Главные вкладки

    Непосредственно образовательная деятельность в средней группе. Познавательное развитие. Познание. Формирование элементарных математических представлений по теме "Конфеты для Кати"
    план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

    Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе по теме "Конфеты для Кати" (с использованием блоков Дьенеша)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Конспект НОД по математике48 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД № 95 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    Конспект

    непосредственной образовательной

    деятельности в средней группе № 2,

    Познавательное развитие, познание (ФЦКМ)

     по теме:

    «Конфеты для Кати».

    (к теме – страна Геометрия)

    с использованием ИКТ.

    Составитель: воспитатель Ягудина Елена Борисовна

                                                               

    Санкт-Петербург

    2015 г.

    Цель:

    1. Формировать знания о геометрических фигурах.

    2. Развивать умение сравнивать предметы по их свойствам.

    3. Развивать логику, внимание, воображение.

          Задачи:

    1. Развивать умение описывать геометрические фигуры.
    2. Развивать умение самим подбирать геометрические фигуры по заданным свойствам (по двум определенным признакам).
    3. Развивать способность к сравнению, классификации, обобщению свойств.
    4. Развивать способность действовать в уме.

         

        Материалы и оборудование:

    1. Логические блоки Дьенеша
    2. Карточки с условным обозначением свойств блоков: цвет (красный, синий, желтый), форма (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный), размер (большой, маленький), толщина (толстый, тонкий)
    3. Карточки с отрицанием свойств (не красный, не синий, не желтый, не круглый, не квадратный, не треугольный, не прямоугольный, не  большой, не маленький, не толстый, не тонкий)
    4. Флонелеграф
    5. Кукла Катя
    6. Коробки: большая круглая, маленькая синяя, большая зеленая.

                                                                    Ход НОД:

    1.Сюрпризный момент: в гости к детям приходит кукла Катя. В руках держит конверт. Дети здороваются с Катей за руку и интересуются, что у нее в конверте.

    Катя: Ребята, вчера ко мне приходил почтальон и принес конверт. В нем лежат картинки с изображением каких-то незнакомых мне фигур. Скажите, вы сможете мне помочь и рассказать, что же нарисовано на моих картинках?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Катя. Мы с ребятами с большим удовольствием тебе поможем. Дай, пожалуйста, конверт и присаживайся на против ребят.

    Воспитатель сажает куклу Катю на против ребят так, чтобы она всем была видна. Берет конверт, достает картинка, показывает детям. На первой карточке нарисован круг.

    Воспитатель: Ребята, здесь нарисована фигура. Подскажите Кате, как она называется.

    Дети: Это круг!

    Воспитатель: Правильно, ребята. Это круг. Давайте посмотрим следующую картинку.

    Карточка крепится на флонелеграф, чтобы всем было видно. Далее показываются карточки с изображениями квадрата, треугольника, прямоугольника. Дети уже знакомы с этими фигурами и спокойно их называют. Если кто-то забыл название фигуры, воспитатель напоминает саму фигуру и ее основные свойства. Далее показывается карточка с облаком синего цвета.

    Воспитатель: Ребята. Здесь нарисовано облако. Какого оно цвета?

    Дети: Это облако синего цвета.

    Воспитатель: Катя, посмотри. Ребята правильно тебе подсказывают. Это облако синего цвета.

    Далее показываются и называются карточки с красным и желтым облаками. Затем показываются карточки с изображениями толстого и тонкого человечка. Дети видят различие, называют его. Воспитатель «привязывает» к карточкам понятия «толстый» и «тонкий». И следом показываются карточки с большим и маленьким домиком.

    Воспитатель: Катя, наверное ты и сама знаешь, что здесь нарисовано.

    Катя: Да, здесь нарисованы домики. Только они чем-то отличаются.

    Воспитатель: Может нам кто-нибудь сможет подсказать, чем отличаются эти домики?

    Дети: Один дом маленький, второй дом большой.

    Воспитатель: Правильно. Маленький и большой, то есть они отличаются по размеру. (Воспитатель «привязывает» понятия «маленький» и «большой» к нарисованным на карточке домикам). Таким образом на флонелеграфе выстраивается ряд карточек с условным обозначением свойств блоков: цвет (красный, синий, желтый), форма (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный), размер (большой, маленький), толщина (толстый, тонкий).

    Воспитатель: Ой, ребята. А на этих карточках все то-же самое, но почему-то зачеркнуто.
    Катя: Да, я тоже не смогла понять, зачем зачеркнуты картинки.
    Воспитатель: А я вам сейчас расскажу, что это значит. (        Воспитатель поясняет смысл зачеркивания и выстраивает на флонелеграфе ряд карточек с отрицанием свойств (не красный, не синий, не желтый, не круглый, не квадратный, не треугольный, не прямоугольный, не  большой, не маленький, не толстый, не тонкий).

    Подвижная пауза. Игра «Ветерок»

    Воспитатель: Ребята, послушайте, что-то зашуршало. (Дети слушают). Это слабый веток к нам прилетел.  А вы все вдруг превратились в листочки! Листочки, летите ко мне! (Дети собираются около воспитателя). Сейчас ветерок подует, а вы поднимайте руки вверх и ладошками-листочками покажите, как вы трепещите на ветру. (Дети поднимают руки и делают различные движения ладошками и пальчиками). Вдруг сильнее подул ветер (дети начинают раскачиваться, качать руками), и теперь сильная буря началась! (Дети разбегаются, делают большие махи руками, двигаю ладонями и пальцами). Ветер затихает (дети останавливаются, но руки раскачиваются в разные стороны). Ветерок становится слабым (дети перестают качать руками, двигаются на ветру только ладошки-листики). И улетает от нас ветерок. (Игра повторяется еще раз). Листики превращаются обратно в ребят.

