Конспект непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГТ в средней группе (начало года) «Письмо из Простоквашино»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Грибанова Елена Геннадьевна

В 2011 году наше учреждение, в лице старшего воспитателя Грибановой Е.Г. и воспитателя Сорокиной Н.В. участвовало в городском интернет-проекте "Дошкольное образование: работаем по-новому".

Проект проводился Центром развития образования г.о. Самара. Команда разработала и разместила на сайте viki.edc.samara.ru интегрированное занятие и фотоотчет о его проведении. Предлагаем и Вам познакомиться с разработанным занятием.

 

Авторы разработки:

Гибанова Елена Геннадьевна, старший воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара;

Сорокина Надежда Вячеславовна, воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара.

 

Цель: Интеллектуальное развитие детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Закрепление геометрических форм – шар, куб, знакомство с порядковым числительным «третий», упражнять в счете до трех (познание, коммуникация, художественное творчество).
  2. Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализатора (познание, коммуникация).
  3. Развивать умение общаться (коммуникация, социализация).
  4. Развивать умение составлять рассказ, согласовывать слова в предложении (коммуникация).
  5. Отрабатывать умение раскрашивать изображения, не заходя за контуры (художественное творчество).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_sr_gr_pismo_iz_prostokvashino.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в соответствии с ФГТ в средней группе (начало года)

«Письмо из Простоквашино»

Авторы разработки:

Гибанова Елена Геннадьевна, старший воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара;

Сорокина Надежда Вячеславовна, воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара.

Цель: Интеллектуальное развитие детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Закрепление геометрических форм – шар, куб, знакомство с порядковым числительным «третий», упражнять в счете до трех (познание, коммуникация, художественное творчество).
  2. Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализатора (познание, коммуникация).
  3. Развивать умение общаться (коммуникация, социализация).
  4. Развивать умение составлять рассказ, согласовывать слова в предложении (коммуникация).
  5. Отрабатывать умение раскрашивать изображения, не заходя за контуры (художественное творчество).

Материалы и оборудование:

Коробка (посылка); письмо; геометрические формы – куб, шар (разного размера и цвета); корзины для геометрических форм; карточки с изображением предметов разной формы (геометрическое лото); 3 обруча; сюжетные картинки для раскрашивания «Маша, шары и кубы» (3, 4, и 5 геометрических форм) на каждого ребенка; цветные карандаши.

Музыкальный материал:

«Осенняя сюита» П. Мориа; «Любимые песни детства»; А. Рыбников музыкальная мелодия из фильма «Усатый нянь»; В. Шаинский, М. Пляцковский, «От улыбки станет всем светлей».

Предварительная работа:

Разучивание стихотворения «Шар», разучивание игры «Найди свой домик», раскрашивание фигур цветными карандашами, не заходя за контур; разучивание упражнения «Оживи форму».

Формы организации совместной деятельности:

Сюрпризный момент, практический метод обследования геометрической формы (тактильное изучение куба и шара); проблемные вопросы; упражнения «Прокати фигуру», дидактическая игра «Чудесный мешочек», дидактическая игра «Найди свой домик», упражнение «Оживи фигуру», игра-инсценировка «Шар», изготовление продукта детского творчества.

Проведение НОД

Дети входят в группу и находят посылку.  

Вместе с воспитателем открывают посылку и видят в ней кубики и шарики разных цветов. Ребята разбирают геометрические формы и видят на дне посылки письмо.

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята! Пишет вам дядя Федор. Шарик и кот Матросскин поссорились. Шарик говорит, что шар и куб практически ни чем не отличаются, а Матросскин говорит, что они разные. Хочу попросить вас  рассказать, в чем же отличия шара и куба. Дядя Федор.» Дети решают помочь дяде Федору.  

В.: Ребята, что прислал вам дядя Федор?

Дети показывают воспитателю шары и кубы, называют их.

Для того чтобы рассказать чем отличаются шар и куб воспитатель предлагает вместе выполнить упражнение «Прокати фигуру».

В.:  Ребята, давайте поиграем, попробуем прокатить шары и кубы от линии до линии. (Перед ребятами две черты, им нужно от одной черты прокатить фигуру до другой.) Раз, два, три кати… (Дети катят шары и кубы) Что получилось? (Ответы детей) Попробуем еще раз, может быть и кубик докатиться до линии? Раз, два, три кати…Опять не получилось? Почему? (Дети делают вывод: шар катится лучше (он круглый), а куб докатиться до черты не может (ему мешают углы). Молодцы! Давайте соберем шары и кубы в корзины. (Дети собирают шары и кубы).

Пока дети убирают шары и кубы в корзины воспитатель достает «Чудесный мешочек».

В.:   Посмотрите какой красивый мешочек. Интересно, что в нем? (Рассматривают мешочек) Кто хочет посмотреть, что в нем? А смотреть мы будем не глазами. (Дети по очереди опускают руки в мешок и на ощупь определяют, какую фигуру взяли: куб или шар. Называют и показывают всем.) А как вы определили, что это куб или шар? (Дети отвечают, что шар круглый, без углов, приятный на ощупь. А у куба есть углы, и ладоням не очень комфортно – он колется.). Сложите фигуры в мешочек (дети складывают фигуры, воспитатель убирает мешочек).

