игр по познавательному развитию (ФЭМП) для подготовительной группы
картотека по математике (подготовительная группа) по теме

Янборисова Любовь Андреевна

картотека игр для подготовительной группы, очень простой и удобный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_mmr_podg_gr.docx86.53 КБ

Предварительный просмотр:

М                             ВРЕМЯ

НАЙДИ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО

Цель: учить называть временные отрезки:

утро, день, вечер, ночь.

Ход: дети образуют круг, воспитатель катит кому- нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток:

- Мы завтракаем утром, а обедаем…   Дети называют пропущенное слово.

- Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой…

- Днем ты обедаешь, а ужинаешь…

М             Ориентировка во времени

ОТГАДАЙТЕ  ЗАГАДКИ

Когда петушок                                             Стало за окном темнеть,

Раньше всех встает,                                      Птицы стали тише петь.

Голосисто поет,                                             Убирать игрушки нужно,

Солнышко встречать зовет?                         Мама всех зовет на ужин,

                                                                         Когда это бывает?

    ( Утром)                                                        ( Вечером)

М             Ориентировка во времени

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Цель: Закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки.

Ход: Дети видят вокруг стола, на котором лежат несколько картинок с изображением разных времен года (перевернутые). – Дети мы сегодня будем играть так. Каждый берет по одной картинке и не показывает друг другу. Мы будем отгадывать, что нарисовано на его картинке. Тот на кого укажет стрелка, расскажет нам что нарисовано, на его картинке а потом стрелка укажет на того, кто должен отгадать.

После ответа первый играющий показывает свою картинку. Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.

П                КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

РАЗЛОЖИ  ПРАВИЛЬНО

Счетные карточки раскладываются в возрастающей или убывающей последовательности.

Например: к столу вызывается ребенок. Он внимательно смотрит на карты и называет их. Затем ему предлагают закрыть глаза (или выйти из комнаты). Воспитатель меняет положение нескольких карточек.

Например: после условного знака ребенок открывает глаза (или возвращается в комнату), ставит карточки в первоначальное положение. Можно предложить ему разложить карточки в обратном порядке. Остальные дети внимательно следят за выполнением задания.

П                КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

КУДА СТАВИТЬ КАРТОЧКУ

Воспитатель раскладывает на столе одну куклу, две чашки, трех зайчиков, четырех уток, пять кубиков, шесть ложек и т. д. Здесь же лежат перевернутые счетные карточки. Воспитатель объясняет суть игры: каждый игрок берет одну карточку и кладет ее рядом с игрушками в соответствии с числом кружков на карточке.

П                КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

НАЙДИ СВОЮ ПАРУ

Воспитатель заранее в соответствии с количеством ребят готовит карточки – счетные и с изображением геометрических форм. Каждый ребенок получает одну карточку. Карточки прикрепляются к груди каждого ребенка. Ребята прогуливаются по площадке.

– Найдите ваши пары, – говорит воспитатель.

И ребенок, на груди которого прикреплена карточка точкой, должен найти ребенка с карточкой  и т. д.

П                КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

ЧИСЛА В КРУГУ

Дети становятся в круг, в центре расставляются счетные карточки с таким расчетом, чтобы общее количество карточек соответствовало количеству играющих детей. По первому сигналу воспитателя каждый ребенок берет по одной карточке. По второму сигналу дети должны найти своих товарищей, которые взяли карточки с этим же числом, и составить маленький круг. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

П                КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

ЗАХОДИ В КРУГ

Каждый играющий получает одну карточку и прикрепляет к груди. В центре круга ставится большая счетная карточка, к примеру          . По сигналу воспитателя: «Заходи в круг!» – ребенок ищет себе пару с таким расчетом, чтобы сумма чисел на его карточке и на карточке другого игрока составляла восемь.

Например, игрок с карточкой должен      найти игрока с карточкой        ,

игрок с карточкой          должен найти игрока с карточкой         и т. д.

П                КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

ИГРЫ С МЯЧОМ

а) Продолжай считать. Называя какое-нибудь число, воспитатель бросает ребенку мяч. Ребенок ловит его, продолжает считать до десяти и возвращает мяч воспитателю. Можно предложить детям считать в обратном порядке.

б) Скажи последующее число. Воспитатель бросает мяч и называет какое-нибудь число. Поймав мяч, ребенок говорит следующее по порядку число.

в) Скажи предыдущее число. Игра проводится тем же способом, только в данном случае ребенок называет предыдущее число.

г) Дополни число. До начала игры определяется число, которое играющие должны составить из двух чисел (например, 10). Воспитатель бросает ребенку мяч и называет какое-либо число (например, 5). Поймав мяч, ребенок говорит число, которое в сумме с названным воспитателем составляет десять: 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4 и т. д.

П                ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Угадай, что спрятали

Заранее на отдельных листках бумаги (белые квадраты) рисуются разные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник) и раскладываются на столе. Дети внимательно их осматривают. Затем воспитатель вызывает одного ребенка, предлагает ему закрыть глаза или отвернуться, а сам прячет какую-нибудь карточку. После условного знака ребенок открывает глаза и говорит, что спрятано.

П                ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ДОСТАНЬ НАЗВАННЫЙ ПРЕДМЕТ

В присутствии детей воспитатель показывает, а затем кладет в мешок предметы разных геометрических форм: треугольники, овалы, квадраты, круги, прямоугольники (по четыре предмета каждого вида). Вызывая ребенка, воспитатель предлагает ему на ощупь достать из мешка названную геометрическую фигуру.

П                ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

СОСЧИТАЙ И ПОСТРОЙ

Детям раздаются палочки двух цветов. У воспитателя заранее на белой бумаге нарисованы различные рисунки: цветы, домики, геометрические фигуры и т. д. Рисунки сделаны необычным способом, они как бы сконструированы из палочек. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено, например, дерево, посчитать, сколько потребуется палочек красного цвета для ствола, а сколько зеленых для изображения листьев. Затем она прячет рисунок, а дети с помощью палочек воспроизводят его самостоятельно. Подобным образом выполняются все остальные задания.

П                ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ПОКАЖИ ПРЕДМЕТ ТАКОЙ ЖЕ ФОРМЫ

У воспитателя имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и т. д. Детям раздаются рисунки с изображением предметов, форма которых соответствует указанным геометрическим фигурам (тарелка, пуговица, флаг, пионерский галстук, сумка, окно, доска, яйцо и пр.). Воспитатель показывает одну из геометрических фигур, например круг. Дети должны поднять карточки с рисунками предметов такой же формы.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

КУДА СПРЯТАЛСЯ ЖУЧОК?

