Главные вкладки

    Развитие логического мышления по средствам математических упражнений
    статья по математике (подготовительная группа) на тему

    Малиновская Екатерина Владимировна

    Данная статья отражает необходимость развития логического мышления у дошкольников. Немалую роль в котором играют математические игры. В статье представлен конспект с использованием логико-математических игр.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx42.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья

    Тема: «Развитие логического мышления по средствам математических упражнений»

    Автор:

    Малиновская Е.В., учитель-дефектолог

    Ярославль

    2015 г.

    В последние годы вопрос необходимости специальной педагогической работы над развитием логического мышлении ребенка дошкольного возраста приобретает особую остроту в связи с появлением новых учебников для начальных классов, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития логического мышления для усвоения их содержания.

    Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс. Поэтому начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте. Так, например, в 5-7 лет ребёнок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приёмами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.

    Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм и цвета предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимает всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому лучше, чтобы процесс развития творческих способностей осуществлялся целенаправленно.

    Существует огромное множество различных игр на развитие логического мышления старших дошкольников. Такие игры как: 4й лишний или зачеркни лишнее, Слова невидимки, Другая буква, Ребусы, Определения, Путаница, Пантомима и так далее. Но не малую роль в развитии логического мышления играют математические упражнения. Логико–математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дети учатся догадываться, доказывать. 

    Уровнем развития интеллектуальных способностей в дальнейшем определяется умением человека ориентироваться в потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи.

            В связи с вышесказанным, мне хотелось бы представить вам конспект с использованием логико-математических игр.

    Конспект НОД по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста в подготовительной группе детского сада.

    Тема: «Путешествие в сказку «Золотой ключик»

    Образовательная область – познание.

    Цель – развитие логического мышления.

    Задачи:

    Коррекционные:

    - Развивать логическое мышление (классификация, анализ, синтез)

    - Развивать образное мышление

    - Развивать произвольное слуховое и зрительное внимание

    - Развивать зрительное восприятие, воображение, смекалку, сообразительность

    - Развивать мелкую и крупную моторику, ловкость

    Образовательные:

    - Учить классифицировать предметы по трем признакам

    - Закреплять умение называть форму предметов

    - Закреплять знание предлога - между

    Воспитательные –

    - Воспитывать отзывчивость

    - Воспитывать смелость и инициативность

    Предварительная работа – Чтение сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик»

    Оборудование – 3 обруча разных цветов, куклы или изображения Буратино, Мальвина, Сверчок, Черепаха, поезд с кармашками.

    Раздаточный материал – по небольшому массажному шарику на каждого ребенка, ключи, вырезанные из картона, разных форм и расцветок, счетные палочки, по 9 штук на каждого ребенка, по 2 жетона на каждого ребенка с изображением улыбающегося и грустного лица.

    Ход работы:

    1. Организационный момент.

    Дефектолог – Ребята я хочу предложить вам сегодня отправиться в сказку, но чтобы узнать в какую вам нужно внимательно послушать отрывок из этой сказки:

    Черепаха долго глядела на луну, что-то вспоминала...

       -- Однажды я вот так же помогла одному человеку, а он потом из моей бабушки и моего дедушки наделал черепаховых гребенок, -- сказала она. И опять долго глядела на луну. -- Что ж, посиди тут, человечек, а я поползаю по дну, -- может быть, найду одну полезную вещицу.

       Она втянула змеиную голову и медленно опустилась под воду.

       Лягушки прошептали:

       -- Черепаха Тортила знает великую тайну.

       Прошло долгое-долгое время.

       Луна уже клонилась за холмы...

       Снова заколебалась зеленая ряска, появилась черепаха, держа во рту маленький золотой ключик.

    - Его обронил на дно пруда человек с бородой такой длины, что он ее засовывал в карман, чтобы она не мешала ему ходить. Бородатый человек много рассказывал про этот ключик, но я все забыла. Помню только, что нужно отворить им какую-то дверь и это принесет счастье...

    Дефектолог – Ребята, вы узнали эту сказку? – это приключения Буратино

    Внезапно появляется Буратино.

    Буратино – Ребята, здравствуйте. Я пришел к вам за помощью. Когда я получил ключик от Тортилы, то побежал скорее из страны Дураков, и обронил ключик. Я прошу вас помогите мне его отыскать.

    После того как дети соглашаются помочь Буратино, он сообщает, что собрал все ключики, что нашел в округе, но не помнит какой же из них его. А так как ключ дала ему черепаха Тортила, то и идти спрашивать совета нужно к ней.

    1. Д/и «Три обруча»

    Дети подходят к столу, на котором сидит черепаха и лежат три обруча.

    Буратино – Здравствуй, черепаха Тортила.

    Черепаха – Буратино, это снова ты? Зачем ты вернулся?

    Буратино – Я обронил ключик, мы пришли к тебе за помощью, помоги, пожалуйста, отыскать его среди всех этих ключей.

    Буратино высыпает из мешочка ключи.

    Черепаха – Хорошо, я помогу вам. Если вы сможете отгадать мою загадку, тогда найдете свой ключик. Положите на красную кувшинку все большие ключи, на желтую кувшинку все желтые ключи, а на зеленую кувшинку все ключи с треугольной ручкой.

