Д/И по ФЭМП
картотека по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Логинова Галина Владимировна

Дидактические игры можно использовать на НОД,  на математических развлечениях, досугах, в самостоятельной деятельности детей и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.i.po_femp.docx36.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по ФЭМП

 «На Дне Рождения» Дети, представьте, что у вас день рождения, к вам придут друзья. Мама попросила помочь ей: разделить на 4 части круглый  и овальный торт, на 8 частей прямоугольный пирог, на три части калач (кольцо).

Цель: Закрепление умения делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания бумаги, правильно обозначать части целого, (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых)

 «Я пойду на день рождения и возьму…» Ход игры:. Дети стоят по кругу. Первый говорит: «Я пойду на день рождения и подарю книжку» Второй полностью повторяет фразу первого и добавляет к ней, например, «и машинку» и т.д. Кто ошибся, тот выходит, или игру можно закончить, сказав, что подарки закончились.

Цель: Развивать память, внимание.

 «Телеграмма»  Ход игры: дети садятся друг за другом. Последнему показывается карточка с фигурой, которую он должен нарисовать на спине предпоследнего ребенка и т.д.  Первый – называет фигуру и сверяет с карточкой. Если фигуры совпадают, то телеграмма дошла, если нет, то не дошла.  

  Можно играть по командам: чья телеграмма быстрее и правильнее дойдёт. Можно писать цифры, буква, просто друг другу рисовать рисунки.    

Цель: Развивать тактильное восприятие, воображение через рисование на спине.

 «Займи своё место» Ход игры: Детям раздают фигуры, показывают схему расположения фигур на формате А4. Предлагают сделать такой же узор на прямоугольном ковре. Схем может быть несколько.

Цель:  Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и на плоскости, определять и называть его стороны и углы.

 «Чудесный мешочек» Ход игры: ребенок с закрытыми глазами, наощупь определяет фигуру и рисует её на песке (крупе) пальцем.

Цель: Закреплять умение определять фигуру наощупь, рисовать её на песке.

         «Построй недельку».  Ход  игры. На полу лежат карточки,  названиями дней недели вниз (или цифры от 1 до 7) . Дети под музыку идут по кругу. По сигналу наугад берут карточки и выстраиваются по порядку.  Можно играть в «рекорды», т.е. каждый раз засекать время, можно разделиться на команды.

Цель: Формировать умение последовательно определять и называть дни недели.

 «Живые загадки»   Воспитатель читает отрывок стихотворения с описанием какого либо признака, дети выполняют соответствующие движения и под музыку бегут к тому модулю, о котором загадка.

Цель: упражнять в определении времени суток, времени года.

 «Покажи, где мы находимся»  Воспитатель показывает детям план группы со всеми групповыми комнатами. Просит определить, где мы находимся. И, наоборот, воспитатель просит привести на заданное место.

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана.

 «Охотники» Воспитатель предлагает поохотиться на зверей. Каждому ребёнку раздается план, даётся задание найти игрушку-зверушку.

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана.

 «Найди игрушку с закрытыми глазами»  Ребенку завязывают глаза.  Он должен по словестным указаниям взрослого (сделай 3 шага вперёд,  повернись направо,  сделай два маленьких шага,  повернись налево, сделай один шаг вправо, присядь, протяни руку, бери) найти заданный предмет.

Усложнение1:  указание даёт другой ребёнок.

Усложнение2: соревнуются  две пары детей «Кто быстрее найдет заданный предмет.

Цель: Упражнять детей ориентироваться в пространстве, понимать словесные инструкции, давать словесные инструкции.

 «Который час»  На столе карточки цифрами, лежат вниз картинкой. Ребёнок берёт карточку, определяет время. Если не  правильно определил, то опоздал (на работу, в кинотеатр, в бассейн, в магазин, на поезд, на обед и т.д.)

Цель: Упражнять в определении времени.

«Кто больше» Цель: Закрепить умение детей отсчитывать в определённое количество предметов.  Ход игры: Поставить на стол коробку счётных палочек. Играющие договариваются выкладывать из палочек любые фигуры. Основное правило: каждую фигуру выкладывают из 4 – х палочек. По сигналу начинают игру. По окончании условленного времени 2 – 3 мин. проверяют, кто сколько фигур успел выложить и

определить победителя.

«Который ушёл»Цель: Упражнять детей в порядковом счёте.

 Ход игры: Предложить детям построить лесенку из 4 – х ступенек и на каждую ступеньку поставить по одной игрушке.  Договариваются считать ступеньки снизу. Ребёнок  отворачивается, взрослый убирает одну игрушку.  Повернувшись, ребёнок должен сказать, которой по счёту игрушки не стало.

