Итоговое занятие по математике
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Кучерова Татьяна Петровна

Итоговое занятие по математике в старшей логопедической группе.

Тема:  «НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА»

 

Задачи

Обучающие:

·        Закрепить навыки количественного, порядкового, обратного счёта в пределах 10

·        Закрепить знания дней недели, частей суток, времён года

·        Закрепить представление о прямой, кривой, ломаной, замкнутой и незамкнутой линиях

·        Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, используя знаки >, <, =

·        Уточнить пространственные отношения: на, над, слева, справа, за, перед, вверху, внизу.

·        Закрепить названия геометрических фигур

·        Закрепить умение выделять из группы предметы, отличающиеся каким-либо признаком

·        Формирование навыков отсчитывания предметов и счета на слух. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_po_matematike_15_god.docx284.71 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТНЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД № 43 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Конспект комплексного итогового занятия по О.О. «Математическое развитие и развитие речи» в старшей логопедической группе детского сада.

Тема " НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА"

        Составила воспитатель                                                                                                

                        Кучерова Т.П.

                                                Саранск -  2015                                    

Итоговое занятие по математике в старшей логопедической группе.

Тема:  «НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА»

Задачи

Обучающие:

  • Закрепить навыки количественного, порядкового, обратного счёта в пределах 10
  • Закрепить знания дней недели, частей суток, времён года
  • Закрепить представление о прямой, кривой, ломаной, замкнутой и незамкнутой линиях
  • Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, используя знаки >, <, =
  • Уточнить пространственные отношения: на, над, слева, справа, за, перед, вверху, внизу.
  • Закрепить названия геометрических фигур
  • Закрепить умение выделять из группы предметы, отличающиеся каким-либо признаком
  • Формирование навыков отсчитывания предметов и счета на слух.

Развивающие:

• Развивать конструктивные навыки и воображение

• Развивать внимание, память, мышление, связную речь

• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

•Продолжать развивать пространственное мышление, определять направление по отношению к живым объектам. Выражать словами (слева – справа, на – над – под). Упражнять в умении использовать название порядковых числительных при счёте. Сравнивать две совокупности предметов, используя знаки – символы (равенство – неравенство), аргументировать свои высказывания, делать простейшие умозаключения.

Развивать у детей способность активного общения с взрослым, с интересом отвечать на его вопросы, совместно решать проблемные ситуации. Вызвать у детей интерес к окружающему.

Коррекционно-развивающие задачи. 

Развивать мыслительную и речевую деятельность , зрительное и слуховое внимание, память, речевой слух, координацию речи с движением, речевое дыхание, тонкую моторику.

Воспитывающие:

  Воспитывать отзывчивость, заботу, доброту, бережное отношение к природе, желание помогать. Воспитывать инициативность, самостоятельность.

 Материалы к занятию:

Демонстрационный – силуэтные изображения колобка и диких животных,. Картинки природы с изображением на них прямой, кривой, ломаной, замкнутой и незамкнутой линий. Картинка с различными предметами для уточнения пространственных отношений, «пирожки» с математическими выражениями в пределах пяти, картинка с изображением грибов, для игры «Какой предмет лишний», картинка с изображением цветочного поля.

Раздаточный: листки с заданиями, наборы геометрических фигур для игры «Выложи зверя», простые и цветные карандаши.

Сюрпризный момент: раскраски

Предшествующая работа: чтение сказки «Колобок», разучивание физкультминутки «Собираем грибы», отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, придумывание окончания сказок.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Речевое развитие», «Художественное творчество»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Ход занятия

П. -Дети, вы помните, чем закончилась сказка «колобок?» (о.д.)

Но сегодня приглашаю вас в другое сказочное приключение с колобком. Согласны? (да)

Но отправиться туда можно только при одном условии, если вы ответите на вопросы. Согласны? (да)

1 задание

• Посчитайте по порядку 1-10  (с мячом)

• Посчитайте обратным счётом от 10-1(с мячом)

• Сколько дней в неделе?

• Назовите все дни недели.

• Какой сегодня день?

• Какой день был вчера?

• Какой день стоит между пятницей и воскресеньем?

• Какой день между воскресеньем и вторником?

• Какой день будет завтра, если сегодня вторник?

• Какой четвертый день недели? Седьмой? Пятый?

• Назовите арифметические знаки, которые вы знаете (>, <, +, -, =) 

2 задание

А теперь поиграем в игру «подскажи словечко».

В овраг ручьями катится,
Деревьям дарит платьица,
В цветы оденет луг
И станет летом вдруг.
Ты знаешь, кто она?
Красавица …
(Весна)

Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно …
(Лето)

У избы помоет крышу,
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы ее тихонько спросим:
«Кто ты?» И услышим  …
(Осень)

Дел у меня немало
- Я белым одеялом 
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю, 
Белю поля, дома,
А зовут меня ...                                                                                                         (Зима)

П. -Молодцы, справились с заданием,  теперь можно и в сказку отправляться.  Я предлагаю нам вместе придумать другое окончание сказки «Колобок». Помогайте мне (предложения детей).