Игра проводится так же, как в старшей группе. Изменения состоят в том, что дети подготовительной группы пользуются планом, повернутым на 180°. Взрослый кладет перед ребенком план вверх ногами, и его нельзя поворачивать (план должен поворачиваться в уме). В связи со сложностью задания количество предметов следует сократить до семи-восьми. Первые задания с перевернутым планом предлагаются взрослым, а далее, по мере овладения ими, и самими детьми.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

КУКЛА МАША КУПИЛА ПИАНИНО

Игра проводится так же, как в старшей группе, но количество предметов в комнате увеличивается до десяти-одиннадцати, и покупаются сразу несколько предметов, например пианино и телевизор.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

НАЙДИ ИГРУШКУ

Игра проводится так же, как в старшей группе. Изменения состоят в том, что количество столов увеличивается до тринадцати (стол воспитателя и 3 ряда детских столов, по 4 стола в каждом ряду). План части групповой комнаты воспитатель рисует при детях и с их участием на листе бумаги.

Кроме того, дети самостоятельно прячут игрушку и указывают на плане ее местонахождение. При необходимости воспитатель помогает им. В игре может участвовать вся группа детей.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

 

ЧЬЕ ЭТО МЕСТО?

Игра проводится так же, как в старшей группе, но количество столов увеличивается до тринадцати (стол воспитателя и 3 ряда детских столиков, по 4 стола в каждом ряду). План части групповой комнаты рисуется при детях и с их помощью. В игреучаствуетвсягруппадетей.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

СЕКРЕТЫ

Игра проводится так же, как в старшей группе. Изменения состоят в том, что воспитанники подготовительной группы самостоятельно прячут секреты и указывают на плане их местонахождение. При необходимости воспитатель помогает им.

Кроме того, детям этого возраста можно предложить поиск секретов по плану двух незнакомых участков. При этом прятать секреты и делать отметки в плане должен взрослый.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ВОДИТЕЛИ

(В игре участвуют 2–5 человек)

Одному из детей взрослый дает игрушечную машину и объясняет правила игры. «Ты – шофер автомобиля. Тебе надо посетить три пункта назначения: бензоколонку, станцию ремонта автомобилей и больницу, а затем вернуться в гараж. Порядок посещения пунктов ты выбираешь сам. При этом не забывай смотреть на дорожные знаки и слушаться их».

Ребенок ведет по дорожкам игрового поля машинку, а остальные дети следят за игрой. Если он нарушает требование знака или, не посетив всех трех пунктов, возвращается в гараж, взрослый объясняет ему допущенные ошибки и ход передается другому ребенку, который продолжает игру на новом игровом поле.

При выигрыше ребенку предлагается другое игровое поле.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ПРИНЕСИ КАРАНДАШ

(В игре принимают участие 2–5 человек)

Взрослый говорит, что ему нужен карандаш и его надо попросить у человека, который находится вот за этой дверью (показывает план коридора, одна из дверей которого помечена кружком). Педагог помогает ребенку найти на плане место, на котором он находится перед началом поиска.

Ребенок берет план, находит по нему соответствующую комнату и просит у взрослого карандаш. Когда он возвращается с карандашом в группу, дети спрашивают, у кого он попросил карандаш, и проверяют по плану, правильно ли их товарищ выполнил задание. При необходимости указывают ему на ошибку. Если задание выполнено правильно, то воспитатель перемещает кружок на другую дверь и за карандашом идет следующий ребенок.

Задания могут придумываться не только взрослым, но и самими детьми.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

 

НАЙДИ ВЕДЕРКО

(В игре принимает участие вся группа детей)

Ребята разбиваются на две команды: одна команда сначала прячет, а другая – ищет. Когда ведерко будет спрятано, участник этой команды берет один из планов и прочерчивает на нем путь, по которому нужно двигаться, чтобы найти ведерко. Участники другой команды на это время отворачиваются. Затем идут по прочерченному на плане участка пути и пытаются найти ведерко. При удаче команды меняются местами. При неудаче все вместе с помощью воспитателя обсуждают, какая команда ошиблась (допущена ли ошибка при прочерчивании схемы пути или ее использовании).

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ГДЕ ТВОИ РУКИ?

Задание: спрятать руки за спину. Воспитатель сначала отгадывает, где правая рука у ребенка, где левая, а затем предлагает одному (или нескольким детям) показать свои руки и назвать их.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ГДЕ ШАРИК?

Задание: спрятать шарик в ладошку. Задача воспитателя отгадать, в какой он руке – в правой или в левой. Затем он предлагает детям поочередно показать руки – правую и левую, назвать их, сказать, в какой руке спрятан шарик.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ВОЗЬМИ ФЛАЖОК

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какая рука правая (левая), и взять в нее флажок; переложить флажок в другую руку, поднять руку кверху, помахать флажком и вновь переложить в правую. Или: синий флажок (ленточка) в правой руке, желтый – в левой. Задание: поменять флажки местами. После этого педагог спрашивает: «Какого цвета флажок? В какойонруке?»

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

«В КАКОЙ РУКЕ ИГРУШКА?

Воспитатель сначала предлагает одному из воспитанников взять игрушку правой (левой) рукой, затем той, какой он захочет, и сказать, в какой руке игрушка. Второе задание: ребенку дают две игрушки, он должен сказать, какая из них у него в правой, какая в левой руке.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ПЕРЕЛОЖИ РУКИ В ДРУГИЕ РУКИ

Несколько камешков (5–6) следует по одному перекладывать из одной руки в другую. В процессе выполнения задания ребенок различает свои руки, обозначает их. Одновременно он учится различать термины «один» и «много».

Дальнейшие упражнения на различение своих рук выполняются в ходе более сложных результативных действий.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

 

КАКОЙ РУКОЙ ДАЛЬШЕ?

Задание: прокатить или бросить мяч как можно дальше, сначала правой рукой, потом левой. В ходе выполнения упражнения уточняются представления детей о расстоянии (далеко – близко, дальше – ближе), о направлении движения мяча (мяч катится вперед, в сторону, назад).

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

КАКОЙ РУКОЙ ТОЧНЕЕ?

Задание: попасть мячом в цель, например: в щит, расположенный на расстоянии не более полутора метров, в устойчивую корзинку (коробку), в нарисованный на земле круг. Практическое значение упражнения: дети учатся различать правую и левую руку, осваивают метание как один из основных видов движения, тренируются в пространственной точности двигательных реакций. (С этой же целью можно предложить прокатить мяч, шарик в ворота.Дальностьрасположениянедолжнавначалепревышатьодногометра.)

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

 

КАКОЙ РУКОЙ БЫСТРЕЕ?

Задание: собрать камешки (пуговицы, желуди) сначала одной рукой, потом другой. Воспитатель может предложить детям самим определить, какая рука проворнее – правая или левая.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

«Что тяжелее?»

Задание: определить, какой из двух предметов тяжелее (легче); определить, в какой руке, правой или левой, предмет легче, в какой – тяжелее.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ЗАПОМНИ, КТО ГДЕ СТОИТ?

Цель:закрепить пространственные ориентировки.

Ход:

дети выстраиваются в ряд ( 5 – 6 человек).

С помощью считалки выбирается ведущий:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си Едет кошка на такси, а Котята прицепились, и Бесплатно прокатились.

