« В гостях у гнома - часовщика»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Каспарян Лусик Юрьевна

Конспект  образовательной деятельности  по развитию математических представлений  в подготовительной к школе группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности  по развитию математических представлений  в подготовительной к школе группе на тему:

« В гостях у гнома  - часовщика»


Цель: знакомство детей с определением времени по часам.

Задачи:

  • Учить детей определять время по часам.
  • Закрепить знания детей о цифрах в пределах 12.
  • Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
  • Расширять кругозор, обогащать словарь детей.
  • Развивать речь (речевое развитие).

Оборудование: презентация, аудиозапись (петух, звон будильника, бой часов, бой курантов, детская песня про часы «Тик – так»), костюм гнома – часовщика, макет часов, будильники, карманные часы, песочные часы, самодельные напольные часы из ткани и стрелки, циферблаты часов на каждого ребенка с вставными цифрами.

Предварительная работа: загадки о часах, рассматривание часов, дидактические игры по разделам «Количество и счёт», «Ориентировка во времени», использование пословиц о времени в повседневной жизни, организация  в группе мини – музея часов. Чтение произведения Одоевского « Городок в табакерке», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», И. Мельников «Про часы и о часах», энциклопедия «Почемучка»

Ход непрерывно - образовательной деятельности:

1.Оргмомент

Дети входят в группу. Воспитатель приглашает всех детей встать вокруг неё на ковре и послушать звуки (Звучит запись: крик петуха, звон будильника, бой часов)

              Воспитатель: Ребята, что вам напомнили эти звуки?  Может быть, какой-то предмет всплыл в вашем воображении? О чем идет речь? 
Ответы детей. 
-Вы правы…. Сегодня мы с вами поговорим о времени и часах.

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.

2.Основная часть.

 – Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? (Ответы детей)

Совсем скоро вы пойдете в школу и должны будете каждое утро вставать в одно и то же время. Сейчас вас будят родители, поэтому вы никогда не опаздываете. Неужели вас все время будут они будить? Так что же делать?

Ответы детей: встать самому. Можно завести будильник, и он прозвонит в нужное время.

Показ презентации детской песни «Тик – так».

Воспитатель:  Но у вас недостаточно знаний о часах. У меня есть старый знакомый Гном-часовщик. Он будет рад нам помочь и расскажет все о часах и времени. Хотите отправиться к нему в гости? Он нам поможет. Тогда закрывайте глаза. Мы отправляемся.

Звучит музыка (Бой курантов.)

В группу входит гном-часовщик.

Слайд 1 (Замок)

Гном приветствует детей и показывает на экране свой замок.

Воспитатель: Какой прекрасный замок, дорогой гном. А можно ли нам туда попасть?

Гном: Это волшебный замок часов. А я главный Часовщик замка. Попасть в мой замок может только тот, кто хорошо умеет определять время по часам.

Воспитатель: Но, ребята еще не умеют определять время по часам, значит, мы никогда не попадем в замок?

Гном: Но вы наверняка, очень хотите научиться узнавать время?

Ответы детей.

Гном: Я сделаю так, чтобы вы попали в замок. Гном произносит волшебные слова.

Динамическая пауза.

«Ходят часики – тик - так,

Тик - так, тик - так.

Они не ленятся, не спят.

Всё бегут, бегут, бегут,

Никуда не убегут»

Дети выполняют движения согласно тексту.

Слайды 2,3,4,5 . (зал с настенными и напольными часами)

Гном: Ребята посмотрите, в замке хранятся самые разнообразные часы. Здесь вы видите настенные и напольные часы. О чем вам говорит их название?

Ответы детей: настенные вешают на стены, напольные стоят на полу.

Слайды6-7 .(Часы на башне, каминные часы)

Гном: А может вы знаете как называются часы на башне замка? (башенные), а эти старинные часы которые стояли на каминах?(каминные)

Чтобы нам попасть в следующий зал вы должны отгадать загадку.

Кто ходит ночь

И ходит день,

Не зная, что такое лень? (часы)

Гном: Молодцы. Вы быстро отгадали загадку. Теперь переходим в следующий зал.

