"Путешествие в царство Снежной королевы"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

ПЕТРЕНКО НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Дети вместе с воспитателем помогают мальчику Ване, спасти свою сестру, которая находится у Снежной королевы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие в царство Снежной королевы»

(Конспект открытого математического занятия – старшая группа).

Цель.  Закреплять умение детей классифицировать геометрические фигуры по трем признакам (размер, цвет, форма), устанавливать причину увеличения/уменьшения (добавили, стало больше на …; убрали, стало меньше на …), вести прямой и обратный счет до 10, находить предыдущее и последующее число для каждого числа от 1 до 10; учить решать задачи на увеличение и уменьшение количества предметов, самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры по наличию элементов (углы), использовать обобщенное понятие «четырехугольник», составлять из частей целое; развивать воображение; учить выполнять игровые действия с ориентировкой на символ (стрелки).

Материал. Силуэты и игрушки (заяц, белка, птица, лиса, медведь); геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция); разные по размеру и цвету карточки с геометрическими фигурами; цифры от 1 до 10; план путешествия; по 10 кругов (на каждого ребенка); две вазы, разрезанные на шесть или семь частей.

Предварительная работа. Чтение сказки «Снежная королева»; дидактические игры «Что за форма?» (классификация геометрических фигур по одному – трем признакам), «Найди пропущенное число» и «Соседи числа». Решение задач на увеличение и уменьшение количества предметов.

Ход занятия.

Воспитатель. Мы получили письмо от Вани. «Однажды весной мы с сестрой Машей пошли в лес полюбоваться его красотой. Вдруг поднялась сильная метель! Все завертело, закружило, не успел я опомниться, как метель подхватила мою сестру и унесла в царство Снежной королевы.

Дорогие мои дети!

Я прошу вас, помогите.

Один, боюсь, я не смогу!

До свидания. Ваня.

Воспитатель. Поможем Ване? Согласны отправиться на поиски его сестры?

Дети. Да!

Воспитатель. В царстве Снежной королевы всегда холодно, там всегда зима. Что надо надеть, чтобы не замерзнуть в зимнем лесу? (Вместе с детьми выполняет имитационные движения: надевает валенки, шапку, шубу, варежки.)

Воспитатель. Ну, вот мы и готовы! (Звучит музыка).

                         Посмотрите, Снежная королева и здесь оставила свои следы: она всех зверей заморозила. Надо им помочь! Чтобы их оживить, надо узнать, кого же она заморозила. Как вы думаете, кто это? (Силуэты оживают с появлением игрушек: заяц, белка, птица, лиса, медведь.)

Молодцы! Зайка, ты что-то хочешь сказать? Мне на ушко? Дети, зайка может помочь, он знает, где живет Снежная королева, и нарисовал план, который поможет ее найти. Сначала выясним, куда нам следует идти. Стрелка укажет путь. (Рассматриваем план). Сначала отправимся к елке. Дальше мы попадем к перекрестку – дорога раздваивается. Мы должны решить, по какой дороге идти. Будьте внимательны! Можем ли мы пойти к дереву?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Дорога перечеркнута.

Воспитатель. Тогда по какой дороге пойдем?

Дети. По той, что ведет к пеньку.

Воспитатель. Посмотрите, куда дальше пойдем?

Дети. К замку.

Воспитатель. Молодцы! Итак, отправляемся к елке, но двигаться дальше мы не сможем, пока не вспомним зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).

Какой зимний месяц наступает первым?

Дети. Декабрь.

Воспитатель. Какой зимний месяц наступает вторым?

Дети. Январь.

Воспитатель. Какой зимний месяц наступает третьим?

Дети. Февраль.

Воспитатель. Молодцы! Вот теперь мы можем идти.

Вот мы и пришли к елке! Посмотрите: куда нам следует теперь идти?

Дети. К пеньку.

Воспитатель. Путь преграждают нам огромные сугробы. Нам помогут их преодолеть вот эти волшебные снежинки. Но не все, а только определенные. Посмотрите на схему,: какие снежинки нам нужны? (Фигура человека обозначает размер: снежинки должны быть большие; пятно обозначает цвет: значит, снежинки желтые; фигура обозначает форму: следовательно, нам помогут четырехугольные снежинки.) Итак, нам нужны большие, желтые, четырехугольные снежинки.