Воспитатель подходит к корзинам с геометрическими формами и предлагает построить башню из двух и из трех элементов. Дети строят башенки из кубиков и шариков.

В.:  Из чего получилась башня? (ответы детей). А из шаров кто-нибудь башню построил? Попробуйте построить.

Дети делают вывод: башенку получилось построить из кубиков, а шарики постоянно падают, т.е. говорят об устойчивости куба и неустойчивости шара.

В.:  Посчитайте количество кубиков в башне (ответы 2 или 3). Какая башня выше? А как можно их сделать одинаковыми? (ответы детей). Еще раз считают кубики, из которых построены башенки, упражняются в счете до трех.

В.: Ребята, мы с вами поиграли с кубами, а шар загрустил…. Давайте его развеселим.

Воспитатель предлагает игру-инсценировку по стихотворению А. Усачева «Шар» (физминутка).

Воздушный мячик надуваю (губы дудочкой, выдыхают воздух)

Его, как мячик, я катаю (движение руками влево - вправо)

Бросаю вверх, опять ловлю (руки вверх- вниз)

На форму я его смотрю.

Он круглый, как и плоский круг (пальцем в воздухе рисуем круг)

Но кругу он объемный друг. (показываем объем перед собой руками)

Такой же формы апельсин. (при перечислении поочередно разводим

Арбуз, и мяч, и мандарин.    в стороны правую и левую руки)

Фигуру, что могу катать

Я буду шаром называть.

В.: Ребята, давайте поиграем в игру «Найди свой домик». На ковре стопка карточек и три обруча. Карточки перепутались. Помогите им найти свой домик. Дети определяют, какой формы предметы на карточках и раскладывают в три обруча: в один карточки с предметами круглой формы, во второй – с предметами квадратной формы, в третий – с предметами треугольной формы. На ковре остались карточки.

В.: Ребята, а почему остались карточки?

Дети объясняют, что это карточки другой формы – не круглые, не квадратные и не треугольные.

Воспитатель обращает внимание детей на столы с раскрасками и цветными карандашами (раскраски лежат, картинками вниз). Дети подходят к столам, рассматривают картинки. На картинках Маша и шары с кубами (3, 4 и 5). Воспитатель спрашивает: что нарисовано на картинках? Обращает внимание детей на то, что шары у Маши лежат и в коробке и около нее. Просит сказать, сколько предметов лежит около коробки? Дети отвечают. Сколько шаров лежит около коробки, а сколько кубов? (Дети отвечают…)

В.: А как вы думаете, какое настроение у Маши на картинке? (Дети отвечают, предполагают, что Маше грустно)

В.: Ребята, как можно «развеселить Машу»? (Дети решают раскрасить шары и кубы цветными карандашами.) Дети выбирают картинки и раскрашивают их

Воспитатель просит посчитать шары и кубы на картинках. Дети считают шары и кубы.

В.: Ребята мы с вами говорили о шаре и кубе, давайте превратимся в волшебников и оживим шар и куб. Детям предлагается выбрать геометрическую форму и оживить ее (шар – солнце, Земля, лампа, апельсин; куб – гараж, телевизор, будка и т.д.) Ребята по очереди называют слова и если предметы круглой формы – хлопают в ладоши, а если предметы квадратной формы – топают ногами (упражнение «Оживи форму»).

Подведение итогов: Воспитатель спрашивает ребят, сможем ли мы теперь помочь дяде Федору? (ответы детей) Воспитатель предлагает написать дяде Федору звуковое письмо, в котором дети расскажут о свойствах шара и куба. А как мы передадим дяде Федору наше звуковое письмо? Дети решают отправиться на прогулку и отдать письмо почтальону, который приходит каждый день в детский сад с почтой.

Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты:

  1. Шары и кубы остаются в строительном уголке, постройки не разрушены, дети после прогулки могут продолжить играть с материалом.
  2. На прогулке можно поиграть в игру «Оживи форму», отработать счет до трех, закрепить порядковый числительный «третий», считая деревья на участке, выносной материал и т.д.
  3. В уголке изобразительной деятельности можно после сна раскрасить картинки до конца.

Формы взаимодействия с родителями:

  1. Знакомство родителей с дидактическими играми: «Найди форму», «Чудесный мешочек».
  2. Индивидуальные беседы, консультации на тему интеллектуального развития дошкольников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по правилам дорожного движения в средней группе «Лиса учит Правила дорожного движения»

Данный конспект НОД позволяет детям закрепить знания о правилах дорожного движения, безопасности на дороге....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Формирование элементарных математических представлений" в средней группе. Тема "Волшебное путешествие"

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Формирование элементарных математических представлений" в средней группе...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей средней группы «Фронтовые письма»

Цель: создать условия для развития физических качеств через использование нетрадиционного оборудования.Задачи:- воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к прошлому;- дать представление о зн...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС в старшей группе «Дорожная азбука»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС в старшей группе «Дорожная азбука»...