КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Знакомство с монетами»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Сасакина Любовь Николаевна

Цель: познакомить детей с исследовательской деятельностью и расширить представление о коллекционировании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

НА ТЕМУ: «Знакомство с монетами»

Образовательная область «Познание»

2015г.

Цель: познакомить детей с исследовательской деятельностью и расширить представление о коллекционировании.

Основные задачи:

1.        Образовательные задачи:

  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с окружающей действительностью; расширять представление об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества).
  • Формирование элементарных математических представлений: уточнить представление о монетах достоинством 1, 2, 5 и 10 рублей, их наборе и размене; упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел и раскладывать число на два меньших.
  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

2.        Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию любознательности, логического мышления;
  • Развивать инициативу, организаторские способности детей.

3.        Воспитательные задачи:

  • Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание интересоваться увлечениями друзей.
  • Воспитывать умение действовать в команде.

Материалы и оборудование:

  • Презентация на тему: «История денег»;
  • фотографии с изображением бумажных купюр и монет;
  • комплект бумажных монет достоинством 1, 2, 5 и 10 рублей для каждого ребенка;
  • игрушки с ценниками;
  • выставка предметов, подходящих для коллекционирования.

Предварительная работа:

НОД ОО Познание «Мои увлечения и хобби. Коллекционирование»

НОД ОО Познание «Состав числа в пределах 10»

Организация выставки в познавательно-исследовательском уголке «Знайки» по теме «Моя коллекция» (подборка журналов по коллекционированию, коллекции воспитанников, принесенные из дома).

Непосредственная образовательная деятельность.

1-ая часть НОД

На прошлой неделе мы с вами обсуждали ваши увлечения и затронули вопрос коллекционирования. Давайте вспомним, что же такое коллекционирование? (выслушиваю ответы детей)

(Обобщаю ответы) Коллекционирование - это вид хобби, в основе которого лежит процесс собирания каких-либо предметов, объединенных одним признаком (назначение предмета; материал, из которого он изготовлен). Коллекционирование - это долгий творческий процесс, требующий определенного терпения. Он предполагает не только механический сбор каких-либо предметов, но и изучение их истории. На основе частных коллекций предметов искусства, впоследствии вырастали большие музеи.

Что же можно коллекционировать? (ответы детей).

Некоторые из вас сегодня принесли свои коллекции, их можно будет рассмотреть и обсудить в течение всего дня. А сейчас, я хочу обратить ваше внимание на коллекцию монет.

Когда были изобретены деньги – никто не знает. Но приблизительно несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги: они просто обменивались друг с другом различными предметами.

Условия жизни наших предков были таковы, что продукты питания, одежда и убежища добывались тяжким трудом. Редко производилось что-то лишнее, чем можно было бы торговать. Но с течением времени стали появляться излишки какого-либо товара. Племя, обладающее излишками шкур животных, но испытывающее нехватку зерна могло обмениваться с другим племенем, имевшим его избыток. Так был рожден бартер.

Развитие торговли вынудило покупателей и продавцов согласовать систему, устанавливающую цену – идеальным решением проблемы стали деньги.

Первые деньги не были похожи на те, что существуют сейчас. Только представьте себе, что где-то деньгами считались: птичьи перья, зерно, соль, табак, сушёная рыба,  шкуры зверей. Давайте с вами посмотрим:

КАМЕННЫЕ ДЕНЬГИ - каменный диск - малый экземпляр монет. А были такие экземпляры, которые достигали 4х метров в диаметре (высота двухэтажного дома). (Исландия)

СОЛЯНЫЕ БРУСКИ -  использовали в Африке

РАКОВИНЫ-КАУРИ- использовались в Китае около 3500 лет, затем они служили в других странах: Индии, Тайланде, Африке. Раковины блестящие, легкие, прочные, величиной с лесной орех.

слоновая кость (Фиджи)  

табак (Соломоновы Острова)  

брикеты чая (Сибирь)

На Руси "товарными" деньгами служили шкурки куниц, соболей, белок, лисиц.

Приблизительно в 2500 г. до н.э. в Египте и на территории малой Азии, при оплате товаров и услуг начали использовать различные металлы – золото, серебро и медь. Сначала они обращались в виде слитков, впоследствии, слитки стали клеймить.

Затем появились монеты, наличие которых существенно упростило товарообмен. Монеты были дорогими, прочными и удобными. Они не могли умереть или испортиться по дороге к рынку. Вдобавок, использование монет позволяло расплачиваться поштучно (отсчитывать), а не взвешивать их. Опыт изготовления монет оказался удачным и вскоре распространился на Европу.

На Руси монеты появились в Х веке, они чеканились из серебра (ранее использовались деньги других стран)"серебряники" – название монет.

