Конспект непосредствнно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Геометрию".
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Румянцева Наталья Юрьевна


Представленный материал знакомит детей с геометрическими фигурами, учит отличать плоские предметы от объемных, видеть шарообразные предметы вокруг себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад                        общеразвивающего вида №172  г. о. Самары

                                                   Конспект

проведения непосредственно образовательной  деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему  «Путешествие в страну Геометрию»

               (в рамках тематической недели «Геометрия вокруг нас»)

                                                                                                 Разработала и провела

                                                                                            воспитатель старшей группы

                                                                                       Румянцева Наталья Юрьевна

               Самому обычному школьнику теперь знакомы истины,

         ради которых Архимед пожертвовал жизнью. Ренан

        

Программное содержание:

Цель:  интеллектуальное развитие детей.

Область «Познание»:

продолжать знакомство детей с шаром и кругом;

• продолжать формировать умение отличить геометрические фигуры от предметов в предложенном перечне;

продолжать формировать умение отличать объёмное тело от плоского;

• продолжать  формировать умение видеть шарообразные предметы вокруг себя;

•в группе однородных предметов вычленять лишний по признаку;

Область «Коммуникации»:

• развивать память, мышление, мелкую моторику рук, расширять кругозор;

• продолжать знакомить детей со свойствами пластилина, бумаги, дерева;  

• продолжать знакомство детей с историческим происхождением значения слов;

• формировать словарный запас.

Область «Социализация»:

  • воспитывать усидчивость, внимательность;
  • формировать поведенческие реакции (поднимать  руку для ответа);
  • формировать стойкий интерес к занятиям математикой.
  • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Область «художественное творчество»:

  • закрепить навыки работы с клеем, кисточкой, салфеткой:
  • закрепить умение ориентации на листе бумаги;
  • развивать внимание, зрительную память, мышление, сообразительность, воспитывать аккуратность.

 Формы организации НОД:

 - сюрпризный момент;

 - ситуативный разговор;

 - наблюдение;

 - экспериментирование;

 - мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;

 Предшествующая работа:

 - наблюдение и поиск геометрических фигур в непосредственном окружении

   детей;

 - эксперименты с геометрическими фигурами на нахождение отличия      

  объемных фигур от плоских;

 - изготовление аппликаций из геометрических фигур;

 - проведение д/и «Шарообразное – нешарообразное», « Геометрическая  

    фигура, предмет», «Лишний предмет».

Оборудование:

глобус, иллюстрированный дидактический материал;        

мяч, пластилин, стеки, набор геометрических фигур,        

деревянные разноцветные шары по количеству детей                        

бумажные круги для тактильного упражнения, чашка, клей,        

две половинки шара,  бумажные круги для аппликации,

«Волшебная коробочка  для подарков жителям Геометрии».

Предварительная  работа:

знакомство детей с геометрическими фигурами,

развёртками этих фигур; конструирование из них знакомых

предметов; д/и «Лишний предмет», «Какая пирамида?»,

«Лабиринт», «Волшебный мешочек»; аппликации из геометрических фигур;

рассказ об интересных фактах из из истории геометрии.

                                             

 Проведение НОД:                      

 Дети заходят в группу и садятся на стулья.

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по загадочной стране Геометрии.

Ребята, а вы знаете, что такое геометрия?

Ответы детей о происхождении слова «геометрия», сопровождающиеся иллюстрированным показом.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы много знаете о происхождении слова «Геометрия», а, давайте, проверим, знаете ли вы так же хорошо геометрические фигуры?

          Игра на внимание  « Геометрическая фигура, предмет».

Воспитатель закрепляет за геометрическими фигурами хлопки, а за обычными предметами  - приседание.

Воспитатель: Ребята, вы помните наших старых друзей Ластика и Скрепочку?

Ответы детей.

Воспитатель: Вчера Скрепочка увидела у нас в группе предмет округлой формы и воскликнула: «Какой красивый шарик на ножке!». Кто из вас догадался о чём говорила Скрепочка?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему Скрепочка назвала глобус «Шариком на ножке?»

Ответы детей.

Воспитатель:  Знаете ли вы, что такое глобус?

Ответы детей.

Правильно, глобус – это уменьшенная модель Земли, планеты на которой мы с вами живём. Увидеть это можно из космоса, взлетев на ракете. Скажите, а люди всегда знали, что земля круглая?

Ответы детей про трёх китов.

Воспитатель: Из космоса хорошо видно, что Земля имеет форму шара. Шар – это геометрическое тело. А теперь, ребята, назовите мне предметы, имеющие шарообразную форму.

