Конспект занятия по математике в средней группе. «Поиски числа 9. Путешествие в подводный мир»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Данное математическое занятие рекомендуется использовать по программе Радуга для знакомства с числом и цифрой 9. В увлекательной, игоровой форме детям формируется представление о числе 9  из признаков предметов и  явлений окружающего мира. После этого занятия предполагается составление коллективного коллажа на тему, изученного числа, так называемого числового фриза.

Обучающие задачи:

- Познакомить с числом и цифрой 9,

- формировать представления о числе 9 из признаков предметов, явлений окружающе¬го мира.

- расширять кругозор детей знаниями из разных областей окружающей действительности. - упражнять в счете в пределах 8, умении ориентироваться на плоскости.

- упражнять в навыках измерительной деятельности по высоте, раскладывать ряд предметов от самого высокого до самого низкого.

-Закрепить знания детей о геометрических фигурах, цвете.

Развивающие задачи:

-Развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность.

-Развивать умение работать в группе и индивидуально, осознавая конечный результат деятельности.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать интерес к математическим знаниям.

- воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину и самостоятельность

Оборудование: Магнитофон, запись классической музыки, мультимедиа. «Раздаточный материал для игры»: «Рыбалка» Карточки сундук, лягушка, головастик, картина Айвазовского,

Ход занятия:

Психологический настрой:

Педагог: Доброе утро, солнцу и птицам! Доброе утро, улыбчивым лицам! Доброе утро, дети!

Педагог: А теперь давайте, улыбнемся друг другу, и у нас настроение станет еще лучше.

Педагог: Ребята, вспомните с какими цифрами на прошлых занятиях мы познакомились? (1-8) Сегодня нас ждёт знакомство с новым числом и цифрой 9.

9 - последняя из единиц и непосредственно предшествует первому десятку Число 9 - Число законченности

Я приглашаю вас, отправиться на поиски цифры 9 в удивительную страну, Тридевятое царство, Подводное государство к грозному царю "Нептуну" - повелителю морей и океанов, рек и озер.

- Вы согласны? Дети: Да!!!

Воспитатель: Тогда, предлагаю вам надеть волшебные водолазные костюмы и маски, которые нам помогут дышать под водой. Возьмите друг друга крепко за руки. Делаем глубокий вдох, ныряем.

- Неспокойно под водой, царь Нептун поднял Морскую бурю (звуковое сопровождение).

- Посмотрите, как изобразил море после сильнейшего ночного шторма живописец Иван Айвазовский.

Это одна из самых знаменитых картин российского художника - называется она Девятый вал — самая сильная волна, считающаяся, по преданиям, роковой для мореплавателей. Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты. Несмотря на то, что корабль разрушен, осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

Таинственную силу приписывали числу 9 – в одни времена добрую, в другие – недобрую. ” У девяти не будет пути”, - говорили в древности. Название картины И. Айвазовского «Девятый вал» напоминает о грозных силах природы. Эти поверья возникли, вероятно, потому, что девятка — самое большое из натуральных чисел, а за ним — что-то таинственное, странное…

Нашим ребята не страшны волны, они справились с ними. Давайте поиграем в пальчиковую игру «У моря».

К берегу бежит волна,              (гибкое движение ладони правой руки вверх, затем вниз)

Вслед за ней еще одна.             (левая рука тем же движением догоняет правую)

Эта- выше, Эта-ниже,                (высокая волна правой рукой, немного пониже -левой)

Эта вовсе не видна.                   (еле заметная пологая волна правой рукой)

А на берегу морском

Будем мы играть с песком.        (собрать невидимый песок в ладони, высыпать его)

Будет башня из песка

Как до неба, высока.                   (поочередно ставить один кулак на другой, постепенно поднимая руки. Встать на цыпочки, вытянуть руки вверх, показывая высоту башни).

- Давайте успокоим волны. Посмотрите, какие волны по высоте? Эта самая низкая, эта выше, эта ещё выше…. И самая высокая волна. Ребята, нужно выложить их в обратном порядке, тогда буря стихнет! - Мы справились с волнами, они стихают. Они нам больше не страшны. Возьмём с собою иллюстрацию картины, ведь в её названии есть число 9.

Вот мы и в подводном царстве, тридевятом государстве Нептуна.

- Смотрите внимательно, нас встречает Нептун!  На мониторе идет демонстрация подводного мира. Звучит музыкальное сопровождение. Появляется Нептун.

- У Морского царя есть дочки – русалочки; любимая младшая дочка заболела, загрустила, Нептун просит вас выполнить задание. Отыскать на дне морском сундук, в котором злая колдунья спрятала лекарственную травку, называется она

В народе название девясил пошло от "девяти сил", которыми оно обладает. Русские травники в старину считали, что его корень обладает девятью волшебными силами и исцеляет больных людей от девяти недугов, а здоровых оберегает от всех болезней.

- Поможем, ребята, тогда, в путь!

- Посмотрите, какая здесь красота! Сколько здесь разных водных жителей. Включаю произведение Сенс-Санса «Аквариум» .

- Каких морских обитателей вы видите на экране? (демонстрация слайд на мониторе).

- Ребята, что вы знаете об осьминог? Сколько щупальцев у осьминога (восемь) на щупальцах присоски, вы знаете у осьминога есть сердце да при этом не одно, а три. Два глаза.

- Ребята как зовут этого жителя подводного царства, отгадайте загадку.

Живёт в море паук, Восемь ног, пара рук. В руках клещи. Он по дну шагает, Мусор собирает. (Ответы детей) (краб)

- Ребята при помощи чего передвигается краб (клешни), для чего еще нужны клешни крабу? А знаете, какое прозвище у краба? Почему его так назвали (санитар).

