Конспект НОД по ФЭМП "В гостях у геометрических фигур"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Юрченкова Татьяна Геннадьевна

Конспект НОД, цель которого развивать представление детей о геометрических фигурах(квадрат, круг). Закреплять умение детей выделять особые признаки фигур с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность). Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mat_2.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

«Центр развития ребенка - детский сад №65 «Ивушка» г.Альметьевска»

Возрастная группа средняя

Методика дошкольного образования Развитие элементарных математических представлений

Тема занятия: «В гостях у геометрических фигур»

Используемая образовательная программа  Программа  воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.-208 с.

Предварительная работа с воспитанниками:

- Беседа о правилах поведения в кинотеатре;

- Сюжетно-ролевая игра «Кинотеатр»;

- Дидактические игры «Цвет и форма», «Подбери предмет по форме», выкладывание разных предметов из геометрических фигур (по схеме и по замыслу);

- Разучивание пальчиковой гимнастики;

- Подвижная игра «Если да - похлопаем, если нет - потопаем!»;

- Сбор и рассматривание овощей на огороде, определение их формы;

- Лепка «Овощи»;

- Рисование «Овощи на тарелке»;

- Аппликация «Заготовим на зиму помидоры»;

Дидактическое обеспечение занятия

Раздаточный: билеты - парные карточки с изображением геометрических фигур для обозначения мест в кинотеатре; наборы геометрических фигур на каждого ребёнка, блоки Дьенеша.

Демонстрационный: плакат с изображением овощей, схематическое изображение животных (зайца, медведя, лисы).

Программное содержание:

Обучающая: Продолжать учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов. Познакомить детей с кругом. Учить различать и называть круг.

Развивающая: Развивать представление детей о геометрических фигурах(квадрат, круг). Закреплять умение детей выделять особые признаки фигур с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность). Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление.

Воспитывающая: Формировать коммуникативные навыки. Воспитывать у детей исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца.

Структура занятия:

Водная часть – 2 мин

Основная часть  - 15 мин

Заключительная часть 3 мин.

Методы и приёмы:

Беседа, вопросы к детям, прыжки, показ на интерактивной доске геометрических фигур, отгадывание загадок, исполнение роли – словесное описание геометрических фигур, сравнительный эксперимент, пальчиковая гимнастика, рассматривание муляжей овощей, схематических изображений животных, дидактические игры: «Найди пару», «На что похоже», «Составь фигуру животного из геометрических форм».

Используемая литература: 

Арапова – Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по Формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: Планы занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.

 Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.-208 с.

 Вводная часть

Воспитатель: Добрый день, дети! Я очень рада вас видеть.

Дети: Добрый день! Мы тоже рады вас видеть.

Воспитатель: Вы любите сказки?

Дети: Да

Сегодня я хочу пригласить вас в кинотеатр, где вы сможете увидеть сказку «Весёлые друзья». Чтобы попасть на представление, сначала надо приобрести билет в билетной кассе. Давайте решим, как нам туда идти.

Дети: Парами, дружно, спокойно.

Воспитатель: Так не интересно, скучно. Может быть, поскачем на правой ножке? (дети соглашаются и перемещаются к столу, на котором разложены карточки с изображением геометрических фигур).

Основная часть

Воспитатель. Ребята как вы думаете, кто же работает в кассе?

Дети. Кассир.

Воспитатель. Молодцы, кассиром у нас будет Настя, а вы,  вставайте в очередь и получив билет занимайте свои места в зрительном зале (дети берут по одному билету и ищут стул, на котором лежит парная карточка).

Воспитатель: Если вы не можете найти нужное место, попросите помощи у товарищей.

Перед началом сеанса контролёр (один из детей) проверяет выполнение задания. Если место ребёнком выбрано правильно, он аплодисментами выражает своё одобрение, если нет - топает и помогает ребёнку, допустившему ошибку, найти своё место.

Воспитатель. Ребята, внимательно смотрите на экран. Быть может, вам придётся помочь героям сказки.

Жили-были весёлые друзья. А кто они, вы узнаете, если отгадаете загадки.

В ворота его не закатишь как мяч.

И он за тобою не пустится вскачь.

Четыре угла и четыре сторонки,

Похожие, точно родные сестрёнки,

Фигура знакома для многих ребят.

Его вы узнали? Ведь это…(Квадрат)

***

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я.

На медаль, на блинок,

На осиновый листок.

Вы подумайте, друзья,

И скажите, кто же я? (Круг)

Воспитатель по ходу рассказа показывает изображения предметов на интерактивной доске, по форме соответствующие разным геометрическим фигурам. Дети их называют.

