Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Мигунова Ирина Александровна

Тема:  " На лугу"
 
Цель: Развитие элементарных математических представлений у детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  " На лугу"
 
Цель: Развитие элементарных математических представлений у детей старшего возраста.


Задачи:
1. Образовательные: 
Сформировать у детей представление о числе7
Формирование счетной деятельности в пределах 7

Продолжать развивать геометрическую зоркость: анализировать и сравнивать предметы по форме. Закреплять представления детей о геометрических фигурах( круг, квадрат, прямоугольник, овал)

Закреплять знания о последовательности частей суток. 
2. Развивающие: 
- Развитие внимания
, воображение, зрительного и слухового восприятия, памяти, логического мышления, умение выполнять действия по указанию воспитателя; 

-совершенствование речи как средства общения,
- Развитие интереса к предмету математика; 
- Работать над формированием умений делать выводы, использовать в своих ответах математические термины. 
3. Воспитывающие: 
- Воспитание эстетического чувства; 
- Воспитывать самостоятельность в выполнении различных математических заданий. 

Наглядный материал:

1.Демонстрационный
Бабочки –( 7 шт.синего цвета и 7 штук желтого цвета); 

Картина с изображением луга(  на картине изображены цветы , бабочки, пенек, тропинка, солнце, облака)


2.Раздаточный

Индивидуальные карточки с изображением цветов  – по 9 карточек с изображением ромашек и по 9 карточек с изображением роз на ребенка.

Дощечки, разделенные  вертикальной линией пополам и  с ориентиром в виде красной линии( по одной на ребенка).

Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал ( на каждого ребенка)

Ход занятия:

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся на луг, на котором растет много разных цветов. А кто у нас любит порхать над цветами?( над цветами порхают бабочки)

-Катя, выйди пожалуйста к доске и выложи на верхней линии шесть синих бабочек

- Посчитай ( одна, две, три, четыре, пять, шесть. Всего шесть бабочек.) (3д.)

Воспитатель следит за счетом детей, чтобы они указывали на каждый предмет, а в конце делали круговой жест объединяя элементы множества в единое целое.

-Саша, выйди пожалуйста к доске и выложи на нижней линии шесть желтых бабочек.

-Посчитай.(одна, две, три, четыре, пять, шесть. Всего шесть бабочек.)(3д.)

На глазах у детей воспитатель добавляет одну синию бабочку.

-Ребята, каких бабочек стало  больше? (Больше стало синих бабочек.) (3д.)

-Каких бабочек меньше?(меньше желтых бабочек.) (3д.)

-На сколько синих бабочек больше , чем желтых? ( Синих бабочек больше , чем желтых на одну.) (4д.)

-На сколько желтых бабочек меньше , чем синих? ( Желтых бабочек меньше , чем синих на одну) (4д.)

-Ребята , а я синих бабочек могу посчитать. Послушай- те как.

- Одна, две, три, четыре, пять , шесть , семь.

- А всего семь  синих бабочек.

-Маша, выйди посчитай синих бабочек. (Одна, две, три, четыре, пять , шесть , семь. Всего семь синих бабочек.) (5д.)

-Ребята, а что надо сделать, чтобы синих и желтых бабочек стало поровну, по семь?( надо добавить одну желтую бабочку.)(5д.)

-Миша, выйди к доске и добавь одну желтую бабочку.

-Посчитай.(Одна, две, три, четыре, пять, шесть, семь. Всего семь желтых бабочек.)(5д.)

-Ребята, как мы с вами получили число семь, что мы для этого сделали? (мы к шести добавили один и получили число семь) (5д.)

- Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат карточки с цветами , над которыми так любят порхать летом бабочки. Как называются эти цветы ?( ромашки и розы.) (3д.)

-У вас на столах лежат дощечки. Выложите на верхней линии шесть ромашек.

-Вова, как ты будешь выкладывать ромашки?(Я буду выкладывать от красной линии слева на право)(5д.)

