План-конспект НОД «Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)» на тему: «Путешествие разноцветных конвертов» для детей старшей группы
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

В представленном конспекте НОД большая роль отводится развитию у детей старшего дошкольного возраста мыслительных операций, логического мышления и доказательной речи. Сверстники оценивают действия друг друга и работают в командах (интерактивная технология), самостоятельно делают умозаключения. Данный материал будет полезен педагогам и интересен родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл varshavets_e.e._plan-konspekt_nod_v_starshey_gruppe.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

НОД «Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)»

на тему: «Путешествие разноцветных конвертов»

для детей старшей группы.

Составитель: Варшавец Елена Евгеньевна, воспитатель ДС № 160 «Дубравушка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: закрепить содержание и устойчивость имеющихся на данный момент представлений в области познания (ФЭМП).

Задачи:

  1. Формировать познавательный интерес детей к точной науке математики.
  2. Закрепить счетные навыки в пределах 10, состав числа; актуализировать знания о   геометрических фигурах.
  3. Способствовать развитию умения классифицировать предметы по заданному признаку (цвет, форма).
  4. Развивать внимание, сообразительность, устанавливать логическое умозаключение.
  5. Развивать монологическую речь, отвечать развернутым предложением на поставленный вопрос;  совершенствовать связную речь; способствовать развитию умения придумывать загадку – вопрос по ключевому слову.
  6. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умения выслушивать товарища, инициативность, самостоятельность.
  7. Проявить творческий подход, фантазию при рисовании «Любимая цифра».

Методы и приемы:

Практические: работа с раздаточным материалом, с д/и «Блоки Дьенеша»; рисование любимой цифры.

Наглядные: рассматривание математических домиков, карточек с предметами.

Словесные: беседа, чтение стихов о цифрах; ситуативный разговор.

Материалы и оборудование:

  • Волчок для определения игрового конверта.
  • Цветные конверты по количеству заданий.
  • Раздаточный материал: набор цифр от 0 до 10.
  • Карточки – предметов.
  • Д/и «Блоки Дьенеша».
  • 3 обруча (красный, синий, желтый).
  • Карточки «математические домики» по количеству детей, образец математического домика на доске.
  • Образец игры «Поставь правильно точку».
  • Дорожка – лента для сюрприза.
  • «Умик» за правильный ответ – красный (отлично), зеленый (хорошо).
  • Музыкальная запись «Путешественники» для физ. минутки.
  • Бумага для рисования по количеству детей, различный изо.материал.
  • Набор больших геометрических фигур.
  • Наклейки для «дневников успеха» (сюрприз).

Взаимодействие с родителями.

Предложить родителям:

  • Вместе с детьми вспомнить или заучить стихи про цифры.
  • Поиграть в словесные и дидактические игры: «Считай, не ошибись», «Живые цифры», «Что может быть круглым, квадратным и т.д.».
  • Оформить выставку из домашних библиотек книгами математического содержания.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физ.минутка «Путешественники».

Динамическая пауза «Геометрические фигуры».

Игровая

Игровые мотивационные ситуации: «внесение волчка и цветных конвертов»; внесение сюрпризной ленты, м/и «Поставь правильно точку»; «Считай не ошибись»; «Математические домики»; «Блоки Дьенеша».

Творческая игра «Превращение детей в кошек».

Словесная игра «Клубочек».

Игра – проблема «Брошенный котенок».

Продуктивная

Рисование «Любимая цифра».

Познавательно - исследовательская

Решение задач и загадок на смекалку.

Коммуникативная

Чтение стихов о цифрах, ситуативные разговоры, вопросы.

Трудовая

Индивидуальные поручения по уборке игрового материала.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

 I Вводная часть

1

Беседа. Воспитатель сообщает детям, что все люди в мире любят писать и получать письма. И письма путешествуют по всему свету. Демонстрация цветных конвертов, в каждом конверте задание, игра «Предложение отправиться в путешествие с цветными конвертами».

Дети вращают игровой волчок, выбирают конверт, который выпадет по стрелке.

Обогащение знаний детей.

2

Педагог вскрывает зеленый конверт (он выпал на стрелку), сообщает игровое задание. Этот конверт содержит загадки – разминки для ума.

Педагог предлагает детям придумать самим загадки про варежки.

Дети отгадывают загадки.

Загадки.

1. Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежка)

Варианты загадок от

 детей:

- Сколько варежек ты берешь с собой на прогулку?

- Сколько пальчиков живет отдельно от большого?

- У кошки есть варежки? И т.д.

2. Во дворе поставлен дом.

На цепи хозяин в нем.

(Будка)

Загадки – вопросы от детей.

3. Дом построен для певца-

Без окошек, без крыльца.

(Скворечник)

Проявление познавательного интереса, инициативности. Совершенствование связной речи. Умение придумывать загадку – вопрос по ключевому слову.

Раздача «умиков» по итогам задания из зеленого конверта.

II Основная часть

3

Педагог вскрывает красный конверт. Предлагает поиграть в игру «Считай, не ошибись».

Задания:

- «Назови последующее и предыдущее число»;

- «Покажи цифру на 1, на 2 больше, меньше (3, 6,8…);

- «Найди место в ряду …».

Дети проходят к столам. С помощью раздаточного материала (набор цифр от 0 до 10) раскладывают числовой ряд и выполняют задания, отвечая на вопросы воспитателя.

Мотивация на познавательную деятельность.

Закрепление счётных навыков.

Формирование умения выслушивать товарища.

4

Предлагает провести физ.минутку «Путешественники».

Выполняют движения в соответствии с музыкальной композицией.

Обеспечение оптимальной двигательной активности. Снятие мышечного тонуса.

5

Воспитатель вскрывает синий конверт. Д/игра «На что похожа геометрическая фигура».

Дети подбирают к геометрическим фигурам карточки с предметами похожей формы.

Закрепление геометрических фигур, умения их классифицировать по определённому признаку.

Развитие абстрактного мышления.

6

Воспитатель вскрывает оранжевый конверт. Д/игра «Математический домик».

Упражнение педагог предлагает выполнить на индивидуальных листах с изображением математического домика (состав числа).

Выполняют упражнение на состав числа, поселяют нужную цифру в нужный домик.

Развитие мыслительных операций; закрепление состава числа.

7

Педагог вскрывает фиолетовый конверт. Д/игра «Блоки Дьенеша».  Предложение разделиться на три команды. У каждой команды дом – круг определенного цвета (красный, синий).

Задание: Поселить определенные блоки в  нужный  дом-круг.

Выполняют задания и поясняют свои действия:

✓ В синий круг желтые прямоугольники и красные круги.

✓ В красный круг синие треугольники, желтые круги.

✓ В желтый круг желтые прямоугольники и синие круги.

Оценивают свою деятельность (рассуждают, дискуссируют).

Проявление инициативности с опорой на имеющиеся знания; формирование умения самостоятельно классифицировать предметы по признакам (цвет, форма).

8

Воспитатель вскрывает «коричневый конверт» и поясняет: «Этот конверт содержит  литературное задание «Прочти знакомые стихи о цифрах».

Дети с выражением читают стихи, которые учили в течение учебного года, или выучили дома с родителями.

Совершенствование выразительного чтения стихов, обогащение знаний между сверстниками.

9

Вскрывается «голубой конверт», предлагает решить логическую задачу «Поставь правильно точку».

Задание: по инструкции расставить точки и назвать полученную геометрическую фигуру.

Дети выполняют задание по одному у доски. Другие дети оценивают правильность выполнения задания.

Актуализировать знания о геометрических фигурах, проявлять активность.

Формирование

умения выполнять задание поочерёдно, уважать мнение и действия сверстников.

10

Динамическая пауза «Геометрические фигуры» (гимнастика для глаз).

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Снятие усталости глаз.

III Заключительная часть

11

Педагог сообщает, что цветные конверты закончились и путешествие подошло - к завершению. Предлагает детям высказать своё мнение о путешествии. И подсчитать количество «умиков».

Дети

оценивают свою деятельность.

Сообщают о количестве «умиков».

Удовлетворенность собственных познавательных интересов, воспитание любознательности, инициативы.

Мотивация на дальнейшую образовательную деятельность. Развитие дружеских взаимоотношений.

12

Предлагает творческое задание «Нарисуй любимую цифру».

Дети выбирают изоматериал по желанию. Воплощают свой замысел в рисунке, рассказывают, почему именно эта цифра нравится.

Умение оформлять совместную выставку рисунков «Моя любимая цифра».

Умение составлять рассказ о «своей» цифре.