Ответы детей.

Воспитатель раздаёт детям разноцветные шары.

Тактильное упражнение с шарами:

 - Закройте глаза и проведите рукой по поверхности своих шариков. Поверхность шара называется сферой, давайте повторим вместе: поверхность шара – это сфера. Какой известный вам сказочный персонаж похож на шар? Правильно, это Колобок. А теперь, возьмите пластилин, и слепите колобков (дети лепят колобков).

 - Как называется поверхность шара? (ответы).

 - Сфера какого шара больше? (ответы).

 - Какого меньше? (ответы).

 - Конечно, чем больше шар, тем больше его сфера. А теперь, возьмите стеки и разрежьте ваши шары на две одинаковые половинки. Какая фигура получилась на срезе? (ответы). Оказывается, шар прячет внутри себя круг. Круг – это плоская геометрическая фигура. Вы, конечно, помните, что шар можно обнять пальцами руки или ладонью, а раз мы можем обнять предмет, значит, у него есть объём. Шар – это объёмная фигура.

Тактильное упражнение с кругами:

 - Возьмите в руки бумажные круги, положите их между ладонями и плотно сожмите. Если круг не очень большой, то никто не догадается. Что между ладонями что-то спрятано, потому что круг – плоская фигура.

Игра на классификацию предметов «Лишний предмет».

Педагог выставляет перед детьми ряд предметов и предлагает определить среди них лишний.

Модели: треугольная пирамида, четырёхугольная пирамида, пятиугольная пирамида, шар.

Предметы из разных материалов:

глобус, мяч, теннисный шарик, пирамида;

Чашка, мяч, пирамида, круг;

Две половинки шара, три круга, чашка пирамида.

Каждый раз дети должны объяснить, на каком основании они исключают тот или иной предмет из данного ряда.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я загадаю вам загадку, которую мне рассказала Скрепочка:

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

Ответы детей.

 - Правильно, это мяч. А вы, любите играть с мячом? (ответы детей). Какие игры с мячом вы знаете? (ответы детей). Педагог кидает мяч одному из детей так, чтобы он описал в воздухе дугу и спрашивает: «Что напоминает движение мяча?» (ответы). Древние люди думали, что это похоже на движение Солнца по небесному своду. А, что вы знаете об истории возникновения мяча? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот, сколько всего вы знаете про мяч. А, сейчас, перед вами мяч и глобус. Назовите мне сходства и отличия этих предметов. (ответы детей).

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам сыграть в игру «Шарообразное – нешарообразное» и заодно проверить, чему мы научились в нашем путешествии.

                           Игра «Шарообразное – нешарообразное».

Дети становятся в круг. У ведущего в руке мяч. Ведущий называет предмет и кидает мяч всем игрокам по очереди. Если предмет имеет шарообразную форму, то мяч нужно поймать, если нет – ловить не нужно.

Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами побывали в чудесной стране Геометрии, узнали, чем отличается шар от круга. Чем? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас мы с вами сделаем подарки Ластику и Скрепочке.

Дети из готовых кругов делают аппликации под музыку. По окончании работы, дети рассказывают про героев своих работ, и складывают подарки в «Волшебную коробочку для подарков жителям Геометрии».

Воспитатель: До свидания и до новых встреч в стране Геометрии.

Варианты организации ОД в режимных моментах:

 - ситуативный разговор;

 - исследовательская деятельность;

 - игровые ситуации, способствующие формированию интереса к  

   исследованию окружающего мира;

 - д/и «Геометрическая мозаика», «Танграм», игры Николаева 1-3

   степени сложности;

 - рассказы воспитателя на темы: « Как в старину люди представляли

   Землю», « Работа землемера», «Старинные измерительные приборы»,

    «Герои мифов и легенд».

Работа с родителями:

поиск геометрических аналогий в непосредственном окружении ребенка;

опыты на тему: «Объемное - необъемное»;

геометрические игры, палы;

беседы о назначении геометрии в доступной для ребенка форме.

                



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад                        общеразвивающего вида №172  г. о. Самары

                                                   Конспект

проведения непосредственно образовательной  деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему  «Путешествие в страну Геометрию»

               (в рамках тематической недели «Геометрия вокруг нас»)

                                                                                                 Разработала и провела

                                                                                            воспитатель старшей группы

                                                                                       Румянцева Наталья Юрьевна

               Самому обычному школьнику теперь знакомы истины,

         ради которых Архимед пожертвовал жизнью. Ренан

        

Программное содержание:

Цель:  интеллектуальное развитие детей.

