Конспект НОД по математике «Путешествие в страну геометрических фигур»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Зеленцова Наталья Анатольевна

Конспект по математике для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_femp.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП «Путешествие в страну геометрических фигур»

Возрастная группа:  средняя группа  

Цель: Развитие представлений о геометрических фигурах через использование развивающих методов и приемов.

Задачи по образовательным областям:

1. «Познание»:

-  познакомить детей с геометрической фигурой  прямоугольник, сравнивая с треугольником и квадратом;

-  учить выделять особые признаки геометрических фигур с помощью зрительного и осязательно – двигательного анализаторов (наличие углов, устойчивость и т.д.)

- познакомить детей с приемами конструирования геометрических фигур из счетных палочек;

-  закрепить умение считать до  4, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее число ко всем перечисленным предметам.

2. «Коммуникация»:

- совершенствовать монологическую речь, учить согласовывать слова в предложениях, правильно строить ответы на поставленные вопросы; отвечать полным предложением;

- закреплять умение отгадывать загадки.

3. «Физическая культура»:

- учить правильно выполнять движения под музыку. Воспитывать грациозность, выразительность движений. Способствовать развитию координации;

- приучать детей к выполнению действий по сигналу;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

4. «Музыка»:

- формировать  у детей навык ритмического движения, в соответствии с характером музыки;

-  развивать умение инсценировать песни.

5. «Социализация»:

- формировать доброжелательные отношения между детьми, желание оказывать помощь, умение работать в коллективе.

6. «Безопасность»:

- формировать представление о правилах поведения в природе (лес).

Предварительная работа: Знакомство с треугольником, квадратом, их сравнение друг с другом и кругом в разных видах детской деятельности; игровые упражнения со счетными палочками; освоение счета от 1 до 4; дидактические игры «Подбери по форме», «Найди такой же» «Принеси столько, сколько? «Больше на один или меньше на один?» и др.

Методы и приемы:

1. Мотивация – помочь герою мультфильма «Смешарики» Крошу найти своих друзей.

2. Проблемные ситуации:

1) У Кроша случилась беда – его друзья Смешарики отправились в страну геометрических фигур и потерялись.

2) Мыши испортили ковер-самолет, на котором нужно лететь в страну геометрических фигур.  

3. Игровые – выполнение игровых действий.

4. Словесные – рассказ воспитателя, вопросы к детям, загадывание загадки.

5. Рефлексия

Материалы и оборудование:  набор счетных палочек;  мягкие игрушки – смешарики; ковер – самолет; геометрические фигуры из ткани; обручи; цифры от 1 до 4;  карточки; силуэтное изображение елок из геометрических фигур.

Ход занятия:

1.Вводная часть.

Дети заходят в группу, подходят к воспитателю.

Воспитатель: Ребята, все мы любим смотреть мультфильмы и знаем много разных героев и сегодня к нам в гости пришел один из них. (Показывает мягкую игрушку, дети его узнают). Это Смешарик Крош. Он пришел к нам, чтобы попросить  о помощи. У Кроша случилась беда – его друзья Смешарики отправились в страну геометрических фигур и потерялись.  Как мы можем помочь ему? (Отправиться вместе с Крошем в страну геометрических фигур и помочь ему отыскать друзей)

Воспитатель: Мы могли бы отправиться  в путешествие в страну геометрических фигур на ковре – самолете, но его прогрызли мыши… (Дырки в ковре в виде геометрических фигур) Что нам делать?  (Ответ: Отремонтировать ковер. На подносе лежат геометрические фигуры из ткани, дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.)

Воспитатель: Ребята, назовите те фигуры, которые вам понадобились для ремонта ковра. (Круг, квадрат, треугольник).

Мы правильно отремонтировали ковер, давайте все вместе возьмемся за руки – ведь путешествие с друзьями совершать веселее и интереснее, и отправимся в путь! (Дети усаживаются на ковер, закрывают глаза)

2. Основная часть.

Воспитатель: (дети сидят на ковре) Вот мы и оказались в стране геометрических фигур. Посмотрите какой необычный здесь лес. (На доске нарисованы елочки из треугольников, стволы елочек – небольшие прямоугольники) Ой, кто это заблудился между деревьями? (Смешарик Ежик) А заблудился он потому, что пошел один в лес, но этого делать нельзя. В лес нужно ходить только со взрослыми и не отходить от них далеко. Этого правила наш Ежик не знал, вот и потерялся, а чтобы ему помочь выбраться из леса мы должны назвать фигуры из которых состоят деревья. (Ответ – из треугольников). Что это за фигура? (Указывает на прямоугольник. Ответы детей - квадрат, прямоугольник)

Ребята эта фигура называется прямоугольник. У него 4 угла (показывает), 4 стороны – 2 короткие и 2 длинные (показывает). Чем отличается прямоугольник от треугольника?