Ведущий 15-20 секунд смотрит на играющих,

запоминает, кто за кем стоит.

Затем, отвернувшись от детей, ведущий перечиляет, кто за кем стоит.

Ведущимстановитсядругойребенок.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ДОБАВЬ СЛОВО

Цель: закрепить пространственные ориентировки.

Ход: сначала с детьми обсуждается, что где находится в группе относительно их. Затем воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают:

-Стол стоит... (Впереди нас.)

-Полка висит... (Сзади нас.)

-Слева от вас... (Окно.)

-Справа от вас... (Цветок.)

Вариант игры:

воспитатель бросает мяч ребенку и спрашивает:

- дверь от тебя?...( слева);

- позади тебя?...( окно);

- большой стул?...(  справа);

- Лена стоит?...( справа);

- маленькие столы?...( сзади);

- кукла сидит?...( слева). Усложнение: воспитатель называет слова: слева, справа, впереди, позади, а дети говорят, какие предметы находятся в указанном направлении.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

НАЙДИ И НАЗОВИ

Цель:  упражнять в ориентировкев пространстве.

Ход: план части групповой комнаты, где находятся столы воспита-тель рисует при детях и с их участием на листе бумаги.

Дети самостоятельно прячут игрушку и указывают на плане ее местонахождение.

В игре может участвовать вся группа детей. С помощью считалки выбирается ведущий. Он выходит из группы,

игрушка прячется. Вернувшись в группу, ребенок берет  в руки план, воспитатель показывает точку поиска. Ребенок должен пойти к этому месту, взять игрушку и назвать ее.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

«РАССКАЖЕМ И НАРИСУЕМ

Цель: закрепить пространственные ориентировки.

Ход: воспитатель показывает детям картину с изображением комнаты:

- Есть ли в ней окна? Сколько их? - Что украшает окна?

- Что стоит на подоконнике? - Сколько дверей?

- Что справа от двери? Слева? - Что видим в центре комнаты? Что на столе? - Что у стены напротив двери? Что на полках? - Что лежит на полу? - Что видим на потолке?

- Что висит на стене? - Мы с вами словами с помошью рисунка описали комнату, а теперь попробуйте ее нарисовать ( можно часть комнаты).

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ДОРОГА К ДОМУ

Цель: закрепить пространственные ориентировки.

Ход: - Представьте, вам нужно обьяснить дорогу к вашему дому своему другу, которого вы пригласили на День рождения. - Сначала продиктуйте его маме, папе или

бабушке ваш точный адрес. -Затем приступайте к обьяснению. - А теперь расскажите мне, как добраться до вашего дома из нашего детского сада. - Закройте глаза и мысленно представьте себе весь путь. - Вспомните какие–то ориентиры! Аптеку..

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

НАЙДИ ДОРОГУ ДОМУ К БЕЛОЧКЕ

Цель: закрепить пространственные ориентировки.

Ход:

- Послушайте стихи про белочку, которая на день рождения пригласила к себе в дупло подружек –белок. Вот как она обьяснила им дорогу к своему дому:

Идти надо по тропинке Мимо дуба и осинки,

А потом, свернув направо, Вы пойдете вдоль канавы,

Доберетесь вы до пня, А под ним ежей семья.

Здесь свернете вы налево,  там Черемуха вся в белом

Кружевном стоит наряде, Муравейник будет сзади.

Впереди растет сосна, Золотиста и стройна.

На сосне в дупле наш дом. Мы вас в гости очень ждем!

Хоть дупло и высоко, Но найти его легко!

-Давайте все вместе нарисуем до-

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА

Цель: закрепить пространственные ориентировки.

Ход:

воспитатель вместе с ребенком рисует на листах схематичное изображение человечков в разных позах, показывает их ребен- ку в любом порядке.

Его задача – быстро принять нарисованную позу.

Если детей будет двое то выигрывает тот, кто быстрее принял заданную позу и правильнее. Кто первым выполнит задание, получает одно очко. Когда зарядка закончится, подсчитываются очки, определяется Победитель дорогу к дому белочки! магазин, почту и т.д.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

НАОБОРОТ

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве.

Ход: Игра проходит в кругу. Воспитатель в центре круга говорит любое слово и бросает мяч. Ребенок должен сказать слово, противоположное по смыслу:

*вверх – вниз *направо – налево

*вперед – назад *далеко – близко

*высоко – низко *над – под

*внутри – снаружи *дальше - ближе

*далекий – близкий *верхний – нижний

*правый – левый

Если ребенок затрудняется с ответом, дети хором  говорят нужное слово.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ЧАСЫ

(по часовой стрелке)

Цель: закрепить пространственные ориентировки.

Ход:

- Посмотрите на мои часы (показ макета часов):

Стрелка часовая Идет за часом час,

Не спеша, не отставая, И ведет с собою нас.

- В каком  направлении движется часовая

стрелка? ( направо) - Движение в указанном направлении называется движением по часовой стрелке.

- А теперь вместе махните правой рукой по

часовой стрелке :

Дружно махнем

Правой рукой

Мыпострелке

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ПОСТРОЙ И НАЗОВИ

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве.

Ход: - Я загадаю загадки, а вы  ответ сделаете из геометрических фигур.

Доски на гору везем,

Будем строить новый…     ( Дом)                          

- Кто раз в году наряжается? ( Елка)                            

- Один костер весь мир согревает? (Солнце)                        

- Где у вас растет елка? - Где расположено солнце?

Дети отвечают на  вопросы, используя слова: впереди, сбоку, за, наверху. - Посмотрите на солнце, какое время суток у вас получилось? Если солнце над домом (день), слева от дома (утро), справа ( вечер).

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ЛЕСНОЙ ПРАЗДНИК

Цель: закрепить пространственные ориентировки.

Ход:

перед ребенком картинка с большим деревом, на котором сидят: в дупле-сова, на нижних ветках слева-медведь, справа-кот, на верхних ветках слева-летучая мышь, справа-белка, на самом верху-птичка, у подножия дерева-лягушка- у всех в лапах-шары.

- Кто выше всех? Раскрась его шар в красный цвет.

- Кто ниже всех? Его шар-желтый.

-Кто уселся между котом и медведем? Его шар-синий.

- Кто сидит над кошкой? Его шар-зеленый

-У того, кто сидит слева от белки, шар-оранжевый.

- У кого шар не разукрашенный? Где он сидит? Раскрась его шар любым цветом.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ПОМОГИ МАЛЫШАМ  (инсценировка)

Цель: различать животных по внешнему виду, группировать их; ориентироваться в пространстве.

Ход:

детям раздаются картинки с изображением взрослых животных и их детенышей.

- Всем детенышам нужно найти своих родителей.

- Взрослые- звери и птицы – идут по кругу, подзывая на своем языке малышей, которые подходят к родителям, когда те проходят мимо них. - Каждая семья образует свой кружок и произносит звуки и показывает движения животных, которых она представляет.

