Выступление на педсовете на тему: «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»
учебно-методический материал по математике на тему

Гурина Ольга Геннадиевна

Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос.
В развитие логического мышления немаловажная роль как раз таки и принадлежит занимательным развивающим играм. Они  эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к игре, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логических игр в умственном и всестороннем развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no_5.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на тему:

«РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»

Всем известно, что для детей, а особенно для детей дошкольников, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Играя, ребёнок выучит цвета, названия фигур, название месяцев, а также многое другое.

Развивающие игры очень важны для детей. Ребенку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности. Разумеется, для ребенка от 1 года до 3 лет и для ребенка от 3 до 7 лет игры  должны быть разные, потому что действия и понятия, которые осваивают дети этих возрастов, отличаются. Например, дети от 1 до 3 лет должны научиться отличать предметы по форме, цвету, размеру. Они учатся говорить. К трем годам появляются ролевые игры. С трех и до семи уже формируется активная речь, и ребенок активно её использует для общения и познания мира – общается, задает вопросы. Он уже осознает себя частицей мира людей со всем многообразием человеческих отношений. Дети в этом возрасте активно играют в ролевые игры. Это возраст почемучек. В этот период надо особое внимание уделить развитию логического мышления ребенка.

Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос.
В развитие 
логического мышления немаловажная роль как раз таки и принадлежит занимательным развивающим играм. Они  эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к игре, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логических игр в умственном и всестороннем развитии детей.
Логические игры способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Самыми распространёнными и увлекательными играми, направленными на развитие логического мышления  являются пазлы.

Пазлы для детей – полезная развивающая игра. Пазлы - это очень интересно. Собирая пазл, у ребёнка развивается мелкая моторика, фантазия, цветовосприятие, терпение, вырабатывается наблюдательность и способность концентрировать внимание. 

Внимание - это важнейшее качество, которое необходимо для отбора нужной информации и отбрасывания лишней.

Игры на внимание помогут развить у детей очень важные качества, которые помогают в дальнейшем отлично учиться. В таких играх ребёнку предстоит найти спрятанные предметы, искать отличия между картинками, находить одинаковые предметы, подбирать пары, определять, где, чья тень. 

Детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. Здесь на помощь приходят познавательные игры, которые помогают формированию представлений об окружающем миреобучают ребёнка наблюдать и выделять свойства и признаки предметов, такие, как размер, форма, цвет, различать их, а также устанавливать взаимосвязи между ними. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы. К познавательным играм относятся всем известные настольно – печатные и дидактические игры. 

К настольным играм относятся разнообразные игры-пособия типа картинок, предметного лото, домино; тематические игры ("Где что растет", "Когда это бывает", "Кому это нужно" и др.) Эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнёров. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости. Для детей старших групп интересны настольно - печатные игры, в которых отражены явления природы, представлены разные виды транспорта ("Кто на чём ездит, плавает, летает"), действуют герои сказок ("Сказки Пушкина", "Смелые и ловкие", и др.) Эти и подобные им игры требуют от детей припоминания и применения знаний, усвоенных на занятиях, в процессе наблюдений на экскурсиях.

В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.
Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: "Узнаем, что в чудесном мешочке", "Кто в каком домике живёт" и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями.

Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у детей старшего возраста (от 4-х до 6-ти лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия.

Работая над темой «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» хочется отметить такие игры как кубики Никитина, игры Зака.

Развивающие игры Никитина и Зака исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

  1. Каждая игра  представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика (игры Никитина), схем (игры Зака).
  2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
  3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
  4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому.
  5. Постепенное возрастание трудности задач в играх  позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие, умственные способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
  6. Организуя с ребёнком игру, следует помнить, что необходимо поддерживать и одобрять все его верные попытки и никогда не порицать за ошибки и непонимание. Главное, чтобы ребёнок относился к игре, как к последовательности интересных загадок, которые приятно разгадывать.
  7. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора (игры Никитина) или в виде рисунка на листе бумаги (игры Зака), т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.
  8. Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. Содержание игр Зака составлено так, что в одних играх ребёнок будет в позиции отгадывающего, в других – проверяющего отгадки, в иных – в позиции загадывающего.
  9. Игры Никитина, Зака позволяют каждому подняться до "потолка" своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность, а также в играх Зака - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  • игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста,
  • задания-ступеньки игр Никитина, Зака всегда создают условия, опережающие развитие способностей,
  • ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи,
  • игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества,
  • играя в эти игры со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Эти пять пунктов соответствуют всем пяти основным условиям развития способностей. Именно благодаря этому игры Никитина создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта, а игры Зака для активизации развития умственной деятельности ребёнка.

В заключение хочется повторить главное. Развивающие игры для детей должны быть безопасными, интересными, в первую очередь для самого малыша, должны помогать ему развивать и закреплять полученные ранее навыки и способности, обучать чему-то новому.

И конечно, никакие игры для детей не заменят общения с родителями. Поэтому, не следует жалеть времени на то, чтобы поиграть вместе с ребенком. Поддержка и одобрение взрослого заставляет малыша стремиться к лучшему результату, прилагать больше усилий, вызывает больше положительных эмоций от игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме «Речевые игры в процессе обучения детей»

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаи...

Выступление на педсовете на тему: «Коммуникативные игры»

laquo;Есть три ошибки в общении людей: первая – это желание говорить, прежде, чем нужно; вторая – застенчивость, не говорить, когда это нужно; третья – говорить, не наблюдая за ваши...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ПО ТЕМЕ «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»

Цоль выступления - отчёт о роли народного творчества в жизни дошкольников, наши достижения и планы....

Консультация для родителей «Развивающие игры в жизни ребёнка. Как подобрать правильные игры»

Консультация для родителей «Развивающие игры в жизни ребёнка. Как подобрать правильные игры»...

Роль развивающей игры в жизни ребёнка

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В процессе игры происходит становление и развитие всех важнейших психических процессов: речи, памяти, мышления, воображения, внимания. Игра...

Выступление на педсовете на тему: «Речевые игры как средство развития правильной речи у дошкольников»

Выступление на педсовете на тему:«Речевые игры как средство развития правильной речи у дошкольников»Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качеств...