математика
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

                                              Математика

 Старшая группа

Образовательная область: познавательная

Вид деятельности: непосредственно -образовательная

Возрастная группа: старшая

Тема: «Знакомство с математическими знаками.»

Цель: Расширять знания детей по математике.

Программное содержание

Образовательные задачи:  познакомить детей со знаками «>», «<», «=», учить сравнивать числа от 1 до 10. Повторить геометрические фигуры (круг, квадрат, овал). Закрепить умение ориентироваться в пространстве относительно себя. Повторить образование соседних чисел (4 и 5, 5 и 6).

Развивающие: Развивать зрительную память у детей, логическое мышление, мелкую моторику рук, развивать умение отвечать на заданный вопрос.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу ; уважительное отношение к окружающим .

Предварительная работа:

Словарная работа: Повторить накануне занятия цифры от 0 до 10. Поиграть в игру «В каком домике живет больше  медвежат».

Материалы и оборудование: Оборудование: фланелеграф, указка.

Демонстрационный материал: две группы однородных предметов для фланелеграф (синие квадраты – 4 шт., красные круги – 5 шт.), карточки с цифрами от 0 до 10, карточки с изображением знаков «>», «<», «=»,

Раздаточный материал: карточки с цифрами от 0 до 10 (2 набора), числовые карточки,  карточки с изображением знаков «>», «<», «=», карточки со  значком ...< 7, овал для раскладывания цифр.

                                       

                                             Ход деятельности.

Математическая разминка:  На фланелеграфе раскладываем  квадраты и круги разных цветов.

- Ребята, какие геометрические фигуры здесь видите? ( Квадраты)

-  Квадраты, какие? (Голубые)

- Как еще можно назвать квадраты? (Четырехугольники)

- Как вы думаете почему они так называются? (Потому - что у них  4 угла)

- А сколько сторон у квадрата? (4)

- Скажите пожалуйста , а стороны все у квадраты равны?

- Давай те посмотрим какие фигуры есть еще? (Круги)

- Круги, какие? (Желтые)

- А у кругов есть углы? (Нет)

 

Работа с демонстрационным материалом: на магнитную доску выставляем квадраты и круги.

- Ребята, сколько на доске квадратов? (4)

- Хорошо, а сколько на доске кругов? (5)

- А если мы свами сравним квадраты и круги , что мы увидем?? (Кругов больше, а квадратов меньше). Почему вы так решили? ( Потому-что 4 меньше 5)

- Правильно. А повторим все вместе?

 

Воспитатель вместе с детьми произносит: «Четыре меньше 5», показывая это знаковым изображением на доске.

 

- Ребята, для того, чтобы записать числа люди придумали цифры. А можете ли вы мне подсказать, какие нам понадобятся тут цифры?

 

Воспитатель помогает  детям, выкладывает под геометрическими фигурами соответствующие цифры.

 

- А для того, чтобы не писать между ними слово «меньше», люди придумали вот такой значок.

 

Воспитатель показывает новый знак и располагает его между цифрами. Сначала воспитатель, а затем просит ребят вместе с ним прочитать знаки , что получились на доске, показывая каждый знак указкой.

 

После этого воспитатель  добавляет квадрат и убирает круг. После чего  предлагает прочитать запись наоборот: Кругов 5, а квадратов 4.

 

- Что теперь у нас получилось , вы заметили изменения?. (Кругов больше, чем квадратов)

 

- Правильно.

 

Так е как и выше воспитатель выкладывает соответствующие цифры.

 

-  Для того, чтобы не писать между ними слово «больше», люди придумали вот такой значок.

 

 Воспитатель показывает новый знак и располагает его между цифрами. Сначала воспитатель, а затем и дети читают запись вслух, сопровождая чтение движением указки.

 

- Ребята,  скажите пожалуйста, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы из знака больше получить знак меньше? (Перевернуть знак в другую сторону)

 

- Этот знак может нам может напоминать птичку, так вот, в той стороне,  куда она открыла рот, будет всегда больше. А с другой стороны – меньше.

 

 Воспитатель с фланелеграфа убирает  все цифры и знаки, а также один круг.

 

- Ребята, сколько теперь на доске кругов? (4)

 

- А кто знает как это из 5 получилось  4? (Убрали один)

 

- Правильно, из 5 убрать один, получится 4.