Если кто-то попал в чужую семью, наблюдающие за игрой дети должны обнаружить это

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ

Цель: развивать внимание,  пространственные ориентировки.

Ход: дети встают полукругом. В центре – ведущий.

Время от времени он делает какое - либо движение: поднимает руку, поворачивается, наклоняется, топает ногой…Все игроки должны точно повторить его движение.

Если игрок ошибается, ведущий занимает его место, а сам он становится ведущим. Если одновременно ошибутся несколько человек, ведущий сам выбирает из них того, кто займет его место.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ОСТРОВ СОКРОВИЩ

Цель: упражнять в освоении пространства с опорой на схему собственного тела.

Ход: - Сейчас ты будешь роботом на дистанционном управлении,который придуман для поисков клада в опасных для человека местах. - Я буду говорить маршрут передвижения, а ты в точности исполняй инструкцию. Если нигде не ошибешься, то найдешь клад (игрушка).

- Внимание! Три шага вперед, повернись направо, два шага влево прыжок назад, повернись налево, пять шагов вперед, вправо 4 шага, подними правую руку- загляни под книгу. Чтотынашел?

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ВСТАНЬ ГДЕ Я СКАЖУ

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве.

Ход: дети находят место по указанию воспитателя.

Например: « Таня, встань возле меня. Олег встанет рядом с Таней, Вася встанет впереди Тани, Оля между Васей и Олегом, Маша встанет за Олегом». Воспитатель вызывает  семь – восемь человек. В заключение каждому из детей предлагает сказать: «Кто где стоит?» Если дети затрудняются, воспитатель дает образец ответа: «Я стою

за Олегом или впереди Тани».

*Отвечать на вопрос: «Кто где стоит?» - могут дети, не принимающие участие в игре. *Задания могут давать так же дети, которые не участвуют в игре. *Следите за тем, чтобы во время повторной игры дети не повторяли чье – либо месторасположение.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ОТГАДАЙ, ЧТО ТАКОЕ?

Цель:  учить находить сходство предметов по признаку величины.

Ход: - Я буду называть слово, а вы перечислять предметы, которые можно назвать этим словом. За правильный ответ – фишка.

- Длинная…( воспитатель дает ребенку шарик).

- Дорога,- говорит ребенок, получает фишку и передает шарик

соседу.( дети перечисляют – платье, веревка,день, шуба и др.)

- Широкая…( дорога, улица, речка, лента, мост и др.)

- Высокий…( дом, кран, дерево, жираф, столб и др.)

В конце игры педагог говорит, кто назвал больше слов.

П                ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

Цель: классифицировать предметы по признаку

величины.

Ход: перед ребенком 6 картинок с изображением

предметов:

*На первой - три предмета широкие, один-узкий.

*На второй-три предмета узкие, один-широкий.

*На третьей- три предмета длинные, один-короткий.

*На четвертой – три предмета короткие,один- длинный.

*На пятой- три предмета высокие- один низкий.

*На шестой- три предмета низкие, один-высокий.

- Тебе нужно увидеть и назвать «лишний»,

т.е. не подходящий к

остальным предмет на картинке.

П                             ВЕЛИЧИНА

ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ

Цель: закрепить величинные ориентировки; развивать творческое воображение.

Ход: перед детьми 2-3 полоски разной длины, 2-3 больших и маленьких круга.

- Придумайте – что это такое и нарисуйте на своем листе картинку.

- Например, о двух полосках разной длины можно сказать, что это мальчик с мамой или девочка с кошкой, или дядя с собакой и т.д. Готовые картинки рассматриваются, обсуждаются и оцениваются; учитывается их соответствие заданию, наличие сюжета, эмоциональная выразительность и оригинальность

П                             ВЕЛИЧИНА

ЧЕЛОВЕЧКИ

Цель:

закрепить величинные ориентировки, порядковый счет.

Ход:

воспитатель показывает таблицу (рисунок), на которой  10 человечков в контурном  изображении.

Они расположены по росту - от самого низко-го до самого высокого. Различия в высоте 1,5 см, высота самого низкого не менее 8 см. Восьмой человечек пропущен. Дети рассматривают таблицу (рисунок). В случае затруднения

воспитатель задает вопросы: -Нет ли здесь ошибки?  -Кто заметит ошибку и сможет объяснить ее?   -Которыйпосчетучеловечекпропущен?

П                             ВЕЛИЧИНА

БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ

Цель: закрепить величинные ориентировки.

Ход:

Задание 1. Перед ребенком разные по величине квадраты:

- Сколько больших квадратов?

- Сколько маленьких квадратов?

Задание 2. Маленькое яблоко     И большой арбуз На листе рисует Славный карапуз.

- Нарисуй то, о чем я рассказала.

- Что больше: большое спелое яблоко или маленький спелый арбуз

П                             ВЕЛИЧИНА

ДОЩЕЧКИ

Цель:

закрепить величинные ориентировки, порядковый счет.

Ход: воспитатель показывает таблицу (рисунок), на которой  10 прямоугольников ( дощечек). Они расположены от самого узкого до самого широкого.  

Различия в ширине 1,5 см, ширина самого узкого не менее 2 см. Седьмой прямоугольник пропущен. Дети рассматривают таблицу (рисунок). В случае затруднения воспитатель задает вопросы: -Нет ли здесь ошибки? -Кто заметит ошибку и сможет объяснить ее? -Которая по счету дощечка пропущена?

П                             ВЕЛИЧИНА

 

ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА

Цель:   усвоение  способов присоединения одной фигуры к другой для получения новой, закрепление величинных

и пространственных ориентировок.                                              

Ход:

воспитатель продолжает знакомить детей с новой игрой круг разрезается на части. Ориентиром при разрезании служит центр круга. Получается 7 частей, из которых равны между собой 2 части, похожие на овал, и 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части - разные по форме и размеру. Части округлой фор мы нацеливают детей на составление силуэтов животных, птиц, насекомых.

Из набора можно составить много разных забавных фигурок, присодиняя одну часть к другой

П                             ВЕЛИЧИНА

КТО КУДА УБЕЖАЛ?

Цель: учить словесно обозначать месторасположение, величину и форму предмета.

Ход: дети играют парами. Перед каждым ребенком лист бумаги и семь геометрических фигур, лежащих в центре листа По сигналу дети кладут фигуры по всему листу: в углах по сторонам и одну оставляют в центре, затем сравнивают расположение фигур на своих листах и рассказывают об этом. Например: «У меня маленький

квадрат находится в верхнем левом углу, а у тебя?»

Дети поочередно зада- ют вопросы друг другу.

П                             ВЕЛИЧИНА

ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ

Цель: усвоение  способов присоединения одной фигуры к другой для  получения новой, закрепление величинных ориентировок.                                                                                    Ход: воспитатель продолжает знакомить детей с новой игрой.круг разрезается на 10 частей. В результате получается 4 равных треугольника, остальные части, попарно равные между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругле-ние. Из частей игры удобно составлять человечков, птиц, ракеты и другие фигуры.