«Поручение» Цель: Упражнять детей в умении отсчитывать предметы по  названному числу, называть числительное, согласуя с существительным.

 Ход игры: Взрослый называет знакомое ребёнку число.  Ребёнок приносит такое же количество игрушек и называет их.  Затем число называет ребёнок, поручение выполняет взрослый.  Взрослому нужно время от времени ошибаться, но не более чем на 1. За каждое правильно выполненное  поручение играющий получает фишку.

Аквариум Цель: Развивать у детей внимание. Учить детей считать до 5; 10.

 Ход игры: В «аквариуме» жёлтые и красные рыбки.

 Какая в правом верхнем углу?

 Куда плывёт? (слева – направо)

 Сколько больших рыбок?

Сколько маленьких рыбок?

 Сколько красных?

 Сколько жёлтых?

«Удивительное дерево» Цель: Учить детей считать до 10 в прямом счёте,  обратном, через 1.

 Ход игры: Дерево с прорезями. На нём цветные  цифры.

 Красные – счёт прямой

 Синие – счёт обратный

 Жёлтые – счёт через 1.

Вершки и корешки Цель: Развивать у детей внимание. Учить считать в пределах 5; объяснить значение

 слов «больше», «меньше».

 Ход игры: Играют 7 детей. 4 рисунка – корешки,  3 их вершки.

 «Корешок, корешок, где твой вершок? » Дети встают парами.

 «Всем ли хватило вершков?  Чего больше? Чего меньше?  На сколько?

«Сосчитай пятнышки» Цель: Помочь детям понять, что число предметов не  меняется, как бы ни размещали их.

Оборудование: 30 фишек; 12 карточек (4х5) ; на трёх карточках написать цифру «1»; на трёх – «2»; на трёх – «3»; на трёх – «4»; игровое поле с деревом.

 Ход игры: Играют втроём, у каждого по 10 фишек.

 Перемешать карточки лицом вниз. Делая ход берут карточку и ставят свою фишку на цветок, или существо, число пятнышек на котором совпадает с числом на карточке. Если игрок не может найти существо с нужным числом пятнышек, он пропускает 1 ход. Фишки у каждого разного цвета. Игра заканчивается после того, как все пятнышки будут закрыты фишками.

«Составь поезд» Цель: Учить детей сложению и вычитанию в пределах 5; 10.

Ход игры: Каждый играющий получает по 4 карточки из одного набора (делятся пополам). Выигрывает тот, кто быстрее и правильно составит поезд по номерам вагонов (чтобы узнать номер вагона, нужно решить пример, который на нём записан) .

 Сложение и вычитание в пределах 10 (играют вдвоём одним набором – у вагончиков по 2 колеса) .

«Домики – лото» Цель: Познакомить с цифрами от 1 до 9.

 Оборудование: Пластмассовые цифры; 2 домика; «кирпичики» 3х2 - 30 штук.

 Ход игры: Играют вдвоём. У каждого по 15 «кирпичиков», цифры в пакет. Делая ход, вынимаем из пакета цифру. Ставит «кирпич» на место, совпадающее с номером «кирпича»  на стенке его домика. Цифру обратно в пакет. Выигрывает тот кто первым построит домик.

«Считай дальше» (1 вариант)  Цель: Упражнять детей в счёте.

 Ход игры: Взрослый кладёт на стол любое количеств мелких предметов и называет их число, допустим 3. Ребёнок не пересчитывая лежащие предметы, считает дальше, например,  до 7.

 Основное правило: не называть число, уже названное водящим. Право быть водящим получает тот, кто ответил без ошибки.

 (2 вариант)

 Цель: Упражнять детей в счёте до 10 от названного числа.

 Ход игры: Взрослый бросает мяч и называет любое число от 1 до 10. Ребёнок продолжает счёт от  названного числа и бросает мяч обратно.  Основное правило: не называть число уже названное ведущим.

«Что изменилось» Цель: Упражнять детей в порядковом счёте.

 Ход игры: Предложите детям запомнить, на каких по счёту ступеньках находятся животные. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый меняет игрушки местами. Открыв глаза ребёнок должен рассказать что изменилось.  Впоследствии игру можно усложнить: менять местами не 2, а 4 игрушки, менять места всех игрушек, добавлять к лесенке новые ступеньки.

«Не смотри» Цель: Упражнять детей в счёте предметов на ощупь.