 Слушайте, что у нас получилось.

Когда спел Колобок лисе песенку, то его песенка очень понравилась лисе. И  решила она оставить колобка у себя и петь песенки вместе с ним. Но колобок уже заскучал о бабушке с дедом и очень хотел вернуться домой к ним. А лиса (она не злая, но хитрая) и говорит: «Придумай и спой песенку про меня, тогда отпущу тебя и даже провожу до дома».

П. -Поможем колобку спеть ее, повторяйте за мной.

  Задание №3

Игра «повтори – не ошибись»

Са-са-са-идет лиса,

Су-су-су-смотрим на лису,

Со-со-со-лиса катит колесо,

Сы-сы-сы-хвост красивый у лисы.

Отправились колобок с лисой вот по этой дороге (показ)

На какую линию она похожа? (прямую)

Идут наши герои по лесу, и дошли до цветочной поляны.

- Какие цветы растут в поле? (ромашки и васильки)

Остановился колобок и стал собирать ромашки для бабушки, а лиса – васильки. Тут лиса и стала хвастаться, что она больше собрала цветов. Помогите Колобку сосчитать, сколько каких цветов они собрали.

 

                     

                                                                                             

                                                             

                 

  Задание №4

 (на листке) составьте пары и сравните количество цветков с помощью знаков >, <.

Раскрасьте их.

                                                           

Но сначала приготовим пальчики для работы.

Пальчиковая гимнастика:

В гости к пальчику большому, прибежали прямо к дому:

Указательный и средний, безымянный и последний.

Вот мизинчик –малышок, постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья. Друг без друга им нельзя!

- Сколько ромашек сорвал колобок? (5)

- Сколько васильков? (4)

- Какой цифрой обозначили количество ромашек? (5) Почему?

- Какой цифрой обозначили количество васильков? (4) Почему?

- Чего меньше, ромашек или васильков? На сколько меньше? (на 1)

- Какой знак вы поставили и почему?

Молодцы! Помогли колобку сосчитать цветы и сравнить их количество.

-А около поляны сидел мишка и ел пирожки, которые ему дала Машенька. Пирожки были одни с рыбой, другие с ягодой. Решил он угостить колобка и лису. Но пирожки эти с загадкой-примером.  Надо решить примеры и если ответ будет меньше 4 – отдать лисе, так как эти пироги с рыбой, а лиса любит рыбу. Но если ответ – больше 4 – отдать колобку – эти пироги с ягодой. Давайте поможем мишке решить примеры.

Задание №5 (на листке с изображением пирожка)

П. -На пирожках написаны математические выражения, их нужно решить (дети решают математические выражения)

2+1=                 5-4=                  3+2=                  4-2=           5-1=               1+4=

Какие пироги мы отдадим лисе? Прочитайте выражения, где ответ меньше 4.

Какие пироги мы отдадим колобку? Прочитайте выражения, где ответ = 4 и  больше 4.

Довольный мишка пошел вместе с колобком и лисой.

Идут они дальше по лесу, а тропинка вдруг стала вот такая (показ).

- На какую линию похожа тропинка? (ломаную)

П. -Идут друзья по этой тропинке и видят, что прячутся за кустом какие-то звери. Давайте поможем узнать, что это за звери.

Задание №6   Игра «Собери зверя». Из геометрических фигур выложите зверя.  (ТАНГРАМ)

- Какие животные у вас получились? (заяц, волк)

- Сколько и каких фигур понадобилось для выполнения зайца? волка?

- Для выполнения, какого животного понадобилось больше всего фигур?

- Для какого животного понадобилось меньше фигур?

Колобок пригласил зверушек с собой, ведь всем вместе веселее идти.

Игра «Части суток»

- зайчишка приготовил загадки. Давайте поможем их отгадать?

Спим мы ночью, а делаем зарядку? (Утром.)

Утром мы делаем зарядку, а обедаем? (Днем.)

Днем мы обедаем, а ужинаем? (Вечером.)

Ужинаем мы вечером, а спим? (Ночью.)

- Скажите сколько частей в сутках? (Четыре.)

- Назовите их? (Утро, день, вечер, ночь.)

- Молодцы, дети! Вы настоящие друзья.

Идёт колобок со зверушками дальше, а дорога стала вот такой (показ)

 

- На какую линию похожа дорога? (кривую)

По этой дороге дошли они до одиноко стоящего дерева (показ картинки)

Задание №7  «скажи, где находится предмет»   

- Как называется это дерево? (берёза)

- Как вы догадались? (только у берёзы белая кора с черными крапинами)

А сколько всего интересного находится около этого дерева!…

- Что видите, расскажите?

О.Д.  Справа от берёзы – бабочка, слева – шмель. Под берёзой гриб. Слева над берёзой – лебеди. Справа над берёзой облачко и солнышко.

Словесная игра «Назови ласково»

Паук – паучок.

Жук – жучок.

Пчела – пчелка.

Стрекоза – стрекозка.

Комар – комарик.

- Молодцы, дети. Все правильно ответили.