Деньгами стали служить слитки серебра - гривны. Весили они 170 - 200 г и были прямоугольной или шестиугольной формы. За одну гривну давали 200 беличьих шкурок.

Солидная гривна не всегда оказывалась удобной для расчетов при небольших торговых операциях. Нужна была более мелкая "монета", и гривны стали рубить пополам. Так появились на свет "рубли".  

Во время правления Елены Глинской - матери Ивана Грозного - была создана единая для всего русского государства денежная система. На мелкой серебряной монете изображали всадника с мечом - монеты получили название мечевых. На деньгах покрупнее, чеканили всадника, вооруженного копьем. Такие монеты стали называть копейными - отсюда и произошло слово "копейка".  

Первые бумажные деньги начали печатать в Китае – это были просто листики бумаги. В России в 19-20 вв. появилась чеканка монет, а позже и бумажные деньги. Самые первые, при Екатерине Второй, были  изготовлены из старых дворцовых салфеток и скатертей. У населения бумажные деньги на первых порах пользовались большой популярностью, их принимали даже охотнее, чем серебро и медь.

Как вы думаете, почему «бумажные» деньги, удобнее «металлических»?

Технология печатания российских денег в 20 веке переживала свой расцвет. С приходом новой власти, меняются и деньги, их внешний вид, номинальная стоимость.

Посмотрите, ребята, на экран. Здесь изображения монет разных государств. Что на них чеканят? – Правителей, животных, растения, здания и т.п.

А что же отображено на российских монетах? – герб России, герб Москвы. (Что изображено на бумажных купюрах, можно рассмотреть вне занятия).

Подведение итогов 1-й части НОД.

Денежные знаки являются своеобразным источником знаний при изучении истории государства. Монетные находки очень важны для археологии, ведь именно по ним можно установить дату появления того или иного государства, можно отследить как менялось благосостояние людей, какие происходили события (война, смена власти, объединение или распад государства).

Физкультминутка.

Ребята, какая самая (большая, старшая???) из российских монет? – 10 рублей.

Давайте мы с вами встанем со стульчиков. Я буду называть число, а вы будете выпрыгивать вверх, если оно больше 10, и садиться на корточки, если оно меньше.

2-ая часть НОД

                     C:\Users\pere\Pictures\па157.jpg

Ребята, достаньте, пожалуйста, ваши «кошельки», и разложите монеты на столе. Перед тем, как идти на ярмарку, за покупками, я хотела бы проверить, сможете ли вы совершать небольшие покупки самостоятельно. Не хочется, чтобы вас там обманули.

Я сейчас буду в роли продавца, а вы – покупатели. Продам я вам вот такие фигурки, на них есть цена, у каждого из вас она своя. Подготовьте мне деньги, в соответствии с указанной ценой, и положите их на край стола. Я пройду мимо каждого и проверю правильность ваших подсчетов.

А теперь я стану покупателем, а вы – продавцами. Я каждому из вас даю монету достоинством в 10 рублей, а вы – вернете мне сдачу, т.е. излишек от стоимости покупки.

А вот еще одну проверку я вам устрою! Я попрошу вас разменять мне монету в 5 рублей более мелкими монетами. И варианты возможного обмена напишите на листочках.

C:\Users\pere\Pictures\па157.jpg

Молодцы! Теперь я могу со спокойным сердцем отправить вас за покупками на ярмарку, где вы, объединившись в команду по 3 человека, купите предметы, которые положат начало вашей совместной коллекции. А какую коллекцию вы будете собирать, можете обсудить после просмотра выставки. Прошу вас, подходите к столу. (на столах подносы с предметами, которые можно объединить в коллекции, цены указаны, а дети должны купить по одному предмету, самостоятельно оплатив покупку)

Подведение итогов 2-й части НОД.

Обсудить, по какому признаку собирали коллекцию. Контролировать «покупателя» и «кассира».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ

В РЕЖИМЕ ДНЯ.

Задания для «Мастерской Тюбика»:

  • Сделать «монетки» для игры, наложив лист бумаги на монету, и аккуратно карандашом заштриховать, затем вырезать круг по контуру монеты.
  • Другой способ изготовления «монеток» для игры - наложить фольгу на монету, отчеканить и вырезать по контуру.
  • Придумать изображение оборотной стороны монет, выпускаемых на «монетном дворе» нашей группы.

Задания для уголка «Знайки»:

  • Рассмотреть коллекции, которые собирают ребята нашей группы.
  • Рассматривание настоящих монет. Сравнение, выявление особенностей цвета, размера, определение страны, название монеты.

        Сюжетные игры:

  • «Магазин»,
  • «Монетный двор»,
  • «Инкассаторы».