Конспект занятия (ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Чиженькова Юлия Александровна

 

«Путешествие на Луну»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект занятия с использованием    ИКТ

  (формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе)

«Путешествие на Луну»

МДОУ «Детский сад №7 «Берёзка» г. Новоузенск Саратовской области

         

                                                        Дата:____________________        Присутствовали:____________                                                

                                                       Воспитатель: Чиженькова Ю.А.

                           2014 год.         

Программное содержание.

Цель: 

Закрепить знания детей.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр, выделять в задаче условия, вопрос, ответ.
  • Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
  • Закрепить знания детей  о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
  • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • уметь определять время по часам, соотносить показания на часах с цифрами.

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа с детьми:

  • Отгадывание загадок, решение логических задач,    индивидуальные занятия.

Предварительная работа воспитателя:

  • Подготовить демонстративный и раздаточный материал.

Методические приёмы:

  • Успокаивающие упражнения перед занятием.
  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование иллюстрации).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  • Поощрение детей,
  • Анализ занятия.

Оборудование: 

Магнитная доска, цифры, знаки.

Раздаточный материал: карточки с заданиями,  карандаш, тетради,  карточки – цифры на каждого ребенка.

I. Организационный момент.

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие.  Лунтик и его друзья попали в беду, оказались  на Луне и не могут найти дорогу домой – на планету Земля. Поможем им? Да. Но нам нужно пройти испытания, что бы помочь Лунтику и его друзьям.

Приглашаем всех детей

В путь отправиться скорей.

Ждут вас испытания, сложные задания!

Испытать себя хотите? Построить ракету поспешите!

Чтобы в космос полететь -

Надо многое уметь.

Чтобы космонавтом стать -

Надо нам уметь считать.

II. Основная часть.

1.  “Соедини по точкам”

– Сначала нам необходимо выбрать транспорт, на котором мы сможем полететь в космос. Соединив точки по порядку, начиная с цифры 1, и у вас получится модель летательного аппарата.

Ребёнок: 

Мы построим, мы построим,

Самый лучший звездолёт,

Всё проверим, всё устроим

И отправимся в полёт.

Воспитатель: Что бы соединить по точкам нужно уметь считать,  нам нужно всем дружно посчитать  от 1 до 20.(1,2,………20.)

(составляют по точкам ракету, соединяют точки от цифры 1)

– Что у вас получилось? Ракета.

Ребёнок:

Ждут нас быстрые ракеты,        
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим, места нет!

Воспитатель: Но на ракету нет билетов,

Служат пропуском ответы.

- Если вы правильно ответите на все вопросы, мы сможем  попасть на ракету.

1.Сколько дней в неделе? (7)  

2.Назови третий день недели. (среда)

3.Назовите   зимние месяцы. ( Декабрь, январь, февраль)

4.Сколько времен года вы знаете? (4)

5.Сколько солнышек на небе? (одно)

6.Назовите пятый день недели.( пятница)

7.Сколько месяцев в году?(12)

8. Сколько углов у квадрата? (4)

9.Как называется геометрическая фигура без углов?(овал, круг)

10.У какой геометрической фигуры меньше всех углов?(треугольник)

11.Как,  по другому,  можно назвать число 10? ( один десяток).

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: 

Запускаем ракету!
Соединить контакты,
Запустить двигатели.

Начинаем обратный отсчет: 10, 9,8,7,…2,1.
Пуск.

Ребенок -  

                  Нам в окошко звезды светят,

                   Наступил полета час.

                   Мы с ребятами в ракете

                   На Луну летим сейчас.

2. Работа по карточкам “Который час”

Итак, ребята, мы с вами отправляемся на планету Время.  

– Чтобы выполнить все научные космические задания, космонавты должны уметь определять время по часам. Мы должны выполнить задание и помочь Лунтику добраться до планеты Земля. Который час показывают часы(3 часа)Минутная, длинная стрелка стоит на цифре 12, а часовая короткая – на цифре 3

3.       – Вторая планета Геометриус . Мы отправимся на эту планету .

  Нам предлагают отгадать загадки о геометрических фигурах.

1. Три вершины, три угла, три сторонки – вот и я! (треугольник).

2. Не овал я, и не круг, треугольнику я – друг. Прямоугольнику я – брат, а зовут меня … (квадрат).

3. Я как обруч, колесо, как чудесное кольцо, и как просто буква О. (круг)

4. Я - почти, как круг – малец, я похож на огурец.

5. Четыре угла, как квадрат я имею, но только квадратом назваться не смею, но всё же похож на квадрат, между прочим. У меня 2 длинные стороны и 2 покороче. (прямоугольник)

Ребята, посмотрите внимательно на листочки и послушайте задание.  

Лягушка заблудилась в математической галактике. Ей надо добраться до своего болота. Она может прыгать только по кочкам четырехугольной формы.

Если вы заштрихуете все четырехугольники – лягушка увидит, куда прыгать и доберется домой. Поможем лягушке? Да!  Начинаем работу.

4. Задачи-шутки.

   Ближайшая к планете Геометриус – планета Рассуждалка, где живет очень умный народ. Они любят порассуждать и предлагают нам заняться тем же.

Задачи-шутки.

У бабушки Глаши внучка Маша, собачка Дружок и котик Пушок. Сколько внуков у бабушки? (1)

На столе горело 9 свечей. Три из них потушили. Сколько свечей осталось на столе? (9)

На тарелке лежало 5 груш. Одну из них разрезали пополам и положили обратно на тарелку. Сколько груш на тарелке? (5)

Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего летело? (3)

На одном берегу утенок, на другом берегу цыпленок, посередине остров. Кто быстрее доплывет до острова? (утенок, цыпленок не умеет плавать.)

