математическая игра
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Коваленко Татьяна Николаевна

 Дидактическая игра с математическим содержанием "Добавь слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontr.po_mat.2.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Дидактической игры с математическим содержанием

«Добавь слово»

для детей средней группы ДОУ

                                                                     

                                                                       

                         

Литература: М.А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду».,-М. 2005г.

                        А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» - М.1991г. стр.88

Программное содержание:

Образовательные задачи:

 - Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе.

 - Систематизировать знания детей о возможных положениях предметов относительно него.

 - Обогащать и активизировать словарный запас детей.

 

 Развивающие задачи:

  - Развивать внимание, речь, глазомер, игровую деятельность, пространственную ориентировку.

  - Закреплять умение слушать инструкцию, анализировать, обобщать.

Воспитательные задачи:

  - Воспитывать умение слушать инструкцию воспитателя и действовать в соответствии с ней.

  - Воспитывать умение действовать в коллективе, отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей.

Активизация словаря:

« Справа, слева, позади, впереди»

Предварительная работа:

  Использование пространственных наречий в бытовых ситуациях. На физкультурных занятиях игры «Куда бросим мяч», «Где звенит колокольчик» и т.д., бег в заданном направлении, повороты направо, налево, кругом и т.д.

Оборудование:

  - Мяч.

Организация детей:

Сначала дети сидят в ряд, лицом в одном направлении и могут отвечать хором и индивидуально с взаимопроверкой и взаимопомощью. Затем как усложнение, детей можно посадить по кругу и выслушивать только индивидуальные ответы, так как у каждого свое направление.

Ход игры.

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит:

- Ребята, давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите правую руку!

Молодцы все знают, где у вас правая рука. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа.

-Назовите предметы, находящиеся справа от вас? ( Цветок, шкаф и т.д.)

- Поднимите левую руку! Все предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука, находятся слева.

- Назовите предметы, находящиеся слева от вас? ( Окно, стена и т.д.)

-Знаете ли вы, что обозначают слова впереди меня и позади меня? Те предметы, которые располагаются перед глазами находятся впереди нас, а те предметы которые располагаются за спиной, позади нас.

Воспитатель приводит пример:

- Передо мной  сидит Маша, а позади меня висит доска.

- Ребята, давайте поиграем. Игра называется «Добавь слово». Повторите, как называется игра? («Добавь слово»).

 - Вы много знаете, поэтому сможете участвовать в игре.

 - Садитесь на стульчики. Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова справа, слева, позади, впереди, отвечать, где этот предмет находится. Кому бросаю мяч тот и отвечает.

Воспитатель начинает:

 - Стол стоит?  (Стол стоит впереди нас).

 - Полочка с цветами висит? (Бросает мяч другому играющему). (Полочка висит позади нас).

 - Слева от вас? (Слева от нас окно).

 - Справа от вас? (Справа от нас цветок).

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

 - Какая рука у тебя ближе к окну? (Левая).

 - Значит, где находится от тебя окно? (Слева).

 - Правильно ребята? (Да). Молодцы?

Игра повторяется несколько раз, пока каждый ребенок не освоит ее.

Можно эту игру провести и так. Воспитатель произносит слова слева, справа, впереди, сзади, а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении.

Итог игры:

Воспитатель собирает детей вокруг себя:

 - Ребята, как здорово вы играете! Как называется эта игра? («Добавь слово»).

 - Почему мы смогли в нее поиграть? (потому, что мы знаем, где право, где лево, что впереди, что позади).

Вы сегодня молодцы! Все активно участвовали в игре. Помогали друг другу.   

                       ГОУ Педагогический колледж № 16

Конспект

Занятия по математическому развитию

детей средней группы

                                                                   Составила: студентка з/о гр.214

                                                                   Коваленко Татьяна Николаевна

                                                                   Проверил: преподаватель ММР

                                                                                        Фрейлах Н.И.

                                                                     Оценка:________________

                       

                          Москва 2008-2009 учебный год

Литература: М.А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду».,-М. 2005г.

                           Программное содержание:

Образовательные задачи:

  - Учить детей сравнивать множества по количеству, методом приложения и на основе счета;

  - Закрепить умение детей сравнивать предметы по длине и высоте;

  - Показать относительность понятий «длиннее – короче», «выше – ниже»;

 -  Повторить количественный и порядковый счет до 5;

 -  Закрепить умение ориентироваться относительно себя;

 -  Упражнять в правильном назывании знакомых геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник и их свойства;

 - Закрепить умение детей сравнивать и образовывать состав числа (4 и 5).                                        

                                               

Развивающие задачи:

- Развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности;

- Развивать внимание, речь, глазомер, игровую деятельность, пространственную ориентировку;

- Развивать творческие способности, умение обосновывать правильность решения;

- Закрепить умение слушать инструкцию, анализировать, обобщать.