 Ход игры: для игры нужно взять 20 – 30 одинаковых мелких предметов (пуговиц, камешков, кубиков). Рассыпь те их на столе. По сигналу двое играющих с закрытыми глазами собирают на ощупь предметы. Тот, кому удалось собрать, например 5, предметов, останавливает игру словом «5». Играющие открывают  глаза, проверяют количество собранных предметов.  Тот, у кого их 5, берёт предметы себе, а у кого их

 больше или меньше 5, вновь рассыпают предметы  по столу.  Игра заканчивается тогда, когда собраны все  предметы. Можно проверить, кто набрал больше. Для

 этого нужно без счёта разложить предметы в 2 ряда один под одним. Можно проверить по – другому: каждый играющий кладёт свой выигрыш в ряды по 5 штук, и все считают и сравнивают количество рядов.

«Вишнёвый пирог» Цель: Познакомить детей с числами, введение понятия «вычитание» т. к. поочерёдно снимаются части крышки и подсчитываются оставшиеся.

 Оборудование: «пирог», разделённый на 8 частей; кубик.

 Ход игры: играют 2 или втроём.

 1 в. Делая ход, игроки бросают кубик и снимают с пирога столько частей, сколько очков выпадает на кубике. Чтобы снять последнюю часть крышки, нужно обязательно выбросить «1». (цель: снять последний кусок (часть) крышки с пирога.

 2 в. Вести счёт игры можно и по «вишенкам» - маленьким призам за каждую выигранную партию. После определённого числа партий пяти, эти «вишенки» подсчитываются, и тот, у кого их окажется больше, считается победителем.

3 в. Можно играть и по – другому.

 Класть на пирог части крышки или ягодки, согласно числу выпавших очков.

«Зоопарк» Цель: Учить детей считать до 10.

 Ход игры: «Клетки» для зверей с цифрами. Звери с примерами, которые нужно решить и найти клетку.

«Угадай – ка» Цель: Развивать у детей мышление. Учить считать до 10.

 Ход игры: «Я задумала 2 числа. Сложила их и получилось 4. Какие числа я задумала?

«Положи столько же» Цель: Закреплять умение отсчитывать определённое количество предметов.

 Ход игры: Взрослый и ребёнок поочередно рисуют несложные предметы в разном количестве: 5 грибов, 4 флажка, 6 кружков, но не более 8. Тот, кому показали рисунок, молча кладёт на стол  такое же количество предметов (палочек, триугольников, рыбок). Каждое правильно выполненное задание оценивается фишкой.  В этой игре дети учатся контролировать чужие  действия.

«Сосчитай, сколько»Цель: Упражнять детей в счёте звуков.

Ход игры: Для игры нужен мяч и мелкие предметы (кубики,  палочки и др.) Один из играющих бросает мяч в стенку или на твёрдую площадку. Второй играющий, повернувшись спиной, откладывает столько предметов, сколько ударов мяча он услышал.  Основное правило: сначала сосчитать звуки, а потом откладывать предметы. Играющий, неверно сосчитавший удары мяча, водит (считает звуки) повторно.

«Молчанка»Цель: Закреплять у детей умение считать и отсчитывать предметы в соответствии с тем количеством, которое предложено.

 Ход игры: Перед началом игры у взрослого и ребёнка должно быть равное количество мелких предметов, например: у взрослого 30 квадратов, у ребёнка 30 треугольников.

1 – й играющий кладёт на стол любое количество фигур, но не более 10.

 2 – й играющий должен молча положить такое же количество своих фигур. Затем делает ход (кладёт фигуры) второй играющий. Каждый раз фигуры обоих играющих остаются на столе возле того, кто выполнял задание ведущего.

Основное правило: до её окончания не говорить ни слова.  Игра заканчивается, когда у одного из играющих не  остаётся фигур.

«Отгадай моё число» Цель: Упражнять детей в усвоении отношений порядка между числами.

 Ход игры: Ведущий задумывает число, а все по очереди пытаются его отгадать. В ответ на каждую попытку ведущий  отвечает «Моё число больше или меньше». Тот, кто отгадывает число становится ведущим или получает очко. На 1 – х порах, играя с детьми в эту игру, можно ограничиться только первыми цифрами и расположить их перед глазами детей так, чтобы им было удобно фиксировать названное число.

«Сосчитай» Цель: Развивать у детей навык в счёте, в уме.

 Ход игры: приготовить фишки или счётные палочки. Водящий читает стихотворение или рассказ, участники внимательно слушают и отвечают на вопрос. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто больше наберёт фишек.

 Например:

 В снег упал Серёжка,

А за ним Антошка,

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат

Сколько на снегу ребят?

«Сосчитай и найди» Цель: учить считать детей до 10.

