Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.
    план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

    Берсенева Елена Александровна

    Задачи:

    Образовательные:
    – Углублять представления детей о числе и счете в процессе операций с множествами. 
    – Учить различать количественный и 
    порядковый счет. Правильно отвечать на вопросы “Сколько? Который? Какой по счету?”.
    – Учить 
    детей решать арифметическую задачу, составлять выражение с помощью цифр и математических знаков, читать выражение.
    – Совершенствовать 
    знания детей о геометрических фигурах и форме предмета. 
    – Закреплять умение детей выкладывать из счетных палочек символическое изображение предметов (дом, елку, лодку).

    Развивающие:
    – Развивать мелкую моторику.
    – Развивать логическое мышление детей во время решения задач-шуток, головоломок.
    – Развивать навыки самоконтроля.

    Воспитательные:
    – Воспитывать организованность, сосредоточенность, интерес к познавательной деятельности.

    Наглядный материал: иллюстрация: зайчик из геометрических фигур; 5 конвертов разных цветов; 9 рыбок; карточки: числовой ряд от 1 до 7, математические знаки, две полоски голубого цвета (широкая и узкая).

    Раздаточный материал: счетные палочки по 10 штук и картинки с изображением различных фигур; карточки с изображением божьих коровок без пятнышек и простые карандаши; “камушки” с цифрами от 1 до 7.

    Ход образовательной деятельности:

    Воспитатель: Кто сегодня к нам пришел в гости, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

    Его обижают и звери, и птицы.
    Он каждого кустика в поле боится,
    Зимою под елкою так замерзает,
    Что летом шубейку свою не снимает.

    Дети: Зайчик

    (На мольберте выставляется картинка, на которой изображен зайчик из геометрических фигур.)

    Воспитатель: Правильно это волшебный зайчик. Почему я назвала его волшебным?

    Дети: Он из геометрических фигур.

    Воспитатель: Назовите их.

    (Дети называют геометрические фигуры: треугольник, овал, круг, прямоугольник.)

    Воспитатель: Он принес для нас конверты с заданиями по математике.

    (Письма прикрепляются на доску, а дети считают.)

    Воспитатель: Чтобы справиться со всеми заданиями нашего зайчика мы с вами проведем разминку. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них быстро ответить. Готовы?

    Игра с мячом “Ответь правильно!”

    – Какое сейчас время года?
    – Какой сейчас месяц?
    – перечислите все зимние месяцы?
    – Назови дни недели, начиная с понедельника.
    – Сколько дней в неделе?
    – Какой твой любимый день недели? Какой он по счету?
    – Сегодня среда, а завтра …?
    – Кто стоит справа от тебя?
    – Между кем ты стоишь?
    – Сейчас утро или вечер?
    – Молодцы, много вы уже знаете! Садитесь на стульчики, будем выполнять задания.

    Первое письмо:

    Воспитатель: Посмотрим это письмо, какое оно по счету? Какого цвета?

    Дети: Первое, зеленого цвета.

    (Воспитатель открывает письмо и читает задание.)

    Загадка:

    Блещет в речке чистой
    Спинкой серебристой.
    У родителей и деток
    Вся одежда из монеток. (Рыбки)

    Воспитатель: В реке играют рыбки: они плывут в разные стороны, несколько рыбок плывет вправо, а несколько рыбок плывет влево.

    (На доске воспитатель прикрепляет 7 рыбок.)

    Воспитатель: Сколько рыбок плывет влево?

    Дети: 3 рыбки.

    Воспитатель: Какой цифрой можно обозначить количество рыбок?

    Дети: Цифрой 3.

    (Ребенок ставит внизу карточку с цифрой 3.)

    Воспитатель: Сколько рыбок плывет вправо?

    Дети: 4 рыбки.

    Воспитатель: Какой цифрой обозначим количество этих рыб?

    (Другой ребенок выставляет карточку с цифрой 4.)

    Воспитатель: Где меньше рыбок, справа или слева? Соединим их попарно. Одна рыбка справа осталась лишняя, без пары. Рыбок столько же да еще одна. Поэтому слева рыбок меньше.

    Воспитатель: Теперь сравним, что меньше 3 или 4?

    Дети: 3 меньше 4.

    Воспитатель: Какой знак можно поставить?

    Дети: Знак “меньше”.

    (Один ребенок ставит между 3 и 4 карточку со знаком “меньше” и читает выражение.)

    (Запись убрать.)

    Воспитатель: Одна рыбка не стала с ними играть.

    (Воспитатель убирает одну рыбку.)

    Воспитатель: Сколько рыбок стало слева, посчитайте?

    Дети: 3 рыбки.

    (Ставим карточку с цифрой 3.)

    Воспитатель: Сколько рыбок стало справа, посчитайте?

    Дети: Тоже 3.

    (Ставим справа карточку с цифрой 3.)

    Воспитатель: Сколько стало рыбок и справа и слева?

    Дети: По три, одинаково, поровну.

    Воспитатель: Когда мы говорим “одинаково”, “поровну”, какой знак поставим?

    Дети: Знак “равно”.

    (Один ребенок ставит карточку со знаком “равно” и читает получившуюся запись.)

    2-е письмо:

    Воспитатель: Молодцы, справились с этим заданием. Следующее задание в письме, которое расположено, перед синим конвертом. Какой это конверт?

    Дети: Красный.

    (Воспитатель открывает красный конверт, читает задание.)