 

Воспитательные задачи:

- Воспитывать умение слушать инструкцию воспитателя и действовать в соответствии с ней;

- Воспитывать умение работать в коллективе, отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей;

- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, любознательность. 

  Активизация словаря:

«Один, два, три, четыре, пять», «первый, второй, третий, четвертый, пятый», «больше, меньше, столько, сколько, поровну», «длинный – короткий, длиннее – короче», «квадрат, прямоугольник, треугольник», «слева, справа, впереди, позади», «красный, желтый, синий», «выше -  ниже».

Предварительная работа:

Построение по росту в режимных процессах и на занятиях по физкультуре. Игры на сообразительность «Сложи узор», по собиранию пирамидок. Использование счета и пространственных наречий в быту. Чтение сказки «Три медведя».

     

   Наглядный материал и оборудование:

Оборудование:

- Фланелеграф.

Демонстрационный материал:

- 2 поезда – один красного цвета -  4 вагона;

                  -  второй синего цвета – 5 вагонов.

  -2 домика –желтый дом – 5 этажей;

                     красный дом – 4 этажа.

Раздаточный материал:

- Конверты с геометрическими фигурами на каждого ребенка. В них: 1-квадрат, 5-прямоугольников, 1-треугольник.

Организация детей:

В начале занятия дети сидят за партами по 2 человека, физкультминутка проводится в свободной обстановке, дидактическая игра проводится --дети сидят на стульях в ряд, затем встают в круг.

Ход занятия

1.Работа с демонстрационным материалом:

Воспитатель сажает на стол игрушечного медвежонка:

- Ребята, как вы думаете, герой какой сказки пришел к нам в гости? («Три медведя»).
 
- Мишутка пришел, чтобы предложить нам с вами отправиться с ним в путешествие на поезде.

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе два поезда один под другим.

 - У меня есть паровозики, посмотрите, они одинаковые или разные? (Разные, один красного цвета, другой синего).

 - Правильно, они отличаются по цвету. Чем еще отличаются эти два поезда? (Длиной).

 - Давайте сравним, какой поезд длиннее, а какой короче? (Красный поезд короче, а синий длиннее).

 - А почему красный поезд короче, а синий длиннее? (Потому, что у синего поезда больше вагонов, а у красного меньше).

 - Как вы узнали каких вагонов больше, а каких меньше? (Посчитали).

 - Давайте считать вместе. Сколько вагонов у красного поезда? (Один, два, три, четыре).

 - Какое число больше? (5).

 - Какое число меньше? (4).

 - Сколько вагонов у синего поезда? (Один, два, три, четыре, пять).

 - Молодцы! Вы правильно определили, что красный поезд короче, а синий длиннее, потому, что у красного поезда меньше вагонов, а у синего больше.

 - Ребята, а что нужно сделать, чтобы и красных и синих вагонов было поровну? (Нужно убрать один вагончик).

  - Хорошо, мы уберем один синий вагончик, что у нас получится? (Получилось поровну).

 - Сколько красных вагончиков? (4).

 - Сколько стало синих вагончиков? (4).

 -  Как по- другому, можно сделать, чтобы вагончиков было поровну? (прибавить один красный вагончик).

 - Правильно. Если мы прибавим один красный вагончик, то сколько будет красных вагончиков? (5).

- Как получилось число 5? (Мы к 4 прибавили 1).

  - Сколько будет синих вагончиков? (5).

  - Молодцы ребята! Мишутка просит объяснить ему, как вы, смогли сделать поезда одинаковыми по длине? (Чтобы вагончиков было одинаково, нужно убрать один вагончик, или прибавить один вагончик).

 - Ребята, Мишутка предлагает всем нам покататься на поезде!

2. Физкульминутка:

При помощи считалочки выбирается машинист.

 - Ребята садимся все в вагоны, и в путь! (Дети встают  паровозиком и делая кругообразные движения руками, повторяют: «Чу – чу – чу!».

 Сделав круг по группе останавливаются, меняется машинист и движения повторяются.

 3.Радбота с раздаточным материалом:

 - Молодцы, покатались на поезде! Садитесь за парты. Ребята, Мишутка уже хочет домой, но забыл в каком доме он живет. Давайте построим Мишутке новый дом!

Воспитатель раздает детям конверты с геометрическими фигурами.

