелестели страницы, пересыпались камушки, открывалась пробка, лопнул шар.

В: Все задания выполнены, достаем букву из конверта.

Чтоб оказаться на новой планете

Занимай места в ракете!

Третья планета «Веселых человечков».

В: На планете веселых человечков можно играть, веселиться, танцевать. Сыграем в игру «Кулачок»!

-Братец, принеси дрова!

-Заболела голова!

-Средний, ты наколешь дров?

-Я сегодня не здоров!

-Ну, а ты натопишь печку?

-Ох, болит мое сердечко!

-Ты, меньшой, свари обед!

-У меня силенок нет!

-Что же, сделаю все сам,

-Но обеда вам не дам!

-Голодать готовы?

-Мы уже здоровы!

В: Жители этой планеты очень любят танцевать и приглашают вас на танец (пиктограммы на движения).

В: А для того чтобы добыть следующую букву – человечки загадали нам загадки про части тела:

  1. Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою-

Я с радостью белым зверям отдаю.

(губы, зубы. рот)

  1. Пять братьев-

      Годами равные,

      Ростом разные

      (пальцы)

  1. Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны

Нашей Оле ….

(ручки)

     

В: Мы повеселились и отдохнули, достаем следующую букву.

Занимайте места в ракете!

На ракете прост наш взлет

Отправляемся в полет!

Четвертая планета «Песка»

В: Угадайте по звуку, что это за планета (детям даются в руки запечатанные банки с песком).

Д: В банке находится песок.

В: Какая это планета?

Д: Это планета песка.

В: А что можно делать с песком?

Д: Сыпать, делать куличи, рисовать, оставлять следы,…

В: Правильно. Наше первое задание на этой планете – изучить свойства песка!

В: Но сначала мы должны запомнить несколько важных правил при работе с песком:

Правило 1

Кидать песок друг в друга нельзя!

Правило 2

Когда мы трогаем песок наши ручки пачкаются, поэтому нельзя брать руки в рот, тереть нос и глаза.

Правило 3

Песок нужно брать аккуратно (не рассыпая его)

В: А теперь когда мы выучили несложные, но очень важные правила – давайте посмотрим на наш песочек, какой он, ребята?

Д: Мелкий, сухой, светлый

В: Ребята, а нам тяжело держать песчинки в руках?

Д: Нет

В: Значит песчинки легкие.

Давайте попробуем пересыпать песчинки из ладошки в ладошку (дети пересыпают)

В: Какой он сухой песочек?

Д: Сыпучий.

Физкультминутка.

В: Ребята, а давайте мы тоже превратимся в такие же легкие песчинки.

Вокруг себя повернитесь, в песчинки превратитесь!

Дети кружатся и садятся на ковер.

В: Ой, как много песка получилось! А теперь подул сильный ветер и все наши песчинки разлетелись!

(под музыку дети разбегаются, имитируя движение песчинок)

В: А теперь вы покружитесь и в ребяток превратитесь!

В: Давайте, попробуем пальчиками походить по песочку, посмотрите какие следы остаются на песочке? Попробуйте что-нибудь нарисовать.

В: На этой планете вчера был сильный ветер и все домики раздуло. Жители планеты песка попросили построить для них новые песочные домики, вы согласны им помочь?

Д: Да!

В: Давайте попробуем из песка слепить домик. Что у нас получается?

Д: Песок рассыпается

В: Можем ли мы строить из сухого песка?

Д: Нет

В: Что нужно сделать с песком, чтобы он держал форму?

Д: Намочить его

В: Давайте попробуем!

(дети с воспитателем вместе поливают песок из леечки)

В: Какой теперь стал наш песочек?

Д: (трогают песочек) Он стал мокрый!

В: А он такой же сыпучий?

Д: Нет

В: А из мокрого песка мы можем что-нибудь построить? Давайте попробуем. Ну вот, теперь мы можем взять совочки и формочки и построить новые домики для человечков с планеты песка! Человечки тут живут небольшие, поэтому домики мы тоже будем строить небольшие.

(дети сооружают постройки)

В: А теперь ребята посмотрите, какие замечательные домики у нас получились! Вы молодцы.

