Формирование пространственно - временных представлений у детей
статья по математике на тему

Щелкушкина Марина Петровна

В дошкольном возрасте дети испытывают определенные затруднения в ориентировке во времени и в пространстве. В статье рассказывается как легче сформировать у детей пространственно - временные представления и представлены примерные дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_prostranstvenno.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование пространственно - временных      

                  представлений у детей

      В младенчестве дети очень четко (на рефлекторном уровне) усваивают временные понятия, связанные с биологическими ритмами. Двух – трехмесячный ребенок уже привыкает к определенному времени кормления.

Дальнейшее представление ребенка о времени связано с большими трудностями. В раннем детстве только закладываются основные предпосылки понятия времени для ребенка на подсознательном уровне, которые он не будет осознавать, скорее всего всю жизнь, но будет подчиняться принципам, заложенным в глубины подсознания. И только в дошкольном возрасте представление ребенка о времени становится более осознанным.

Младшие дошкольники фактически не ориентируются во времени. Позже дети учатся определять небольшие промежутки времени исходя из собственной деятельности. Легче всего усваиваются понятия: утро, день, вечер, ночь, т.к. они непосредственно связаны с деятельностью ребенка и  конкретными действиями (утром взрослые едут на работу, дети – в детский сад, школу. Вечером все возвращаются домой и т.д.).

 Достаточно быстро усваиваются времена года – по этой же причине (хотя весну и осень дети долго путают).Труднее всего, в силу их относительности, усваиваются понятия вчера, сегодня, завтра, т.к. ребенок долго не понимает их взаимопереходов.(Он может сказать: «Завтра я был у бабушки в гостях» и т.д.) Но к старшему дошкольному возрасту начинается освоение и этих понятий: пользуясь сегодняшним днем как точкой отсчета, ребенок запоминает их.

        Также трудно дается и освоение понятий: минута, час, день, неделя, месяц, год, т.к. на протяжении всего дошкольного детства не всегда обнаруживается подходящая мерка, опирающаяся на опыт ребенка. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «Когда я был маленьким», «Сегодня мы пойдем в цирк»,«Когда я вырасту большим».

        Формируя пространственные представления  детей с младшей группы учат отличать и называть правую и левую руку; раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо на всех занятиях и вне занятий; Учат отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо).

        Затем детей учат ориентироваться «на себе», иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять на себе стороны справа, слева, вверху и т.д.; двигаться в заданном  направлении вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево.

В старших группах учат определять «точку стояния», т.е. местонахождение ребенка по отношению к окружающим его объектам. Например: «Я нахожусь справа от дома» и т.п.;

Ориентировка относительно себя усложняется, например: «Шкаф находиться справа, а дверь слева от меня»;

Учат определять расположение предметов относительно друг друга, например: «Справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч».

В подготовительной группе учат ориентироваться на бумаге в клетку, например: «Отсчитайте одну клетку слева и две сверху и поставьте точку». Занимаясь в тетради, ребенок должен знать и применять термины: левее, правее, выше, ниже, от, до. Закрепляют последовательность дней недели, учат называть месяцы года.

        Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных  занятиях, на музыкальных и физкультурных. Также пространственное представление у детей развивают во время режимных процессов: на утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в

дидактических и подвижных играх. А также используя повседневную жизнь.

            Примерные игры на развитие временных                      

                               представлений:

  1. « Что сначала, что потом?» ( три варианта: времена года, части суток, росток).
  2. Д .и. «Когда это бывает?».
  3. Дид.пособие: «Сутки» (режим дня), «Времена года, месяцы».
  4. Настольная плоскостная игра «Неделя».
  5. Д.игра «Неделя стройся».
  6. Словесная игра «Кто старший? Кто младший?».
  7. М.п.игра «Часы».
  8. Пособие «Часы».
  9. Плакат «Времена года».

      Примерные игры на развитие пространственных            

                             представлений:

  1. Д.и. «Кто, где?»
  2. Выкладывание изображений из счетных палочек по образцу.
  3. Д.и. «Танграм».
  4. «СК» и «Уникуб» Б.П. Никитина.
  5. Блоки Дьенеша.
  6. Палочки Кюизнера.
  7. Кубики с картинками.
  8. Разрезные картинки, пазлы.
  9. Игра «Встань, куда скажу!».
  10.  Лего- строитель и др.конструкторы(постройка по чертежу, образцу).
  11.  Д.и. «Пройди лабиринт».
  12.  Д.и. «Занимательные клетки» (ориентировка на листе бумаги в клетку).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственно-временных представлений у детей с речевыми нарушениями

Данная статья отражает методы и приемы формирования пространственных,временных представлений у детей с речевыми нарушениями....

Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР

Задачи формирования пространственно-временных представлений у детей ЗПР. Методические приемы и длительность обучения, предметно-развивающая среда. Работа осуществлялась поэтапно: формирование представ...

Отчет учителя-дефектолога по теме «Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР»

Коррекционная работа велась в двух направлениях:1. Формирование у дошкольников с ЗПР субьективных ощущений пространства ипространственных представлений.2. Формирование у дошкольников с ЗПР субьективны...

Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР

Первоначальным источником познания человека является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления, образы предметов, их свойств ...

Формирование пространственно-временных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников — на р...

Образовательная деятельность по формированию пространственно - временных представлений у детей с ОВЗ

Данное занятие учить детей различать и называть пространственные отношения: справа – слева, способствуют развитию навыков конструктивного взаимодействия детей со сверстниками. Дети упражняются в...

Образовательный проект «Формирование пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста коррекционной группы для детей с ЗПР»

Метод проектов - это метод интегрированного обучения дошкольников, он основывается в первую очередь на интересах детей. Проект предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Толь...