 

- А сколько у нас квадратов ? (4)

 

- А хотите мы  сравним теперь квадраты и круги , что получится?. (Кругов столько же сколько и квадратов. Их равное количество.)

 

- Как нам это записать?

 

Воспитатель просит ребенка подойти  к доске, и выложить  цифры под геометрическими фигурами.

 

- Для того чтобы поставить между цифрами знак, нам понадобится знак равно. Он выглядит вот так.

 

Воспитатель показывает знак равно и выкладывает его на нужное место. Сначала воспитатель, а затем и дети читают запись вслух.  Аналогично делается по 5.

 

Работа с раздаточным материалом.  Воспитатель меняет количество кругов и квадратов на доске (на 5 и 6).

 

- Ребята, я предлагаю вам  найдите у себя на столах числовые карточки, соответствующие количеству кругов и квадратов. Сможете справиться?

 

Дети  выкладывают  карточки.

 

- А теперь поставьте между ними пожалуйста подходящий знак больше или меньше.

 

Дети подбирают нужный знак.

 

- А теперь замените числовые карточки цифрами.

 

- Женя  прочитай запись, которая получилась. (ребенок отвечает какие числа он сравнил.)

 

- А теперь начнем читать запись с шести. Нам поможет прочитать Арина . (Шесть больше пяти.)

 

- Лиза а ты знаешь , что нам нужно сделать, чтобы использовать знак «равно»?

 

 ( Нужно, чтобы кругов и квадратов было поровну. Убрать один квадрат.)

 

- А сможешь нам составить новую запись.

 

 Далее предлагаем ребятам  составить на столах запись сначала при помощи числовых карточек, затем при помощи цифр.

 

- Никита, какая запись получится при такой замене? (5 = 5)

 

- Кирилл, как еще можно уравнять круги и квадраты? (Добавить один круг)

 

 - Составьте  пожалуйста новую запись.

 

Ребята составляют на столах запись сначала при помощи числовых карточек, затем при помощи цифр.  И так проводится замена в разном варианте.

 

После каждого выкладывания детьми, необходимо следить  за правильностью выполнения задания. Если кто-то из детей не справляется, то воспитатель выполняет вместе с ним задание на доске , а все остальные исправляют свои ошибки на местах.

 

- Дети, мы с вами хорошо поработали, а теперь немного разомнемся? Хотите?.

 

                                Физминутка "Раз, два, три..."

 

Раз - подняться, подтянуться,

 

Два - согнуться, разогнуться,

 

Три - в ладоши три хлопка,

 

Головою три кивка.

 

На четыре - руки шире,

 

Пять - руками помахать,

 

Шесть - на стульчик сесть опять

 

( Выполняются соответствующие движения)

 

Дидактическая игра:

 

- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Поселим цифры в домик». Для этого расположите по порядку цифры, лежащие у вас на столах от 1 до 10. (Дети раскладывают цифры)

 

- Домиком у нас будет четырехугольник. Найдите его у вас на столах. А теперь поселите в «домик» те цифры, которые меньше семи. Остальные нужно оставить вне  четырехугольника (у них другой дом, не здесь).

 

(Дети вкладывают в овал  значок ... < 7, раскладывают цифры).

 

- Катя , назови, какие числа меньше семи, «кто живет в домике»? (6, 5, 4, 3, 2, 1)

 

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе правильный ответ, дети сравнивают свой результат работы с образцом, исправляют ошибки.

 

- Тимофей , а для каких чисел нужен другой дом? (7, 8, 9, 10)

 

- Какая в нем будет вывеска? (Это будут числа больше или равные семи.)

 

- Правильно, и тогда для этого домика будет другой значок.

 

Если дети затрудняются в выполнении задания, воспитатель предлагает сравнивать с числом 7 каждое число, располагая на месте точек в значке соответствующую цифру или даже числовую карточку. Если дети выполняют задание легко, то можно поменять значок несколько раз.

 

Итог.

 

- Ребята,  понравилось вам новое знакомство? Ч то нового мы сегодня с вами узнали? (Мы узнали, как пишутся знаки «больше», «меньше» и «равно»).

 

- Для чего нам нужны знаки больше или меньше? (Для сравнения чисел).

