Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Вода вокруг нас».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Мария Борисовна

    Занятие позволяет формировать у детей понятие, насколько вода важна в жизни человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вода вокруг нас30.2 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №63 ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ ПЕТЕРБУРГА»

Конспект

НЕПОСРЕДСТВЕННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Тема: «Вода вокруг нас»

Используемые технологии:

ТРИЗ- технология;

Исследование в обучении;

Проблемное обучение;

Составила и провела:

Кузнецова М.Б.

Дата проведения: 04.04.2013

Санкт-Петербург

2013

Пояснительная записка

    Это занятие о том, зачем нам нужна вода, каковы наши ощущения, когда мы ее видим, и как называются резервуары, в которых мы можем найти ее. Детям очень понравилась игра «Где воды больше?», в которой мы научились измерять количество воды с помощью пластиковой бутылки, обычного стакана и чайной ложки. Мы узнали также, что благодаря маленьким капелькам воды возникает прекрасная радуга на небе.

    Беседуя о воде мы не могли забыть, что, «От прозрачной водицы всё улыбками искрится!». Мы выяснили, что означает очень непонятное слово „гигиена”. Каждый показывал, как хорошо он умеет мыть свои руки, и как пенится наше мыло.

    Это занятие содержало эксперимент. Мы узнали, что произойдет после того, как пропадет пресная вода. Также мы узнали, как мало пресной воды на нашей планете, и почему ее нужно беречь. После, мы рассмотрели известных нам животных, живущих в воде.    Мы узнали также значение слова «Литр». В конце занятия мы выполнили задание в котором безошибочно определяли сосуд в котором находится один литр воды.

ЦЕЛЬ.  Вызвать у детей чувство ответственности за состояние природной среды;

ЗАДАЧИ:

Образовательная:

-  Объяснить, для чего мы используем воду в повседневной жизни; 

-  Осознание детьми важности воды в жизни человека и живых организмов,
-  Узнать, почему Землю называют голубой планетой;
-  Научить детей различать пресную и соленую воду;

-  Пропорции пресной и соленой воды на Земле;
-  Объяснить последствия отсутствия доступа к чистой питьевой воде;

 -  Объяснение слова „литр”.

-  Понятие о необходимости экономии воды;

- Познание свойств воды;

- Рассказать детям о причинах загрязнения воды;

Развивающая:

- Развитие мышления и причинно-следственной связи;

- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.

- развивать логическое мышления;

- стимулировать познавательную активность детей.

Воспитательная:

 - Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

- Активизировать словарь детей словами по теме: модель, глобус, лаборатория, опыты, фильтр, оборудование.

- Способствовать развитию мышления, любознательности

МЕТОДЫ: 

словарная работа, эксперимент;

ФОРМА: Групповая,

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, безопасность;

Регламент: 35 мин

Предварительная работа:

Рассматривание глобуса, заучивание наизусть стихотворения С. Артгелян «Море», рассматривание альбомов: «Везде вода», «Жизнь в воде».

Материалы: глобус, пластиковое ведро, пластиковые прозрачные бутылки по количеству детей разных размеров, стакан (250мл), чайная ложка.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

1.Земля - голубая планета.

Воспитатель:

- Кто из Вас знает откуда появляется радуга на небе?

Ответы детей.

Воспитатель рассказывает детям о воде, о природе радуги.

- Радуга – это мельчайшие капельки воды, которые под воздействием солнца переливаются разными цветами.

- А теперь давайте поговорим о пользе воды.

-  Дети, кто умывался сегодня утром, кто мыл лицо, руки, и чистил зубы?

Ответы детей.

- А, откуда Вы брали воду для мытья?

Ответы детей.

   На этот вопрос дети могут реагировать удивлением, ведь вода льется из-под крана. Более любознательные могут сказать, что воду можно брать из реки или колодца.

Воспитатель:

- Дети, а Вы знаете, что не везде в мире у людей есть вода в кране, а также ванные комнаты с душем, стиральные и посудомоечные машины?

Ответы детей.

- Это очень странно, потому что ведь на Земле очень много воды. Поэтому, иногда, Землю называют голубой планетой.

Ответы детей.

  Воспитатель показывает детям глобус и просит детей показать на нем участки суши и океана.

Воспитатель:

- А, теперь скажите, пригодна ли морская вода для питья или для полива растений и почему?

   Воспитатель рассказывает, что вода бывает соленой и пресной

- Кто скажет, какая вода в море?

Ответы детей.

- А, кто скажет какая вода в реке?

Ответы детей.

Воспитатель показывает глобус.

- Скажите, много ли места на Земле занимают реки и озера по сравнению с океаном?

Ответы детей

- А, кто мне скажет какой воды больше: пресной или соленой?

Ответы детей.

2. Загадки

Тает снег, бежит водою,

Дети, шумною гурьбою,

По теченью той «реки»

Запускают корабли.

Ответ: Ручейки

Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котел, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит.
Ответ: Река

Пузырьками из воды
Газ выходит с глубины!
Круглое и голубое,
До краев полно водою,
Над водою камыши,
Что такое? Подскажи! -
Ответ: Это озеро

Ты течёшь между полей,
Городов и деревень.
Подо льдом бежишь зимой,
Разливаешься весной,
В осень листья-корабли
Тихо плавают все дни.
Ты для рыбы-дом родной.
Для животных-водопой.
Звёздам-зеркало большое.
По ночам они не спят. 
До утра в тебя глядят.

