Образовательная деятельность по формированию пространственно - временных представлений у детей с ОВЗ
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Радохлеб Ирина Юрьевна

Данное занятие учить детей различать и называть пространственные отношения: справа – слева, способствуют развитию навыков конструктивного взаимодействия детей со сверстниками. Дети упражняются в определении правой руки и правой стороны; левой руки и левой стороны; закрепляют пространственные отношения: на, под, возле, перед, низ, верх. Развивать сосредоточенное внимание, зрительно двигательную координацию,  умения ориентироваться на листе бумаги в клетку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pravo_levo.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

                     Тема: Пространственные отношения: слева, справа.

Цель: Создать условия для формирования пространственных отношений.

Задачи:
1.Учить различать и называть пространственные отношения: справа – слева.

2.Упражнять детей в определении правой руки и правой стороны; левой руки и левой стороны.

3.Закрепить пространственные отношения: на, под, возле, перед, низ, верх.

5. Развивать сосредоточенное внимание, зрительно двигательную координацию,  умения ориентироваться на листе бумаги в клетку.

6. Создать условия для выражения детьми своих мыслей и для побуждения детей к речевой активности.

7. Способствовать развитию навыков конструктивного взаимодействия детей со сверстниками.

8. Формировать умение планировать свои действия.

9. Обеспечить условия развития поисковой активности детей.

Предварительная работа:
- разучивание с детьми пальчиковой гимнастики «Хлоп, ладошка» и физкультминутки «Самолет»;
- чтение книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; знакомство с образами «Почемучки» и «Незнайки».
Оборудование и материалы: магнитная доска с магнитами; картинки: Почемучка, Незнайка, развилка дорог, береза, лиса, волк, медведь 2, заяц серый и белый, олень, белка, кабан, барсук, бобр, ёж, болото, лягушка; карта маршрута путешествия; 2 рисунка пятиэтажного дома: высокий и низкий; картинки сказочных героев; листы в крупную клетку, цветные карандаши; блоки Дьенеша и палочки Кюизенера со схемами; конверт с ключом.

                    Ход непосредственно образовательной деятельности:

Вводная часть
Орг. момент

(Приветственная игра делает акцент на сплочении и создании доверительной атмосферы)

Воспитатель: 

- Ребята, давайте встанем в круг.

«Мы с тобой одна семья                              

Я, ты, он, она.                                                

Ты погладь соседа справа,                            

Ты погладь соседа слева,                              

Мы с тобой друзья,                                        

Мы с тобой одна семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева,

Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева,

Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья

Я, ты, он, она».

(дети, стоя в кругу, выполняют движения по тексту)

(На доске висит плакат с изображением двух друзей: Почемучки и Незнайки, которые стоят у развилки дорог. Взрослый обращает на доску внимание. Дети собираются возле доски)
Воспитатель:
- Как вы думаете, кто изображен на плакате?
- Ребята, Почемучка и Незнайка потеряли ключ от волшебного города,

без которого, им не попасть домой. Они просят у нас помощи в поисках.

- Поможем?

- Посмотрите, у Незнайки в руках что-то есть. Это какая - то бумага, а на ней вот такой рисунок. Что же это? Правильно, это карта.  

- А для чего она нужна? Для того, что бы мы не заблудились в незнакомой местности.

- Нужно вспомнить, как пользоваться ей и какие правила соблюдать. Необходимо быть внимательным, знать где право и где лево, точно следовать маршруту на карте.
- Вы знаете где право и где лево? Сейчас проверим.

- Выполним упражнение «Хлоп, ладошка»
Игровое упражнение (пальчиковая гимнастика)
«Хлоп, ладошка»

- Встаньте в пары, лицом друг к другу.

(Декламируют стихотворение и одновременно выполняют движения)

Вот у нас игра какая:
Хлоп, ладошка,
Хлоп, другая.

Правой правую ладошку
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом
Левой правую побьем.

Воспитатель:

- Теперь мы точно готовы. На чем можно отправиться на поиски ключа? (Предположения детей) Предлагаю вам выбрать самый быстрый пассажирский транспорт, это самолёт. Вставайте друг за другом. Посмотрим на карту, нам нужно лететь направо. Отправляемся в путь.

Физкультминутка «Самолет»
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет:
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед
Полетел наш самолет.

Основная часть
1 остановка «На лесной полянке»
Воспитатель:
- Вот наша первая остановка на лесной полянке. Посмотрите, кто это здесь? Это детёныши диких животных.

