Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Балыбердина Ирина Викторовна

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. Совершенствование навыков колличественного счета, умение сравнивать две группы предметов. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Уточнение представлений о сменяемости времени суток. Развитие у детей внимания, мышления, памяти, речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike.rar246.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №19 «Радость»

 г. Урай, ХМАО – Югра, Тюменской области

Конспект занятия по математике в подготовительной группе

«Увлекательное путешествие в Страну Математики».

Составила:

  воспитатель,

Архипова Любовь Михайловна

2014 г.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе.

Цели и задачи:

-  Закрепить счёт и знание цифр от 1 до 10.

-  Продолжать упражнять в составлении и решении математических задач.

-  Закрепить знание детей о частях суток, последовательности дней недели.

-  Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку.

-  Тренировать в умении видеть различные геометрические фигуры в изображении предметов. Развивать зрительное внимание, логическое мышление, память, речь, мелкую моторику рук. Формировать умение понимать учебную задачу, выполнять её.

Ход занятия

Воспитатель:  Ребята, сегодня утром в нашу группу принесли письмо, давайте его прочитаем.

Читает:«Дорогие ребята, приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в Страну Математики. Жители математической страны приготовили для вас иного интересных заданий.

Королева Математика».

Воспитатель:  Приглашение принимаем?

Дети:  Принимаем.

Воспитатель:  А справиться с заданиями вам помогут: смекалка, находчивость и любовь к математике. Я предлагаю отправиться  в Страну Математики на воздушном шаре (к стульчикам привязаны воздушные шары, на одном – конверт). Почему-то наш шар не поднимается, здесь какая-то записка. Читает: «Воздушный шар поднимется в воздух, если вы назовёте, сколько дней в недели и как они называются?»

Дети:В неделе семь дней –  понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Воспитатель:  Сколько рабочих дней в недели?

Дети:  В неделе пять рабочих дней – это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.

Воспитатель:  А сколько выходных дней?

Дети:Выходных два дня –суббота и воскресенье.

Воспитатель:  Молодцы, вы хорошо справились с заданием и наш воздушный шар взлетел. А чтобы нам в полёте не было скучно, я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение»:

1.  Спим мы ночью, а делаем зарядку?

Дети: Утром.

2.  Завтракаем мы утром, а обедаем?

Дети:Днём.

3.  Солнце светит днём, а луна?

Дети:Ночью.

Воспитатель:  Молодцы, пока мы с вами играли, наш воздушный шар приземлился и мы с вами оказались в Стране Математики, но до королевы мы доберёмся только тогда, когда выполним задания (находят сундук с заданиями). Если мы выполним правильно задания, то нас встретит сама королева Математика. Ребята, вы готовы?

Дети: Да.

1. «Выложи дорожку из счётных палочек по образцу» (Приложение 1).

Воспитатель:  Ребята, сейчас вы будете выкладывать дорожку из счётных палочек, для этого вы должны внимательно посмотреть на образец и после моего хлопка приступить к работе (вывешивается образец, хлопок в ладоши, дети выполняют задание). А сейчас посмотрите на образец, у всех получилась такая дорожка?

Дети:Да.

Воспитатель:  Молодцы, вы все были внимательными и с заданием справились. А сейчас другое задание «Придумай задачу по данному числовому примеру»

8 + 1=                               7 – 1 =

Дети:На дереве сидело 8 птиц, к ним прилетела ещё одна птица. Сколько  всего птиц сидело на дереве? (9 птиц).

            У Вовы было 7 конфет, одну конфету он отдал Насте. Сколько конфет осталось у Вовы? (6 конфет).

Воспитатель:  Молодцы, вы хорошо научились составлять и решать задачи. Следующее задание «Покажи соответствующую цифру». Вы должны внимательно слушать, считать, а затем показать цифру. Ребята, разложите цифры перед собой, слушайте задание:

1. Четыре спелых груши на веточке качались,

     Две груши снял Павлуша, сколько груш осталось? (Дети показывают цифру 2)

2.  Мышки кошку испугались, по углам все разбежались,

     Одна – в ящик, две – за ней, сколько было всего мышей? (Дети показывают цифру 3)

3.  На полянке у реки жили майские жуки.

     Дочка, сын, отец и мать, кто успел их сосчитать?(Дети показывают цифру 4)

4.  На полянке у дубка крот увидел два грибка,

     А подальше у сосны, он нашёл ещё один.

     Ну-ка, кто считать готов, сколько крот нашёл грибов?(Дети показывают цифру 3)

5.  Пять котят песок копали, два на солнце загорали,

     Два купаются в зале. Сколько всех, скажите мне? (Дети показывают цифру 9)

Воспитатель:  Молодцы, вы все были внимательные, уверенно считали и правильно показывали цифры. А сейчас, ребята, тихо встали около своих стульчиков, выпрямили спину  и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка.

