НОД – образовательная область ПОЗНАНИЕ, математическое развитие с использованием технологии ситуации. Тяжелее, легче. Сравнение по массе
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Ярмонова Татьяна Николаевна

Непосредственно образовательнаяя деятельность - образовательная область Познание с использованием системно-деятельностного подхода технология-ситуация и презентации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД15.21 КБ
Файл презентация к конспекту2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность – образовательная область ПОЗНАНИЕ, математическое развитие.

Тяжелее, легче. Сравнение по массе

Цель: 1. Формировать представления о понятиях тяжелее – легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе.

2. Создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность.

3. Выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания

3. Закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях, используя системно-деятельностный подход  технология-ситуация

Ход занятия:

Введение в ситуацию. «Сегодня я Вам хочу рассказать одну историю, которая произошла в сказочном лесу. Построили обезьянки воздушный шар. (Показ слайда). Вначале они решили испытать, хорошо ли он летает: полетали они над лесом и сели на полянку. А на следующий день пришел на полянку слоненок (Показ слайда), увидел воздушный шар и стал просить обезьянок взять его с собой в путешествие. Согласились обезьянки. Влез слоненок в корзинку, обрубил веревку,…а шар не взлетел. Как вы почему?»

Актуализация знаний.  Ведется обсуждения данной проблемы. И дети приходят к выводу, что дело не в поломках – ведь обезьянки прежде испытали воздушный шар. Дело в том, что обезьянки легче слоненка, а слоненок тяжелее допустимого веса. И поэтому, когда слоненок сел в корзину, она стала тяжелее допустимого веса.

- Как помочь путешественникам?

 Дети могут предложить построить новый воздушный шар для слоненка. Следует уточнить, что при расчетах обязательно нужно учесть массу слоненка: размеры шара и корзинки должны быть другими.

Затруднение в ситуации. У каждого ребенка на столе по три баночки с крышкой одинакового цвета, размера. Одна из них доверху наполнена крупой, вторая – до половины, третья – на треть. Крышки у всех баночек закрыты.

 – Пока воздухоплаватели готовят свои летательные аппараты к полету надо сварить кашу. У вас одинаковые баночки, но в них количество крупы для каши. Для слоненка возьмем самую тяжелую банку. Для большой обезьянки – любительницы поесть – полегче. А для маленькой обезьянки, у которой плохой аппетит, - самую легкую.

Дети берут баночки на ладонь и, взвешивая на руке, пробуют угадать, для кого какая баночка. Баночки выстраиваются по порядку. Дети открывают крышки и по количеств крупы проверяют правильность выполнения задания.

Физкультминутка.

        Камень по весу тяжелый, его нелегко поднять,

        А пух совсем невесомый – в воздухе может летать.

Давайте представим, что мы поднимаем тяжелый камень. Ох как там тяжело. А теперь поднимает легкую пушинку. Подняли пушинку дунули на нее и она полетела.

Открытие нового знания. А давайте посмотрим, что у нас происходит на соседней полянке (Показ слайда). Как вы думаете, что там происходит.

Дети предлагают свои предположения. Они приходят к выводу, что зайчику и ежику не удалось покачаться на качелях, так как зайчик тяжелее, чем ежик, и все время перевешивает легкого ежика.

          - Молодцы, вы правильно догадались: масса ежика меньше массы зайчика, а масса зайчика – больше массы ежика.

        На доске выкладываются соответствующие карточки.

- Давайте посмотрим, что произошло дальше. (Показ слайда).

- Как удалось добиться равновесия? (Прибежал еще ежик).

- Сколько ежиков уравновесили зайчика? (Два ежика).

- Правильно, в таком случае говорят, что масса зайчика равна массе двух ежиков.

На доске выкладываются соответствующие карточки.

- А можно ли сделать так, чтобы ежи перевешивали? (Надо добавить еще одного или несколько ежиков).

        Включение нового знания в систему знаний детей. Давайте рассмотрим картинку. (Показ слайда).

- Какой кубик перевешивает? Почему? (Видимо он сделан из другого материала).

- Как мы можем сказать? (Кубик с елочкой тяжелее кубика с яблоком, или: масса кубика с елочкой больше массы кубика с яблоком)

 На доске выкладываются карточки.

- Как можно прочитать эту запись? (Кубик с яблоком легче кубика с елочкой).

- А что можно сказать о массе кубика с елочкой и кубика с домиком? (Показ слайда). (Их масса одинаковая, потому что весы уравновешены).

На доске выкладываются карточки.

- Давайте на доске выложим соответствующую запись. На доске выкладываются соответствующие карточки.

        Осмысление (итог). Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Что нового вы сегодня узнали? Как можно сравнивать предметы по массе? Попробуйте дома сравнить по массе большую и чайную ложку, булочку и буханку хлеба. А может найдутся и другие предметы, которые можно сравнить по массе.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание» (математическое развитие)

Тема: «Один и много».П/С: Развивать умение выделять отдельные предметы из группы и составлять группы из отдельных предметов. Устанавливать отношения между понятиями один и много, воспитывать доб...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...