Конспект занятия по ФЭМП "В гости к гномам" 2 мл.гр.
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Балдина Любовь Геннадьевна

Итоговое занятие по ФЭМП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казённое учреждение

 ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребёнка»

Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе.

Тема: «В гости к гномам» - итоговое занятие»

Подготовила воспитатель группы №3

                                                                             Балдина Любовь Геннадьевна

Г. Урай

2013г.

Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе.

Тема: «В гости к гномам» - итоговое занятие.

(C использованием здоровьесберегающих технологий).

Цель: Обобщение полученных знаний по ФЭМП.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять умения по всему пройденному материалу:

- количество и счёт в пределах трёх;

- умение сравнивать предметы по длине, пользуясь приёмом приложения, наложения и зрительным определением; обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче;

- умение различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;

- умение определять равенство и неравенство двух групп предметов;

- умение различать и называть основные цвета: красный, жёлтый, зелёный;

- умение ориентироваться во времени (различение частей суток) и пространстве (различение пространственных отношений между предметами, правой и левой руки).

Коррекционно-развивающие:

- Развивать у детей восприятие, внимание, память, мышление, воображение, творческие способности.

- Развивать умение соотносить речь с движением.

- Развивать коммуникативные умения.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к математическим занятиям, трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества, желание прийти на помощь.

- Формировать мотивацию к совместной деятельности.

Здоровьесберегающие:

- Развивать общую и мелкую моторику.

- Создать доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей, чувство группового единства.

Практические:

        - Выполнять работу самостоятельно.

- Установление причинно - следственных связей.

        - Использование ИКТ.

Предварительная работа:

  • Создание предметно – развивающей среды.
  •  Просмотр мультипликационных фильмов  «Три медведя», «Белоснежка и семь гномов».
  • Чтение сказки Л.Н.Толстого «Три медведя».
  •  Разучивание пальчиковой игры «Грибы».
  •  Разучивание физкультминутки «Весёлый гномик».
  • Индивидуальные занятие с детьми.

Словарная работа: 

Предметы: грибы: боровик, подосиновик, лисичка.

Действия предметов: кормить, угощать, чинить, варить, сушить, солить, жарить.

Признаки предметов: красный, жёлтый, зеленый, длинный, короткий.

Материал к занятию:

  • Экран, проектор, ноутбук;
  •  Демонстрационный материал: фигурки гномиков; три рулончика цветных ленточек (в зелёном и жёлтом лента короткая, в красном – длинная); картинки – слайды с изображением фартуков; картинки с изображением времени суток; изображение трёх тарелок и трёх банок с вареньем; изображение двери с замочной скважиной, макеты трёх ключей – презентация.
  • Раздаточный материал: картонные грибы: боровики, подосиновики, лисички; карточки для группировки по количественному признаку, контейнеры с набором карточек (три медведя и три стульчика); по две бумажные полоски разной длины, иллюстрации, ножницы; карточки с изображениями игрушек и контейнеры с геометрическими фигурами.

Сюжет и ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  какой замечательный сегодня день. Солнышко уже проснулось и заглянуло к нам в окошки. Наверное, солнышко  хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение?

Дети: Веселое, радостное…

Воспитатель: Как вы думаете, надо ли поделиться   своим прекрасным настроением с окружающими нас людьми?

Дети: Конечно.

Воспитатель: Тогда давайте поздороваемся с гостями, улыбнёмся им и друг другу. Замечательно.

2. Сюрпризный момент.

Соотнесение предметов по цвету.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в волшебный лес в гости к гномикам. А вы знаете, кто такие гномики?

Дети: Маленькие человечки.

Воспитатель: Да, гномы – это сказочные маленькие человечки. Они очень добрые и трудолюбивые. Гномы любят шутки и розыгрыши, выдумывают различные игры, они любознательные. Вот на одной лесной полянке в чудесном домике и живут весёлые гномики. А зовут их Тим, Том и Тум. Они очень похожи друг на друга. Чтобы их не путали, они носят на голове колпачки разного цвета. Скажите, какого цвета колпачок у Тима?

Дети: У Тима колпачок жёлтого цвета.

Воспитатель: У Тома?

Дети: У Тома колпачок зелёный.

Воспитатель: А у Тума?

Дети: У Тума колпачок красный.

Воспитатель показывает детям фигурки гномиков.

3. Основная часть.

Длинный, короткий. Уточнение временных представлений – утро –  вечер.

Воспитатель: Гномики проснулись, сделали зарядку и позавтракали. Скажите, когда это бывает?

Дети: Это бывает утром.

Воспитатель: Правильно. Гномики собрались варить варенье, чтобы потом угостить им своих друзей. Ведь гномы любят путешествовать. Вот и сейчас они собираются в гости, а к кому, вы отгадайте:

«Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки».

Дети:  Гномы собираются в гости к медведям.

Воспитатель: Правильно, к медведям из сказки "Три медведя".