    Детям раздаются комплекты блоков Дьенеша. Ребята уже играли с блоками раньше. Они имеют возможность взять любую фигуру в руки и внимательно рассмотреть ее.

    Воспитатель: Катя, посмотри. Ты принесла нам картинки с нарисованными фигурами, а мы покажем тебе настоящие фигуры. Покажите Кате фигурки, которые у вас в руках. (Дети показывают Кате фигуры). Катя, фигуры очень интересные, яркие. Мы любим с ними играть. А сегодня мы будем делать из них картину!

    Катя: А как это – картину? Покажите мне, пожалуйста. Я не умею.

    Воспитатель: Мы тебе сейчас покажем. (Воспитатель берет в руки карточку с желтым облаком и карточку с кругом). Ребята. У меня в руках карточка с кругом и с желтым облаком. Это значит вам надо выбрать круг желтого цвета. (Дети выбирают и показывают Кате). Правильно. Положите круг перед собой. Это будет солнце!

    Катя: Я кажется начинаю понимать!

    Воспитатель: Ребята. Выберите, пожалуйста, вот такую фигуру (и показывает карточку с обозначениями «квадрат» и «большой»). Цвет фигуры выберите по желанию. Положите фигуру немного ниже солнца. Это будет дом. А чего не хватает нашему дому?

    Дети: Крыши, окна.

    Далее воспитатель показывает по две карточки со свойствами фигур. Дети подбирают геометрические фигуры по двум определенным признакам. Это большой треугольник, который становится крышей, маленький квадрат, который становится окном. Далее показываются карточки «зеленое облако» и «прямоугольник». Соответственно зеленый прямоугольник становится травой около дома.

    Воспитатель: Катя, посмотри. Каждый сделал свою картину из геометрических фигур.

    Катя: Ой, ребята. Какие молодцы. Мне очень понравились ваши картины. Я обязательно сделаю себе такую же. Но мне пора идти домой, а у меня нет с собой гостинцев к чаю. Я люблю конфеты. Что же мне делать?

    Воспитатель: Ребята, давайте поможем Кате. И соберем для нее конфеты. Но это не так просто, справимся?

    Дети: Справимся.

    Воспитатель берет в руки карточки с изображением зачеркнутого квадрата и зачеркнутого синего облака: Наши конфеты должны быть не квадратные и не синие.

    Дети выбирают любые не квадратные и не синие блоки. Приносят Кате. Затем предлагается выбрать конфеты не толстые и не большие и тоже принести Кате.  Воспитатель следит за действиями детей, помогает, подсказывает, хвалит ребят.

    Воспитатель: Катя, мы собрали для тебя много конфет. Теперь ты будешь пить дома чай и нас вспоминать.

    Катя: Только мне нужна коробочка для конфет. Дайте, пожалуйста, коробочку не круглую и не маленькую.

    Воспитатель медлит, делает вид, что не понимает, какую коробочку дать Кате. Дети начинают подсказывать. Воспитатель берет большую круглую коробку – дети не соглашаются. Берет маленькую синюю – опять не соглашаются. Берет большую зеленую.

    Дети: Правильно!

    Воспитатель: Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Возьми, Катя. Это тебе.

    Воспитатель собирает конфеты в коробку. Катя прощается с детьми, обещает навестить ребят еще раз. Воспитатель уносит Катю с коробкой конфет.

    Завершение занятия:

    -Молодцы, ребята! Кто приходил к нам в гости? – Кукла Катя!

    - Позовем ее еще раз к нам в гости? – Да!

    - А с фигурами вам понравилось играть? – Да, понравилось!

    -Скажите пожалуйста, у кого дома есть такие фигуры? - У меня, - А у меня нет.

    - Ребята, вы можете рассказать родителям, в какие игры мы играли с геометрическими фигурами. И поиграть в эти игры дома.

            Список использованный литературы:  

    Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»

    З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе «Математика от трех до семи»

    М. К. Сай, Е. И. Удальцова «Математика в детском саду»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «Число 2». Познание (формирование элементарных математических представлений)

    Тема: Число 2. Стихия: вода. Жемчуг. Форма: спираль.Программное содержание:1. Воспитывать у детей познавательный интерес, любознательность2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение ...

    Непосредственно-образовательной деятельности в средней группе познавательное развитие формирование элементарных математических представлений Знакомство с образованием числа 5

    Непосредственно-образовательной деятельности в средней группе познавательное развитие формирование элементарных математических представлений Знакомство с образованием числа 5...

    КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности в средней группе «ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ» (формирования элементарных математических представлений)

    Конспект аттестационного интегрированного занятия.  Цель:  доставить детям радость и удовольствие; воспитывать у детей интерес к сказкам; продолжать знакомить детей с русскими народными...

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» по теме: «Детский центр «Мишутка-сити», для детей подготовительной группы

    Тема: « Мишутка-сити» Цель:   развитие логического мышления детей .Форма: игра – путешествие.Задачи:Обучающие задачи: познакомить дошкольников со значением слова &laqu...

    Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" раздел "Формирование элементарных математических представлений" на тему: «В гости к Незнайке» (для детей старшей группы)

    Непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области "Познавательное развитие" раздел"Формирование элементарных математических представлений"на тему: «В гос...