- Ребята, а это какой обитатель? появиляется на экране (морская черепаха) …..

- Ребята, что вы сможете рассказать об этом жителе моря (морском коньке), и на нем прокатиться наверно можно…

- Ребята, а это что за житель такой моря, как его зовут (морская звезда)….. Девятиконечная морская звезда. Геометрическая фигура девятиугольник.                                                                   Возьмём с собой картинку девятиконечной звезды. Потому что с ней связано число 9.

- Прислушайтесь, кто-то плачет! Это Лягушка (выставляет силуэтное изображение), её маленький лягушонок - головастик потерялся. (Лягушка просит нас помочь ей найти)

- Давайте посмотрим, может быть лягушонок – головастик спрятался за морскими жителями ?

- Алёша, скажите мне пожалуйста, где находиться осьминог, в каком углу? (в левом верхнем углу) Подними осьминога и посмотри под ним? Нет никого…

- Маша, а где Черепаха? (в правом верхнем углу) .

- Ваня, где Морская звезда (по середине) . - Краб? (в правом нижнем углу) . - Морской конёк? (в левом нижнем углу)

Находят головастика. - Ребята, посмотрите внимательно на головастика, он вам ничего не напоминает? - Девять, как головастик приглядись. Есть голова и хвостик вниз

- Возьмём фотографию головастика лягушки с собою.

Наше подводное путешествие продолжается… (Переходят в другую зону)

Волны плещут в океане Что там чудится в тумане? Мы все дальше поплывем И свои места займём.

- Посмотрите, ребята, как весело плещутся рыбки, да они устроили целое цирковое представление! А вот и Рыба – акробат, Знаете ли вы, что в Амазонке среди густых зарослей водяных растений живут рыбки-акробаты, или брызгунчики. маленькие акробаты, плотно прижавшись друг к другу боками — голова к голове, хвост к хвосту, — выпрыгивают из воды, переворачиваются в воздухе вверх брюхом и шлепаются вниз. Рыба - клоун, Красноватая чешуя рыб-клоунов, перемежающаяся белыми полосами, напоминает о гриме циркового клоуна. Воздушные гимнасты – летучие рыбы… Отличительной особенностью рыб является их необычно большие грудные плавники, позволяющие рыбам выпрыгивать из воды и осуществлять непродолжительный парящий полёт.

Цифра девять, иль девятка,

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

Девятка -убедитесь сами

Похожа на шесть- вверх ногами.

- Возьмём картинку цифры 9-акробатки.

Педагог: Дети, давайте поиграем с рыбками.

Игра « Рыбалка»

В море много рыбы всякой

Здесь тунец, а там киты,

И зубастые акулы,

На дельфинов посмотри.

Рыбы плещутся в водице,

Здесь есть окунь, караси,

Их на удочку лови!

Ведущий с ребёнком забрасывает сачок. Ребёнок достаёт фигурку — рыбки (из геометрической фигуры)

-Какую форму имеет рыба? (Могут быть длинными, круглыми, треугольными, квадратными и т. д) Дети рассказывают какую по цвету, форме, размеру поймал рыбку.

Последнюю рыбку воспитатель ловит сам и достаёт

Рыба Минога — «девятиглазка» (названа так за семь похожих на глаза жаберных отверстий вместе с глазом и ноздрей).

- Возьмём с собою фотографию девятиглазой рыбы миноги.

- А сейчас представьте, что вы маленькие, чудесные рыбки. Вы плещетесь в воде, играете друг с другом. Вам весело и спокойно.

Дети изображают рыбок Музыкальная физ.минутка «Рыбки» (Звучит музыка) Дети изображают рыбок плавают, шевелят хвостиками и плавниками. 

- Нам пора продолжать наше подводное путешествие. Мы свами опускаемся на самое дно.

- Ребята, смотрите, что это? (Обращаю внимание детей на сундук) Дети: Это сундук! Сундук мы нашли его! Но, чтобы его открыть, нужно определить код в замке. разложите цифры по порядку от 1 до 9. (Открываем сундук, находим там девясил)

Наш замочек повернулся, в цифру 9 обернулся.

9 (Девятка) обозначает - металл, железо, имеет цвет черно - серый.

- Возьмём с собою замочек для нашего числового фриза.

- Посмотрите, ребята, в сундуке лекарственная трава Девясил, возьмём и её для дочери Морского царя.

- А нам пора возвращаться назад, к царю Нептуну.

Предлагаю побыстрее, говоря при этом такие волшебные слова:

Вокруг себя ты обернись, к Нептуну поскорее возвратись!

- Мы выполнили поручения царя и за это он хочет нас отблагодарить. В русских народных сказках действие часто происходит в “тридевятом царстве”, за “тридевять земель”. Есть одна сказка, которая так и называется «Вовка в Тридевятом царстве» и эту сказку нам дарит Владыко морской - Нептун.

– К сожалению, наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться….

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспект занятия по математике в средней группе "Образование числа 7"

Конспект занятия по математике в средней группе "Образование числа 7"...

Конспект занятия по математике в средней группе «Образование числа 5»

Конспект ОД в средней группе "Образование числа 5"...

Конспект занятия по математике в средней группе «Образование числа 5»

Программное содержание:Познакомить детей с образованием числа 5, учить их считать до 5; закрепить умение сравнивать предметы по длине. Развивать речь, мышление, воображение, память. Воспитывать уважен...

Конспект занятия по математике в средней группе "Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет. Установление последовательности событий (части суток). Закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще поуже» «самый узкий»

Конспект занятия по математике  в средней группе  ""Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет. Установление последовательности событий (части суток).  Закрепл...