Выложим тропинку к пенькам из этих снежинок. А теперь немного  с ними поиграем. (Дети садятся полукругом). Сначала мы их сосчитаем. (Восемь.) Что будет, если мы к этим снежинкам добавим еще две снежинки? Их станет больше или меньше?

Дети. Больше.

Воспитатель. На сколько больше?

Дети. На две снежинки.

Воспитатель. А если уберем одну снежинку,  их станет больше или меньше?

Дети. Меньше.

Воспитатель. На сколько?

Дети. На одну снежинку.

Воспитатель. Молодцы! Сугробы мы преодолели, можем идти. Посмотрите на план. Куда дальше указывает стрелка?

Дети. На замок.

Воспитатель. Снежная королева и здесь приготовила для нас препятствие. Дальше мы сможем идти, только если по порядку разложим цифры. (Дети раскладывают).

Вот задачка для ребяток:

Как нам разложить десяток?

Один, два, три, а за ними, посмотри,

Идут четыре, пять, шесть!

Их надо быстро счесть.

Дальше будет семь и восемь,

К ним и девять мы подбросим.

Единицу лишь приставим

И десяток вмиг составим.

Умники! Давайте проверим, правильно ли мы разложили цифры. (Считают).

А кто может посчитать от десяти в обратную сторону? Кто может назвать соседей числа? (Называет.) Молодцы! Вы не замерзли? Давайте погреемся!

(Дети танцуют под песню. В Шаинского «Вместе весело шагать».)

Воспитатель. Согрелись? Можем отправляться к замку Снежной королевы. (Звучит музыка.)

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

На пути дворец хрустальный,

Весь он сделан изо льда.

Вот мы и в царстве Снежной королевы!

Надо ее позвать и вежливо попросить. Может быть, ее ледяное сердце оттает, и она отпустит Машеньку. Как мы можем вежливо попросить?

Дети. Будьте добры, будьте любезны, пожалуйста…

Воспитатель. Мы ее попросим так: Снежная королева, будь добра, отпусти, пожалуйста, Машеньку!

Из замка выходит Снежная королева.

Снежная королева. Я рада приветствовать вас в своем ледяном царстве. Вы меня растрогали! Я отпущу Машеньку, если вы выполните мои задания. Согласны?

Дети. Да!

Снежная королева. Вот одно из них. (Подает поднос с кругами.) Присаживайтесь за столы. Вы должны посчитать, сколько здесь кругов. Сколько ребят катается на горке? Готовы? Слушайте!

Ну-ка, сколько здесь ребят

На горке катается?

Трое в саночках сидят,

И двое дожидаются.

Сколько всего ребят на горке?

Дети. Пять.

Снежная королева. Четверо домой ушли. Сколько детей осталось?

Дети. Один.

Снежная королева. Вот вам второе задание! (На полу лежат геометрические фигуры.) Посмотрите, какие красивые льдинки, все они разной формы. Какие геометрические фигуры они вам напоминают?

Дети. Треугольник, квадрат, прямоугольник.

Снежная королева. Как вы думаете, какая фигура здесь лишняя?

Дети. Треугольник!

Снежная королева. Почему вы так решили?

Дети. У треугольника – три угла, а у остальных – четыре.

Снежная королева. Умники! Вот последнее задание. Прошу вас собрать две мои любимые вазы. Они разбились, от них остались одни осколки. Одну вазу собирают девочки, другую - мальчики.

Спасибо за вазу, молодцы! Выполнили все мои задания. А вот и ваша Машенька. (Кукла).

Воспитатель. Как мы вернемся назад?

Снежная королева. Я могу вам помочь. При помощи волшебной силы я верну вас в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза. (Выключает свет, звучим музыка.) Повернитесь вокруг себя три раза, присядьте и замрите!

Воспитатель. Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Было интересно? Дети, я хочу вас поблагодарить за то, что вы добрые, веселые и отзывчивые. Я рада за вас и уверена, что вы придете на помощь попавшему в беду. Вы молодцы! Поиграйте с Машенькой, пока за ней не пришел брат Ваня.



Предварительный просмотр:

«Путешествие в царство Снежной королевы»

(Конспект открытого математического занятия – старшая группа).

