Организация образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через дополнительное образование
материал по математике (подготовительная группа) на тему

Баринова Людмила Алексеевна

Этапы кружковой работы по ознакомлению детей с математикой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №3 г.Сызрань

структурное подразделение – детский сад №60 «Елочка»

«Организация образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через дополнительное образование»

Из опыта работы воспитателя

Бариновой Людмилы Алексеевны


Организация образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через дополнительное образование (опыт работы воспитателя Бариновой)

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их  обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного  образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измеряться и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем миру свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Развитию вариативного и образованного мышления, творческих способностей детей.

Перед тем, как организовать математический кружок, провела серию дидактических игр и я заметила, что детям они интересны, они увлечены ими, спорят, находят нужные варианты. Провела социальный опрос родителей, объяснила, что детям необходимо математическое развитие. Родители дали согласие на дополнительные занятия по математике. Детей для занятия в математическом кружке подбирала по принципу индивидуального подхода. Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создание условия для активной познавательной деятельности всей детей группы и каждого ребенка в отдельности. В своей работе я учитывала следующие параметры индивидуальностей ребенка:

  • характер переключения умственных процессов;
  • уровень знаний и умений;
  • работоспособность;
  • уровень самостоятельности и активности;
  • отношение к обучению;
  • характер познавательных интересов;
  • уровень волевого развития.

Добиться успешного усвоения учебного материала позволяет использование различных методов, приемов и средств обучения. Выбор методов обучения зависит от поставленных целей и задач, возраста детей, содержания изучаемого материала и этапа занятия. И поэтому особую роль отвожу кружковой работе с целью математического развития детей.

Моя кружковая работа делится на 3 этапа.  Для детей 3-4 лет организовала математический кружок «Давайте, поиграем», целью которого является развитие простейших логических структур мышления  и математические представления.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, логических задач. Яркие развивающие игры привлекают к себе внимание детей, такие как картотеки игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Много игр было изготовлено своим руками на классификацию предметов по назначению. Например, «Четвертый лишний», «Волшебный мешок», «Геометрическое лото», «Подбери предмет» и многие другие. Математическое содержание работы стараюсь направлять на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для развития воображения, конструктивного мышления, умения доводить начатое до конца использую серию игр: «Сложи квадрат», «Сложи круг». Развивать у детей память, внимание, логическое мышление, сенсорные и творческие способности, знакомиться с пространственными отношениями и величиной, соотносить целое и части помогают игры Воскобовича, блоки Дьенеша. Например, логические задания с блоками, как «Собери цепочку» развивает умение видеть ритмическую последовательность действий, способности выделить несколько признаков (цвет, форму, размер).

Родителей очень заинтересовала работа с логическими блоками Дьенеша, и я провела для них консультацию по этой теме, а также семинар-практикум по пособию «Давайте, поиграем», где рассказала о необходимости создать домашние игротеки, какие игры приобретать и как в них играть с детьми. Родители откликнулись на мои пожелания и помогли в группе оборудовать уголок «Давайте, поиграем», куда вошли игры с математическим содержанием. Только совместными усилиями в работе детского сада и семьи можно было достичь определенных результатов в развитии детей. У детей улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать.

Итогом работы кружка «Давайте, поиграем» была игра «Путешествие в лес», где дети показали свои умения различать и правильно называть фигуры (круг, квадрат, треугольник), сравнивать предмет по длине и высоте, находить сходства и различия, составлять из частей целое. Это «Путешествие» объединило в себя серию дидактических и словесных игр. Дидактическая игра «Подбери колеса к поезду» - умение различать и называть геометрические фигуры, дидактическая игра «Собери бусы» - умение устанавливать закономерности в построении бус, игра «Собери картинку» - составлять целое из частей, дидактическая игра «Сбор грибов» - закрепление знаний «один» и «много». При помощи содержательного дидактического наглядного материала все дети были активно задействованы, заинтересованы. Для себя я выделила положительные моменты: все поставленные мною задачи соответствуют возрасту детей и дети показали увеличение уровня математического развития, благодаря использованию дидактических игр.

Наступило время заняться арифметикой, т.к. детей больше стал интересовать счет. На втором этапе математического развития детей организовала кружок «Посчитай-ка», целью которого стало – продолжать формировать арифметические представления. План работы был составлен на 2 года. Первый год занимались дети в возрасте 4-5 лет, второй год – 5-6 лет.

Для работы я выбрала учебно-методическое пособие «Раз -  ступенька, два – ступенька…» Л.Г.Петерсон, Н.П,Холина, предназначенное для развития математических представлений детей и подготовке к школе.

Дети знакомились с миром чисел и величин в интересной и доступной форме. По «ступенькам» начала готовить их к успешному обучению в школе.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако, мамам, папам, бабушкам и дедушкам мы хотели бы напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно, поэтому выполнение заданий у нас начинается с предложения «Поиграем?» Ребенок должен быть уверен, что сам совершил открытие, что он сам справился с заданием.