Оборудование: лист бумаги; дерево и животные.

 Ход игры: Играют вдвоём. Кто быстрее найдёт цифры по порядку, тот и выиграл.

«Найди соседей»Цель: упражнять детей в усвоении отношений порядка между числами.

 Ход игры: Карточки переворачиваются цифрами вниз и перемешиваются. Ведущий переворачивает 1 из карточек цифрой вверх и называет число. Участники игры долж-

ны назвать его соседей – предыдущее и последующее число.

«Нарисуй и сосчитай» Цель: Учим считать клетки и нарисованные предметы. Готовим руку к письму.

 Ход игры: Приготовить бумагу в клетку и цветные карандаши. Нарисуй 3 большие коробки и 4 маленькие.  Каких коробок больше?  На сколько?  Сколько всего ты нарисовал коробок?  Какой формы коробки? В маленьких коробках подарки для малышей: мячи, волчки и неваляшки. Нарисуй их так. В больших – карандаши, линейки, тетради. Это подарки для будущих школьников.  Посчитай, сколько всего подарков для школьников?  Сколько подарков для малышей?

«Кря – кря» Цель: Научить считать до 10; объяснить значение слов «больше» и «меньше».

 Оборудование: 2 прозрачных стакана; 2 чайные ложки; 2 миски с водой; кубик.

 Ход игры: Играют вдвоём. Делая ход, бросают кубик. Число,  выпавшее на кубике, показывает, сколько ложек воды игрок может налить в свой «пруд» - стакан.

Тот, кто первым заполнит стакан до уровня брюшка утки, говорит «кря – кря» и становится победителем.

«Угадай кто» (авторская) Цель: Счёт в пределах 10. Знакомство с порядковыми числительными. Знакомство с понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание».

 Оборудование: 10 любых картинок на каждого ребенка

 Ход игры: Взрослый озвучивает, или показывает карточку с примером. Дети, решив пример, определяют загаданный предмет, показывают его.

«Рассеянный художник» Цель: Развитие наблюдательности и счёт до 6.

 Оборудование : Цифры от 1 до 6.

 Правила игры: математические игры для детей 5 – 6 лет

 «Давайте поиграем» под редакцией А. А. Столяра

 Москва «Просвещение» 1991 г. с.18

«Угадай – ка» Цель: Учить детей считать до 10. Развивать внимание, память.

 Ход игры: Ученик у доски с завязанными глазами. Выбирает карточку с цифрой и показывает детям. Дети считают от этого числа, не называя его; или обратно; или через 1 от этого числа. Называют все цифры, которые больше этого числа; меньше этого числа. Отвечающий должен отгадать число.

Построим дома Цель: Продолжать учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путём наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше» и «одинаковые».

Оборудование: три дома картонных разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыши; картонные крыши, окна, двери трёх величин, соответствующие размерам домов.

 Ход: Выставить в наборное полотно крупные изображения трёх домов,  располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе вперемешку расположены элементы дома (крыши, двери, окна). Затем говорит воспитатель детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными, все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям.

 Итог: «Самому большому дому – самые большие окна, самую большую дверь, самую большую крышу. В дом поменьше двери поменьше и т. д.

Подвижная игра «Лиса и зайцы» Цель: Понимать, что величина является значимым признаком, учитывать её в действиях; упражнять в соответствии резк. различных величин на расстоянии, проверяя в случае необходимости с помощью паложения.

 Оборудование: Шапочки с ушами для зайцев по числу играющих, шапоч ка для лисы, большие и маленькие круги (овалы, квадраты, прямоугольники и др.) 2 обруча.

 Ход: Воспитатель кладёт на пол 2 обруча и объясняет, что это будут домики для зайцев. Раздаёт d – зайцам шапочки и каждому в руки картонный круг (овал, квадрат). Обратить внимание на то, что у одних круги большие, у других маленькие. Внутрь каждого обруча воспитатель кладёт один из кругов; там где лежит большой круг, - дом для зайцев с маленькими кружками. Все зайцы занимают свои домики. В стороне дом лисы зайцы выбегают. Из укрытия выход лиса и повит зайцев. Если заяц не в свой дом вбегает, лиса его забирает.

Спортсмены строятся Цель: Упорядочивание предметов по величине

 Оборудование: 10 картонных полосок одинаковой ширины, различающихся по длине на 2 см, (от 2 до 20 см) .