Цель.  Закреплять умение детей классифицировать геометрические фигуры по трем признакам (размер, цвет, форма), устанавливать причину увеличения/уменьшения (добавили, стало больше на …; убрали, стало меньше на …), вести прямой и обратный счет до 10, находить предыдущее и последующее число для каждого числа от 1 до 10; учить решать задачи на увеличение и уменьшение количества предметов, самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры по наличию элементов (углы), использовать обобщенное понятие «четырехугольник», составлять из частей целое; развивать воображение; учить выполнять игровые действия с ориентировкой на символ (стрелки).

Материал. Силуэты и игрушки (заяц, белка, птица, лиса, медведь); геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция); разные по размеру и цвету карточки с геометрическими фигурами; цифры от 1 до 10; план путешествия; по 10 кругов (на каждого ребенка); две вазы, разрезанные на шесть или семь частей.

Предварительная работа. Чтение сказки «Снежная королева»; дидактические игры «Что за форма?» (классификация геометрических фигур по одному – трем признакам), «Найди пропущенное число» и «Соседи числа». Решение задач на увеличение и уменьшение количества предметов.

Ход занятия.

Воспитатель. Мы получили письмо от Вани. «Однажды весной мы с сестрой Машей пошли в лес полюбоваться его красотой. Вдруг поднялась сильная метель! Все завертело, закружило, не успел я опомниться, как метель подхватила мою сестру и унесла в царство Снежной королевы.

Дорогие мои дети!

Я прошу вас, помогите.

Один, боюсь, я не смогу!

До свидания. Ваня.

Воспитатель. Поможем Ване? Согласны отправиться на поиски его сестры?

Дети. Да!

Воспитатель. В царстве Снежной королевы всегда холодно, там всегда зима. Что надо надеть, чтобы не замерзнуть в зимнем лесу? (Вместе с детьми выполняет имитационные движения: надевает валенки, шапку, шубу, варежки.)

Воспитатель. Ну, вот мы и готовы! (Звучит музыка).

                         Посмотрите, Снежная королева и здесь оставила свои следы: она всех зверей заморозила. Надо им помочь! Чтобы их оживить, надо узнать, кого же она заморозила. Как вы думаете, кто это? (Силуэты оживают с появлением игрушек: заяц, белка, птица, лиса, медведь.)

Молодцы! Зайка, ты что-то хочешь сказать? Мне на ушко? Дети, зайка может помочь, он знает, где живет Снежная королева, и нарисовал план, который поможет ее найти. Сначала выясним, куда нам следует идти. Стрелка укажет путь. (Рассматриваем план). Сначала отправимся к елке. Дальше мы попадем к перекрестку – дорога раздваивается. Мы должны решить, по какой дороге идти. Будьте внимательны! Можем ли мы пойти к дереву?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Дорога перечеркнута.

Воспитатель. Тогда по какой дороге пойдем?

Дети. По той, что ведет к пеньку.

Воспитатель. Посмотрите, куда дальше пойдем?

Дети. К замку.

Воспитатель. Молодцы! Итак, отправляемся к елке, но двигаться дальше мы не сможем, пока не вспомним зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).

Какой зимний месяц наступает первым?

Дети. Декабрь.

Воспитатель. Какой зимний месяц наступает вторым?

Дети. Январь.

Воспитатель. Какой зимний месяц наступает третьим?

Дети. Февраль.

Воспитатель. Молодцы! Вот теперь мы можем идти.

Вот мы и пришли к елке! Посмотрите: куда нам следует теперь идти?

Дети. К пеньку.

Воспитатель. Путь преграждают нам огромные сугробы. Нам помогут их преодолеть вот эти волшебные снежинки. Но не все, а только определенные. Посмотрите на схему,: какие снежинки нам нужны? (Фигура человека обозначает размер: снежинки должны быть большие; пятно обозначает цвет: значит, снежинки желтые; фигура обозначает форму: следовательно, нам помогут четырехугольные снежинки.) Итак, нам нужны большие, желтые, четырехугольные снежинки.

Выложим тропинку к пенькам из этих снежинок. А теперь немного  с ними поиграем. (Дети садятся полукругом). Сначала мы их сосчитаем. (Восемь.) Что будет, если мы к этим снежинкам добавим еще две снежинки? Их станет больше или меньше?

Дети. Больше.

Воспитатель. На сколько больше?

Дети. На две снежинки.

Воспитатель. А если уберем одну снежинку,  их станет больше или меньше?

Дети. Меньше.

Воспитатель. На сколько?

Дети. На одну снежинку.