П                             ВЕЛИЧИНА

ЗАВЯЖЕМ, РАЗВЯЖЕМ

Цель: закрепить величинные ориентировки.

Ход:

у каждого ребенка в   руках шнурок. Дети делятся на пары. Нужно узнать, у кого шнурок длиннее. ( Дети сравнивают шнурки, убеждаются, что у них одинаковая длина.)

- Какие шнурки по длине? ( Одинаковые.)

- Я ставлю песочные часы, а вы начнете завязывать узлы на шнурках, сильно их не затягивайте.

-Начали! ( Как только песок пересыпется–Стоп!)

Вопросы: - У кого шнурок стал короче?  Кто в паре завязал больше узлов? У кого сколько узлов? Затем часы снова переворачиваются и дети развязывают узлы.

П                             ВЕЛИЧИНА

МОНГОЛЬСКАЯ ИГРА

Цель усвоение  способов присоединения одной фигуры к другой для  получения новой, закрепление  величинных

и пространственных ориентировок.

Ход: воспитатель продолжает знакомить детей  с игрой.

Дети составляют но вые геометрические фигуры из имеющихся и представляют, ка- кая фигура получится в результате присое- динения. Дети составляют фигуры-силуэты по образцам ( расчлененным и контурным), по замыслу. Правило:   при составлении фигур-силуэтов использовать все части, при- соединяя одну к другой, не накладывая одну часть на другую

П                             ВЕЛИЧИНА

 

СРАВНИТЕ!

Цель: закрепить деление целого на части.

Ход:

-Что это? (Круг.) - Как его разделить на 4 равные части?

(Сначала круг делим пополам, потом каждую половину еще по- полам.)

- Сколько получилось частей?

- Какие они между собой? (Равные.)

-Одну часть можно назвать «четверть». -  Повторите.

- Сравните целое и четверть.

- Сравните половину и четверть.

 -Сравните две четверти и половину.

П                             ВЕЛИЧИНА

ДВЕ КОСИЧКИ

Цель: закрепить величинные ориентировки.

Ход: -Вале подарили 1 ленточку, а у нее 2 косички.

-Как быть? -Сложим ленточку пополам.

-Подравняем уголки, сделаем линию сгиба и разрежем.

-Сколько частей получилось?

-Как называется одна часть?

-Какие части между собой?

-Что длиннее - целая лента или ее половина?

-Чтокороче?

П                             ВЕЛИЧИНА

КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ?

Цель:

закрепить умение различать предметы по цвету, величине, форме.

Ход: в игре принимают участие несколько детей.

Им предлагается в течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов: - одного и  того же цвета, - величины, - одной формы.

По сигналу один ребенок начинает называть предметы, другой – его дополняет. Заправильныйответ – фишка.

Выиграеттот, у кого

П                     КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?

Цель:  упражнять в счете в  пределах 10.

Ход:дети играют парами.Воспитатель предлагает разложить цифры по

порядку от 0 до 10.Один ребенок в парезакрывает глаза, другой

переставляет цифры вряду.

Открыв глаза, ребенок говорит, что изменило-сь.

Если он правильно уга-дывает,  то становится ведущим.


П                     КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

НАЙДИ СТОЛЬКО ЖЕ

Цель:    

продолжать учить понимать коли-чественные отношения между чис-лами первого десятка.

Ход:
в разных  концах группы расстав-лены различные группы однород-ных предметов ( две пирамидки, четыре мяча, два зайца и т. д.)

Воспитатель держит веером в ру-ках карточки с кружками  пред-лагает кому – либо из детей выта-щить одну.

Ребенок, выбрав карточку, находит в комнате столько игрушек, сколь- ко кружков на карточке.Вариант игры:на карточках вместо кружков изоб-разить цифры и дети будут находи-ть нужное количество игрушек по указанной цифре.

П                     КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

НАЗОВИ ЧИСЛО

Цель:    учить увеличивать и уменьшать число на единицу.

Ход:игра проходит в кругу. С помощью считалки выбирается ведущий: Дождик, дождик, поли-вай – будет хлеба коро-вай, будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.Бросая мяч, ведущий называет число и про-сит увеличить ( умень-шить) его на единицу.Ребенок  называет чис-ло, затем сам называет число, просит  умень-шить его и бросает мяч другому ребенку.Усложнение:Просит назвать преды-дущие и последующие числа.

П                     КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

ИГРА С КУБОМ

Цель:

упражнять в прямом и обратномсчете.

Ход:

дети в кругу.С помощью считалки выбираетсяведущий:

Серый заяц вырвал травку,

Положил ее на лавку.

Кто травку возьмет, тот уйдет.Он бросает куб, называет цифру

на грани куба и считает дальше.Затем  бросает куб другомуребенку и дает ему задание:« Считай дальше» или  « Считайв обратном порядке».

П                     КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

ЖИВЫЕ ЦИФРЫ

Цель:учить называть «соседей» названных чисел.

Ход:на столе два комплектаперевернутых цифрдвух цветов.

По сигналу дети берутпо одной цифре, выстраиваются по порядку в

две колоны в соответствии цвету цифры.

- Выйдите « соседи»числа пять и назовитесебя.После выполнения задания пары возвращаются на место.

Вариант:по сигналу дети берутпо одной цифре, находят свою пару по цвету и строятся по порядку:- выйди « сосед» чиселтри и пять.

П                     КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

СЧИТАЙ - НЕ ОШИБИСЬ

Цель:

упражнять в счете на слух.

Ход:

дети встают полукругом.Выбирается ведущий.

Дети закрывают глаза.

В это время ведущий хлопает      (подпрыгивает, топает) несколько раз.

Дети, открыв глаза, повторяют

его действия и обьясняют, почему

они так сделали.

Ведущим становится другой ребе- нок.

П                     КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

НАЙДИ СОСЕДА

Цель: учить называть « соседей» числа.

Ход:

дети с цифрами 2, 4, 6, 8, 10 стоятна расстоянии друг от друга.

По сигналу остальные дети берутпо одной цифре со стола и нахо-

дят « соседа» своей цифры.( если у ребенка цифра 5, он должен встать между цифрами 4 и 6.Цифры кладут обратно на стол,и игра повторяется.Усложнение:у детей вместо цифр карточки скружками.

П                     КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

РУЧЕЕК

Цель:  учить составлять число восемь из двух мень-ших  чисел.Ход:двое детей – ведущие -берутся за руки, обра-зуя воротца, в руках у них цифра 8. У остальных детей циф-ры от 0 до 8. Сигнал воспитателя: - Ручеек в воротца! –  дети встают парами так, чтобы образовать вмес-те число 8 : 4 и 4; 1 и 7;2 и 6 ; 0 и 8 и др.«Ручеек» должен прой-ти через воротца.При     повторном про- ведении игры меняют- ся ведущие и цифры у детей.

