Математические развлечения для дошкольников.
план-конспект занятия по математике на тему

Жаурова Наталия Валерьевна

Напол­нив эти мероприятии математическим содержанием и проанализировав ре­зультаты обучения в конце года, мы пришли к выводу, что такая форма орга­низации занятий но математике для старших дошкольников способствует более качественному освоению основ­ных инструментов математического мышления (анализ, синтез, (равнение, классификация), развивает основы ло­гического мышления, учит работать в коллективе (в парах, группах).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskie_razvlecheniya.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДЕТСКИЙ САД № 153 «ОЛЕСЯ»

 Математические развлечения для дошкольников.

        Подготовила

        воспитатель

                                                                                                                                           Жаурова Н.В.

 Основными задачами оптимизации процесса обучения являются -ориентация на поддержание мотивации и -формирование осознаваемых целей деятельности. В этой связи большое внимание уделяется проведению мероприятий, которые становятся традиционными: «Сладкий вечер», «Утро радостных встреч» и т.п. Наполнив эти мероприятии математическим содержанием и проанализировав результаты обучения в конце года, мы пришли к выводу, что такая форма организации занятий но математике для старших дошкольников способствует более качественному освоению основных инструментов математического мышления (анализ, синтез, (равнение, классификация), развивает основы логического мышления, учит работать в коллективе (в парах, группах).

ВСТРЕЧА С МАЛЬВИНОЙ И БУРАТИНО

Утро радостных встреч

Задачи. Закрепить паники количественного и порядкового счета, совершенствовать навык выполнения арифметических действий, закрепить знание геометрических фигур.

Ход занятия

Мальвина и Буратино входят в зал, приветствуют детей.

Мальвина. Все Буратино, хватит лодыря гонять. Пори браться за ум.

Буратино   Как это «браться зa yм.  Где же у меня ум? Наверное, в голове. Возьмусь  за  голову.  (Обращается к Мапьвине.) Мальвина, я уже взялся за ум.

Мальвина. (возмущенно). Ты опять! Взяться за  ум - это значит... Ребята, как вы думаете, что означает эта фраза?  (Ответы.) Правильно! Взяться за ум -  значит учиться. Сегодня, Буратино, Будем учить математику.

Воспитатель.  Ребята, а что за наука -  математика? Что она изучает?  (Отпеты.) Правильно, математика наука о цифрах, математических знаках, геометрических фигурах.

Мальвина. Нот этому я и буду учить, Буратино, слушай внимательно первое задание. (Показывает карточку.) Какая это цифра? (Буратино отвечает неправильно.) А теперь посчитай пожалуйста, по порядку, начиная с единицы. (Буратино считает как попало).Ой-ой-ой! Ты совсем ничего не знаешь!

Воспитатель. Я думаю, нам нужно помочь Буратино. Давайте научим его.

«Займи свое место»

средняя группа

Дети свободно ходят по залу, у них в руках карточки с числами от 1 до 10. На полу лежат обручи, в них – числа от 1 до10. По сигналу дети находят себе обруч с нужным числом.

«Найди пару» (старшая группа).

На руках у детей числа от I до 10. Дети свободно ходят по залу, по сигналу ищут себе пару - ребенка с таким же числом.

«По порядку» (подготовительная к школе группа).

Дети получают карточки с числами от I до 20 (по количеству детей). По команде воспитателя они должны как можно быстрее выстроить числовой ряд.

Воспитатель. Буратино, я надеюсь, теперь ты сможешь правильно считать. Если хочешь, дети научат тебя решать примеры и задачи. Посмотри, как они умеют это делать. Дети, слушайте внимательно задачи.

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел -

Два под березой,

Один у осины.

Сколько их будет

В плетеной корзине? (Три.)

Дарит бабушка-лиса на

Трем внучатам рукавицы:

-Это вам па зиму, внуки,

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте!

Сколько варежек? Считайте! (Шесть.)

В снег упал Сережка,

Л за ним Алешка,

Аза ним Маринка,

А за ней Иринка,

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят? (Пять.)

Воспитатель. Ну что, Буратино, научился решать задачи? Тогда возьмемся   за примеры.

Два числа - один и три.

Быстро их сложите

И ответ скажите. (Четыре)

От шести отбросьте три.