    Дети выкладывают ключи. Затем Тортила заводит один обруч на другой так, чтобы получилась общая часть.

    C:\Users\Aleksey\Desktop\image31.gif

    Черепаха – теперь, ребята, вам нужно найти ключ, который имеет все три признака и положить его в центр трех кувшинок.

    Дети отыскивают ключ – большой, желтый, с треугольной ручкой.

    Буратино благодарит за помощь Тортилу.

    Буратино – Тортила, а от какой двери этот ключ?

    Черепаха – К сожалению я не знаю. Я думаю вам стоит спросить у Мальвины.

    1. Пальчиковая гимнастика. «Орехи»

    Ребята вместе с Буратино отправляются к Мальвине. А пока они идут, играют в игру, чтобы не скучать в пути.

    Всеми пальцами катать орехи (небольшие массажные мячики) по внутренней и внешней стороне ладоней по часовой стрелке.

    1. Д/у «Задачи-шутки»

    Перед детьми появляется Мальвина, она что-то бормочет себе под нос.

    Буратино – Здравствуй, Мальвина, скажи, пожалуйста, от какой двери золотой ключик.

    Мальвина – Здравствуй, Буратино. Здравствуйте, ребята. У меня сейчас совсем нет времени. Мудрый сверчок задал мне задачку. Я не могу ее решить. Вот если бы вы мне помогли…

    Дефектолог – Ребята, поможем Мальвине?

    Буратино – Говори скорее, что там за задача.

    Мальвина - Росло четыре березы, на каждой березе по четыре больших ветки, на каждой большой ветке по четыре маленьких ветки, на каждой маленькой ветке по четыре яблока. 
    Сколько всего яблок?

    Дети должны прийти к выводу, что яблок ни одного, так как на березах яблоки не растут.

    Мальвина – Спасибо, ребята. Как здорово, что вы решили эту задачку. А что вы хотели узнать?

    Ребята – От какой двери золотой ключик?

    Мальвина – Ответ на этот вопрос знает Мудрый Сверчок, вам нужно идти к нему.

    1. Динамическая пауза. Дети прыгают по «Лестнице ловкости»

    «Мы-туристы»

    Мы-туристы, мы в пути.

    Вместе радостно идти.

    Веселей шагайте, ноги,

    По извилистой дороге.

    Легче выдох, глубже вдох,

    Путь не близок, недалек.

    Впереди течет ручей,

    Перепрыгнем половчей.

    1. Дети встречают Сверчка.

    Буратино – Здравствуй, Мудрый Сверчок. Скажи от какой двери золотой ключик?

    Сверчок – Этот ключ от двери которая находится между треугольной и прямоугольной дверью. Какой она формы?

    Дети называют форму нужной двери – овальная.

    1. Дидактическое игровое упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»

    Сверчок – Но что бы ее открыть, вам нужно сделать к ней подходящую замочную скважину.

    Дети садятся за столы, на которых из палочек выложена «стрела»

    C:\Users\Aleksey\Desktop\image7.gif

    Сверчок – Вам нужно переложит 4 палочки так, чтобы из стрелы получилось 4 треугольника. Переставлять можно только 4 палочки!

    C:\Users\Aleksey\Desktop\image7.gif

    Сверчок – Какие вы молодцы! А теперь Буратино, открой эту дверь.

    1. Рефлексия. «Поезд»

    Буратино открывает дверцу, за ней находятся жетоны с изображением веселого и грустного личика. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока.

    Дефектолог – Ребята, я эти жетоны помогут нам вспомнить, что случилось с нам в сказке. 

    Детям предлагают опустить «веселое личико» в вагончик, который указывает на задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в вагончик обозначающий задание, которое показалось неинтересным. Если все задания понравились и были интересными, то «веселое личико» нужно опустить в локомотив.

    1. Итог.

    Буратино – Ребята, вы сегодня мне очень помогли, без вас я бы не справился! Пока вы опускали жетончики, я еще раз заглянул за дверь, которую мы открывали золотым ключиком и нашел там замечательную шкатулку. Я думаю то что в ней лежит вам очень понравится, а мне пора возвращаться к моему папе Карло. До свидания.

    Дети прощаются с Буратино. Открывают шкатулку, в ней находятся ириски.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие логического мышления с помощью математических представлений

    Ребенок   с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т...

    Мастер-класс на тему: «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

    Цель мастер - класса: Повышение профессионального умения педагогов в работе дошкольниками по развитию логического мышления в формировании математических представлений.Задачи мастер-класса: Познакомить...

    Мастер - класс «Развитие логического мышления посредством логико - математических игр детей дошкольного возраста"

    Мастер класс для воспитателей ДОУ, обучить воспитателей ДОУ,  методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе, для развития логического мышления у дошкольников....

    Развитие логического мышления с помощью математических представлений

    Система работы по развитию логического мышления с помощью математических представлений с перспективным планом работы....

    Обобщение педагогического опыта на тему : «Развитие логического мышления дошкольников через математические представления»

    Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...

    Консультация для родителей воспитанников подготовительной группы: "развитие логического мышления путём использования математических игр"

    Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельностии. ...