Пошли наши герои дальше. Увидели, что вдоль тропинки растут грибы (показ).    Колобок

думает, наберу грибов, вот бабушка обрадуется. А звери стали ему помогать.

Физкультминутка

Все зверушки на опушке (идут по кругу, взявшись за руки)

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, (скачут поскоками)

Рыжики срывали, («срывают грибы»)

Лисичка бежала, (бегут, как лиса)

Лисички собирала, («срывают грибы»)

Скакали зайчата, (скачут на двух ногах)

Искали опята, («срывают грибы»)

Медведь проходил, (идут вперевалку)

Мухомор раздавил. (топают ногой)

- Все вместе собрали вот такие грибы (показ)

   

   

 

- Какие грибы вы видите на картинке?

- Все ли грибы можно взять с собой? (нет)

- Почему? (мухомор и поганка ядовитые)

- Правильно ли поступил медведь, растоптав мухомор? (нет, мухомором лечатся лоси)

Мухомор – красивый гриб,

Только очень ядовит.

Лоси лишь его едят

И при этом говорят:

- Нет надёжнее микстуры:

Съел – и нет температуры.

Лечит коклюш и бронхит,

Съел – и горло не болит!

Мухомор – целебный гриб,

Он для нас не ядовит.  (В. Трусов)

Задание №8  Игра «Определи по звуку сколько»

А теперь давайте на слух определим и скажем, сколько грибов собрали герои.  (дети с закрытыми глазами по стуку молоточка определяют сколько грибов собрано).

- Молодцы, помогли колобку разобраться с грибами, можно идти дальше. (показ картинки)

 Задание №9   Количественный порядковый счет.

Дидактическое упражнение «Назови, кто за кем?»

- Построились друзья. Сколько их всего? (Колобок, лиса, медведь, волк, заяц.)

- А как проверить, что нужно сделать? (Дети считают по очереди.)

- Молодцы друзей пять!

- Кто идет первым?

- Кто идет вторым?

- Давайте посчитаем их по порядку?

- Скажите, дети, которой по счету идет лиса? (Лиса идет второй)  (и тд. про всех героев)

 

Идут друзья друг за другом, а на пути лесное озеро (показ)

Решил  колобок обойти озеро, а зверушки остались отдохнуть. Пошел он вокруг озера и вернулся опять в то место, где отдыхали зверушки. Почему? (О.Д. Он прошел по кругу.)

- На какую линию похожа дорога вокруг озера? (замкнутую).

Наконец-то колобок с друзьями дошли до бабушки.

Бабушка в это время сажала помидоры на огороде.

У нее было 4 стебля томатов и 4 колышка. А вот веревочка, чтобы привязать стебельки была одна. Поможем колобку разделить веревочку по количеству помидор. Что для этого надо сделать?

 ОД.  Сложить шнур пополам – получатся 2 части – завязки. Каждую часть сложить еще раз пополам, получатся  4 завязки.

-У вас на столах полоски бумаги – это завязка для томатов. Самостоятельно получите 4 отрезка – завязки для томатов.

(самостоятельная работа детей)

Друзья помогли бабушке посадить помидоры.

А после работы все вместе сели слушать песенки колобка.

- Вот какую замечательную (добрую, математическую…) сказку мы сочинили.

- Закончилось наше сказочное путешествие. Молодцы, ребята, помогли колобку с его друзьями справиться со всем заданиями, добраться до дома бабушки и посадить огород.

- Каких героев мы встретили, путешествуя по сказке? (Лесных зверей.)

- Что мы с ними делали? (Считали, сравнивали, рисовали)

- Что вам понравилось делать?  (О.Д.)

На память колобок дарит раскраску со своим портретом и героями сказки, которую вы можете  раскрасить после занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по математике Тема: «Путешествие в страну математика»

Программное содержание:Выявить знания у детей:знания о составе числа 6 из двух наименьших;знаки >,  <,  = и правильно их записывать;составлять и решать арифметические задачи на основе ...

Итоговое занятие по математике на тему: «С математикой – в космический полёт»

Конспект занятия по математике для детей подготовительной группы с целью, задачами, предварительной работой с детьми, методическими приемами и ходом занятия....

Итоговое занятие по математике в подготовительной группе "Путешествие по стране "Математика"

Занятие по формированию элементарных математических представлений проводится в конце учебного года в подготовительноцй группе....

Итоговое занятие по математике в старшей группе "Помощь Королеве Математики"

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе «Помощь Королеве Математики»Интересное и увлекательное занятие....

Конспект итогового занятия по математике в средней группе« Королевство Математики» презентация.

Предлагаю конспект итогового занятия по математике и презетацию(средняя группа)....

Итоговое занятие по математике "Путешествие в страну Математики" (подготовительная группа)

Итоговое занятие по математике  в подготовительной группе позволяет решать много задач: знание состава чисел,частей суток, дней недели,умение ориентироваться на листе бумаги, решать и составлять ...

Итоговое занятие по математике в подготовительной группе "Царица Математика"

Обобщение и закрепление знаний по математики полученных ранее....