Сколько стало, подскажи! (Три.)

А теперь, Буратино, попробуй сам решить  математический пример.

Найди ответ (подготовительная к тип- группа). Раздает карточки с примерами. На полу разложены карточки с ответами. Дети и Буратино решают примеры и находят соответствующее число-ответ.

Воспитатель. Молодец, Буратино! Все правильно, Мальвина, будь любезна, проверь, справились ли со своим заданием ребята. (Мальвина проверяет ответы детей.)

Буратино. Я неумел считать, не знал цифр, но я знаю нес геометрические фигуры. (Обращается к детям.) Скажите, какие геометрические фигуры вы знаете?

Воспитатель. Буратино, если хочешь это узнать, давай проведем с ребятами интересную игру.

Найди свой домик (средняя и старшая группы).Дети, получив геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), по сигналу воспитатели должны найти свой «домик» - обруч.

Найди свой домик (подготовительная группа). Детям раздают конусы, шары, кубы. В разных концах зала расположены «домики» в виде этих геометрических тел. Дети по сигналу воспитателя должны найти свой «домик».

Воспитатель. Спасибо, Буратино и Мальвина, зато, что пришли к нам в гости. Я думаю, Буратино, что знания наших ребят помогли тебе. Я знаю, что  ты принес интересные ребусы. Отдай их ребятам.

Мальвина  и Буратино дают детям ребусы, прощаются и уходит.

ПОМОЖЕМ НЕЗНАЙКЕ ПРИНЯТЬ ГОСТЕЙ

Сладкий вечер

Задачи.   Закрепить   навыки   счета, учить решать математические задачи, совершенствовать навык деления круга и квадрата па восемь равных частей.

Предварительная работа. Чтение произведения II. Носова «Незнайка и его друзья».

Ход занятия

Воспитатель Сегодня к нам в гости пришел... Догадайтесь, кто? Это мальчик... Он любит носить большую голубую шляпу... Герой произведения Н. Носова. (Ответы.)

Незнайка Здравствуйте! Ну, так даже неинтересно. Отгадали, даже головы не ломали. Ну да ладно, я на вас не в обиде. Я пришел за помощью. Ко мне в гости собрались малыши, с которыми я летал в Зеленый город. Помните, сколько нас было на воздушном шаре? (Ответы.) Правильно Но в гости придут не все, a только... (перечисляет имена семи малышей). Если вы слушали внимательно, то успели сосчитать, сколько будет гостей. (Ответы.) Мне нужно их угостить чаем, а я не знаю, как накрыть стол. Помогите!

Воспитатель. Незнайка, ты правильно заметил: когда принимаешь гостей, нужно уметь сервировать стол. Ребята, поможем   Незнайке?   (Ответы.)   На сколько человек нужно накрыть стол, если к Незнайке придут в гости семь малышей! (Ответы). (Если дети забудут посчитать Незнайку, можно напомнить им строчки из стихотворения Е. Ильиной «Лида-дежурная».) Кто может объяснить Незнайке, как нужно сервировать стол? (Ребенок используя набор «Стоповая», накрывает стол на восемь человек и поясняет свои действия: «Чтобы Незнайке встретить семь гостей, нужно взять восемь чайных пар, так как считать нужно не только гостей, но и хозяев. Под блюдца положим салфетки, на блюдца — чайные ложечки. В центре стола поставим самовар, заварочный чайник, сахарницу и угощения»)

Незнайка. Спасибо, я все понял. Оказывается, это не так сложно. А чем  мне угощать моих друзей? Куплю колбасы, сметаны, огурцов... и сделаю салат.

Воспитатель. Незнайка, ты ведь сказал, что пригласил гостей на чай, а салат, к чаю - не угощение!

Незнайка. Чем же мне угощать малышей? (Ответы.) Значит, решено, п купаю восемь тортов, восемь лимонов конфеты. А сколько же купить конфет? Понял, восемь килограммов.

Воспитатель. Незнайка, зачем тебе столько продуктов?

Незнайка. Как зачем? Чтобы веем досталось поровну: по одному торту, по одному килограмму конфет и по одному лимону.