Чтобы не  испачкаться во время работы, они решили сшить себе фартуки. Для того, чтобы их сшить, им понадобилась ткань такого же цвета, как колпачки.

Какого цвета ткань для фартуков?

Дети: Один рулон – красный, другой – жёлтый, и третий – зелёный.

 Воспитатель показывает три рулончика цветных ленточек, разматывает их.

Воспитатель: Гномики начали разматывать каждый свой рулон. Рулоны оказались разного размера. Что вы можете сказать о размере рулонов?

 Воспитатель раскладывает ленточки на столе.

Дети: Зелёный и жёлтый рулоны одинаковые, короткие, а красный длинный.

Воспитатель: Правильно.

Затем воспитатель раздаёт детям по две полоски бумаги одинакового цвета, но разной длины.

Воспитатель: Ребята, у вас две полоски. Положите длинную полоску справа, а короткую слева.  Скажите, чем похожи полоски, а чем они отличаются?

Воспитатель, используя при необходимости наводящие вопросы, акцентирует внимание детей на том, что цвет полосок одинаковый, а вот длина – разная.

Воспитатель: Подумайте и скажите, можно ли сделать короткую полоску такой же длины, как длинная?

Дети: Нет нельзя.

Воспитатель: Правильно, никак нельзя. Бумажную полоску растянуть нельзя, она порвётся.

Теперь подумайте и скажите, можно ли сделать длинную полоску такой же длины, как короткая?

Воспитатель  выкладывает на столы детей ножницы. После обсуждения вариантов решения даётся правильный вариант:

- Итак, длинную полоску можно укоротить, отрезав лишний кусочек ножницами. Чтобы узнать, сколько надо отрезать, надо наложить полоски друг на друга, совместить у них один край, а лишнюю часть длинной полоски – отрезать.

Развитие мышления (сравнение), внимания. Закрепление понятия «длиннее» и «короче».

Воспитатель: Гномики сшили себе фартуки. Вот такие фартуки у них получились: (Слайд №2).

Скажите, одинаковые ли они?

Воспитатель добивается, чтобы дети нашли все отличия и обратили внимание на то, что у красного и зелёного фартуков  завязки разной длины, а для сравнения длины дети используют в речи слова «длиннее» и «короче».

Воспитатель: А можно ли надеть жёлтый фартук? (Слайд №3).

Дети: Нет, нельзя, потому что у него не хватает одной завязки.

Воспитатель: Что нужно сделать?

Дети: Нужно пришить.

После этого он её дорисовывает: (Слайд №3).

 Формирование пространственных отношений: вверху, внизу.

Воспитатель: Гномики взяли подарки для медведей и отправились в путь.  

Воспитатель с детьми идут по комнате.

Воспитатель: Дорога в лес к медведям была очень длинной. Они шли по знакомой полянке, любовались цветами и пением птиц.

(Звучит музыка - слайд №4).

Воспитатель: Ребята, скажите, где летают птицы – вверху или внизу?        

Дети: Птицы летают вверху.

Воспитатель: А где растут грибы – вверху ли внизу?                

Дети: Грибы растут внизу.

Воспитатель: Ребята, давайте покажем, как мы гуляем.

Пальчиковая гимнастика.

        Раз, два, три, четыре, пять!

        (Сжимать и разжимать кулачки).

        Мы идём грибы искать.

        («Шагают» по столу).

        Этот пальчик в лес пошёл,

        Этот пальчик гриб нашёл,

        Этот пальчик чистить стал,

        Этот пальчик жарить стал,

        Этот пальчик всё съел –

        Потому и потолстел.

        (Разгибают пальчики).

Воспитатель: Действительно, вокруг было много грибов. Были здесь и боровички с коричневыми шляпками, и красноголовые подосиновики, и рыженькие лисички.

Гномики помнили, что боровички лучше сушить, подосиновики – солить, а лисички – жарить.

Воспитатель кладёт рядом с грибами условные картинки, обозначающие эти действия – на доске.

Помогите гномикам разложить грибы в разные корзинки, чтобы они их не перепутали, что сушить, что солить, а что жарить.

Дети раскладывают грибы на три кучки и поясняют, что с какой кучкой они будут делать.

Кто-то из детей работает у доски.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы помогли гномам правильно разложить грибы.

 А теперь мы с вами отдохнём.

Музыкальная минутка отдыха.

«Весёлый гномик».

(Слайд №5)

1. Живёт весёлый гномик в таинственном лесу.         - Дети сидят «по – турецки»             и покачиваются.

Он носит сто веснушек на крошечном носу.                

Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля.                                            - Хлопают в ладоши.

2. С кузнечиком играет он в прядки поутру.                       - Закрывают глазки.

По лесу раздаётся весёлое «Ку-ку,

Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку.                                                                - Эхо.

3. Весёлые словечки у гномика живут,

Он носит их в кармашке, а они поют:

«Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха-ха-ха-ха».                                          - Держась за живот.

4. А вечером ложится он спать на сундучке.                           - Руки под щёчку.

