Методика формирования первичных математических представлений у детей 3,4,5-го года жизни. План.
учебно-методический материал по математике на тему

Этапы освоения математических представлений  детьми 3-го, 4-го, 5-го годов жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_no_1_-345_god_zhizni.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия № 1

Методика формирования первичных математических представлений

у детей 3,4,5-го года жизни.

План.

  1. Математическое развитие дошкольников.
  2. Этапы освоения математических представлений  детьми 3-го, 4-го, 5-го годов жизни.
  3. Свойства
  4. Отношения
  5. Сохранение количества и величин.
  6. Алгоритмы
  7. Числа и цифры

Под математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций. [  Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2008 – 284с. ]

Этапы освоения математических представлений  детьми 3-го, 4-го, 5-го годов жизни

Таблица 1

Третий год

Четвертый год

Пятый год

Свойства

Цвета: красный, синий, желтый и др. Размер предметов: большой, маленький; длинный, короткий.

Форма предметов: как мячик, как кирпичик, как квадратик.

Геометрические тела и фигуры: шар, куб, круг, квадрат.

Связи признаков в предметах по цвету и форме, форме и размеру и др.

Размер предметов: длинный/короткий, высокий/низкий, широкий/узкий, толстый/тонкий, большой/маленький.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; геометрические тела (шар, куб), их форма, цвет, размер; форма предметов (круглый, квадратный, треугольный).

Фигуры разного размера, цвета, вида относятся к определенной группе фигур (родовое обобщение: круг

Размер предметов: по длине (длинный, короткий); по высоте (высокий, низкий); по ширине (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий); по массе (тяжелый, легкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объему (большой, маленький).

Геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; шар, куб, цилиндр. Структурные элементы геометрических

Отношения

Количественные отношения групп предметов (один/много, много/мало, один/мало);

 отношения предметов по размеру (длиннее/короче, больше/меньше). Первичное представление о соответствии двух (трех, четырех) предметов по количеству (столько же); о неравенстве, о чём свидетельствует наличие предмета в одной из групп (больше/меньше).

Обобщение нескольких предметов

Отношения групп предметов по количеству: столько же, поровну, один, мало, много, больше, меньше; по размеру: длиннее/короче, шире/уже, выше/ниже, толще/тоньше, больше/меньше.

Пространственные отношения: выше/ниже (по месту расположения предмета); вверху/внизу, впереди/сзади, справа/слева, рядом, в ряд, друг за другом. Временные отношения

Отношения групп предметов: по количеству (равенство и неравенство их, выраженное числами); по размеру (длине, ширине, толщине, массе) и т.д. Последовательное увеличение (уменьшение) 3—5 предметов («Широкая, поуже, еще уже... самая узкая ленточка»).

Пространственные отношения в парных направлениях от себя, от других объектов, в движении в указанном

Сохранение количества и величин

Неизменность и обобщение количественных групп (3—5 предметов) в случае иного их расположения, различий в размере и качественных признаках.

Независимость количества, числа предметов от их расположения в пространстве, сгруппированности (на одном и том же количестве и с добавлением одного предмета, на неравных количествах).

Неизменность размеров, объема жидких и сыпучих тел, отсутствие или наличие зависимости от формы и размера сосуда.

Обобщение по размеру, числу (такие же, столько же, больше, меньше)

Алгоритмы

Последовательность выполнения игровых действий по условному знаку — стрелке, показывающей направление движения в пространстве; порядок расположения предметов, геометрических фигур

Обозначение последовательности и этапности учебно-игрового действия, зависимости порядка следования объектов символом (стрелкой). Использование простейших алгоритмов разных типов (линейных и разветвленных).

Числа и цифры

Обозначение количества числом и цифрой в пределе 5—10. Количественное и порядковое назначение числа.

Обобщение групп предметов, звуков и движений по числу («Стульев, столов по пять, их поровну; кукол и звуков по восемь»).

Связи между числом, цифрой и количеством: чем больше предметов, тем большим числом они обозначаются; сосчитывание как однородных, так и разнородных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста» (2 – 3 года)

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 муниципального образования Кореновский район      Образовательный про...

Методическая разработка Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста ( 2 – 3 года )

Актуальность проекта: Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный...

Презентация для педагогов "Развивающие игры на формирование первичных математических представлений у детей дошкольного возраста".

Презентация развивающих игр для средней группы ДОУ на  формирование первичных математических представлений у детей дошкольного возраста....

Методика формирования первичных математических представлений у детей 3,4,5-го года жизни. План.

Занятия № 1 Методика формирования первичных математических представлений у детей 3,4,5-го года жизни. План.1.     Математическое развитие дошкольников.2....

Методика формирования первичных математических представлений у детей 6-го года жизни. План.

Занятия № 2 Методика формирования первичных математических представлений у детей 6-го года жизни. План.1.     Формирование представлений о числах натурального ряда и обучение ...

Методическая разработка "Формирование сенсорно - математических представлений детей раннего возраста (2 – 3 года) "

Настоящая методическая разработка адресована воспитателям, работающим с детьми раннего возраста. Основная  задача:  помочь практическим работникам в формировании сенсорно – математичес...

Статья " Методика формирования первичных математических представлений у детей 6-го года жизни"

На шестом году жизни в процессе операций с множествами у детей углубляются представления о числе и счете, отношения между числами, формируются представления об образовании чисел до десяти. Основное, ч...