Воспитатель. От такого угощения у тебя и твоих гостей могут заболеть животы. Мне кажется, вам будет достаточно съесть по куску торта, по две конфеты и положить в чай по ломтику лимона.

 Незнайка. Ребята, рассудите нас (Ответы.) Хорошо, соглашусь с вами. Скажите мне, пожалуйста, как разделить торт на восемь равных частей.

(Раздает бумажные геометрически фигуры: круг, квадрат, прямоугольник с помощью карандаша дети показывают, как разделить их на восемь частей.  (Незнайка задает вопросы: какой формы торт? Как ты его долил? Сколько частей получилось?)

Спасибо, ваши советы пригодятся мне, когда я буду принимать гостей. Думаю, я смогy самостоятельно разрезать на восемь частей торт любой формы. А теперь подскажите, сколько нужно купить конфет, если каждому должно достаться по две конфеты? (Ответы,) Какие умные дети! Вес задачи щелкают как орешки. Теперь я знаю, что мне нужно купить не килограмм конфет, а всего лишь 16 штук. Лимон я нарежу сам. (Разрезает лимон на три части) Большой ломтик я возьму себе, а остальные для друзей.

Воспитатель. Ребята, если все гостя захотят пить чай с лимоном, как вы думаете, им этого хватит? (Ответы) Сколько гостей могут остаться без лимона? На сколько частей нужно разделить лимон, чтобы хватило всем? (Ответы.) Пригласим Незнайку на наш «Сладкий вечер». вместе с детьми сервирует стол и  пьет чай, ведет беседу о правилах поведения за столом.

КРЕСЛО ГОСТЯ

Встреча с интересными людьми

Задачи. Познакомить с особенностями профессии учителя; побуждать к самостоятельному диалогу с гостем; закрепить умение отгадывать и решать математические и логические задачи; развивать умение классифицировать  воспитывать культуру речи в диалоге с взрослым.

Предварительная работа. Посещение урока математики первого класса начальной школы.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какое кресло появилось у нас в группе. Как вы думаете, на нем удобно сидеть? (Ответы.)

Предлагает детям посидеть в крecле, оценить, насколько удобно, уютно сидеть в нем.

Воспитатель. Скажите, если бы это кресло стояло у вас дома, кому бы вы предложили в нем посидеть? (Ответы.) Сегодня у нас будет очень интересный гость. (Входит гость.) Давайте предложим нашему гостю кресло. Присаживайтесь, пожалуйста! А теперь Поздоровайтесь с гостем и представьтесь. (Дeтu no очереди называют свои имена.)

Итак, наша встреча называется «Кресло гостя». Вы хотите узнать, кто к нам  пришел? Тогда задавайте вопросы гостю (Как Вас зовут? Где Вы работаете? Кем Вы работаете? Где Вы живете? У Вас большой дам? У Вас есть дети? Вы ссоритесь с друзьями?). А теперь давайте попросим Марию Ивановну рассказать,  как она стала учителем.

Рассказ гостя, сопровождаемый показом фотографий, вырезок из газет, наград, грамот.

Воспитатель. Дети, сегодня  Мария Ивановна проведете вами веселый урок математики.

Гость. Вам нравится заниматься математикой? (Ответы.) Чему вы уже научились и детском саду? (Ответы.) А знаете ли вы пословицы и поговорки, в которых говорится о числах? (Одна ласточка весну не делает. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь.) Молодцы!  Загадки вы отгадывать умеете? Тогда слушайте   внимательно. Один ствол, много ветвей, а на веточках         много гостей. (Дерево.) Три   брата   по одной дорожке бегут: один - впереди, а два - позади. Эти двое бегут, но никак переднего   догнать   не могут.     (Колеса трехколесного велосипеда.) Па два пальца меня надевают и что надо вырезают. (Ножницы.) Хорошо, а теперь давайте решать задачи.

Мама вышила ковер.

Посмотри, какой узор:

Две большие клеточки,

В каждой по три веточки.

Села Маша па кровать,

Кочет ветки сосчитать.

Да никак не может.

Кто же ей поможет? (Шесть.)

Шесть веселых медвежат

 За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

СКОЛЬКО мишек впереди? (Пять.)

Молодцы! Хорошо поработали, можно отдохнуть. Послушайте стихотворение-шутку.