- Взрослые животные мамы и папы ушли в лес за пропитанием, а своих детенышей оставили на полянке.
- Сейчас, каждый из вас возьмет по одной карточке с изображение детёныша, и назовёт сначала взрослое животное, а потом его детёныша.
У лисы – (лисенок)
У медведя – (медвежонок)
У зайца – (зайчонок)
У оленя – (олененок)
У белки – (бельчонок)
У бобра – (бобренок)
У волка – (волчонок)
У кабана – (кабанчик)
Воспитатель:
- Уходя, родители просили своих деток ждать их возле березы, которая стоит в центре полянки.
- Сейчас, мы превратимся в художников, и все вместе создадим картину.
Лисенок справа от березы,
Медвежонок слева от березы,
Кабанчик под деревом,
Бельчонок на дереве,
Серый зайчонок перед деревом,
Олененок справа от лисенка,
Волчонок слева от медвежонка,
Бобренок возле зайчонка.

(Дети расставляют зверей в изложенном порядке вокруг березы)

Воспитатель:
- Мы справились, отправляемся дальше. Вставайте друг за другом. Посмотрим на карту, лететь нужно влево.
Физкультминутка «Самолет»
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет:
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед
Полетел наш самолет.
2 остановка «Болото»
Воспитатель:
- Мы приземлились. Где мы оказались? На болоте. Что же делать, нам через болото не пройти.

- Посмотрите, лягушка сидит. Она, наверное, волшебная, и сможет подсказать, как болото нам пройти. Вот у неё есть листочки, с помощью которых, у нас получится сделать мостик. Возьмите карандаши.

- Итак, будьте внимательными! С точки движемся вправо на одну клетку, теперь одна вверх, одна вправо, одна вверх, три вправо, одна вниз, одна вправо, одна вниз, одна вправо. Вот и мостик у нас получился. Справились, молодцы!

- Нужно лететь дальше. Вставайте друг за другом.  Посмотрим на карту, теперь летим вперёд.

Физкультминутка «Самолет»
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет:
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед
Полетел наш самолет.

3 остановка «Город»
Воспитатель:
- Болото оказалось позади, и куда же мы прилетели. Посмотрите, мы оказались возле домов, в которых живут сказочные герои, только нужно понять, кто в каком доме живет.

Красная Шапочка живет в высоком доме, на самом нижнем этаже, в квартире слева.

Карабас – Барабас живет в низком доме, на самом верхнем этаже, в квартире справа.

Леопольд живет в высоком доме, на самом верхнем этаже, в квартире справа.

Кот в Сапогах живет в низком доме, на самом нижнем этаже, в квартире слева.
- Вот мы и разобрались, кто в каком доме живет.

- Давайте повторим, в каком доме живёт Красная Шапочка? Карабас – Барабас?

- Леопольд? Кот в Сапогах?

- Сказочные герои предлагают нам поиграть в игры. Каждый сможет выбрать себе игру, которая больше понравится. Пройдите за столы.
(Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера)

- Ребята, посмотрите, я здесь что – то нашла, это конверт. Что же в нём? Это ключ. Мы его нашли.

- Нужно возвращаться к Незнайке и Почемучке, и отдать им ключ.

- Вставайте друг за другом.

Физкультминутка «Самолет»
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет:
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед
Полетел наш самолет.

- Прилетели. Вот, Незнайка и Почемучка, мы нашли ключ от волшебного города, теперь вы сможете вернуться домой. Берегите ключ, больше не теряйте!

Заключительная часть
Воспитатель:
- Ребята, наше занятие подошло к концу.

- Вам понравилось наше путешествие?
- Какое задание было самым сложным?

- Что больше всего понравилось?
Высказывания и выводы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственно-временных представлений у детей с речевыми нарушениями

Данная статья отражает методы и приемы формирования пространственных,временных представлений у детей с речевыми нарушениями....

Формирование пространственно - временных представлений у детей

В дошкольном возрасте дети испытывают определенные затруднения в ориентировке во времени и в пространстве. В статье рассказывается как легче сформировать у детей пространственно - временные представле...

Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР

Задачи формирования пространственно-временных представлений у детей ЗПР. Методические приемы и длительность обучения, предметно-развивающая среда. Работа осуществлялась поэтапно: формирование представ...

Отчет учителя-дефектолога по теме «Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР»

Коррекционная работа велась в двух направлениях:1. Формирование у дошкольников с ЗПР субьективных ощущений пространства ипространственных представлений.2. Формирование у дошкольников с ЗПР субьективны...

Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР

Первоначальным источником познания человека является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления, образы предметов, их свойств ...

Формирование пространственно-временных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников — на р...

Образовательный проект «Формирование пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста коррекционной группы для детей с ЗПР»

Метод проектов - это метод интегрированного обучения дошкольников, он основывается в первую очередь на интересах детей. Проект предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Толь...