Ход: Ребёнку нужно расставить спортсменов по росту – от самого маленького до самого высокого. Учить малыша действовать последовательно:выбирать сначала самую маленькую полоску, затем самую маленькую из  оставшихся и т. д. При затруднениях предложите спортсменам помериться, кто выше. Пусть спортсмены перепутают свои места – вы увидите, что ребёнку нелегко будет восстановить правильный порядок.

Что такой длины? ширины? высоты?  Цель: Научить обращать внимание не только на общую величину предмета,  но и на отдельные её параметры – длину, ширину, высоту. Развивать глазомер.

В1Ход: Вы загадываете какой – нибудь предмет (например, стол) и делаете узкую бумажную полоску, равную его длине; чтобы отгадать загаданное, ребёнку надо будет сравнить длину разных предметов, находящихся в комнате, с этой полоской. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его ширину. Следите, чтобы ребёнок измерял именно тот параметр величины, который вы задали. Играя, можно меняться ролями – тогда загадывать будете по очереди вы и ребёнок.

В2Ход: у детей на столах полоски разной длины, соответствующие длине, ширине предметов в группе. Задание1: «Давайте проверим ваш глазомер, найдите в группе предметы такой ширины или длины или высоты» Задание2: «Разделите с помощью карандаша пополам самую длинную полоску. Теперь проверьте точность, согнув полоску пополам.»

Кто высокий? Цель: Учить понимать относительность высоты предмета; показать, что один и тот же предмет может быть высоким или низким в зависимости того с чем его сравнивают; обратить внимание, что слова «высокий», «низкий», «выше», «ниже» относятся не только к предметам, но и к людям, определяют их рост.

Ход: Педагог вызывает двоих детей одного самого маленького по росту, другого повыше, ставит их рядом и просит ребят сказать, кто из стоящих детей высокий. Затем говорит: «Правильно, Коля высокий, выше Тани». Сажаем Таню и вызывает ребёнка, который выше Коли; ставит их рядом, снова спрашивает: «Коля высокий или низкий? Правильно, теперь можно сказать, что Коля низкий, а Саша высокий, Коля ниже Саши, а Саша выше Коли. Потом другую пару… педагог объясняет, что сравнивал детей по росту: одни выше ростом, другие ниже. Предлагает всем построиться по росту. Помочь правильно определить своё место.

Красивый узор  Цель: Учить осуществлять выбор величин по слову – названию предметов, развивать внимание, формировать положительное отношение к полученному результату – ритмичному чередованию величин.

Оборудование: Полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические

формы разной величины для выкладывания узора, подносики, наборное полотно.

Воспитатель раздаёт d полоски бумаги и ставит на стол подносики с геометрическими формами. Сейчас будем выкладывать красивый узор, показывать образец действия: «Большой квадрат (берёт форму и вставляет в нижнее полотно). Маленький квадрат, ещё маленький квадрат, затем воспитатель предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и за тем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами.

Список литературы

1. Баряева Л.Б.,.Кондратьева С.Ю Математика для дошкольников в играх и упражнениях. Подготовительная группа - 2007

2.Венгер Л.А.,Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста – 1989

3.Даражио Г.Н. Калейдоскоп. Веселые загадки для детей -1993

4.Моро М.И, Вапняр Н.Ф. Математика в картинках – 1985

5.Метлина Л.С. Математика в детском саду – 1984

6.Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры – 1990

7.Новикова В.П. Математика в детском саду-6-7 лет – 2003

8.Понамарёва И.А. Позина В.А. ФЭМП  - 2014

9.Светлова И. Математика в картинках – 2002

10.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – 1987

11.Столяр А.А. Давайте поиграем – 1991

12. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников - 1999

13. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЭРИ ПОППИНС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ Конспект НОД по разделу «Познание ФЭМП» в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Художественное творчество», "Социализация", Коммуникация", "Физическая культура".

Конспект НОД  по разделу "Познание ФЭМП" средняя группа. Интеграция образовательных областей "Познание ФЭМП", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"....

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) по ФЭМП на тему «В поисках сокровищ».

Цель: закрепление математических знаний и умений.Интеграция образовательных областей:Познавательное развитиеРечевое развитиеСоциально – личностное развитиеХудожественно – эстетическое развитиеВид...

Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Мышка-норушка на занятии по ФЭМП»

«Мышка-норушка на занятии по ФЭМП» (открытое занятие в стр. группе «Утята» 5.02Л 5г.). Цели и задачи: -закрепить прямой, обратный порядковый счет в пределах 10;-выкладывать числовой ряд от 0...

Мастер – класс по ФЭМП теме: Квест –игра по ФЭМП «Путешествие с колобком»

Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию элементарных математических  представлений . Повысить уровень професси...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...