И лишь звенит бубенчик на старом колпачке:                                 - Воспитатель                     ходит между детьми и звенит колокольчиком.

«Дин-дон, дин-дон, ди-ли, ди-ли-дон».                        

Закрепление представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.

Воспитатель: Наконец гномики оказались на полянке, где жили медведи. Они подошли поближе и увидели на двери домика большой замок, а рядом записку.

(Слайд №6)

Воспитатель читает записку.

        «Мы забыли дров набрать.

        Вам придётся подождать.

        Заходите в домик сами,

        Справа – полочка с ключами.

От сарая и ворот

Ключ к замку не подойдёт».

Ребята, давайте попробуем открыть замок. Сколько замочков висит на двери?

(Слайд №7)

Дети: Один замок.

Воспитатель: А ключей сколько, давайте посчитаем.

Дети: Один, два, три – три ключа.

Воспитатель: А сколько ключей нам потребуется, чтобы открыть замок?

Дети: Один ключ.

Воспитатель: Замок – это какая геометрическая фигура?

Дети: Треугольник.

Воспитатель: На какие геометрические фигуры похожи ключи?

Дети: Ключи похожи на круг, квадрат, треугольник.

Воспитатель: Какой ключ подойдёт к нашему замку, как вы думаете?

Дети: Треугольник.

Воспитатель: Посмотрите внимательно и подберите ключ к замку.

        

Закрепление навыка счёта в пределах трёх. Использовать в речи слова: один, два, три.

Воспитатель: Гномики вошли в избушку. На столе они увидели тарелки: большую и поменьше. Посчитайте тарелки. Рядом с ними они поставили по банке варенья. Посчитайте банки. Что вы можете сказать? (Показ на доске).

Дети: Тарелок и банок одинаково. По две.

Воспитатель: Мы не заметили ещё одну тарелочку, которая стоит на полочке. Это Мишуткина маленькая тарелочка. Поставим её рядом с остальными. Посчитайте, сколько стало тарелок?

Дети считают вместе с воспитателем.

Дети: Один, два, три.

Воспитатель: По-моему, Мишутка на нас обидится. Почему, как вы думаете?

Дети: Мы не угостили Мишутку вареньем, надо ещё одну банку.

Воспитатель: А теперь давайте посчитаем, сколько банок варенья на столе и сколько тарелок.

Дети считают вместе с воспитателем.

Воспитатель: Гномикам и нам не пришлось долго ждать. Дверь открылась и в избушку стали входить медведи.

(Слайд №8 - 10)

Сначала вошёл Михаил Иванович. (Воспитатель и дети считают – один.)

За ним вошла Настасья Петровна. (Воспитатель и дети считают – два.)

 Последним показался Мишутка. (Воспитатель и дети считают – три.) 

Они ходили в лес за дровами для печки и очень устали.

Поможем медведям найти свой стул.

Детям раздаются конверты, в которых лежат по три изображения медведя и по три стульчика. Воспитатель предлагает детям помочь найти каждому медведю свой стульчик.

Воспитатель: Всем ли медведям хватило стульчиков? Какому медведю, какой стул нужен?   Соответствие величины стульчиков размерам медведей.

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько стульев?

Дети: Три стула.

 Воспитатель: Какой первый стул по высоте?

Дети: Первый стул высокий.

Воспитатель: Какой второй стул по высоте?

Дети: Второй стул пониже.

Воспитатель: А которым был по счету самый низкий стул?

Дети: Три.

Воспитатель: Ребята, медведи отдохнули и предложили  поиграть.

Давайте поиграем в игру. Я вам покажу картинку с предметами, а вы хлопните столько раз  сколько предметов на картинке. Начали…

         

Развитие наглядно-действенного мышления. Геометрическое лото «Починим игрушку».

Воспитатель: Ребята, у медвежонка много игрушек, но играть он ими не может. Почему, как вы думаете?

Дети: предположения детей.

Воспитатель: Потому что они все сломаны. Давайте починим игрушки для медвежонка.

Каждому ребёнку раздаётся картинка с изображением сломанной игрушки и контейнер с геометрическими фигурами.  Дети рассматривают все картинки с игрушками, чинят их и дарят их Мишутке.

Воспитатель: Вот так молодцы! Мы отремонтировали медвежонку игрушки. Похлопайте себе.

-. Смотрите, солнышко уже прячется за лесом. Как называется это время.

Дети: Это время называется вечер.

 Воспитатель: Нам пора отправляться домой.

4. Заключительная часть.

Итог занятия.

Воспитатель: Мы так были увлечены игрой с гномиками, что даже не заметили, как закончился день. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Какая игра вам больше понравилась?

Воспитатель:  Ребята, Тум, Тим, Том и я говорим вам «Вы молодцы!» и дарим  вам интересные книжки – раскраски.

Используемая литература:

Касицына М.А, Смирнова В.Д. Дошкольная математика. 1-й год обучения. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка, часть 1, Москва, Баласс 2004

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4) «Детство – ПРЕСС», 2009