Область «Познание»:

продолжать знакомство детей с шаром и кругом;

• продолжать формировать умение отличить геометрические фигуры от предметов в предложенном перечне;

продолжать формировать умение отличать объёмное тело от плоского;

• продолжать  формировать умение видеть шарообразные предметы вокруг себя;

•в группе однородных предметов вычленять лишний по признаку;

Область «Коммуникации»:

• развивать память, мышление, мелкую моторику рук, расширять кругозор;

• продолжать знакомить детей со свойствами пластилина, бумаги, дерева;  

• продолжать знакомство детей с историческим происхождением значения слов;

• формировать словарный запас.

Область «Социализация»:

  • воспитывать усидчивость, внимательность;
  • формировать поведенческие реакции (поднимать  руку для ответа);
  • формировать стойкий интерес к занятиям математикой.
  • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Область «художественное творчество»:

  • закрепить навыки работы с клеем, кисточкой, салфеткой:
  • закрепить умение ориентации на листе бумаги;
  • развивать внимание, зрительную память, мышление, сообразительность, воспитывать аккуратность.

 Формы организации НОД:

 - сюрпризный момент;

 - ситуативный разговор;

 - наблюдение;

 - экспериментирование;

 - мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;

 Предшествующая работа:

 - наблюдение и поиск геометрических фигур в непосредственном окружении

   детей;

 - эксперименты с геометрическими фигурами на нахождение отличия      

  объемных фигур от плоских;

 - изготовление аппликаций из геометрических фигур;

 - проведение д/и «Шарообразное – нешарообразное», « Геометрическая  

    фигура, предмет», «Лишний предмет».

Оборудование:

глобус, иллюстрированный дидактический материал;        

мяч, пластилин, стеки, набор геометрических фигур,        

деревянные разноцветные шары по количеству детей                        

бумажные круги для тактильного упражнения, чашка, клей,        

две половинки шара,  бумажные круги для аппликации,

«Волшебная коробочка  для подарков жителям Геометрии».

Предварительная  работа:

знакомство детей с геометрическими фигурами,

развёртками этих фигур; конструирование из них знакомых

предметов; д/и «Лишний предмет», «Какая пирамида?»,

«Лабиринт», «Волшебный мешочек»; аппликации из геометрических фигур;

рассказ об интересных фактах из из истории геометрии.

                                             

 Проведение НОД:                      

 Дети заходят в группу и садятся на стулья.

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по загадочной стране Геометрии.

Ребята, а вы знаете, что такое геометрия?

Ответы детей о происхождении слова «геометрия», сопровождающиеся иллюстрированным показом.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы много знаете о происхождении слова «Геометрия», а, давайте, проверим, знаете ли вы так же хорошо геометрические фигуры?

          Игра на внимание  « Геометрическая фигура, предмет».

Воспитатель закрепляет за геометрическими фигурами хлопки, а за обычными предметами  - приседание.

Воспитатель: Ребята, вы помните наших старых друзей Ластика и Скрепочку?

Ответы детей.

Воспитатель: Вчера Скрепочка увидела у нас в группе предмет округлой формы и воскликнула: «Какой красивый шарик на ножке!». Кто из вас догадался о чём говорила Скрепочка?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему Скрепочка назвала глобус «Шариком на ножке?»

Ответы детей.

Воспитатель:  Знаете ли вы, что такое глобус?

Ответы детей.

Правильно, глобус – это уменьшенная модель Земли, планеты на которой мы с вами живём. Увидеть это можно из космоса, взлетев на ракете. Скажите, а люди всегда знали, что земля круглая?

Ответы детей про трёх китов.

Воспитатель: Из космоса хорошо видно, что Земля имеет форму шара. Шар – это геометрическое тело. А теперь, ребята, назовите мне предметы, имеющие шарообразную форму.

Ответы детей.

Воспитатель раздаёт детям разноцветные шары.

Тактильное упражнение с шарами:

 - Закройте глаза и проведите рукой по поверхности своих шариков. Поверхность шара называется сферой, давайте повторим вместе: поверхность шара – это сфера. Какой известный вам сказочный персонаж похож на шар? Правильно, это Колобок. А теперь, возьмите пластилин, и слепите колобков (дети лепят колобков).

 - Как называется поверхность шара? (ответы).

 - Сфера какого шара больше? (ответы).

 - Какого меньше? (ответы).