Основными задачами математического развития являются:

  • Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
  • Увеличение объема внимания и памяти;
  • Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обогащения, классификации, аналогии);
  • Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
  • Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
  • Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
  • Формирования умений планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Ведь ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике. Однако, не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают.

А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.

Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые помогают детям лучше усваивать счет, это «Собери урожай», «Найди свой домик», «Построй дорожку к домику», «Поезд», «Назови соседей», «Точечки», «В гостях у зайки», «Цифра заблудилась», «Подбери цифру к картинке», «Магазин игрушек».

В математическом кружке «Посчитай-ка» мы с детьми учимся не только считать, но также знакомимся со свойствами предметов, пространственными отношениями: на, над, под, между, по середине, впереди, сзади, тяжелее, легче, длиннее, короче.

При знакомстве с пространственными отношениями использую д/игры «Поварята» (сравнение предметов по массе), «Забавные человечки», «Путешествие сороконожки», «Подбери тесемку к фартуку зайчика» (измерение длины), «На лесной полянке», «Волшебные домики», «Паровозик» (впереди-сзади). Очень помогают в работе над темой «Пространственные отношения» кубики Ф.Фребеля. Очень любят дети самостоятельно выполнять практические задания с линейкой, счетными палочками и на листе бумаги, в тетрадях «Изучаем математику».

С помощью счетных палочек знакомлю ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки предлагаю детям в определенной последовательности: составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек. Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.

Использую загадки математического содержания. Они оказываю неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Отгадывая загадки математического содержания, дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок – это мыслительный процесс. Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка – это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

Предлагаю детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.

Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е.основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник. (положить ее на угол стола). 3) Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)

А  также использую считалки игровые упражнения «Маляры», «Футболисты», «День-ночь», «Что изменилось», «Торопись, да не ошибись». Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

В конце года провела игру «Умники и умницы, где ребята показали свои знания в прямом и обратном счете в пределах 10, ориентировки в пространстве, решать задачи и примеры с использованием цифр и арифметических знаков: >, <, +, -, =.

Третий этап работа математического кружка – это «Занимательная геометрия».

В старшем дошкольном возрасте освоение геометрических понятий направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность и практическую вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке.

Были поставлены задачи, которые решались на протяжении всего учебного года:

  • Умение ориентироваться в простейших геометрических ситуациях;
  • Умение обнаруживать геометрические образы в окружающей обстановке;
  • Умение работать циркулем, знать его назначение и применение;
  • Развивать любознательность, познавательную активность.

Для занятий были приобретены материалы: тетрадь в клетку, простой карандаш, цветные карандаши, линейка, угольник, офицерская линейка, циркуль, счетные палочки, цветной картон, пластилин.

Знакомство с геометрией тоже проводила через игровую деятельность. На всех занятиях присутствовали сказочные герои: Карандаш, Точка и Циркуль. Вместе с ними дети путешествовали по стране «Геометрия», где знакомились с разнообразием линий, которые встречались на пути (прямые, пересекающиеся, ломаные, горизонтальные и вертикальные), познакомились с отрезком и лучом, что у угла есть вершины и стороны. Например, чтобы закрепить знания об углах провела игру «Архитекторы» (зарисовка проектов домой с разными крышами).

Когда прошли весь материал по ознакомлению с треугольниками, предложила детям на бумаге построить Город треугольников. Это значит, что все в этом городе должно иметь форму треугольников (даже листья на деревьях). Детям нравятся такие задания, есть возможность проявить свою фантазию, творческие способности. При знакомстве с циркулем дети узнали многое о круге и окружности, научились находить центр окружность, радиус. Дети свободно могут работать циркулем, рисовать с его помощью окружности разной величины, чертить несколько окружностей с одним и тем же центром, находить точки пересечения. Когда дети научились свободно пользоваться линейкой, угольником, офицерской линейкой и циркулем, мы составили геометрическую карту, при помощи которой провели игру «Путешествие по стране Геометрии»

Итогом всей проведенной мною работы по ознакомлению дошкольников с геометрией была викторина «Знатоки геометрии».

Заключение. Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

«Использование ИКТ в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при реализации дополнительной муниципальной программы «Пермячок.ру. Обучение с увлечением»

В данной статье описано использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности при реализации дополнительной муниципальной программы "Пермячок.ru. Обучение с увлечением...

«Лепбук как форма работы в организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Образовательная область социально – коммуникативное развитие (социализация)

Цель: Освоение лепбука как одной из форм работы организации образовательной деятельности в детском саду.Задачи:   Учиться принимать собственные решения, опираясь на приобретённые ЗУНы...

Мастер класс на МО воспитателей «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».

Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»....

Методическая разработка мастер- класса для музыкальных руководителей потеме: «Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через элементарное музицирование».

Методическая разработка мастер- классадля музыкальных руководителей потеме:«Развитие музыкальности  и импровизационно-творческой деятельности детей  старшего  дошкольного возраста...