Слайд 8. (будильники)

Гном: В этом зале собраны все будильники. А почему их так назвали?

Гном взмахнул рукой и будильники  зазвенели (звон будильника)

Воспитатель: Уважаемый гном здесь хранятся и другие часы. Эти часы носят на руке.

Слайд 9  (наручные часы)

Гном: (обращаясь к детям) Они называются …

Упражнение «Часы»

Бьют часы на башне —

Тик-так, тик-так (Говорим медленно),

А настенные поскорее. —

Тик-так, тик-так (Произносим с ускорением),

А наручные спешат —

Тик-так, тик-так, тик-так. (Говорим быстро).

А эти часы круглые на цепочке (гном  прячет в карман) называются…

Слайд 10 (карманные часы)

Ребята, вы увидели много разных часов. Все они чем-то похожи.

Ответы детей. (Почти у всех часов есть стрелки и цифры)

Гном: Совершенно верно. Давайте рассмотрим циферблат. На нем изображены цифры от 1 до 12 по порядку.

Воспитатель: А мы цифры все знаем. Давайте поиграем.

Игра «Помогите цифрам вернутся на свои места»

Дети берут макеты часов и вставляют  пропущенные цифры.

Дети называют цифры, которые они вставили на циферблате.

Гном: Молодцы! Вы хорошо знаете цифры.

Стрелки и цифры есть почти у всех часов.

Воспитатель: Почему вы сказали «почти». Разве есть часы без стрелок?

Гном: Представьте себе, есть!

Слайд 11 (песочные часы)

Гном: Это песочные часы. Гном берет в руки песочные часы, и переворачивает их. В маленьких часах песок пересыпается за 1 минуту, в средних за 5 минут, а в самых больших за 10 минут.

Ребята, а как можно использовать эти часы?

Есть и другие часы без стрелок. Электронные.

Слайд 12.(электронные часы)

Точное время на этих часах показывают светящиеся цифры.

Есть и такие, у которых только 1 стрелка, да и та не настоящая.

Слайд 13. (солнечные часы)

Гном: Когда их освещает солнце , то от колышка получается тень. Она как бы образует стрелку. Тень стрелки падает на какую-то цифру и показывает, который час.

Ребята, а когда невозможно определить время по этим часам?

Ответы детей.

Гном: Ну да ладно! Я обещал научить вас узнавать время по часам, сдержу свое обещание. По солнечным, песочным и электронным часам определять время просто. Давайте поговорим о тех часах, у которых на циферблате две стрелки. (Гном показывает на большие часы) Отчет времени начинается, когда вы спите. Обе стрелки тогда стоят на 12. Трудно даже увидеть, что это две стрелки, потому, что короткая закрыта длинной.

Длинная стрелка называется минутной, а короткая – часовой. Длинная минутная стрелка начинает свое движение. За один час она проходит полный круг и возвращается снова к 12.

Короткая часовая стрелка движется очень медленно. За это  же самое время  она только переберется с цифры 12 на цифру 1.Часы будут показывать 1 час. Через час короткая, часовая стрелка передвинется к цифре 2. А длинная, минутная за это время снова пробежит полный круг и вернется к 12.Часы покажут 2 часа.

Бегут минуты, часы, стрелки движутся по циферблату, отсчитывая время. Обе встретятся еще раз днем на цифре 12.(Полдень)

Давайте поупражняемся узнавать время.

Игра "Ходят стрелочки по кругу".

(На полу расстелены часы из ткани) Дети встают вокруг держась за руки. В центре часов стоит ребенок, который держит две стрелки.

Дети идут по кругу, произнося стихотворение.

Мы - часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу,
И хотят догнать друг друга.
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(Дети садятся на корточки напротив ближайшей карточки).

Воспитатель: Время 5 часов(7ч,, 3ч, и др.) - дети  должны встать около нужных цифр, а ребенок со стрелками правильно указать время. (Игра проводиться 2 -3 раза)

Воспитатель: ( показывает часы) Уважаемый Гном и вы ребята посмотрите здесь каждая стрелка прошла только половину пути.