Раз – согнуться(наклон вперёд), разогнуться(вернуться в исходное положение),

Два – согнуться(наклон вперёд), потянуться (поднять руки вверх).

Три – в ладоши три хлопка(три хлопка в  ладоши перед собой),

Головою три кивка (кивают головой).

На четыре – руки шире (развести руки в стороны).

 Пять, шесть – тихо сесть (дети садятся на свои места).

Воспитатель:  А сейчас мы поиграем в игру «Смотри и считай». Вы должны внимательно рассмотреть рисунок кошки, определить из каких геометрических фигур она состоит, сосчитать фигуры, а результат записать в прямоугольник (Приложение 2).Дети выполняют задание.

Воспитатель:  Проверяем. Сколько в нарисованной кошке кругов?

Ребёнок: Четырекруга.

Воспитатель:  Сколько в нарисованной кошке треугольников?

Ребёнок: Десять треугольников.

Воспитатель:  А сколько овалов?

Ребёнок: Семь овалов.

Воспитатель:  Молодцы, вы знаете геометрические фигуры и умеете их находить. Следующее  задание «Раскрась правильно». Вы должны закрасить ту геометрическую фигуру на рисунке, которую я назову (Приложение 3)

1. В первом рисунке закрасьте  ту фигуру, которая находится впереди.

2. Во втором рисунке закрасьте фигуру, которая находитсясзади.

3.  В третьей рисунке закрасьте фигуру, которая внутри.

Воспитатель: Молодцы, вы умеете ориентироваться в пространстве. А сейчас мы будем писать графический диктант, и  работать на листке бумаги в клетку.Ребята, будьте внимательны, вы должны нарисовать ключ под мою диктовку. Этим ключом мы откроем дверь и встретимся с Королевой Математика. Нашли точку.  Начинаем 5 клеточек  вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 6 клеток вправо, 3 клетки вверх, 3 клетки вправо, 4 клетки вниз, 9 клеток влево, 2 клетки вниз, 2 клетки влево.

Воспитатель:  Вот такой у вас должен получиться ключ (Показ образца.Приложение 4). У всех такой ключ получился?

Дети: Да! (сравнивают свои ключи).

Воспитатель:  Молодцы! Все внимательно меня слушали и справились с заданием. Этим ключом откроем дверь. Появляется Королева Математика, она хвалит детей за сообразительность, дарит медальки-шоколадки. Затем дети приглашают Королеву  на воздушный шар и возвращаются в детский сад. По дороге Королева проводит с детьми пальчиковую гимнастику.

Королева: Мне ладони покажите правую и левую (показывают  по очереди правую и левую ладошки),

                      В кулачок скорей сожмите пальчики умелые(сжимают пальчики).

                      Разожмите (разжимают пальчики),

                      Рассмотрите (рассматривают пальчики на своих ладонях)

                      И скорее мне скажите

Для чего нужны нам дети ловкие ладошки эти?

Дети: Чтобы играть, писать, считать и так далее.

Воспитатель:  Наше путешествие подошло к концу,  и я надеюсь, что мы с вами будем дружить с Королевой Математика.

Приложение 1

E:\Люба\Изображение.jpg

Приложение 2

E:\Люба\последний.jpg

Приложение 3

E:\№1\Изображение 001.jpg

Приложение 4

E:\№1\Изображение 002.jpg

Используемая литература:

  1. Голубина Т.С.«Чему научит клеточка». – М., Мозаика-Синтез, 2004.
  2. Колесникова Е.В.«Геометрические фигуры». – М., Творческий Центр, 2004.
  3. Колесникова Е.В.«Математика для детей 6-7 лет». – М.,Творческий Центр, 2006.
  4. Соколова Ю.А. «Логика» - М., Эксмо, 2008.
  5. Степанова Г.В. «Занятия по математике для детей 6-7 лет»
  6. Фалькович Т.А., Барылкина  Л.П.«Формирование математических представлений». – М., «Вако», 2005.

                          Конспект

                                     занятия по ознакомлению

                                с окружающим (опыты с водой).

                                                в подг.группе

                                   воспитатель  Копосовой Е.В.

Цель: -учить детей проводить опыты с водой, делать выводы

Программные задачи:

-учить определять свойства и состояния воды, путем несложных опытов

-закреплять умение определять предметы изготовленные из стекла, дерева.

-продолжать учить оставлять описательный рассказ по предмету, а так же определять предмет по описанию

-продолжать учить решать арифметические задачи на сложение и вычитание

-развивать внимание, логическое мышление, творческие познавательные способности

Словарная работа: -ученый-лаборант

                                    -лаборатория

                                    -дерево, стекло

                                    -опыт

                                    -св-ва предмета: цвет, запах, вкус, форма

                                    -состояния воды: жидкое, газообразное, твердое

Материал: -халаты

                     -погремушка

                     -мячик

                     -машинка

                     -елочка

                     -цифры

                     -кастрюля с кипятком, крышка

                     -лед(на каждого)

                     -на каждого:*салфетки с запахом

                                           *стакан с водой

                                           *чашка с соком

                                           *картинка

                                           *маленький стакан

                                           *тарелочка

Ход занятия:

 Сегодня мы с вами будем учеными-лаборантами.