 

- Но раньше мы сравнивали числа и не использовали эти знаки. Зачем они нам теперь понадобились? (Для того чтобы можно было записать выражение и прочитать его).

 

- Правильно, молодцы! Пригодилось ли нам знание знаков в сегодняшней игре? (Да)

 

- Какой именно знак нам пригодился? (Знак  меньше).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 44.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Математика

 Старшая группа

Образовательная область: познавательная

Вид деятельности: непосредственно -образовательная

Возрастная группа: старшая

Тема: «Знакомство с математическими знаками.»

Цель: Расширять знания детей по математике.

Программное содержание

Образовательные задачи:  познакомить детей со знаками «>», «<», «=», учить сравнивать числа от 1 до 10. Повторить геометрические фигуры (круг, квадрат, овал). Закрепить умение ориентироваться в пространстве относительно себя. Повторить образование соседних чисел (4 и 5, 5 и 6).

Развивающие: Развивать зрительную память у детей, логическое мышление, мелкую моторику рук, развивать умение отвечать на заданный вопрос.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу ; уважительное отношение к окружающим .

Предварительная работа:

Словарная работа: Повторить накануне занятия цифры от 0 до 10. Поиграть в игру «В каком домике живет больше  медвежат».

Материалы и оборудование: Оборудование: фланелеграф, указка.

Демонстрационный материал: две группы однородных предметов для фланелеграф (синие квадраты – 4 шт., красные круги – 5 шт.), карточки с цифрами от 0 до 10, карточки с изображением знаков «>», «<», «=»,

Раздаточный материал: карточки с цифрами от 0 до 10 (2 набора), числовые карточки,  карточки с изображением знаков «>», «<», «=», карточки со  значком ...< 7, овал для раскладывания цифр.

                                       

                                             Ход деятельности.

Математическая разминка:  На фланелеграфе раскладываем  квадраты и круги разных цветов.

- Ребята, какие геометрические фигуры здесь видите? ( Квадраты)

-  Квадраты, какие? (Голубые)

- Как еще можно назвать квадраты? (Четырехугольники)

- Как вы думаете почему они так называются? (Потому - что у них  4 угла)

- А сколько сторон у квадрата? (4)

- Скажите пожалуйста , а стороны все у квадраты равны?

- Давай те посмотрим какие фигуры есть еще? (Круги)

- Круги, какие? (Желтые)

- А у кругов есть углы? (Нет)

Работа с демонстрационным материалом: на магнитную доску выставляем квадраты и круги.

- Ребята, сколько на доске квадратов? (4)

- Хорошо, а сколько на доске кругов? (5)

- А если мы свами сравним квадраты и круги , что мы увидем?? (Кругов больше, а квадратов меньше). Почему вы так решили? ( Потому-что 4 меньше 5)

- Правильно. А повторим все вместе?

Воспитатель вместе с детьми произносит: «Четыре меньше 5», показывая это знаковым изображением на доске.

- Ребята, для того, чтобы записать числа люди придумали цифры. А можете ли вы мне подсказать, какие нам понадобятся тут цифры?

Воспитатель помогает  детям, выкладывает под геометрическими фигурами соответствующие цифры.

- А для того, чтобы не писать между ними слово «меньше», люди придумали вот такой значок.

Воспитатель показывает новый знак и располагает его между цифрами. Сначала воспитатель, а затем просит ребят вместе с ним прочитать знаки , что получились на доске, показывая каждый знак указкой.

После этого воспитатель  добавляет квадрат и убирает круг. После чего  предлагает прочитать запись наоборот: Кругов 5, а квадратов 4.

- Что теперь у нас получилось , вы заметили изменения?. (Кругов больше, чем квадратов)

- Правильно.

Так е как и выше воспитатель выкладывает соответствующие цифры.

-  Для того, чтобы не писать между ними слово «больше», люди придумали вот такой значок.

 Воспитатель показывает новый знак и располагает его между цифрами. Сначала воспитатель, а затем и дети читают запись вслух, сопровождая чтение движением указки.

- Ребята,  скажите пожалуйста, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы из знака больше получить знак меньше? (Перевернуть знак в другую сторону)

- Этот знак может нам может напоминать птичку, так вот, в той стороне,  куда она открыла рот, будет всегда больше. А с другой стороны – меньше.

 Воспитатель с фланелеграфа убирает  все цифры и знаки, а также один круг.

- Ребята, сколько теперь на доске кругов? (4)

- А кто знает как это из 5 получилось  4? (Убрали один)

- Правильно, из 5 убрать один, получится 4.

- А сколько у нас квадратов ? (4)

- А хотите мы  сравним теперь квадраты и круги , что получится?. (Кругов столько же сколько и квадратов. Их равное количество.)

- Как нам это записать?

Воспитатель просит ребенка подойти  к доске, и выложить  цифры под геометрическими фигурами.

- Для того чтобы поставить между цифрами знак, нам понадобится знак равно. Он выглядит вот так.

Воспитатель показывает знак равно и выкладывает его на нужное место. Сначала воспитатель, а затем и дети читают запись вслух.  Аналогично делается по 5.

Работа с раздаточным материалом.  Воспитатель меняет количество кругов и квадратов на доске (на 5 и 6).

- Ребята, я предлагаю вам  найдите у себя на столах числовые карточки, соответствующие количеству кругов и квадратов. Сможете справиться?

Дети  выкладывают  карточки.

- А теперь поставьте между ними пожалуйста подходящий знак больше или меньше.

Дети подбирают нужный знак.

- А теперь замените числовые карточки цифрами.

- Женя  прочитай запись, которая получилась. (ребенок отвечает какие числа он сравнил.)

- А теперь начнем читать запись с шести. Нам поможет прочитать Арина . (Шесть больше пяти.)

- Лиза а ты знаешь , что нам нужно сделать, чтобы использовать знак «равно»?

 ( Нужно, чтобы кругов и квадратов было поровну. Убрать один квадрат.)

- А сможешь нам составить новую запись.

 Далее предлагаем ребятам  составить на столах запись сначала при помощи числовых карточек, затем при помощи цифр.

- Никита, какая запись получится при такой замене? (5 = 5)

- Кирилл, как еще можно уравнять круги и квадраты? (Добавить один круг)

 - Составьте  пожалуйста новую запись.

Ребята составляют на столах запись сначала при помощи числовых карточек, затем при помощи цифр.  И так проводится замена в разном варианте.

После каждого выкладывания детьми, необходимо следить  за правильностью выполнения задания. Если кто-то из детей не справляется, то воспитатель выполняет вместе с ним задание на доске , а все остальные исправляют свои ошибки на местах.

- Дети, мы с вами хорошо поработали, а теперь немного разомнемся? Хотите?.

                                Физминутка "Раз, два, три..."

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на стульчик сесть опять

( Выполняются соответствующие движения)

Дидактическая игра:

- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Поселим цифры в домик». Для этого расположите по порядку цифры, лежащие у вас на столах от 1 до 10. (Дети раскладывают цифры)

- Домиком у нас будет четырехугольник. Найдите его у вас на столах. А теперь поселите в «домик» те цифры, которые меньше семи. Остальные нужно оставить вне  четырехугольника (у них другой дом, не здесь).

(Дети вкладывают в овал  значок ... < 7, раскладывают цифры).

- Катя , назови, какие числа меньше семи, «кто живет в домике»? (6, 5, 4, 3, 2, 1)

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе правильный ответ, дети сравнивают свой результат работы с образцом, исправляют ошибки.

- Тимофей , а для каких чисел нужен другой дом? (7, 8, 9, 10)

- Какая в нем будет вывеска? (Это будут числа больше или равные семи.)

- Правильно, и тогда для этого домика будет другой значок.

Если дети затрудняются в выполнении задания, воспитатель предлагает сравнивать с числом 7 каждое число, располагая на месте точек в значке соответствующую цифру или даже числовую карточку. Если дети выполняют задание легко, то можно поменять значок несколько раз.

Итог.

- Ребята,  понравилось вам новое знакомство? Ч то нового мы сегодня с вами узнали? (Мы узнали, как пишутся знаки «больше», «меньше» и «равно»).

- Для чего нам нужны знаки больше или меньше? (Для сравнения чисел).

- Но раньше мы сравнивали числа и не использовали эти знаки. Зачем они нам теперь понадобились? (Для того чтобы можно было записать выражение и прочитать его).

- Правильно, молодцы! Пригодилось ли нам знание знаков в сегодняшней игре? (Да)

- Какой именно знак нам пригодился? (Знак  меньше).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»

Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...