Конспект совместной образовательной деятельности с детьми группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Белянина Валентина Юрьевна

Конспект занятия по познавательному развитию "Как дикие животные готовятся к зиме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_kak_dikie_zhivotnye_gotovyatsya_k_zime.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

                       

             

Конспект

совместной деятельности по познавательному развитию

в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

на тему

«Как  дикие животные готовятся к зиме

г. Кузнецк

2019г

Цель: воспитание у детей познавательного интереса к живому.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Задачи:

Познавательное развитие: Расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об их поведении осенью, как готовятся к зиме. Вырабатывать умение находить правильный ответ.

Речевое развитие: Развивать связную речь,  умение отвечать на вопросы полными предложениями.

Социально-коммуникативное развитие: Развивать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе познавательной деятельности. Развивать интерес к жизни животных. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание оказывать помощь животным. 

Художественно-эстетическое развитие: Развивать эстетическое восприятие  образа животных

Физическое развитие: Формировать  координацию движений.

Предварительная работа:

чтение стихов, художественной литературы и загадок о животных, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Кто что ест?» «Сложи животное из частей» Опыт «Летом серый, зимой белый».

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, картинки животных, след лося.

Словарь: дупло, берлога, логово, нора,  шерсть, подшёрсток,  линяет, впадает в спячку.

Ход  непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: (на ковре)

Холод, ветер на дворе, 
Руки мерзнут в ноябре. 
Осень поздняя несет: 
 Первый снег и первый лед.

Воспитатель:  Сейчас у нас какое время года?

Дети:  поздняя осень.

 Воспитатель: Правильно это поздняя осень. А после осени, какое время года наступит?

Дети:  Зима.

Воспитатель: Люди готовятся к зиме. Как?

Дети:  Мы одеваем тёплые вещи, делаем на зиму заготовки, утепляем свои дома.

Воспитатель: Ребята,  а  вы  знаете,  что  звери,  живущие  в лесах,  тоже готовятся   к  зиме.  Желаете  отправиться в путешествие по лесу?

Дети: Да.

Воспитатель: Но перед этим  вспомним, как надо вести себя в лесу, чтобы не распугать зверей.

Дети: Тихо, не кричать.

Воспитатель: Какую  одежду  мы  наденем,  чтобы  не  замерзнуть?  

Дети: Тёплые шапки,  куртки, варежки, шарфики и т.д. 
Воспитатель: Правильно, начинаем одеваться. 


Новые сапожки наденем мы на ножки. (Ногу вперед на пятку - "показать сапожки") 
Теплый шарф завяжем (Руки перекрестно к шее) 
И зиме мы скажем: (Поворачивание из стороны в сторону) 
"Здравствуй, зимушка-зима, (Вытянуть руки вперед, развести в стороны) 
Не боимся мы тебя!" (Прыжки на двух ногах с хлопками). 

Воспитатель: Молодцы, К путешествию готовы! Тогда отправляемся! Нам нужно пройти через лес, а в лесу пенёчки, через них мы будем перешагивать (проходят между кубиками, переступая через них, и проходят на свои места). 
- Вот  мы с вами в лесу. (2
 слайд)

 Мы не будем шуметь, чтобы не напугать животных.

Ребята, но что-то никого из жителей леса не видно? Все готовятся к зиме.

3 слайд. К зиме мех зверей  становится гуще, у них вырастает густой зимний подшёрсток, он становится пушистее и лучше согревает их в холодное время.

4 слайд. Посмотрите, кто -  то спрятался под кустиками?

Дети: Спрятался зайчик.  

Воспитатель: Как заяц готовится к зиме?

Осенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. Интересно он это делает, поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы  по быстрее избавиться от летней шерстки. Сначала белеет хвост, потом – задние ноги, затем спина, уши, но не до самых кончиков: они у косого остаются чёрными. Поменял зайка шубку – значит, к зиме готов!

Воспитатель: А зачем зайцу шубу менять?