(вытираем руки влажными салфетками)

Теперь песочные человечки обещают отдать нам нашу следующую букву. Но у них есть одно условие – вы должны рассказать им все, что вы запомнили о песке. Давайте вместе вспомним, какой он песок?

В: Ура, мы получили нашу следующую букву и готовы отправляться дальше!

Занимай места в ракете

Раз, два, три

Снова полетели мы!

Пятая планета «Геометрических фигур»

Задание 1. «Отгадай загадки про геометрические фигуры» ( дети выкладывают ответы веревочкой

Задание 2. «Блоки Дьенеша».

В: На этой планете живут Круглик и Угольник. Они обращаются к нам за помощью – помогите построить им дом, у них перепутались детали. Поможем?

Д: Да!

В: Правильно выбрать детали вам помогут карточки.

Игра «Блоки Дьенеша» (Дети делятся на 2 команды, каждая команда отбирает нужные детали и строит дом по схеме. Воспитатель предлагает построить дому забор из квадратов.

В: Жители нашей последней планеты Круглик и Угольник очень рады своим новым домам. Но вот они почему – то расстроены. Они очень любят гулять и играть, но около их домиков нет специальной площадки для игр.

Ребята! Я предлагаю вам помочь им и построить для них площадки, где они смогут играть и веселиться. Согласны?

Д: Да!

Игра «Архитекторы» 

Описание игры:

Детям предлагается разработать проект детской площадки

• выбрать необходимый строительный материал

• построить объекты детской площадки

Выбор строительного материала в строгом соответствии с правилами (по алгоритму №1 или по алгоритму № 2).

Как выбрать строительный материал?

Давайте вместе сделаем это, пользуясь алгоритмом № 1.

Берем любой блок. Пусть это будет, например, синий большой толстый треугольный блок. Слово «начало» подсказывает нам откуда начинать путь (движение по блок схеме).

В ромбе вопрос: «красный наш блок?» – Нет. Двигаемся вправо. Во втором ромбе вопрос: «круглый наш блок?» – Нет и попадаем на конец блок-схемы.

Наш блок может быть использован при строительстве.

Возьмем красный большой тонкий круглый блок. На вопрос “красный?” Отвечаем “да” и двигаемся влево. По правилу красный цвет меняем на синий и уже с синим блоком возвращаемся к началу. На вопрос “красный?” Отвечаем “нет” и двигаемся вправо. На вопрос “круглый?” Отвечаем “да” и затем изменим круглую форму на квадратную. Таким образом к концу наш блок будет синим квадратным большим тонким. Таким образом весь наш строительный материал будет, т.е. некрасным и некруглым (размер и толщина роли не играют). Можно приступать к строительству. Приветствуются самые смелые проекты.Самые смелые могут приступать к более сложному выбору материала, используя алгоритм № 2.

В: Нашим друзьям Круглику и угольнику очень понравились площадки, которые вы для них построили и в подарок они дарят нам нашу последнюю букву!

Нам пора возвращаться домой.

 Занимайте места в ракете.

Мы с полета возвратимся

И на Землю приземлимся.

Окончание путешествия.

Дети расставляют буквы на магнитной доске в определенном порядке и читают слово (на обратной стороне буквы стоит цифра, которая должна соответствовать своему числу)

 В: Наше путешествие закончилось, вы были настоящими космонавтами: внимательными, умными, быстрыми, дружными. На память о нашем совместном космическом путешествии я дарю вам маленькие «планетки» (подарки детям)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная совместная образовательная деятельность с детьми группы общеразвивающей направленности первого и второго года обучения «Овощи и фрукты»

Цель мероприятия·        Закрепить знания детей об овощах и фруктах·        Поощрять к высказываниям, активизировать речьОбразоват...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Конспект занятия по познавательному развитию "Как дикие животные готовятся к зиме"...

Образовательная деятельность с детьми группы компенсирующей направленности первого и второго года обучения. Тема: «Загадки Петербурга»

Развивать познавательные процессы; стимулировать мыслительную активность детей. Закрепление математических знаний и умений, конструктивного мышления посредством игры - путешествия, используя палочки К...