Открытое занятие по ФЭМП "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_po_femp_sdat.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Тополёк»

Конспект открытого  мероприятия

 по формированию элементарных математических представлений с элементами экспериментирования.

Тема:    «Путешествие в страну сказок»

Место проведения:

Детский сад «Тополёк»

р.п. Куйтун

Дата: 26.03.2015г.

Время:  9.00ч.

Группа: старшая

Количество детей: 8.    

Провела:

воспитатель МКДОУ

«Детский сад «Тополёк»

Потеева

Любовь Владимировна

 

Куйтун 2015г

        «Путешествие в страну сказок»

Цель. Развитие математических способностей у детей с элементами экспериментирования.

Задачи:

  1. закреплять порядковый счёт в пределах 10; закреплять представления детей о последовательности дней недели, месяцев года, закреплять умение детей измерять объём жидкости с помощью условной мерки, закреплять умение делить предмет на 4 равные части;
  2. развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности путём проведения простейших опытов, продолжать формировать представления детей о свойстве и действии магнита; закреплять умение выделять предметы взаимодействующие с магнитом;
  3. воспитывать желание помогать, оказывать помощь в трудных ситуациях, работать сообща.

Оборудование. Материал для проведения экспериментов: стаканчики, вода, магнит, металлические предметы, соль, , игра «Назови пропущенную цифру», ширма, колодец, куклы – лягушка, Василиса Премудрая, Незнайка, Емеля, фонограмма с записью кваканья лягушек, музыки (во время рисования)

Воспитатель: Много сказок есть на свете.

Сказки очень любят дети

Все хотят в них побывать

И немножко поиграть.

Ребята, а вы бы хотели побывать в сказках?

(ответы детей)

Тогда я предлагаю вам отправиться вместе в сказочное путешествие, к тому же сегодня я получила письмо от Красной Шапочки, она просит нас помочь ей, вот послушайте, пожалуйста.

Письмо от Красной Шапочки: «Дорогие ребята, я пошла навещать свою любимую бабушку, а по дороге мне встретился злой волк. Я переживаю за свою бабушку и хочу добраться до нее как можно быстрее, но мне нужно преодолеть препятствия, которые  могут

встретиться на моём пути».

 Воспитатель: Ну что, ребята, не боитесь, ведь там нас ждут приключения, волшебные превращения, трудные задания.

(ответы детей)

Ребята, но попасть в страну сказок мы сможем в том случае, если правильно ответим на следующие вопросы.

*Сколько пальцев на одной руке?

*Сколько углов у треугольника?

*Сколько раз в году бывает день рождения?

*Сколько носов у трех котов?

*Сколько ушей у двух мышей?

*Как назвать одним словом (треугольник, квадрат, овал, прямоугольник?

А поможет нам в пути дружба.

Итак, 1, 2, 3 –дружба в сказку нас веди!

(звучит мелодия «В гостях у сказки»)

Посмотрите, на кочках написаны цифры, но они растут не по порядку. Нам нужно идти по кочкам, считая по порядку от 1 до 10.

Дети выполняют задание и останавливаются около озера (тазик с водой) с лягушкой.

Сказка «Царевна-лягушка»

Воспитатель: Посмотрите, какая грустная Царевна-лягушка нас здесь встречает.

Она никак не может превратиться в царевну, потому что вода в озере мёртвая. Баба Яга подсказала ей, что если вода в озере станет живая, то она превратится в царевну. И даже подарила ей кувшин с живой водой. Но секрет в том, что нужно отлить из этого кувшина в озеро всего лишь 1 литр воды. А как отмерить 1 литр, никто не знает. Поможем лягушке? Тогда расскажите ей, как можно отмерить воду.

Дети рассказывают, что количество воды измеряется литрами – для этого используют мерный стакан.

Сколько мерных стаканчиков в  1 литре воды.

Воспитатель: ребята, а как нам не сбиться со счёта, не забыть, сколько мерных стаканчиков мы уже налили.

Дети: откладывать по одной фишке на каждый мерный стакан.

(Дети с воспитателем отмеряют 1 литра воды с помощью мерного стакана, при работе пользуются условными метками (4 фишки) .)

(Лягушка превращается в царевну.)

Сказка «По щучьему велению… »

Воспитатель.

Этот сказочный герой

Поймал в проруби зимой

Рыбу говорящую.

Стоит лишь сказать слова.

Происходят чудеса:

Вёдра воду носят,

Сани дрова возят,

Сам герой на печи

К царю в гости ездит

Кто это? (Емеля).