Плачет Ира, не унять,

Очень грустно Ире:

Стульев было ровно пять, А теперь четыре.

Начал младший брат считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Не реви! –

Сказал малыш. -

Ведь на пятом ты сидишь!»

Гость. Как вы думаете, что общего в загадках, пословицах, стихотворениях? (Ответы.) Почему именно эти задания были сегодня на нашем необычном уроке? (Ответы.) Дети, спасибо вам за урок. Мы с нетерпением будем ждать вас первого сентября в нашей школе. Приходите к нам учиться!

Дети прощаются с гостем, еще раз рассматривают фотографии и документы, которые принес гость, провожают его.

УМНИКИ И УМНИЦЫ

Математический конкурс

Задачи. Закрепить навыки счета, учить составлять и решать математические задачи, продолжать формировать геометрические представления, совершенствовать умение решать примеры на сложение и вычитание.

Предварительная работа. Посещение уроков математики начальной школы.

Из воспитанников подготовительной к школе группы и учеников первого класса формируются три команды: «Умники», «Умницы» и «Болельщики». Команда болельщиков готовит плакаты с математическими ребусами.

Ход занятия

(последовательностъ конкурсов)

Кто быстрее? Команды получают карточки с графическим изображением геометрических фигур. Дети с помощью счетных палочек выкладывают эти фигуры на столах. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание.

Входят два мальчика, у них на груди математические знаки:  +  и .

1-й ребенок.

Я - плюс, и этим я горжусь!

Я для сложения гожусь.

Я - добрый знак соединения

И это второе мое предназначение.

2-й ребенок.

Я - минус, тоже добрый знак,

Ведь не со зла я отнимаю,

А роль свою лишь выполняю.

Плюс и минус. Команды получают карточки с математическими примерами, в которых пропущены знаки + и  -. Выигрывает  команда, которая быстрее и правильнее заполнит пропуски:

3... 1=2; 4... 1 = 5; 7... 1-6; 8... 1=9;

9... 2 = 7.

Волшебники. Команды получают карточки с изображением круга, квадрата, прямоугольника, треугольника Участникам предлагают стать волшебниками и «оживить» геометрические фигуры - дорисовать их до изображения какого-либо предмета.

Веселые задачи. С помощью карта чек с числами от 1 до 10 дать ответы на зарифмованные задачи, подняв нужную карточку.

Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят? (Четыре)

Шесть грибов нашел Вадим,

А потом еще один.

Вы ответьте на вопрос:

Сколько он грибов принес? (Семь.)

У одного цветка

Четыре лепестка.

А сколько лепестков

У двух таких цветов? (Восемь.)

Две веселые мартышки

Покупать ходили книжки.

И купили книг по пять,

Чтобы было что читать.

Только глупые мартышки

Сосчитать не могут книжки.

Ты мартышкам помоги,

Сколько книг у них - скажи? (Десять.)

Составь задачу. Капитаны команд наугад берут у ведущего два любых числа от 1 до 10.

Ведущий предлагает купить в магазине игрушки в соответствии с полученными карточками, затем обмениться математическими задачами с соперниками.

Пока жюри подводит итоги, дети исполняют песню «Чему учат в шкале» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского). Ведущий благодарит детей за активное участие в конкурсах, подводит итоги, проводит награждение сладкими призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическое развлечение (план-конспект). «Путешествие в математическую страну»

Цель: закрепить уже имеющиеся знания детей в области математики; воспитывать любовь к математике в занимательных играх и задачах; воспитывать коллективизм....

Конспект математического развлечения в старшей группе Тема: «Математический КВН»

Цели:Образовательные:1.     Создавать условия для закрепления счёта в прямом и обратном порядке от 1 до 10;2.     Способствовать формированию умений в поиске не...

Математическое развлечение "Путешествие в математическую страну"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Познавательное развитие. ФЭМП"...

Открытый показ НОД по математическому развитию «Математическое развлечение»

Открытый показ НОД по математическому развитию «Математическое развлечение»...

Математическое развлечения «Путешествие по математическим волнам»

Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности, через игру-путешествие ....

Конспект математического развлечения "математический КВН" для старшей группы

Конспект математического развлечения "математический КВН" для старшей группы...

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...