П                     КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

ОТГАДАЙ ЧИСЛО

Цель: закрепить умение  сравнивать числа.

Ход:  по заданию ведущего ребенок должен быстро назвать:

число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т. д.

Ребенок, выполнив-ший условия игры, получает фишку.

П                     КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

ЧИСЛОВОЙ РЯД

Цель: закрепить знание последователь-ности чисел в натуральном ряду.

Ход:

играют двое детей, сидят за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз все карточ-ки с цифрами от 1 до 10.

При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые  из цифр встречаются в наборе дважды.Каждый ребенок  в порядке очеред-ности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку.Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше - правее.Если же он возьмет повторно карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на место, а право хода передается соседу.

Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.

П                  ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

СОСЧИТАЙ И ПОСТРОЙ

Детям раздаются палочки двух цветов. У воспитателя заранее на белой бумаге нарисованы различные рисунки: цветы, домики, геометрические фигуры и т. д. Рисунки сделаны необычным способом, они как бы сконструированы из палочек. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено, например, дерево, посчитать, сколько потребуется палочек красного цвета для ствола, а сколько зеленых для изображения листьев. Затем она прячет рисунок, а дети с помощью палочек воспроизводят его самостоятельно. Подобнымобразомвыполняютсявсеостальныезадания.

П                  ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ПОКАЖИ ПРЕДМЕТ ТАКОЙ ЖЕ ФОРМЫ

У воспитателя имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и т. д. Детям раздаются рисунки с изображением предметов, форма которых соответствует указанным геометрическим фигурам (тарелка, пуговица, флаг, пионерский галстук, сумка, окно, доска, яйцо и пр.). Воспитатель показывает одну из геометрических фигур, например круг. Дети должны поднять карточки с рисунками предметов такой же формы.

П                  ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

УГАДАЙ, ЧТО СПРЯТАЛИ

Заранее на отдельных листках бумаги (белые квадраты) рисуются разные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник) и раскладываются на столе. Дети внимательно их осматривают. Затем воспитатель вызывает одного ребенка, предлагает ему закрыть глаза или отвернуться, а сам прячет какую-нибудь карточку. После условного знака ребенок открывает глаза и говорит, что спрятано.

П                  ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ДОСТАНЬ НАЗВАННЫЙ ПРЕДМЕТ

В присутствии детей воспитатель показывает, а затем кладет в мешок предметы разных геометрических форм: треугольники, овалы, квадраты, круги, прямоугольники (по четыре предмета каждого вида). Вызывая ребенка, воспитатель предлагает ему на ощупь достать из мешка названную геометрическую фигуру.

П                  ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

БЕГИТЕ КО МНЕ

Цель:    учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, форме, цвету.                                                                            Ход: Дети в кругу, у каждого в руках одна геометрическая фигура. - Бегите ко мне те, у кого красные фигуры. Дети подбегают к воспитателю и обьясняют, почему они пришли в круг. Остальные проверяют, правильно ли выполнено задание.Задания:*бегут все дети с четырехугольниками; *бегут все с большими фигурами; *бегут все с многоугольниками

П                  ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

 

ОТВЕЧАЙ БЫСТРО

Цель: закрепить знания о геометрических  формах.

Ход:

воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему.

«Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например, «квадратный», бросая мяч следующему игроку.

Тот называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму.

Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму.

Усложнение: называть не один, а два или несколько предметов.

П                  ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

НАЗОВИ ПРЕДМЕТ

Цель: закрепить знания о геометрических формах.

Ход: дети делятся на две команды.

Одна называет пред- меты прямоугольной формы, другая - квад-ратной.

За каждый названный предмет дети получают фишку.

В конце игры:

*сколько каждая ко-

манда набрала очков?

*какая команда больше назвала предметов?

*сколько всего предметов четырехугольной  формы назвали

вседети?

П                  ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

НАЙДИ ПАРУ

Цель: закрепить знания о геометрических  фигурах; узнавать и называть цифры в пределах 10.

Ход:

на столе лежат два набора геометрических фигур одинаковой формы и цвета.

На полу в разных местах группы- обручи с лежащими в центре цифрами и одной из фигур, как у детей.

Дети бегают по группе.

По сигналу берут со стола по фигу- ре, находят свою пару ( ребенка с такой же фигурой) и встают около обруча с цифрой и соответствую- щей фигурой.Воспитатель уточняет, какая в обруче цифра, сколько пар должно стоять около обруча.

П                  ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО

Перед  детьми лежит ромб.

- Назовите предметы такой же формы ( конфета, пуговица, коробка…)За правильный ответ – фишка. Перед детьми лежит трапеция.

- Назовите предметы такой же формы ( юбка, крыша дома…). В конце игры определяется победитель.

П                  ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

 

КТО КУДА УБЕЖАЛ?

Цель: учить словесно обозначать месторасположение предмета.

Ход:

дети играют парами.

Перед каждым ребенком лист бумаги и семь

геометрических фигур, лежащих в центре листа

По сигналу дети кладут фигуры по всему листу: в углах по сторонам и одну оставляют в цент- ре, затем сравнивают расположение фигур на своих листах и рассказывают об этом. Например: «У меня квадрат находится в верхнем левом углу, а у тебя?» Дети поочередно зада- ют вопросы друг другу. Фигуры  можно заменить мелкими игрушками

П                  ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

РАЗЛОЖИ КАК СКАЖУ

Цель:

закрепить названия геометрических фигур

Ход:

перед детьми геометрические фигуры.

Воспитатель поочередно показывает им

квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, ромб, трапецию

и убеждается, что дети правильно называют фигуры.

Затем предлагает выложить эти фигуры по памяти.

Варианты:

*выложить определенное количество фигур, которые дети

видели несколько секунд;

*выложить фигуры по порядку, в котором воспитатель их пока-зывает: 2 красных квадрата, 1 зеленый...

П                  ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ТАНГРАМ

Цель:

упражнять  в умении составлять новые фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.

Ход:

дети, рассмотрев фигуры,  делят их на 2 группы: треугольники и четырехугольники.  - Это набор фигур к игре, называется она головоломка или танграм. - Так ее назвали по имени ученого, придумавшего игру.    Задания: *Составить четырехугольник из большого и среднего треугольников  *Составить фигуру из квадрата и 2 маленьких треугольников.  *Составитьфигуруиз 2 больших и среднеготреугольника.  

П                  ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

КОЛУМБОВО ЯЙЦО

Цель:   составлять геометрические фигуры из других фигур.

Ход:  воспитатель продолжает знакомить детей

с игрой.

Последовательность работы:

*Рассматривание, называние и сравнение составных частей по форме, цвету, размеру.

*Составление из двух фигур одной.

*Составление узоров по образцу с «выделенными» частями.

*Составление узоров по силуэту.

*Составление произвольных картинок.

П                  ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ПОСТРОЙ И НАЗОВИ

Цель :закрепить названия геометрических фигур.

