«Установление соответствия между числом и цифрой. Ориентировка во времени – части суток»
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Изгородина Наталья Юрьевна

Формирование временных представлений и умения устанавливать соответствие между числом и цифрой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

 «Установление соответствия между числом и цифрой.

Ориентировка во времени –

части суток»

(Старшая группа детского сада, дети 5-6 лет)

Цели:  формировать   умение устанавливать соответствие между числом и цифрой;

продолжить формирование  временных представлений.

Задачи:

  • закреплять навыки порядкового счета, правильно отвечать на вопрос «сколько?»
  • продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;
  • продолжать учить отгадывать математические загадки;
  • закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь); о временах года, месяцах и днях недели;
  • уточнить представления детей о часах;
  • уточнить значение слов «завтрак», «обед», «ужин», познакомить со словом «циферблат»;
  • продолжать формировать пространственно-временные представления (слева, справа, вверху, внизу);
  • формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, понятия «большой», «поменьше», «самый маленький»);
  • закреплять понятия «на сколько больше», «на сколько меньше», «поровну»;
  • упражнять в построении в колонну с нужным в ней количеством человек;
  • расширять представления детей о насекомых;
  • упражнять в употреблении собирательных числительных;
  • развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, моторику, познавательный интерес, зрительное и слуховое  восприятие, память;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки;
  • способствовать формированию интереса к занятиям математикой;
  • способствовать воспитанию желания и умения действовать сообща, учить навыкам командной работы, взаимопомощи, развивать командный дух;
  • способствовать воспитанию умения доводить начатое дело до конца. 

,

Оборудование и материал:  

наборы кубиков с цифрами;  карточки с изображением различного количества фигур и предметов;  карточки с цифрами; мяч; макет часов; различные часы (настенные, настольные); иллюстрации жука, паука, бабочки; сюжетная картинка «Ужин гномов».

Ход занятия:

1.Временные представления

- Ребята, вы сегодня в детский сад пришли утром или вечером?

- Верно, утром мы приходим в детский сад. А что мы делаем вечером?

- Утро и вечер – это части суток. Какие еще части суток вы знаете?

Давайте вспомним стишок про сутки (хором):

Утро, день, вечер, ночь –

Сутки прочь!

Игра «Я начну, а ты продолжи»:

Утро – день...            День -  вечер…

День – вечер…           Ночь – утро…

Вечер – ночь…          Утро – день…

Ночь – утро…           Вечер – ночь…

2. Игра «Отгадай загадку»:

В лесу, в уютном домике маленькие гномики.

Пока читаю этот стих, дружно посчитайте их:

Сеня, Гоша и Кирилл,

Маша, Дима, Ксюша - все садятся кушать.

- Сколько гномиков в загадке?  Покажите кубик с нужной цифрой. Кто запомнил, как  зовут гномиков? Что они собираются делать?

- Мы с вами знаем, что прием пищи в разное время суток называется по-разному.

Посмотрите на картинку (сюжетная картинка «Ужин гномов»), в какое время суток гномики садятся есть? Как вы догадались, что  вечером? Как называется вечерний прием пищи? Верно, вечером ужинают. А утром? Днем?

3. Динамическая пауза: (произносится  бодро, весело)

Гномы шли-шли-шли,  (ходьба на месте)
Земляничку нашли.      
(присели и встали - «подняли «земляничку»)
Раз и два, и три, и четыре, и пять,  
(пальцы - в кулачок: открывают по порядку пальцы)
Мы начнем искать опять.  
(снова приседают на корточки)

4. Игра с мячом «Назови скорее»

Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч и отвечает.

Вопросы для игры:

Какой сегодня день недели?

Какое сейчас время года?

Какой сейчас месяц?

Сколько частей в сутках?

Какой день недели был вчера?

Какой день недели будет завтра?

4. Часы

- Как взрослые узнают, что пора вставать, пора готовить еду, пора ложиться спать…? (по часам)

- У меня есть вот такие часы. Какой они формы? (они круглые)

Рассматривание часов: большая и маленькая стрелки, цифры => понятие «циферблат».

- Маленькая стрелка указывает на то, сколько сейчас часов. Большая стрелка отсчитывает минуты. Когда большая стрелка указывает вверх, а маленькая, например, на 1. Мы говорим, что уже 1 час.

Игра «Сколько время?»

Воспитатель показывает время, перемещая маленькую стрелку (например, 3 часа), дети называют время (три часа) и показывают кубик с цифрой 3.