    Воспитатель: Зайчик предлагает нам минутку на шутку. Игра “Доскажи словечко”. Слушайте внимательно:

    Есть загадка про девицу –
    Ту, что спряталась в темницу,
    Косу, высунувши ловко,
    А девица та …(морковка)
    Вот бежит колобок,
    У него колючий бок,
    Его в руки не возьмешь,
    Потому что это … (еж)
    Есть копыта и рога
    Летом ходит на луга.
    Чтобы были все здоровы,
    Молоко дают … (коровы)
    Ловко мышку догоняет,
    Остры когти выпускает.
    Отдыхает у окошка
    И мурлычет нежно … (кошка)

    Провести физкультминутку:

    Ветер дует нам в лицо
    Закачалось деревцо.
    Ветер тише, тише, тише,
    Деревце все выше, выше, выше.

    Воспитатель: Хорошо, вы были очень внимательными.

    – Ребята, сколько писем нам принес зайчик? (5)
    – Обозначим количество писем цифрой, какую карточку возьмем?

    Дети: Карточку с цифрой 5.

    (Ребенок ставит карточку на доску.)

    Воспитатель: Сколько писем мы уже с вами прочитали? Посчитаем пустые окошки.

    (2 письма, берем карточку с цифрой 2 и ставим на доску.)

    Воспитатель: Писем стало меньше или больше?

    Дети: Писем стало меньше.

    Воспитатель: Какой знак будем использовать?

    Дети: Знак “минус”.

    (Ребенок ставит карточку с данным знаком.)

    Воспитатель: Чтобы решить пример поставим знак “равно”.

    Воспитатель: Сколько осталось нам прочитать писем? Посчитаем.

    Дети: Осталось прочитать 3 письма.

    (Ребенок ставит карточку с цифрой 3.)

    Воспитатель: Теперь прочитаем: 5 – 2 = 3 (выражение читают 2–3 ребенка).

    Третье письмо:

    Воспитатель: Открываем следующее письмо. Какое оно по счету?

    Дети: Это письмо третье по счету.

    Воспитатель: Какого оно цвета?

    Дети: Синего.

    Воспитатель: Зайчик просит нас перебраться через два препятствия: через реку и через ручеек.

    (Воспитатель обращает внимание детей на две полоски на полу: одна – узкая, а другая – широкая.)

    – Река, какая? (Широкая.)
    – Ручеек, какой? (Узкий.)
    – Как мы можем через них перебраться? (Построить мосты.)
    – Мост через реку, будет какой? (Длинный.)
    – Мост через ручеек, будет какой? (Короткий.)
    – Строить мосты мы не будем, мы найдем брод и переберемся по камушкам. Камушки надо разложить по порядку.

    (Воспитатель раздает детям “камушки с цифрами от 1 до 7 и просит детей построиться по порядку, один – два ребенка считают от 1 до 7, остальные выкладывают брод и проходят по камушкам и садятся за столы.)

    Четвертое письмо:

    Воспитатель: Теперь выполним задание из четвертого конверта, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику “Грибы”:

    Этот пальчик в лес пошел,
    Этот пальчик гриб нашел,
    Этот пальчик чистить стал,
    Этот пальчик жарить стал,
    Этот пальчик сел и съел,
    От того и потолстел.

    – Мы приготовили пальчики для того, чтобы работать со счетными палочками. У каждого из вас на столе картинка, с какой– либо фигурой, постарайтесь сложить такую же фигуру из счетных палочек.

    (Дети самостоятельно выкладывают фигуры, а воспитатель помогает, тем детям у кого не получается выполнить задание.)

    Воспитатель: Теперь нам надо помочь божьим коровкам найти свои пятнышки. Нарисуйте им столько кругов, сколько обозначает цифра в квадрате. (Детям раздать карточки с заданием.)

    Пятое письмо:

    Воспитатель: У нас осталось одно письмо. Как про него можно сказать, какое оно?

    Дети: Пятое, желтое, последнее.

    Воспитатель: В этом конверте написано, что нам надо поиграть с зайчиком.

    Игра “Что изменилось?”

    (Воспитатель ставит зайчика около стульчика и спрашивает, “где зайчик?”)

    Дети: На стуле, за стулом, слева от стула, справа от стула, под стулом, перед стулом, между стулом и воспитателем.

    Воспитатель: Нашему гостю понравилось, как вы выполнили все его задания, а какие задания он для вас приготовил, давайте вспомним. (Таким образом, подводится итог всей деятельности.) Зайчик приготовил для вас сюрприз. Но, что бы его найти, надо пройти брод обратно и убрать за собой камушки, что бы ни засорять речку. (Обратный счет.)

    (Один ребенок собирает “камушки” и считает в обратном порядке от 7 до 1, остальные проверяют.)

    Воспитатель: Встаньте спиной к реке и сделайте три шага вперед.

    (Дети идут в заданном направлении и находят коробочку с угощением.)

    МОЛОДЦЫ!

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема «Путешествие к далеким планетам».

    Занятие по формированию элементарных математических представлений с использованием современных образовательных технологий....

    Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

    Цель занятия: Формирование интереса к интеллектуальной деятельности, желания играть в игры с математическим содержанием.Конспект будет интересен воспитателям дошкольных учереждений. Формы проведения: ...

    Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

    Совершенствовать с детьми навыки прямого счета. Учить соотносить цифры с количеством предметов, решать задачи. Закреплять знания о геометрических фигурах. Правильно использовать названия частей суток....

    Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: "Путешествие в страну математики"

    Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с приоритетной областью - познавательное развитие....

    Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе общеразвивающей направленности "Счет в пределах 7"

    Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе общеразвивающей направленности "Счет в пределах 7"...