Воспитатель. Квадрат жил в уютном доме (показывает изображение дома). Какой формы были стены этого дома, его крыша, окно? (ответы детей). Квадрат часто сидел на стульчике с удобным…(квадратным) сидением. Стол у него был…(квадратный). Накрывая на стол, он ставил…(квадратную) тарелку. В чай он клал…(квадратные) кусочки сахара. Очень любил он… (треугольное) печенье. Однажды кто-то постучал в дверь его дома. Вышел друг на порог и видит: стоит перед ним удивительная фигура, немного похожая на квадрат, но без углов. (Показывая  на доске круг). Стал знакомиться.

Воспитатель предлагает желающим детям исполнить роли геометрических фигур.

1-й ребёнок (берёт квадрат): А я – Квадрат, у меня четыре стороны и четыре угла. Я похож на…

Дети (хором). А ты кто?

Круг (за него говорит 2 ой ребенок): Здравствуйте друзья! Меня зовут Круг, я по форме похож на квадрат, но у меня нет углов.

Воспитатель.  Ребята, а давайте проверим есть ли углы у круга или нет (воспитатель ставит круг рядом с квадратом, накладывает круг на квадрат, дети сравнивают) Обведем геометрическую фигуру пальчиками.

Дети делают выводы: У квадрата 4 угла, а у круга их нет, круг круглый, и он катится по столу, а квадрат стоит.

Воспитатель. Дети, назовите предметы, которые по форме похожи на круг (ответы детей).

Круг. Пусти меня к себе жить.

Воспитатель. Согласился квадрат и стали они жить вместе. Каждое утро они выходили на улицу и делали зарядку. А как они её делали, я вам сейчас покажу.

Дети встают со стульчиков и делают упражнения физкультминутки.

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - прогнуться, потянуться,

Три в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять и шесть - тихо сесть.

Воспитатель. Вот однажды решили круг, квадрат отправиться на прогулку. Проказник круг убежал от него и спрятался на огороде (воспитатель ставит перед детьми плакат «огород» на котором находятся изображения овощей). Квадрат огляделся вокруг, нет круга, стал его искать. Ищет, ищет - никак найти не может. Дети, помогите фигуре найти круг. Для этого выберите овощи, которые по форме напоминают круг (дети выбирают помидор, тыкву…) Среди овощей нашел друг круга. Пошли они дальше. Через некоторое время на их пути встал дремучий лес. Из-за деревьев навстречу вышли звери. Угадайте какие?

Воспитатель показывает геометрические фигуры на интерактивной доске, на котором расположен «лес» (деревья, грибы и. т.д.), показывает карточки со схематическим изображением животных. Дети называют их и перечисляют геометрические фигуры, из которых составлены изображения.

Воспитатель (обращается к детям): Егор, какие геометрические фигуры ты видишь в изображении ежика?…медведя?…зайца?

Воспитатель. Познакомились Круг, Квадрат с лесными обитателями и решили на память сделать их портреты.

Дети садятся за столы, и, используя схемы-образцы и наборы геометрических фигур, выкладывают изображения животных. Детям, которые затрудняются выполнить задание,  предлагается выполнение задания из блоков Дьенеша по образцу.

Воспитатель. Проверьте друг у друга, похожи ли ваши животные на тех, которые изображены на картинках.

Воспитатель. Попрощались круг, квадрат, треугольник с лесными обитателями и пошли гулять по лесу. Долго - ли, коротко - ли они гуляли, но вот пришло время возвращаться домой (дети садятся на стулья, воспитатель показывает на интерактивной доске изображение с геом. фигурами около домика).

Заключительная часть.

Воспитатель. Ну, вот ребята, наша сказка закончилась. Пришло время и нам возвращаться в детский сад.

Понравилось ли вам в кинотеатре?

Ответы детей: Да

Что вы сегодня нового узнали.

Ответы детей:

С чем (кем) познакомились?

Ответы детей: познакомились с новой фигурой – круг.

Да, правильно с кругом. На следующем занятие мы с вами пойдем путешествовать с новыми друзьями по лесу, и может быть, найдем там еще одного друга. А сегодня наша прогулка вам понравилась? Вы мне тоже сегодня понравились: Кирилл, Максим - внимательно слушали и быстро отвечали на вопросы; Лиза, Юля быстрее всех выложили фигуры зверей...(обобщить положительные достижения детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "В гостях у геометрических фигур".

Закреплять знания детей о геометрических фигурах, учить различать цвета, расширять знания о признаках весны....

конспект занятия по ФЭМП в средней группе "В гостях у геометрических фигур"

- Продолжать учить детейвидеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов- закреплять представления о круге, квадрате, треугольнике- развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышле...

конспект занятия "В гостях у геометрических фигур"

laquo;Дружные фигуры»непосредственная образовательная деятельность с детьми второй младшей группы с использованием игровых технологий:...

Конспект интегрированного занятия в средней группе. « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка»

Конспект интегрированного занятия в средней группе. « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка»...