Ход:

- Перед вами геометрические фигуры. Я загадаю загадки, а вы, если отгадаете, не будете говорить вслух, что это, а ответ сделаете из геометрических фигур:

*Доски на гору везем,

Будем строить новый…

* Кто раз в году наряжается?  Зимой и летом одним цветом?

* Один костер весь мир согревает?

* Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка,

Раньше всех встает,

Голосисто поет.

Дети выкладывают петушка, дом, елку,

солнце.

П                  ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

НЕ ОШИБИСЬ

Цель:

учить классифицировать геометрические

фигуры по разным признакам.

Ход:

перед ребенком геометрические фигуры.

*Отложи все красные фигуры ( Какие фигуры…);

*Отложи большие фигуры ( Какие фигуры в этой группе?);

*Отложи четырехугольники ( Назови фигуры и цвет);

*Раздели все фигуры по форме на две группы (Спросите, по ка-

кому признаку ребенок их разделил – в одной группе все фигуры, имеющие углы,в другой – фигуры

безуглов).

П                  ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ПТИЧКИ

Цель: закрепить названия геометрических

фигур.

Ход:

воспитатель предлагает детям отгадать:

На шесте – дворец, Во дворце – певец.

А зовут его…

- Сделайте птичку из геометрических фигур, которые лежат

у вас на столе. Дети выполняют задание педагога.

Воспитатель задает им вопросы:

*Какую птичку вы

сделали?

*Что делает эта птичка?

*Где эту птичку можно увидеть?

*Сравните, похожи ли ваши птички, чем,

если не похожи, то почему?

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ

Цель:закрепить названия дней недели.

Ход:дети делятся на команды по семьчеловек.У каждой команды свой стол.На столах лежат карточки с цифрами изображением вниз.

Комплект карточек на каждом столе – определенного цвета.Дети бегают по комнате, по сигналубегут к своим столам, берут по одной карточке и выстраиваются попорядку в соответствии с цифрой в своей команде.

Те дети, которым не хватило карто- чек, дают задания участникам игры.

Например:- « вторник» топнет ногой три раза; - четвертый день недели назовет своих  «соседей»;- « воскресенье» споет песенку.

Играповторяется  2-3 раза.

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

БРАТЬЯ МЕСЯЦЫ

Цель:

закрепить знание вре- мен года.

Ход:-Четыре мальчика пошли в лес и заблудились. Вдруг они набрели на поляну, гдесидели братья-месяцыРебята рассказали освоем несчастье и братья решили помочь детям выбраться из леса, но для этого они должны выполнить задание. Помоги ребятам справиться.

- Нужно нарисоватькаждому из детей подарок ко дню рождения. Но подарок такой  который можно использовать в то время го да, в которое родился ребенок.- Расскажи, почему ты делаешь именно такой подарок.

(1 мальчик – зима,2 – лето, 3 – осень,4 – весна). 

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

РАССКАЖИТЕ ЧТО НЕ ТАК, РАДОСТЬ.

Рады, рады, рады  светлые березы, И на них от радости Вырастают розы.

Рады, рады, рады темные осины, И на них от радости Растут апельсины.

То не дождь пошел из облака и не град, то посыпался из облака виноград

И вороны над полями  вдруг запели соловьями. И ручьи из-под земли  сладким медом потекли.  

Так бегите же за мною На зеленые луга, Где над синею рекою

Встала радуга-дуга.Мы на радугу вскараб-каемся, поиграем в облаках  и оттуда вниз по радуге  на салазках, на коньках.К. Чуковский

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ

                                      (усложнение)

Цель:учить называть дни недели с любого дня.

Ход:

на столе в беспорядкеперевернутые цифры(два комплекта).

Дети по сигналу берут цифры.

- Постройтесь от вторника до вторника!« Недели» выстраиваются по порядку однанапротив другой.Дети  без карточек задают вопросы:

- среда, назови своих« соседей»;- пятница, какой деньнедели перед тобой?- Суббота, какой деньпосле тебя?- Понедельник, междукакими днями ты на-ходишься?

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

ЗАГАДКИ

Солнце яркое встает,Петушок в саду поет,

Наши детки просыпаются, в детский садикСобираются. (утро)

Спешат на ночлегПешеходы, нигде не увидишь ребят,

И только вокзалы,Заводы, часы и машины не спят.( вечер)

Спят луга, спят леса,Пала свежая роса.В небе звездочки горят,

В речке струйкиГоворят, к нам в окно луна глядит, малым деткам спать велит. ( ночь)

Целый день поет щеголЗа окошком в клетке.

И не может сосчитать,Сколько птиц на ветке.(день)

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ

Цель:  закрепить названия  месяцев.

Ход:на столе изображением вниз лежат перемешанные карточки с цифрами

Дети берут по карточке и выстраиваются по порядку в соответствии

с цифрой, указанной на карточке.Они  «превратились в  двенадцать

месяцев».Каждый « месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе и своих « соседях».Воспитатель задает вопросы:- первый месяц, как тебя зовут?-Как зовут второй месяц? И т.д. Затем задания усложняются:

- январь, придумай загадку о своем

месяце.- Октябрь, вспомни пословицу освоем времени года.

- Март, ты какой месяц по счету вгоду?- Май, в каких сказках встречаетсятвое время года?- Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года.

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

О ВРЕМЕНАХ ГОДА И ЯВЛЕНИЯХ

На всех садится, никого не боится.   (Снег)

Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

Без рук, без ног, а ворота открываетИ нас погоняет. (Ветер)

Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже – тем дождик ближе                                                  (Туча)Без рук, без ног, а бежит.      (Вода)

Зимой спит, а летом шумит. (Река)

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ

Цель: закрепить знания о месяцах года.

Ход:на столе карточки с цифрами от 1 до 12     ( изображением вниз).

Дети берут карточки и выстраиваются по по- рядку в соответствии с цифрой на карточке. Они «превратились в 12 месяцев».

Вопросы:

- Первый месяц, как тебя зовут?

- Двенадцатый месяц, назови себя.

Карточки возвраща-ются на стол, переме-шиваются и игра пов-торяется.

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

ЧАСЫ

Цель:уточнить знания детей о часах и их назначении.

Ход:- Отгадайте загадку:На руке и на стене,И на башне в вышине,             Ходят, ходят ровным Ходом от восходаДо захода.                 ( часы)

- Как можно назвать часы на стене? Часы на столе? Часы на руке?

- Чем отличаются часы друг от друга? (формой, величиной, цветом, местом расположения, разными по длине стрелками).

- Чем похожи? ( есть цифры, стрел-ки, показывают время).

- Какие цифры есть на циферблате? - Чем отличаются стрелки?

- У меня на столе много циферблатов часов, у каждого есть пара –

я буду показывать свои часы, а высмотрите, у кого есть часы, где

стрелки расположены как у меня. Выиграет тот, у кого не останется

циферблатовчасов.