Дети: Зимняя шубка его спрячет и от лисы, и от волка!

5 слайд. Воспитатель: У зайца нет дома. Днем заяц спит в снежной ямке, ночью еду добывает. В большие морозы зарывается в сугроб – так теплее.

Что ест заяц?

Дети:  Обгладывает кору деревьев, грызёт тонкие веточки.

Воспитатель: Кто  зимой впадает в спячку?
6 слайд. Дети: медведь
Воспитатель: Чем медведь питался летом и осенью? 
Дети: ягодами, грибами, муравьями, рыбой.
Воспитатель: Он нагуливает жир. Где спит медведь?
7 слайд. Дети: в берлоге
Воспитатель: Он её устраивает под корнями вывороченного дерева, в сухом месте натаскает молодых елочек, которые вырвал с корнем, мха, хвороста. 
Перед тем, как лечь в берлогу и уснуть, мишка путает свои следы, чтобы никто его не нашел. Он ходит по лесу петлями, шагает по бурелому, по деревьям, чтобы скрыть свои следы. Если кто-то рядом есть, то медведь ни за что не пойдет в свою берлогу! Будет ждать, когда все уйдут и  будет путать свои следы! Медведь ложится спать еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. Интересно, что медведи ложатся спать головой к югу.

Воспитатель: А кто ещё ложиться в спячку?

Дети: Ежи.

8 слайд. Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Как часто мы видим в мультфильмах радостного ежика, несущего грибы на своих иголках. Но на самом деле ежик готовится к зиме совсем по-другомуОсенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик нанизывает себе на спину листики (свернётся клубочком и катается по листьям), а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик – носит в него мох и листья. Из мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму.

А чем будет питаться зимой ёж?

Дети: Он спит клубочком, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать. 

Воспитатель: Смотрите, а с веточки  на ветку кто- то прыгает. Кто это?

Зверька узнаем мы с тобой

     По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом.

Дети:  Белка. (9 слайд)

Воспитатель: Как белка готовится к зиме?

Дети: ответ.

Воспитатель: А на этом дереве у нее домик – дупло. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано сухими листьями, травой, мхом, белке там тепло. Она сворачивается клубочком и спит. Но если дупла нет, то белка строит себе гнездо. Это шар из веточек и кусочков коры с одним входом. Внутри гнезда белочка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее. В сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув вход мхом. Гнездо белка строит очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался. Нос закрывают хвостом. Зачем? 
     Дети: Чтобы не замерзнуть.

Воспитатель: Чем зимой белка будет питаться?

Дети: Белка делает запасы. Она грибы сушит на ветках, орехи прячет под корнями деревьев.

Воспитатель: Если вам попадется такая кладовая, не трогайте, белке она нужнее.

 А мы с вами отправляемся дальше, вдоль лесной речушки. (Дети встают и обходят « речку»).

 И кого мы видим на реке?

Слайд 10. Дети: Бобра.

Воспитатель: Бобр – удивительное животное! Его называют даже «Королем грызунов»!

Слайд 11.  У бобра хвост лопаточкой, острые зубы. Своими зубами бобр может даже перегрызть дерево! Бобры умеют плавать, а шубка у них особая – она не промокает в воде! Бобры заботятся о своей шубке и тщательно за ним ухаживают. Они расчесывают его передними лапками, зубами и коготками задних лапок. А вот спинку расчесывать им помогают другие бобры, ведь до спины самому не дотянуться! Дом бобра называется «хаткой». Бобры строят дом из веток и сучьев. Дом бобров очень прочный, ведь все веточки они скрепляют глиной, илом. В хатку можно зайти только под водой. Бобры живут семьями. Осенью у них много дел – надо подготовить к зиме плотину, отремонтировать ее, заготовить много веток и сложить их около своего домика – «хатки». Это их «еда» на зиму. «Еду» они хранят под водой около своего дома. А еды зимой им понадобится очень много! Ведь бобры зимой не спят, и им нужно есть! Зимой бобры плавают под водой и едят корни водных растений и свои осенние заготовки корма – припасенные ветки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, следы. Как, вы, думаете, чьи они?