- Скажите, кто такие ученые-лаборанты?

- Что такое лаборатория? (чтоб делать опыты, развивать науку и технику)

 

Для нашей лаборатории нужны сотрудники, надо выбрать работников.

- Каким должен быть работник лаборатории? (умным, сообразительным, внимательным, много знать)

Вот сейчас мы и проверим, все ли готовы работать в лаборатории.

(Дети делятся на 2 команды)

1. Каждая команда должна назвать предметы сделанные из дерева, стекла.

2. Сейчас выйдет один человек из каждой команды. Он должен описать предмет для другой команды «Волшебный мешочек».

3. Чтобы не совершить ошибку в расчетах, ученый должен уметь хорошо считать

- в первой банке было 3л воды, в другой было 2л воды. Сколько всего воды в двух банках? (3+2=5)

- в тарелке было 6 ложек соли. Из неё взяли 6 ложек соли для приготовления пищи. Сколько ложек осталось в тарелке? (6-6=0)

- Лаборанты должны много знать и уметь. Чья команда назовет больше описательных слов? (по игрушке)

Молодцы! Вы все готовы быть учеными-лаборантами. Сейчас мы с вами будем, как ученые, проводить опыты с водой.

1. запах

У вас на столе есть салфетки. Понюхайте их – пахнут ли они? Чем?

А теперь возьмите стаканчик с водой и понюхайте воду.

-пахнет ли вода?

Значит, что мы можем сказать о запахе? Имеет ли вода запах? (нет).

2. вкус

В чашке есть сок, попробуйте его

-какой вкус у сока?

А теперь попробуйте воду

-есть ли вкус у воды?

Значит что мы можем  сказать о вкусе воды? (не имеет вкуса).

3. цвет

Возьмите картинку и поставьте её за стакан с соком

-Видим мы картинку или нет? Почему? (сок темный, не прозрачный)

А теперь поставьте картинку за стакан с водой

-Видим теперь картинку?

Значит, как вы думаете, есть ли цвет у воды? (нет).

Правильно, вода не имеет цвета, она бесцветна и прозрачна.

4. форма

У нас с вами вода находиться в большом стакане. Давайте посмотрим, сможет ли вода перелиться в маленькую посуду. Посмотрите, здесь воды было мало, а теперь она стала переливаться через край. А теперь давайте перельем воду в форму. Вода принимает форму той посуды в которую её наливают.

-Как вы думаете имеет ли вода форму? (нет)

п/и «Море волнуется»

О.Б.Ж. скажите, как ведут себя возле воды?

О каких свойствах воды мы узнали?

Не имеет цвет, запах, вкус, форму.

А теперь мы узнаем в каком состоянии может быть вода.

1. жидкое

Мы уже установили, что вода может легко вмещаться в разную посуду.

-что мы делали? (переливали)

-значит какая вода, если она льется? (жидкая)

2. парообразное

Посмотрите, у меня в кастрюле кипяток. Сейчас я закрою его крышкой.

-посмотрите что появилось на крышке? (капли воды)

Значит вода испаряясь поднимается. Пар не может выйти и остается на крышке в виде капель воды.

Вода может быть в виде пара - имеет парообразное состояние.

3. лед

Посмотрите, что это? (лед)

- как образуется лед?

- что будет если лед растает?

Значит вода может быть твердой, в виде льда.

- где используется вода? (моем руки, овощи, пьем, варим пищу…)

- почему надо беречь воду? И как?

Молодцы! Вы сегодня были замечательными учеными – лаборантами. Много узнали. Узнали, что вода имеет свойства (какие, спросить у детей), узнали о состояниях воды (каких, спросить у детей). так же вы знаете, как надо беречь воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему:  «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...

КОНСПЕКТ Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Жадные медвежата»

ЦЕЛЬ: 1. Формировать представление об измерении объема с помощью мерки, о зависимости результата измерения от величины мерки.2. Закреплять счет в пределах 9, пространственные представления, умен...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие на поезде»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе«Путешествие на поезде»...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе...

«Как лягушки болото искали». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе.

Открытое занятие по формированию математических представлений в средней группе.Задачи: образовательные – Совершенствование умений детей в количественном счете...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе на тему: «Счет в пределах трех».

Задачи:Образовательные:1.     Закреплять навыки счета в пределах 3(количественный, порядковый), учить отвечать на вопрос  «Сколько?»; учить согласовывать числитель...