 - Конечно, чем больше шар, тем больше его сфера. А теперь, возьмите стеки и разрежьте ваши шары на две одинаковые половинки. Какая фигура получилась на срезе? (ответы). Оказывается, шар прячет внутри себя круг. Круг – это плоская геометрическая фигура. Вы, конечно, помните, что шар можно обнять пальцами руки или ладонью, а раз мы можем обнять предмет, значит, у него есть объём. Шар – это объёмная фигура.

Тактильное упражнение с кругами:

 - Возьмите в руки бумажные круги, положите их между ладонями и плотно сожмите. Если круг не очень большой, то никто не догадается. Что между ладонями что-то спрятано, потому что круг – плоская фигура.

Игра на классификацию предметов «Лишний предмет».

Педагог выставляет перед детьми ряд предметов и предлагает определить среди них лишний.

Модели: треугольная пирамида, четырёхугольная пирамида, пятиугольная пирамида, шар.

Предметы из разных материалов:

глобус, мяч, теннисный шарик, пирамида;

Чашка, мяч, пирамида, круг;

Две половинки шара, три круга, чашка пирамида.

Каждый раз дети должны объяснить, на каком основании они исключают тот или иной предмет из данного ряда.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я загадаю вам загадку, которую мне рассказала Скрепочка:

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

Ответы детей.

 - Правильно, это мяч. А вы, любите играть с мячом? (ответы детей). Какие игры с мячом вы знаете? (ответы детей). Педагог кидает мяч одному из детей так, чтобы он описал в воздухе дугу и спрашивает: «Что напоминает движение мяча?» (ответы). Древние люди думали, что это похоже на движение Солнца по небесному своду. А, что вы знаете об истории возникновения мяча? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот, сколько всего вы знаете про мяч. А, сейчас, перед вами мяч и глобус. Назовите мне сходства и отличия этих предметов. (ответы детей).

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам сыграть в игру «Шарообразное – нешарообразное» и заодно проверить, чему мы научились в нашем путешествии.

                           Игра «Шарообразное – нешарообразное».

Дети становятся в круг. У ведущего в руке мяч. Ведущий называет предмет и кидает мяч всем игрокам по очереди. Если предмет имеет шарообразную форму, то мяч нужно поймать, если нет – ловить не нужно.

Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами побывали в чудесной стране Геометрии, узнали, чем отличается шар от круга. Чем? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас мы с вами сделаем подарки Ластику и Скрепочке.

Дети из готовых кругов делают аппликации под музыку. По окончании работы, дети рассказывают про героев своих работ, и складывают подарки в «Волшебную коробочку для подарков жителям Геометрии».

Воспитатель: До свидания и до новых встреч в стране Геометрии.

Варианты организации ОД в режимных моментах:

 - ситуативный разговор;

 - исследовательская деятельность;

 - игровые ситуации, способствующие формированию интереса к  

   исследованию окружающего мира;

 - д/и «Геометрическая мозаика», «Танграм», игры Николаева 1-3

   степени сложности;

 - рассказы воспитателя на темы: « Как в старину люди представляли

   Землю», « Работа землемера», «Старинные измерительные приборы»,

    «Герои мифов и легенд».

Работа с родителями:

поиск геометрических аналогий в непосредственном окружении ребенка;

опыты на тему: «Объемное - необъемное»;

геометрические игры, палы;

беседы о назначении геометрии в доступной для ребенка форме.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "В стране Лилипутии"

Каждый человек, умеющий фантазировать, может представить страну Выдумляндию (Вообразилию) и мысленно совершить по ней путешествие! Итак, в путь!...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну мальчиков и девочек»

Цель: создание условий, способствующих проявлению индивидуальных гендерных особенностей мальчиков и девочек в игровой самостоятельной деятельности и во взаимодействии со взрослым....

Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии:мнемотехника, коллажи "Путешествие в страну здоровья"

Конспект на тему: "Путешествие в страну здоровья".  Приобщает детей к здоровому образу жизни, закрепляет и обобщает представления детей о витаминах, какую роль они играют в жизни человека. Воспит...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "АБВГЕДейка волшебная страна"

Конспект  непосредственно - образовательной деятельности для детей  старшего дошкольного возраста "АБВГЕДейка волшебная страна"...

Конспект непосредствнной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста: "Чудесный лес"

Конспект непосредствнной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста:  "Чудесный лес"...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «СТРАНА СЧАСТЬЯ»

  Укрепление здоровья детей посредством упражнений и игр, с использованием нестандартного физкультурного пособия....