Воспитатель. Молодцы! Сугробы мы преодолели, можем идти. Посмотрите на план. Куда дальше указывает стрелка?

Дети. На замок.

Воспитатель. Снежная королева и здесь приготовила для нас препятствие. Дальше мы сможем идти, только если по порядку разложим цифры. (Дети раскладывают).

Вот задачка для ребяток:

Как нам разложить десяток?

Один, два, три, а за ними, посмотри,

Идут четыре, пять, шесть!

Их надо быстро счесть.

Дальше будет семь и восемь,

К ним и девять мы подбросим.

Единицу лишь приставим

И десяток вмиг составим.

Умники! Давайте проверим, правильно ли мы разложили цифры. (Считают).

А кто может посчитать от десяти в обратную сторону? Кто может назвать соседей числа? (Называет.) Молодцы! Вы не замерзли? Давайте погреемся!

(Дети танцуют под песню. В Шаинского «Вместе весело шагать».)

Воспитатель. Согрелись? Можем отправляться к замку Снежной королевы. (Звучит музыка.)

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

На пути дворец хрустальный,

Весь он сделан изо льда.

Вот мы и в царстве Снежной королевы!

Надо ее позвать и вежливо попросить. Может быть, ее ледяное сердце оттает, и она отпустит Машеньку. Как мы можем вежливо попросить?

Дети. Будьте добры, будьте любезны, пожалуйста…

Воспитатель. Мы ее попросим так: Снежная королева, будь добра, отпусти, пожалуйста, Машеньку!

Из замка выходит Снежная королева.

Снежная королева. Я рада приветствовать вас в своем ледяном царстве. Вы меня растрогали! Я отпущу Машеньку, если вы выполните мои задания. Согласны?

Дети. Да!

Снежная королева. Вот одно из них. (Подает поднос с кругами.) Присаживайтесь за столы. Вы должны посчитать, сколько здесь кругов. Сколько ребят катается на горке? Готовы? Слушайте!

Ну-ка, сколько здесь ребят

На горке катается?

Трое в саночках сидят,

И двое дожидаются.

Сколько всего ребят на горке?

Дети. Пять.

Снежная королева. Четверо домой ушли. Сколько детей осталось?

Дети. Один.

Снежная королева. Вот вам второе задание! (На полу лежат геометрические фигуры.) Посмотрите, какие красивые льдинки, все они разной формы. Какие геометрические фигуры они вам напоминают?

Дети. Треугольник, квадрат, прямоугольник.

Снежная королева. Как вы думаете, какая фигура здесь лишняя?

Дети. Треугольник!

Снежная королева. Почему вы так решили?

Дети. У треугольника – три угла, а у остальных – четыре.

Снежная королева. Умники! Вот последнее задание. Прошу вас собрать две мои любимые вазы. Они разбились, от них остались одни осколки. Одну вазу собирают девочки, другую - мальчики.

Спасибо за вазу, молодцы! Выполнили все мои задания. А вот и ваша Машенька. (Кукла).

Воспитатель. Как мы вернемся назад?

Снежная королева. Я могу вам помочь. При помощи волшебной силы я верну вас в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза. (Выключает свет, звучим музыка.) Повернитесь вокруг себя три раза, присядьте и замрите!

Воспитатель. Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Было интересно? Дети, я хочу вас поблагодарить за то, что вы добрые, веселые и отзывчивые. Я рада за вас и уверена, что вы придете на помощь попавшему в беду. Вы молодцы! Поиграйте с Машенькой, пока за ней не пришел брат Ваня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП "Путешествие в царство Снежной Королевы"

Занятие по ФЭМП в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Конспект занятия по ФЭМП "Путешествие в царство Снежной Королевы"

Занятие по ФЭМП в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Математический досуг "Путешествие в царство Снежной королевы"

Досуг с участием родителей. Итоговое занятие за первое полугодие....

«Путешествие в царство Снежной Королевы» НОД с детьми (5-6 лет) нетрадиционное рисование

Данная разработка. Поможет педагогам дошкольных учреждений, реализовать работу с детьми дошкольного возраста по рисованию в нетрадиционной форме обучения....

Конспект НОД «Путешествие в царство Снежной Королевы»

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Путешествие в царство Снежной Королевы»Цель: Изучить свойства снега и льда.Задачи:1. Образовательная: Расширить знания детей о свойствах снега и льда экс...