-Света, посчитай  свои ромашки .(одна , две, три, четыре, пять ,шесть. Всего шесть ромашек.) (3д.)

-А на нижней шесть роз.

-Маша, как ты будешь выкладывать розы? (Я буду выкладывать от красной линии слева на право)(5д.)

- Лиза, посчитай свои розы(одна , две, три, четыре, пять ,шесть. Всего шесть роз.) (3д.)

-Добавьте одну ромашку.

-Ваня, посчитай сколько ромашек у тебя стало.( одна , две, три, четыре, пять ,шесть, семь. У меня всего семь ромашек.) (5д.)

-Катя, каких цветов у тебя стало  больше? ( у меня больше стало ромашек.) (3д.)

-Каких цветов меньше?(меньше роз.) (3д.)

-Маша, на сколько у тебя ромашек больше , чем роз? ( ромашек больше , чем роз на одну.) (4д.)

-На сколько роз меньше , чем ромашек? ( роз меньше , чем ромашек на одну) (4д.)

-Ребята сделайте так , чтобы роз и ромашек стало поровну. По семь.

- Петя, что ты сделал, чтобы роз и ромашек стало поровну- по семь?

(Я добавил одну розу и цветов стало поровну- по семь) (3д.)

- Посчитай. ( одна, две, три, четыре, пять ,шесть, семь. Всего семь роз.)(5д.)

-Света, как ты получила число семь? ( Я к шести добавила один и получила число семь.)(5д.)

Физкультминутка.

 Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

-Молодцы! Садитесь на свои места.

-Ребята, назовите все предметы, которые вы видите на картине.(Цветы, бабочки, пенек, тропинка, солнце, облака.)

-Ребята, посмотрите у вас на столах лежат разные геометрические фигуры. Назовите их(круг, квадрат, прямоугольник, овал)(3д.)

-Я сейчас буду называть предмет, а вы должны положить на стол ту геометрическую фигуру, на которую этот предмет похож.

-Солнце.

-Оля, какую геометрическую фигуру ты положила и почему?( Я положила круг. Потому что,  солнце круглое  и похоже на геометрическую фигуру- круг.)(3д.)

-Пенек.

-Саша, какую геометрическую фигуру ты положил и почему?( Я положил квадрат. Потому что пенек имеет квадратную форму и похож на геометрическую фигуру - квадрат.)(3д.)

-Тропинка.

-Света, какую геометрическую фигуру ты положила и почему?( Я положила прямоугольник. Потому что тропинка по форме похожа на геометрическую фигуру - прямоугольник.) (3д.)

-Облако.

-Миша, какую геометрическую фигуру ты положил и почему?(Я положил овал, Потому что облако имеет овальную форму и похоже на геометрическую фигуру - овал.) (5д.)

Дидактическая игра"Утро, день, вечер, ночь.

-Ребята , а как вы думаете какая часть суток наступит , когда наши бабочки только проснутся?(утро)(3д.)

как вы думаете какая часть суток изображена на картине?(день)(3д,)

- Почему вы так думаете?( Потому что ярко светит солнце, все бабочки порхают над цветами)(5д.)

-Как называется часть суток, когда наши бабочки устали и готовятся ко сну

( Эта часть суток называется - вечер)(3д,)
- Какое время суток наступает , когда бабочки спят.(Это время суток называется - ночь)(3д.)
- Давайте еще раз повторим, из скольких частей состоят сутки.(Сутки состоят из четырех частей).(3д.)

- Назовите части суток по порядку.(Утро, день, вечер, ночь.)(5д.)

Итог.

- Все сегодня молодцы, хорошо занимались. С каким числом мы сегодня с вами познакомились?(Мы сегодня познакомились с числом семь) (5д.)

-Как мы получили число семь? ( Мы к шести добавили один и получили число семь)(5д.)

Катя, Оля и Ваня сегодня очень активно работали на занятии .Молодцы! А вот Коля и Гриша сегодня были не очень внимательные и я очень надеюсь, что на следующем занятии они это исправят.