 - Ребята, посмотрите у меня на картинке нарисовано два домика. Как вы думаете, они одинаковые или разные? (Разные).

 - Почему вы так думаете? (Желтый домик выше, а красный домик ниже).

 - А как вы догадались? (Посчитали этажи).

 - Сколько этажей у желтого домика? (5 этажей).

 - Сколько этажей у красного домика? (4 этажа).

 - Какое число больше? (5).

 - Какое число меньше? (4).

 - Значит у желтого домика больше этажей чем у красного, поэтому он выше.

 - Ребята давайте вместе посчитаем этажи у красного домика. (Первый, второй, третий, четвертый).

 - Посчитаем этажи у желтого домика. (Первый, второй, третий, четвертый, пятый).

 - Мишутка живет на пятом этаже. Постройте пятиэтажный дом из геометрических фигур, которые лежат у вас на столе.

 - Что это? (Геометрические фигуры).

 - Какие? (треугольник, квадрат, прямоугольник).

 - Что вы про них знаете? (У треугольника три стороны и три угла, у квадрата четыре стороны они равны и четыре угла, у прямоугольника четыре угла и по две стороны равны).

 Дети строят дом самостоятельно.

 - Из каких геометрических фигур вы построили домик? ( Квадрат – это стены, треугольник – это крыша, прямоугольники – это окна).

 - Молодцы! Замечательный дом получился. На каком этаже живет Мишутка? (На пятом).

 - Давайте посчитаем этажи у дома. (Первый, второй, третий, четвертый, пятый).

 - Ребята, красивый дом вы построили  Мишутке, ему очень нравится. А теперь давайте поиграем!

        4. Дидактическая игра:

   Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит:

- Ребята, давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите правую руку!

Молодцы все знают, где у вас правая рука. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа.

-Назовите предметы, находящиеся справа от вас? ( Цветок, шкаф и т.д.)

- Поднимите левую руку! Все предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука, находятся слева.

- Назовите предметы, находящиеся слева от вас? ( Окно, стена и т.д.)

-Знаете ли вы, что обозначают слова впереди меня и позади меня? Те предметы, которые располагаются перед глазами находятся впереди нас, а те предметы которые располагаются за спиной, позади нас.

Воспитатель приводит пример:

- Передо мной  сидит Маша, а позади меня висит доска.

- Ребята, давайте поиграем. Игра называется «Добавь слово». Повторите, как называется игра? («Добавь слово»).

 - Вы много знаете, поэтому сможете участвовать в игре.

 - Садитесь на стульчики. Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова справа, слева, позади, впереди, отвечать, где этот предмет находится. Кому бросаю мяч тот и отвечает.

Воспитатель начинает:

 - Стол стоит?  (Стол стоит впереди нас).

 - Полочка с цветами висит? (Бросает мяч другому играющему). (Полочка висит позади нас).

 - Слева от вас? (Слева от нас окно).

 - Справа от вас? (Справа от нас цветок).

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

 - Какая рука у тебя ближе к окну? (Левая).

 - Значит, где находится от тебя окно? (Слева).

 - Правильно ребята? (Да). Молодцы?

Игра повторяется несколько раз, пока каждый ребенок не освоит ее.

Можно эту игру провести и так. Воспитатель произносит слова слева, справа, впереди, сзади, а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении.

Итог занятия:

Воспитатель собирает детей вокруг себя:

 - Ребята, как здорово вы играли! Как называется эта игра? («Добавь слово»).

 - Почему мы смогли в нее поиграть? (Мы знаем где право, где лево, что впереди, что позади).

 - А что мы еще сегодня делали? (Катались с Мишуткой на поезде. Строили Мишутке домик).

 - Мишутка говорит нам большое спасибо за помощь. Ему было очень интересно с вами. Он отправляется  в сказочный лес, в свой новый домик.

- До свидание, Мишутка! Приезжай к нам еще в гости!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников.

                   Математическая игра, как средство             математического...

Математические игры своими руками на основе комплекса материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников – "Мате: плюс. Математика в детском саду".

                  Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию  полный комплекс материалов для организации работы по развитию математиче...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по формированию элементарных математических представлений Тема: «Математические игры с Машей»

Цель: ознакомление детей с числом 9, цифрой 9.Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально - коммуникативное...

: Семинар практикум для воспитателей "Логико- математические игры по ФЭМП в организационной образовательной деятельности и в свободное время «Математический кораблик»

Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию....

Конспект математической игры «Квест» по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Ягодка»

Образовательная область: Познанавательное развитие Разделы: ФЭМПТема: «5 ключей»...

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением...