Перспективный план кружка "Развивай-ка".
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа) на тему

Степанова Лариса Александровна

Возраст детей 4 - 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_razvivayka_4_-_5_let.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план кружка "Развивай-ка"

Программа по дополнительному образованию

воспитанников 4 - 5 лет

Воспитатель: Степанова Лариса Александровна

Пояснительная записка.

Направленность программы: Программа по развитию сенсорно-моторных способностей воспитанников с ограниченными возможностями, посредством использования дидактических игр и упражнений.

Цель:

  1. Накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка.
  2. Совершенствование сенсорных  представлений, формирование зрительно-слухового восприятия. Развитие произвольного внимания, памяти, речи, мыслительных способностей.
  3. Развитие двигательных способностей, сознательного управления движениями,  развитие общей и мелкой моторики;

Задачи:

  1. Получение и закрепление знаний об основных и переходных цветах,
  2. Учить узнавать и называть геометрические тела, фигуры.
  3.  Учить сопоставлять и различать предметы по цвету, форме, величине.
  4. Учить соотносить геометрические формы с  формой реальных предметов и их изображений.
  5. Учить подбирать пары предметов по цвету, форме, размеру.
  6. Развивать чувство ритма, зрительно-слуховую и тактильную чувствительность, пространственные представления.

Актуальность и педагогическая целесообразность:

Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.  Детям нашего учреждения свойственно в той или иной степени недоразвитие сенсорно-моторной сферы, что проявляется в затруднённом формировании системы сенсорных эталонов, недостаточности двигательных навыков: скованность, плохая координация; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. В связи с этим, занятия в кружке проводятся с минимальным количеством воспитанников для обеспечения  индивидуального подхода к возможностям каждого ребёнка. Специально подобранные занимательные  задания, дидактические игры и упражнения делают процесс накопления представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения интересным и увлекательным занятием для ребенка с проблемами в развитии. Они помогают целенаправленно активизировать умственную деятельность, воображение, творческие способности у ребенка младшего дошкольного возраста; формируется интерес к игре, внимание, мелкая моторика рук, воспитывается аккуратность, усидчивость. При применении креативных способов в коррекционной работе необходимо стремиться к положительным результатам, создавать благоприятные условия на занятиях, то есть создать «ситуацию успеха» для каждого ребёнка. Для этого в занятия вносятся дыхательные упражнения, повышающие энергетический потенциал, пальчиковая гимнастика, упражнения на релаксацию.

        В данной программе решаются задачи развития восприятия цвета, формы, величины, пространства, движений, целостного образа предметов. Программа составлена с учетом возрастных, психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Коррекционно - развивающий эффект достигается с учётом особенностей заболеваний детей.          

Возраст воспитанников: 4-5 лет

       

Ожидаемые результаты:  дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки  предметов, сознательно управлять движениями.

        

Формы подведения итогов: результаты диагностического обследования в конце года, сравнительная диаграмма показателей по разделу «Развитие сенсомоторных способностей»    

        

Список используемой литературы:

  1. Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка». Москва: Издательство «Просвещение», 1998г.
  2. З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». Москва: Издательство «Просвещение», 1999г.
  3. Н.В.Зимина «150 лучших развивающих игр с детьми от 3 до 5 лет». Ярославль: Издательство «Академия развития», 2009г.
  4. Е.М.Юрченко «Узнаю! Научусь! Сумею! Развивающие игры и упражнения для детей 3-4 лет». Новосибирск: «Сиб. унив. изд-во», 2008г.
  5. А.Е.Белая, В.И.Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». Москва: «Издательство Астрель», 2004г.
  6. Л.А.Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» М., «Просвещение», 1998г.

 

Условия комплектования: в кружок зачисляются воспитанники по заявлениям родителей, представленным в срок до 01.10.текущего года, и по рекомендациям педагога после проведения диагностического обследования по разделу «Развитие сенсомоторных способностей».

Перспективный план    2-ой год обучения,  возраст 4 – 5 лет

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

  1. Сопоставление и обобщение предметов по цвету

Дидактическая игра «Подбери себе товарищей»

Упражнение «Будь внимателен»

Пальчиковая игра «Маленький колючий ёж»

  1. Определение цветового тона с указанием его признаков

Дид. игра «Какого цвета предметы в нашей группе»

«Кто что слышит?»

Реч.игра «Вышла курочка-хохлатка»

  1. Получение новых оттенков цветовых тонов по светлоте

Дид. игра «Орнамент»

Упр. «Кто позвал?»

Пальчиковая игра «Весёлый оркестр»

  1. Определение и название цвета, предметов с указанием признака (светло-зелёный, тёмно-синий и т.д.)