Ответ: Река

Его не вычерпать ложкой,
И не засыпать песком,
На нём не сделать дорожки,
Чтобы пройти пешком.
Оно бескрайнее, синее,
И ветры его стерегут,
А корабли красивые,
По водной глади идут.
Ответ: Море

3. Физкультминутка «Море» (повторяется 3-раза)

А над морем — мы с тобою! Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

4. Эксперимент - различие между пресной водой и соленой.

Воспитатель:

- Дети, сейчас мы проведем очень интересный эксперимент, который покажет, сколько у нас на Земле пресной воды, пригодной для питья.

    Воспитатель приносит заранее приготовленное пластиковое ведро с 13 литрами воды.

- Этот объем воды будет у нас символизировать все водные ресурсы Земли.

    Затем, воспитатель наливает в сосуд 400мл. воды (почти 2стакана) и выливает ее в отдельную емкость.

 - Это, дети пресная вода, которую составляют ледники и вся вода на поверхности и под землей.

    Далее, воспитатель наливает в контейнер 273мл. воды (т.е. больше чем стакан).

- Это вода, которую можно собрать с ледников нашей планеты.

    Воспитатель наливает в контейнер 125мл. (т.е. полстакана).

- Это вода, которая находится под землей.

   И наконец, воспитатель берет одноразовый шприц и выдавливает из него из него 1.2 мл. воды (это около 1/5 чайной ложки) в маленькое блюдечко.

- Это все поверхностные воды (озера, реки, болота), и именно эти несколько капель мы используем в повседневной жизни. Этими каплями также пользуются животные, и ими же орошаются поля. Всего лишь 3% от общего объема воды на Земле-это пресная вода. 68% пресной воды собраны в ледниках. Остальные 30% пресных вод находится под землей. И, несмотря на это, реки и озера являются основным источником воды в повседневной жизни человека.

    После показа воспитатель откладывает посуду в сторону т.к. она будет необходима в дальнейшем ходе занятия

5. Для чего нам нужна вода?

Воспитатель:

 - Дети, попробуйте вспомнить или вообразить ситуацию, в которой в течение 2-3 дней в кранах в ванной комнате и на кухне нет воды, потому что лопнула водопроводная труба.

     Воспитатель делит детей на 4-5 групп и раздает им карточки на которых изображены различные ситуации, которые возможны в случае отключения воды.

- Теперь дети попробуйте описать своими словами как изменится Ваша жизнь в течение этих дней (например, носить воду из колонки, покупать воду в бутылках)?

- Будем ли мы пить чай по-прежнему?

- Будут ли трудности в стирке, уборке?

- Что будет если в туалете не будет воды?

- Что будет с цветами, если мы не будем их поливать?

    Воспитатель дает детям на выполнение этого задания 5 минут, а затем попросит продемонстрировать результаты.

    Далее воспитатель объясняет детям, что каждый из нас в России потребляет в среднем 100 литров воды в день. При этом показывает детям литровую пластиковую бутылку, наполненную водой, и объясняет, что это есть «Один литр».

Воспитатель:

- А, теперь дети представьте себе 100 таких бутылок!

    Воспитатель объясняет, что для приготовления пищи и питья мы потребляем воду только 3 бутылок, а для туалетной комнаты до 21. Остальное используется для ежедневного туалета личной гигиены (7) и ванны (37), а также стирки (17), мытья посуды (5), уборка (5) и других вещей, таких как, например, полив растений в доме.

4. Животные, живущие в воде.  Игра "правда-ложь".

Цель: Закрепить знания о животных живущих в воде.

Правила: Воспитатель читает предложения о изученных животных, водных и земноводных. Задача заключается в том, что если предложение будет справедливо, дети стоят на месте, а если предложение будет ложным, то в знак протеста они подскакивают один раз.


- Рыбы живут на лугу.


-  Щука -  самая большая рыба в мире.


- Лягушка умеет летать.


- Акула-это маленькая рыба.


- Лакомством лягушки являются насекомые.


- Выдра не может плавать.


- Бобр строит коттеджи - запруды.

6. Сюрпризный момент.

Воспитатель хвалит детей, рассказывает, что дети много узнали.

- Понравилось ли Вам играть с водой?

- Что Вам больше всего запомнилось и почему?

Воспитатель предлагает детям попить чаю из чистой воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Сказочные кружева Балахны»

Конспект предлагает помощь при формировании у детей эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру, приобщение детей к восприятию народного искусства родного края....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Самара - мой город родной»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной к школе группе   на тему «Самара - мой город родной»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему "Приключение в Овощеграде".

 Экологические сказки воспитывают в детях культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узна...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «В космической лаборатории».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №459 г. о. Самара Подготовила и провела воспитатель: Моисеева Т. А.Возраст детей: 6-7 лет....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Скоро в школу»

Вид детской деятельности:  Познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное», «Познавательное развитиеЦель: расширять и укреплять знания ...