(У прямоугольника 4 угла, а у треугольника 3; у прямоугольника 4 стороны, а у треугольника три.  При необходимости во время ответа, воспитатель оказывает помощь). Вы, молодцы, успешно справились с заданием, и смешарик Ежик продолжит путешествие по стране геометрических фигур вместе с нами. Продолжим мы его на автобусе. (Слушаем песню и выполняем движения)

1 куплет: «Вот мы в автобусе сидим…» - дети стоят, шлепают поочередно руками в такт музыке по ногам. «…глядим» - смотрят из-под ладони-козырька то в одну, то в другую сторону.

2 куплет: «Глядим назад…» - поворачивают голову то в одну, то в другую сторону. «Что ж автобус…» - пожимают плечами.

3 куплет: «Колеса закружились…» - совершают круговые движения руками сбоку от туловища.

4 куплет: «А щетки…» - качают согнутыми в локтях руками перед лицом.

5 куплет: «А мы не просто так…» - «крутят руль» и бибикают.

6 куплет: подпрыгивают на месте, на проигрыше дети идут по группе «крутят руль».

Воспитатель: Мы ехали долго и немного устали, давайте присядем отдохнем. (дети садятся за столы) А вот и еще один друг нашего Кроша – Смешарик Бараш. (Мягкая игрушка с листочком бумаги). Посмотрите, какой он задумчивый, видимо  чем-то очень занят… (Сочиняет стихи; отгадывает загадки; сочиняет поздравление Нюше…). Ребята, Бараш пытается отгадать загадку, но у него не получается, что делать? (Помочь ему отгадать загадку)

Да, я думаю, что мы сможем ему помочь. Слушайте загадку.

Не овал я, и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я - брат

Ведь зовут меня… (квадрат)

Давайте выложим квадрат из счетных палочек на столах, а Бараш эту фигуру составит на доске. Но перед тем как мы приступим нужно приготовить наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Теремок»

На поляне теремок (сложить ладони «домиком»)

Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в замок)

Из трубы идет дымок (сделать «колечки» из пальцев)

Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы растопырить)

Чтобы не забрался вор (щелчки пальцами)

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! (кулачком постучать по ладони)

Открывайте! Я ваш друг! (широко развести руки в стороны, затем ладони сомкнуть одну поперек другой).

(Дети выполняют задание, на доске составлен прямоугольник)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на доску: правильно ли Бараш составил квадрат? (Не правильно)  Какую фигуру он составил? (Прямоугольник) А у вас на столах какие фигуры? (квадраты). Давайте поможем Барашу исправить ошибку и составить квадрат (составляем квадрат на доске под прямоугольником). Чем отличается прямоугольник от квадрата? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – 2 длинные и 2 короткие. При необходимости во время ответа, воспитатель оказывает помощь). Бараш всё понял и готов продолжить путешествие по стране геометрических фигур вместе с нами.

Воспитатель: Ребята, мы отправляемся на поиски Лосяша на поезде – загрузились - поехали. (Дети построились друг за другом, идут «паровозиком» по группе, произносят «чух-чух», «чух-чух» быстро, а потом все медленнее). А вот и Лосяш спит на полянке. Давайте его разбудим – поиграем вместе с ним в игру, которая называется «Зайчики».  (На полу лежат обручи,  в них цифры от 1 до 4,детям раздаются карточки с изображением геометрических фигур от 1 до 4, дети прыгают как зайчики, по сигналу воспитателя дети должны найти соответствующую их карточке цифру и подойти к ней)

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, и мы отправляемся в обратный путь вместе со смешариками.  Давайте, ребята присядем на ковер-самолет, закроем глаза и приготовимся к полету. (звучит спокойная музыка).  Вот мы и прилетели обратно в наш детский сад.

1. Ребята, вам понравилось путешествие? (Да.)

2. А где мы сегодня побывали? (В стране геометрических фигур; в лесу где деревья из треугольников)

3. Для чего мы отправились в страну геометрических фигур? (Чтобы помочь Крошу найти друзей)

4. Чем были заняты его друзья в стране геометрических фигур? (Ежик заблудился  в лесу, Бараш отгадывал загадки и очень задумался, а Лосяш спал на полянке)

5. Какие  геометрические фигуры мы повстречали в путешествии? (Геометрические фигуры: треугольники, квадрат, прямоугольник)

6. С какой новой фигурой мы познакомились? (с прямоугольником)

7. Что было сложным,  а что легким в стране геометрических фигур? (Сложно было назвать,  чем отличается прямоугольник от квадрата; легко было отгадать загадку)

Мы совершили успешное путешествие в страну геометрических фигур и помогли нашему любимому герою мультфильма  Крошу найти его друзей. Ежик, Бараш и Лосяш были рады встретиться с Крошем и с нами. Посмотрите как доволен Крош, он нашел своих друзей и благодарит нас за помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья открытого занятия по математике "Путешествие в страну геометрических фигур".

Статья открытого занятия по математике "Путешествие в страну геометрических фигур"....

Конспект НОД по Математике " Путешествие в страну геометрических фигур"

Обучающие задачи:1. Расширять знания детей о фигурах, учить группировать их по цвету, величине.Развивающие задачи:1. Развивать наблюдательность, внимательность.2. Развивать память мышления и речьВоспи...