На столе лежало 8 яблок и 7 груш. Сколько овощей лежало на столе? (0)

- Молодцы, все задачки решили! Теперь мы можем отправиться на следующую планету.  

5. Пристегните ремни, мы с вами отправляемся на планету  Задача

 Решить задачу.

-Посмотрите на доску. Кого вы видите на ветке?(птиц)

-Посчитайте, сколько птиц.?

( Воспитатель отодвигает в сторону двух птиц.) Что произошло?

- Составьте задачу про птиц.

  Было 8 птичек, 2 птички  улетели. Сколько птичек осталось ?

- Повторите задачу.

- О ком говорится в задаче?

- Что о них говорится?  (Это условие задачи.)

- О чём спрашивается в задаче?  (Это вопрос задачи.)

- Какое действие нужно выполнить, чтобы узнать, сколько птиц осталось?

( Из  8 вычесть 2.)

  Почему?

(Птичек стало меньше после того, как 2 улетели.)

- Выложите решение задачи с помощью карточек с цифрами и знаками действий.

(Дети выкладывают решение задачи.)

- Сколько получится? (6.)

- Как вы получили 6?

- Прочитаем  решение задачи  все  вместе.  (8-2= 6)  (2 способа.  Из 8  вычесть 2 получится 6.

                                                                                            8 минус  2 равно шести.)

- Ответьте на вопрос задачи, сколько птичек осталось на дереве?

(6 птичек осталось.)

- Повторим хором ответ задачи.

- Вы составили и решили задачу.

6.– Уважаемые космонавты прошу всех занять свои места, мы отправляемся на планету    Домино

 Задание  «Домино».

  На этой планете нам нужно справиться с очень сложным заданием: посмотрите внимательно на число и определите, сколько кружков забыли нарисовать жители планеты. Так что бы число в круге равнялось сумме точек в квадратах.

7– Мы с вами отправляемся на планету  Числа - соседи

«Числа-соседи» .

  Появился новый дом,

Числа поселились в нем,

Кто соседи у меня?

Помогите мне, друзья!

В каждом домике живёт по три числа. Нужно заселить домики числами-соседями так, чтобы слева от центрального числа было предыдущее, а справа – последующее.

Называем сначала предыдущее число, затем – последующее.

 

  - Молодцы, а теперь давайте немного отдохнем.

8.  Физкультминутка “Две минутки”

Если мы чуть-чуть устанем,

Мы на две минутки встанем.

Мы потянемся сначала,

Повернемся влево - вправо.

Мы наклонимся разок

И достанем свой носок.

Раз, два присели вниз,

три, четыре – поднялись.

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте.

Можем тихо постоять.

9. Вам здесь понравилось? Я рада.

                             Но на Луну спешить нам надо.

                             На этой планете Лунтик мается,

                             И в нашей помощи нуждается.

– И так мы продолжаем путешествие. Нашей помощи ждет Лунтик. Давайте все вместе вспомним правило, которое мы выполняем перед работой в тетради.

Я тетрадочку открою

И как надо положу

Я от вас друзья не скрою

Карандаш вот так держу

Сяду ровно , не согнувшись,

За работу я берусь.

(Графический диктант  «Ракета»   10  клеточек вниз ,   1 клеточка влево ,  2 клеточки вниз ,  1 клеточка вправо , 1 клеточка вверх ,  1 клеточка вправо , 2 клеточки вверх, 2 клеточки вправо, 2 клеточки вниз, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вниз, 1 клеточка вправо, 2 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 10 клеточек вверх, 2 клеточки по диагонали влево вверх, 2 клеточки по диагонали влево вниз.)

Каждый из вас молодец!

Путешествию – конец!

С математикой  дружите

Знания свои копите.

Пусть помогут вам старанье,

Память, логика, вниманье!

III. Итог занятия.

– Какие задания вам понравились?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?

Самооценка.

– Ребята, попробуйте оценить свою работу. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то поднимите “солнышко”. Если при выполнении заданий вы затруднялись, вам на занятии было неуютно, поднимите “тучку”.

– Лунтик благодарит вас за помощь, которую вы ему оказали. В знак благодарности за хорошую работу дарит вам призы-раскраски.

                   Каждый день мы встречи ждем,

                   К телевизору идем.

                   Здесь про Лунтика рассказ,

                   И для вас он и для нас.

                   Он сиреневый такой

                   И немного озорной.

                   Кругленькое брюшко

                   И четыре ушка.

Если грустно, не беда. Помогает доброта.

Лунтик, милый и смешной, подружились мы с тобой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по ООПДО «От рождения до школы», Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной к школе группе.

1.Закреплять у детей имеющиеся знания о днях недели. Развивать вычислительные навыки. Упражнять в прямом и обратном счёте и отсчёте предметов по заданному числу, в соотношении количества предметов с ц...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в Математическое царство».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в Математическое царство».Цель: с...

Конспект НОДпо формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир математики»

Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 20, закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры, совершенствовать умение решать элементарные арифметические задачи...

конспект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Знаний"

продолжать учить детей измерению с помощью условной мерки:определять объем сыпучих тел (рисовая крупа);измерять жидкость для определения ее количества;продолжать формировать умение выстраивать законом...

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе

Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...

КОНСПЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА МАТЕМАТИКА»

Библиографическое описание. Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математическихпредставлений в подготовительной к школе группе на тему: «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА МАТЕМАТИКА...