( картинка следа)

Снегов копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. Кто это? (лось)

 12 слайд 
Лось очень сильное и умное животное. От лютой зимней стужи его спасает теплая шерсть, которая растет даже на носу. Ночью и в сильные морозы лось прячется в глубоком снегу, ноги прячет под брюхо. Зачем? 
Дети: чтобы было теплей
Воспитатель:  13 слайд.  У лося видны только голова и спина.
Кормятся лоси тонкими ветками деревьев.
В ноябре сбрасывает рога и ходит так до весны.

Воспитатель: (ребята, присядем).

 Кто мне хочет рассказать про волка? 14 слайд.

Ребёнок выходит и рассказывает про волка (про шерсть, есть ли дом, чем питается). Шерсть у волка, как и у всех зверей, отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно. Летом у волка есть «дом», который называется логово.  Зимой  волк   не спит и запасов на зиму не делает, как и лиса. Волки живут в лесу и питаются  мелкими животными (зайцами, белками), грызунами (мышами, кротами). Волк крупнее лисы и очень вынослив. Зимой очень голодно, волки собираются в стаи вместе охотятся по ночам, они  могут нападать на больших животных (лося, оленя), а днём спят на снегу. Поэтому волка и лису называют хищниками.

Воспитатель: А как лиса готовится к зиме? 15 слайд.

Воспитатель: Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Лиса очень умная, она никогда не бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а потом уже прячется в норе. Лиса – хищник, она зимой не спит и запасов на зиму не делает, как и волк. Идет тихо, неслышно. Она зимой, как в валенках, потому что отрастает у лисы на лапах густая шерсть и они не мерзнут. Где дом у лисы?
Дети: в норе
Воспитатель: Чем питается лиса?

Дети: она ловит мышей под снегом.

Воспитатель: (дети встают и проходят к столику). Предлагаю поиграть в  игру «Где чей дом?». Нужно отгадать и показать картинку.

В берлоге живет…

В норе может жить…

В хатке живет…

В дупле живет…

Под кустиком живет…

В лесу живёт….(лось)

Воспитатель: Наше путешествие по лесу подошло  к концу, нам пора вернуться в детский сад.
Вот мы узнали много интересного. Вам понравилась прогулка в лес?
Нам тепло и мы сыты, а зверям часто бывает голодно зимой. Белка не всегда находит свои запасы. Не каждый год бывает много орехов и грибов. После сильных снегопадов под снегом оказываются низкие деревца, а ветки с высоких деревьев зайцы и лоси достать не могут. Лосям трудно ходить по глубокому снегу. А значит, трудно отыскивать корм. Поэтому зверей зимой подкармливают.

Слайд 21.

 В лесу развешивают ветки деревьев, раскладывают сено, морковь, капусту. Лосям раскладывают соль (показать картинку кормушек)
Ребята, как дикие животные готовятся к зиме? Что они для этого делают? 
Дети: накапливают жир, делают запасы, надевают теплые шубы, устраивают жилища, залегают в спячку,
Воспитатель: Будем помогать животным? Молодцы! Пойдёмте и поделимся своими знаниями с нашими друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная совместная образовательная деятельность с детьми группы общеразвивающей направленности первого и второго года обучения. "Космическое путешествие"

Цель: 1. Формирование познавательных интересов и способностей у детей, умение решать задачи на упорядочивание и классификацию объектов на основе сенсорных эталонов. 2. Умение соблюдать основные нормы ...

Организованная совместная образовательная деятельность с детьми группы общеразвивающей направленности первого и второго года обучения «Овощи и фрукты»

Цель мероприятия·        Закрепить знания детей об овощах и фруктах·        Поощрять к высказываниям, активизировать речьОбразоват...