- Какие бывают часы? (настенные, напольные,  наручные, на улице – уличные часы и т.д.)

- Сосчитайте, сколько часов у нас в группе. Покажите кубик с нужной цифрой.

- Какой формы часы на стене? (квадратные)

- На полочках стоят часы. Какие из них самые большие? Какие поменьше? Какие самые маленькие?

- Какого цвета часы на верхней полке? На нижней? Какой формы белые часы? Какого цвета часы справа от белых? Слева от белых часов? Какие часы слева от красных?

5. Динамическая пауза. (стихотворение произносится  детьми и взрослым выразительно: сначала тихо, медленно, постепенно громкость  нарастает: кульминация – звон часов; последняя строчка проговаривается быстро)

Вышли мыши как-то раз 

Посмотреть который час. (дети изображают осторожно крадущихся мышек)

Раз, два, три, четыре,  (руки сомкнуты в замок, медленно опускаются под счет)

Мыши дернули за гири. (руки, сомкнутые в замок, резко опускаются в низ)

Тут раздался страшный звон –   (хлопок над головой)

Разбежались мыши вон. (разбегаются на свои места)

 

6.Игра «Отгадай загадки»

Предложить детям отгадать загадки, продемонстрировать им картинки с отгадками, попросить показать кубик с цифрой, соответствующей числу, которое есть в загадке. Еще раз обратить внимание на то, что у жука 6 ножек, у паука -8, у бабочки 4 крылышка.

Чёрен, да не ворон, 

Рогат, да не бык, 

Шесть ног, да все без копыт.

Летит – жужжит,

Упадет – землю роет. (Жук)

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк,

Покупайте, мухи, шелк. (Паук)

Шевелились у цветка 

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

8.

Какие фигуры изображены на карточках? Какого они цвета? Посчитайте треугольники, сколько их? Покажите кубик с цифрой 9.Сколько квадратов? Составьте число 10 из кубиков. Какие цифры использовали?

Что можно сказать про треугольники и квадраты? (квадратов больше, чем треугольников => значит треугольников меньше, чем квадратов )

На сколько больше квадратов, чем треугольников? (на 1) На сколько меньше треугольников, чем квадратов? (на 1) Что нужно сделать, чтобы треугольников и квадратов стало поровну? (добавить еще 1 треугольник)

Игра «Сосчитай и покажи»

- Перед каждым из вас лежит картинка с изображением предметов. Сосчитайте, сколько предметов изображено на вашей картинке и положите сверху кубик с такой же цифрой.

- Проверьте друг друга (работа в паре)

9. Игра с построением в колонны

На ковре выкладываются карточки с цифрами. Выбираются 4 «капитана». Каждый капитан должен собрать свою команду с количеством человек, соответствующим цифре на карточке,  и построить ее в колонну. Карточки на цифрах должны быть подобраны так, чтобы все дети были задействованы в игре.

Самоконтроль:

- Команда Маши!

Дети хором: - Нас шестеро!

- Команда Влада!

Дети хором: - Нас пятеро!

- Команда Сони!

Дети хором: - Нас четверо!

- Команда Исы!

Дети хором: - Нас семеро!

10.Итог занятия:
Было ли вам интересно? Какое задание  понравилось больше всего? (мнения детей)

- А мне больше всего понравилось, как дружно и быстро вы справлялись с такими сложными  заданиями.

Вы – МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД в старшей группе «Установление соответствия между цифрой и количеством предметов; слева, справа, посередине»

Задачи:•Учить соотносить цифру с количеством предметов, способствовать развитию зрительного внимания; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. «Познавательное развитие...

Конспект занятия ФЭМП «Установление соответствия между числом цифрой и количеством»

ФЭМП «Установление соответствия между числом цифрой и количеством»Программное содержание: Задачи:•Учить соотносить цифру с количеством предметов, способствовать развитию зрительного в...

Конспект НОД «Закрепление знаний о порядковых числительных. Счёт по образцу, установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Влево, вправо. Установление последовательности событий»

Тема: «Закрепление знаний о порядковых числительных. Счёт по образцу, установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Влево, вправо. Установление последовательности событий»...

Конспект занятия по ФЭМП «Числа и цифры 4. 5, 6; установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки» в старшей группе

Конспект занятия по ФЭМП «Числа и цифры 4. 5, 6; установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки» в старшей группе...

Конспект занятия 26 по ФЭМП в старшей группе по теме «Решение задачи на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО: Речевое развитие, физическое развитие, Социально-личностное, художественно-эстетическое.Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, изобра...