Гном: Минутная стрелка подошла к цифре 6, а часовая находится между цифрами 4 и 5. Когда они пройдут оставшиеся полпути, будет ровно пять часов. А сейчас четыре с половиной часа или половина пятого.

Упражнение «Определи который час»

Послушайте стихотворение «Шла корова»:

Шла корова в полвторого.

Жеребенка встретила

В половине третьего.

А котенка пестрого -

Ровно в полчетвертого.

Козлика рогатого -

В половине пятого…

(Э.Машковская)

Я прочитаю стихотворение еще раз, а вы будете ставить на часах время, о котором там говорится. Дети выполняют задание. Гном проверяет.

Решение задачи. А теперь внимательно послушайте потешку.

Ворона кричала: «Который час?

Который час может быть сейчас?

Если час, если ровно час,

То я опоздала ровно на час!»

Какое время должны показывать часы, чтобы ворона не опоздала?

Дети. Двенадцать часов!

Воспитатель: Спасибо тебе Гном-часовщик. Вот ты и научил нас узнавать время по часам. Нам пора возвращаться.

Дети закрывают глаза (бьют куранты)

3.Заключительная часть (рефлексия)

- А сейчас, дети, я хочу услышать от вас, что нового, интересного для себя вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Я буду начинать фразу, а вы заканчивайте.

-Сегодня я узнал (а)…

- Теперь я могу.

- Мне понравилось…          Молодцы!


Пояснительная записка

к образовательной деятельности по развитию математических представлений в подготовительной к школе группе.

Тема: «В гостях у Гнома - часовщика»

        Образовательная деятельность по развитию математических представлений проводилась в подготовительной к школе группе. Тема НОД «В гостях у Гнома – часовщика». Количество детей 12 человек. Уровень умственного развития детей соответствует возрастной норме.

        Цель образовательной деятельности: знакомство детей с определением времени по часам.

В ходе образовательной деятельности решались следующие задачи:

Учить детей определять время по часам.

Закрепить знания детей о цифрах в пределах 12.

Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.

Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.

Расширять кругозор, обогащать словарь детей.

Развивать речь (речевое развитие).

     Образовательная деятельность составлена с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, на основе основной образовательной программы МБДОУ детский сад компенсирующего вида №1.

     Образовательная деятельность проходила фронтально. Использовались различные приемы: беседа, рассказ, загадки о часах, игры, путешествие в гости к Гному-часовщику, динамическая пауза, показ иллюстраций (слайдов), использование аудиозаписи.

     Дети с удовольствием включались в игры, игровые упражнения, охотно выполняли движения  динамической паузы, особый интерес вызвало путешествие в гости к Гному – часовщику.

В процессе НОД выяснилось, что дети имеют представления о времени, о часах, знают их разновидности. Дети научились  быстро определять время на часах, с точностью до часа, до получаса.

Воспитатель МБДОУ д/с   №1                                                                        Л.Ю.Каспарян


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В гостях у гномов»

 Программное содержание: Продолжать учить детей:      - взаимодействовать с камнями в игре;      - группировать их по сенсорным  признакам:  величине  (большой,           маленький), форме  (круглый, ...

Осенний праздник "В гостях у гнома"

Праздник проводиться с детьми среднего возраста массовой группы и старшего возраста логопедической группы....

Музыкальное занятие "В гостях у Гнома"

Сценарий занятия для подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий....

"В гостях у гномов"

продолжать формирование пространственных представлений (выше, ниже).формировать умение сравнивать предметы по ширине и по толщине, производить операцию сериации по этим признакам.закреплять прямой и о...

Конспект НОД "Знакомство с Гномом - Часовщиком"

Формирование временных представлений у старших дошкольников......

Конспект НОД "В гостях у Гнома - Часовщика"

Формирование временных представлений у старших дошкольников......

Развлечение «В гостях у гнома Часовщика»

Развлечение «В гостях у гнома Часовщика»Дошкольная группа...