13

Сюрпризный момент. Воспитатель благодарит детей за участие в путешествии.

За проявленные знания, любознательность, взаимопомощь. Предлагает пройти по сюрпризной ленте за сюрпризом.

Звучит музыка. Дети отправляются за сюрпризом.

В сюрпризном мешочке детей ждут наклейки для «дневников успеха».

Эмоциональный отклик, удовлетворение от игровой ситуации.

Приложение.

                            Гимнастика для глаз «Геометрические фигуры»

Вот фигуры – непоседы

Любят в прятки поиграть

Так давайте их ребята,

Дудим глазками искать.

Будем глазками искать

К ним поближе подбегали

Дружно глянем все налево

Что так? Это же … квадрат.

Не уйти тебе проказник,

От пытливых глаз ребят.

На четырех углах квадрат

Шагает прямо как солдат.   /Дети шагают на месте/.

Теперь вправо посмотрите,

Узнаете? Это – круг - …

И тебя мы отыскали

Нас встречай любимый друг.

Вокруг себя мы повернемся.

И на место вмиг вернемся. /Дети кружатся на месте/.

Кто так высоко забрался,

Чуть до крыши не достал?

Эта странная фигура

Называется овал.

Прыгай, руки поднимай

До овала доставай! /Дети прыгают с поднятыми вверх руками/.

Вниз глазами поведем,

Треугольник так найдем.

И на корточки присядем

Хорошо фигуры знаем! /Дети приседают/.

                     «Веселый счет» от одного до десяти

1. Вот один, иль единица

   Очень тонкая, как спица.

2. А вот это цифра два

   Полюбуйтесь, какова

   Выгибает двойка шею

   Волочится хвост за нею.

3. А за двойкой – посмотрите

            Выступает цифр три

            Тройка – третий из значков –

            Состоит из двух крючков.

4. За тремя идут четыре

   Острый локоть оттопыря.

5. А потом пошла плясать

   По бумаге цифра пять.

   Руку вправо протянула

   Ножку круто изогнула.

6. Цифра шесть – дверной замочек.

   Сверху крюк, внизу кружочек.

7. Вот семерка – кочерга

   У нее одна нога.

8. У восьмерки два кольца

   Без начала и конца.

9. Цифра девять иль девятка

   Цирковая акробатка,

   Если на голову встанет

   Цифрой шесть девятка станет.

10. Цифра вроде буквы «0» -

      Это ноль иль ничего.

      Круглый ноль такой хорошенький

      Но не значит ничегошеньки.

      Если ж слева рядом с ним

      Единицу примостим,

      Он побольше станет весить

      Потому что это – десять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП на тему «Часть и целое» для детей старшей группы.

Конспект ООД по ФЭМП на тему «Часть и целое» для детей старшей группы.Образовательная область: "Познание".Цель: Формирование понятий части и целого.Образовательные задачи:1. Закрепить навыки прямого и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Путешествие на остров сокровищ» детей старшей группы (5-6 лет)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Путешествие на остров сокровищ» детей старшей группы (5-6 лет)...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по (познавательному и физическому развитию) На тему: «Путешествие по России» для детей старшей группы

Задачи:  Формировать представления детей о России;совершенствовать навык сохранения равновесия на уменьшеннойи неустойчивой площади опоры;развивать фантазию детей;воспитывать уверенность в своих ...

КОНСПЕКТ непосредственно – образовательной деятельности ФЭМП по теме «Путешествие в сказку» для детей среднего возраста

С вами мы уже в полёте.На ковре, на самолёте.Наш ковёр летит и мчится,Трудностей мы не боимся.В сказочный мир попадём,И героев позовём!...

Конспект НОД ФЭМП на тему: «Путешествие в страну Математику» в старшей группе

Конспект НОД ФЭМП на тему: «Путешествие в страну Математику» в старшей группе...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности ОО «Речевое развитие» На тему: «Путешествие на юг» для детей старшей группы компенсирующей направленности.

Конспект НОД ОО «Речевое развитие»На тему: «Путешествие на юг»Для детей старшей группы компенсирующей направленности....

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по «Познавательному развитию» «Формирование элементарных математических представлений» на тему: «Путешествие в сказку» для детей старшей группы

Возраст детей: 5 – 6 лет/ старшая группаФорма ОД: игра-путешествиеЦель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Приоритетные образователь...