Ребята, давайте его позовём.

(Дети зовут, воспитатель одевает перчаточную куклу Емелю.)

Воспитатель. Ребята  у Емели для нас имеется задание:

 Емеля не знает всех времён года. Ребята, давайте расскажем Емеле, сколько всего времен года

(Дети рассказывают, сколько всего времен года)

Воспитатель. Емеля  знают  только зимние месяцы.

Как вы думаете  другие месяца бывают.

Давайте назовём их Емеле.

(декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь и др.)

Воспитатель. Емеля, а еще ребята знают все дни недели.

(Вопросы воспитателя: Сколько всего дней в неделе? Сколько выходных (рабочих) дней в неделе? Назовите дни недели по порядку. Какой день первый, третий … .? Какой день сегодня? А вчера? А позавчера? А завтра? Послезавтра?. )

Ребята, для того, чтобы Емеля не сомневался, что вы умные, нам нужно справиться с очередным заданием, которое для нас прислал Емеля.

И задание это Игра «Назови пропущенную цифру»

Дети прощаются с Емелей и идут дальше.

Сказка «Теремок»

Стучат, но там никого нет.

Воспитатель. В этом теремке живут мышка, зайчик, медведь, лиса. Но они поссорились, так как не смогли решить, кому достанется одно яблоко – каждый хотел его съесть.

(Воспитатель предлагает подумать, как быть в этой ситуации.)

Дети говорят, что яблоко нужно разделить на всех, разрезав его ножом. Воспитатель режет яблоко пополам. Выясняет с детьми, что получилось две половины, а что бы было 4 нужно разрезать ещё раз каждую половину. Воспитатель разрезает, дети пересчитывают.

 «Василиса прекрасная»

Ой, ребята, смотрите, колодец. Это мы попали в сказку «Василиса прекасная». Здесь письмо. Давайте посмотрим от кого.

Это письмо от Ивана-царевича:

«Мою невесту Василису похитил и держит в темнице морской царь. Я хочу ее вызволить, но для этого нужен меч - кладинец, который хранится на дне глубокого колодца. Я не знаю, как достать оружие. Дайте мне совет»

Воспитатель.

• Ребята, как помочь Ивану-царевичу?

(Дети выдвигают возможные гипотезы) .

• Ребята, а из какого материала меч? Какой он? (железный, медный, золотой, серебряный, алюминиевый) .

• Какими способами можно осуществить это действие (достать оружие?

(Дети приходят к мнению, что достать меч можно с помощью магнита) .

• Как с помощью небольшого магнита достать до дна глубокого колодца?

(Привязать веревку к магниту и осторожно опустить в колодец) .

• Какой магнит использовать лучше всего? (обговаривается размер)

(Эксперимент: достать с помощью магнита металлический предмет.)

Сказка «Незнайка»

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, в какую сказку мы попали? Правильно, мы в Цветочном городе, а вот и Незнайка.

Незнайка (кукла за ширмой)

«В Цветочном городе закончилась соль, и я решил привезти ее из другого города. Путь был неблизким. Погрузил я 2 мешка соли на ослика и отправился в путь. Но на пути текла речка. Я решил перейти с осликом в брод. Речка оказалась довольно глубокой, и вода намочила мешки с солью. Придя в город, я обнаружил, что мешки пустые.

Куда же делась соль? Что с ней произошло, и почему? »

(дети выдвигают гипотезы) .

Эксперимент: возьмите ложку с солью, и опустите ее в воду.

• Что вы заметили? (соль исчезла)

• Значит, в воде ее нет? (ответы)

• Попробуйте воду на вкус. Какая она? (соленая)

• Какой вывод можно сделать?

(Соль осталась, не исчезла, она растворилась)

Незнайка благодарит и уходит.

Сказка «Красная шапочка»

За ширмой появляется кукла Красная шапочка

Красная шапочка. Спасибо большое, я хотела подарить букет, но бабушке красивый времени совсем мало, нужно спешить.

Воспитатель. Красная шапочка, остановись на минутку, детки помогут собрать букет для твоей бабушки.

Продуктивная деятельность – рисование «Букет для бабушки» (нетрадиционное рисование – примакивание мятой бумагой)

(дети дарят букет Красной Шапочке)

Воспитатель. Вот какие вы дружные да умелые, поэтому и смогли справиться со всеми заданиями в сказочной стране. Надеюсь, что и в жизни вы всегда будете всем помогать.

А что было особенно интересным в этом путешествии? Что было выполнить трудно? А что удалось легко?