Дид. игра «Какого цвета не стало»

Игра «Быстрее-медленее»

Реч.игра  «Утята»

Октябрь

  1. Получение три оттенка любого цвета и обозначение их словесно: тёмный, светлее, самый светлый

Дид. игра «Разноцветная вода»

Игра «Уголки»

Упр. «Найди разницу»

  1. Получение разных оттенков по светлоте смешением красок. Знакомство со светлотным рядом

Дид. игра «Три воздушных шарика»

«Цветные печати»

Реч.игра  «Тот кто слушал - молодец»

  1. Составление простых сочетаний из 2 – 3 цветов, закрепление и умения подбирать предметы по сову, обозначающему цвет

Дид. игра «Одень кукол красиво»

Упр. «Копилка»

Игра «Лягушки»

  1. Знакомство с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре. Включая новый – голубой цвет

Дид. игра «Радуга»

Упр. «Сделай три шага»

Игра «Узнай по звуку»

Ноябрь

  1. Дать представление о взаимосвязи цветов

Дид. игра «Волшебные краски»

Пальчиковая игра «Считалочка про пальчики»

Упр. «Обведи по контуру»

  1. Закрепление знаний о взаимосвязи цветов спектра

Дид. игра «Цветик-семицветик»

Развивающая игра «Надо местом нам меняться»

Пальчиковая игра  «Солнце утром рано встало»

  1. Обследование знакомых геометрических фигур способом осязания, узнавания их на ощупь

Дид. игра «Угадай что это»

Составление геометрических фигур из палочек

Пальчиковая игра «Разожми свой кулачок»

  1. Знакомство с многоугольником

Дид. игра «Фигуры из палочек»

Речевая игра «Я на скрипочке играю»

«Нанизываем бусы»

Декабрь

  1. Знакомство с трапецией. Закрепление знаний о геометрических фигурах

Дид. игра «Домино фигур»

Игра «Цветовое ассорти»

Дыхательное упражнение «Дует ветер»

  1. Выбор фигур на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу

Дид. игра «Чудесный мешочек»

Игра «Запомни картинку»

Пальчиковая игра «Улитка»

  1. Подбор предметов к геометрическим образцам, закрепление названия геометрических форм (круг-овал, квадрат-треугольник, прямоугольник, трапеция, многоугольник)

Дид. игра «Подбери по форме»

Упр. «Послушный карандашик»

Игра «Одевалочка»

  1. Зрительное расчленение формы контурного изображения предмета на составные части, соответствующие знакомым геометрическим фигурам

Дид. игра «Из каких фигур состоит предмет»

Игра «Где чей домик»

Пальчиковая игра «Зайка серый скачет ловко»

Январь

  1. Знакомство с разновидностями треугольников

Дид. игра «Мастерская форм»

Упр. «Где собачка?»

Пальчиковая игра «Пошли пальчики гулять»

  1. Составление предметов из частей, определяя не только форму предметов, но и форму части картинки

Дид. игра «Разрезные картинки»

Упр. «Кто внимательный?»

Игра «Мы матрёшки»

  1. Знакомства с разными видами прямоугольников и овалов, воспроизведение этих форм

Дид. игра «Мастерская форм»

Упр. «Змейка»

Пальчиковая игра «Во дворе у брата бегали котята»

Февраль

  1. Различение параметров величины предметов

Дид. игра «У кого какая вещь», «Что изменилось»

Упр. «Обводилки»

  1. Развитие глазомера при выборе по образцу предметов определённой величины

Дид. игра «Построим дом»

Игра «Кошечка мяукает»

Упр. «Дорисуй предмет»

  1. Комплексное обследование и определение отдельных измерений величины предметов и описание их словами

Дид. игра «Расставь мебель»

Игра «Домики и гномики»

Упр. «Пересыпаем крупу»

  1. Закрепление основных геометрических форм и цветов и их названий

Дид. игра «Назови цвет и форму»

Игра «Угадываем звуки»

Пальчиковая игра «Чики-чики-чички»

Март

  1. Закрепление умения определять предметы по двум признакам (цвет, форма)

Дид. игра «Магазин»

Упр. «Почини одеяло»

Пальчиковая игра «В гости к пальчику»

  1. Закрепление умения подбирать фигуры, ориентируясь одновременно на форму и цвет

Дид. игра «Красивые салфеточки»

Упр. «Лабиринт для карандаша»

Игра «Обручи»

  1. Анализ сложной структуры и воссоздание её из элементов, закрепление представлений о взаимопереходе цветов и форм

Дид. игра «Украсим кукольные платья»

Игра «Обезьянки»

Пальчиковая игра  «Можно пальчики считать»

  1. Сравнение предметов по длине, ширине, высоте; определение положение предметов относительно друг друга

Игра-путешествие «Весёлый поезд»

Упр. «Угадай картинку»

Апрель

  1. Развитие абстрактного мышления и воображения

Дид. игра «Загадки-отгадки»

Пальчиковая игра «Белые кораблики»

  1. Выделение из группы предметов лишнего по форме и цвету

Дид. игра «Помоги Чебурашке исправить ошибку»

Упр. «Узоры из пуговиц»

  1. Описание растений по форме и окраске цветка, листьев

Дид. игра «Цветочный магазин»

Упр. «Рисуем человечков»

Игра «Собери и разложи»

  1. Развитие геометрического воображения, пространственных представлений

Дид. игра «Дорисуй-дострой»

Игра «Летает- не летает»

Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»

Май

  1. Ориентировка в пространстве, определение направления движения (вперёд-назад, направо-налево)

Дид. игра «Куда пойдёшь и что найдёшь»

Игра «Были-небылицы»

Рисование пальчиками

  1. Сравнение предметов и группировка их по цвету, форме, величине, обобщение выделенных свойств

Дид. игра «Дорога к дому»

Игра «Раз, два, три - говори»

Пальчиковая игра «За работу»

  1. Анализ изображение предмета сложной формы и воссоздание его из частей

Дид. игра «Составные картинки»  (домик, лошадка)

Упр. «Дружно хлопаем в ладоши»

Игра «Логическая цепочка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...

Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.

Перспективный план работы  по пожарной безопасности во второй  младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....

Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.

Сентябрь1.  Консультативная деятельность для вновь поступающих детей.    Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое?    2....