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

ПОДБЕРИ ПАРУ

Цель: упражнять в опреде-лении времени по ча- сам с точностью до часа.

Ход: играет небольшая группа детей.

Игроки берут по од- ной карте и называют время на нарисован- ных часах.

Затем каждый ребе- нок находит партнера, часы на карточке которого показывают  то же время.

Воспитатель предла-гает детям отгадать  загадки:

*что нельзя возвратить?                 (время)

*быстро летит, но недогонишь его.( время)

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

( по часовой стрелке)

Цель:закрепить пространственные ориентировки.

Ход:- Посмотрите на моичасы ( показ макетачасов):

Стрелка часовая

Идет за часом час,

Не спеша, не отставая,

И ведет с собою нас.

- В каком  направлении движется часовая стрелка? (направо)

- Движение в указанном направлении называется движениемпо часовой стрелке. - А теперь вместе махните правой рукой почасовой стрелке :

Дружно махнемПравой рукойМы по стрелкеЧасовой!

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

ЛОВИ, БРОСАЙ, ДНИ НЕДЕЛИ НАЗЫВАЙ!

Цель:закрепить названия дней недели.

Ход:дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий:

Раз-два, раз-два, раз-два-три,Вслед за мною говори.

В понедельник, вторник, среду в гости к бабушке поеду,

А в четверг и пятницуДрожки к дому катятся.

За субботой - воскресенье.В этот день дают печенье.

Раз-два, раз-два, раз-два-три, Всю считалку повтори.

Ведущий бросает мяч и называет любой день недели:

- Я начну, ты продолжай, дни недели называй – вторник.

Ребенок ловит мяч и называет тридня подряд ( среда, четверг, пятни-

ца).После этого бросает мяч:- Я начну, ты продолжай…- и назы-

ваетлюбойденьнедели.

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

КРУГЛЫЙ ГОД

Цель:закрепить названиямесяцев.

Ход:дети в кругу.С помощью считалки выбирается ведущий:

В круг широкий, вижу я, встали все моидрузья. Я для вас, мои дружки затеваю пи- рожки. Быстро нужно их испечь. Ты пойде-шь истопишь печь.Ведущий бросает мяч:- Январь – какой этомесяц по счету в го-

ду? Правильно ответивший ребенок становится ведущим.

Вопросы:*Каким месяцем заканчивается год?*Назови осенние

месяцы? Зимние?*Какой месяц идетпосле октября?*В каком месяце твойдень рождения?

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

 

КАКОЕ СЛОВО ПОДХОДИТ?

Цель:закрепить временные ориентировки.

Ход:воспитатель задает детям вопросы:- Месяц зимы – ( перечисляет

ряд любых месяцев, но среди нихдолжен быть зимний месяц) –

октябрь, сентябрь, ноябрь, февраль?Дети отвечают: «Февраль»

*Время года…( утро, вечер, день,осень);

*Месяц лета…(апрель, март, май,июнь);

*Время суток…(зима, лето, осень,ночь);

*Месяц осени…(июнь, июль, август, сентябрь).

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ

(усложненный   вариант)

Цель:закрепить названиядней недели.

Ход:по сигналу дети берутсо стола по одной карточке и выстраивают-

ся в « недели» по порядку.Дети, которые остали-сь без карточек, про- веряют, правильно ли стоят «недели»; они же будут задавать вопросы детям.- Седьмой день, назови себя и скажи, в каких сказках встречается число семь.- Третий день недели,назови себя и придумай пословицы с числом три.Вариант:« Недели» выстраиваютсяотлюбогоднянедели.

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

ЗАГАДКИ

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать.    (Часы.)

Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай,     кто мы?  (Дни недели.)

В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Весна, лето,          осень, зима.)

12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят.   (Месяцы.)

Кто в году 4 раза переодевается?   (Земля.)

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ

Цель:закрепить названия дней недели.

Ход:дети д елятся на команды по семьчеловек.У каждой команды свой стол.На столах лежат карточки с цифрами изображением вниз.

Комплект карточек на каждом столе – определенного цвета.

Дети бегают по комнате, по сигналубегут к своим столам, берут по од-

ной карточке и выстраиваются попорядку в соответствии с цифрой

в своей команде.Те дети, которым не хватило карто- чек, дают задания участникам игры.

Например:- « вторник» топнет ногой три раза; - четвертый день недели назовет своих  «соседей»;- « воскресенье» споет песенку.

Играповторяется  2-3 раза.

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ

Цель:закрепить названия месяцев.

Ход:воспитатель раскладывает карточки с цифрами от 1 до 12 изображе-

нием вниз и перемешивает их.Играющие берут по карточке ивыстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на

карточке.Они « превратились в двенадцатьмесяцев».Каждый месяц вспоминает, что онможет рассказать о себе и своих« соседях».

Воспитатель задает вопросы:- Первый месяц, как тебя зовут?- Как зовут второй месяц?Усложнение игры:*Январь, придумай загадку о своем

месяце.*Октябрь, вспомни пословицу освоем времени года.

*Март, ты какой месяц по счету?*Апрель, в каких сказках встреча

Ется твой месяц?

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

КРУГЛЫЙ ГОД

Цель:

закрепить названия месяцев.

Ход:игра проходит в кругу. С помощью считалки выбирается ведущий.

Ведущий бросает мяч, спрашивает: « Январь, какой это месяц по счету?»

Ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос и становится ведущим.

Воспитатель помогает в выборе  вопросов:*Когда начинается год?

*Назови зимние месяцы *Осенние месяцы.* Какой месяц идет после августа?*К какому времени годаотносится апрель?*Декабрь? Июль?

*В каком месяце твой день рождения? В ка- ком месяце твой люби- мый праздник?

П                  ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

12 МЕСЯЦЕВ

Цель:ориентировка в последовательности времен года.

Ход:для игры нужны 12картинок с месяцами4 времен года.

- Что ты видишь накартинках?- Чем отличаются месяцы друг от друга?

- Какие бывают времена года?- Раздели все картинки на 4 группы, какие

подходят к весне, какие к зиме и т.д.- Теперь попробуй вкаждом времени годаразложить месяцы попорядку ( например,в марте на деревьяхнабухают почки, в апреле появляются листочки, в мае листья

распускаются.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе.

Образовательная деятельность по познавательному развитию проходит в игровой форме, которая помогает развивать у детей внимание, память, логическое мышление, графические навыки письма, умение сравниват...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие в страну Сказок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие в страну Сказок»...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе

В занятии используются элементы ТРИЗ технологии метод дихотомии (использование игры "Да-Нет"). Дети подготовительной группы легко ориентируются на ограниченной территории (лист бумаги, учебн...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе на тему "Научим Незнайку математике"

Программное содержание:Обучающие задачи:·         Закреплять умение пользоваться количественным и порядковым счетом.·...

Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:

Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....

Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию(ФЭМП) в подготовительной группе «А» группе. «Путешествие по сказке».

Сценарий образовательной ситуации                         по познавательному развитию...