ну-ка, стройся по порядку!
учебно-методический материал по математике на тему

Белоус Юлия Владимировна

представление математических игр с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nu_ka_stroysya_belous.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко»

Районное методическое объединение

Воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ

по теме «Познавательное развитие детей в условиях ФГОС.

Формирование элементарных математических представлений»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко»

Конспект выступления из опыта работы

по формированию элементарных математических представлений

в разновозрастной группе детей с ЗПР

на тему «Ну-ка, стройся по порядку»

                                                                Воспитатель:

                                                                Белоус Ю. В.

пгт Камские Поляны

2015 г.


Тема:

«Ну-ка, стройся по порядку»

Образовательные области:

Познание, коммуникация, социализация

Тип:

Интегрированная деятельность, игровая деятельность

Цель:

Систематизировать, обобщать и закреплять знания детей в области элементарных математических представлений

Задачи:

1. Совершенствование умения считать до 5, 10; закрепление навыков порядкового счета; тренировка умения соотносить количество с цифрой

2. Закрепление умения сравнивать предметы по величине, длине, ширине, высоте и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке

3. Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур и узнавать цвет; закрепление названия геометрических фигур и цветов

4. Упражнение в умении двигаться в заданном направлении; совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги

5. Расширение представлений о частях суток; формирование понятий о последовательностях дней недели; уточнение понятия о временах года; заучивание месяцев года

Методические приемы:

  1. Наглядный (использование наглядных пособий, моделей);
  2. Словесный (указания, напоминания, вопросы педагога, ответы детей);
  3. Игровой (использование игрушек, игр, игровой ситуации);

4. Практический (предметное манипулирование)

5. Творческий (рисование, раскрашивание)

Словарная работа:

Числа до 5 (10), больше, меньше; ниже, выше, длиннее, короче, шире, уже; белый, черный, желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, коричневый, серый; круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб; вперед, назад, влево, вправо, сбоку, между, вверх, вниз; вчера, сегодня, завтра, сутки, утро, день, вечер, ночь; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье; год, осень, весна, зима, лето, месяцы года

Оборудование и материалы:

Настольные игры, дидактические игры, словесные игры, разнообразные игрушки, муляжи, наглядные пособия, картинки, модели

Предварительная работа:

Планомерная работа по познавательному развитию, ООД по формированию элементарных математических представлений

Последующая работа:

Расширение и закрепление усвоенного материала, обучение классифицировать и группировать предметы по нескольким признакам, учить сложению и вычитанию в пределах 5 (10)

Методическая литература

1. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. - Ростов н/Д: Феникс, 2007

2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений/Для работ с детьми 4-5 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

3. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений/Для работ с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

4. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений/Для работ с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

5. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

6. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

Пояснительная записка

В дошкольные образовательные учреждения приходят дети, разные по поведению, по характеру, по уровню развития познавательных процессов. Одни усваивают знания легко, другим для приобретения тех же знаний требуется напряженное усилие, но при достаточном усердии и необходимой помощи взрослого они способны усвоить программный материал.

Что же мешает некоторым детям благополучно освоить программу детского сада и учебную программу начальной школы? Специалисты, работающие с детьми должны знать, что компенсаторные возможности детского организма велики, при правильном подходе, адекватном обучении и необходимом лечении даже устрашающие диагнозы постепенно теряют свою актуальность. От того, смогут ли взрослые понять особенности ребенка, создать условия, в которых обучение будет максимально использовать его потенциальные возможности и корректировать нежелательные тенденции в развитии, зависит личностное становление ребенка, возможность его дальнейшей самореализации.

Особое место среди причин неуспеваемости занимает такой вариант индивидуального развития психики ребенка, который в отечественной науке получил название задержка психического развития (ЗПР). Понимается под этим термином негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального, коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой – дает возможность обучения ребенка по общей программе, усвоения им государственного стандарта знаний, которые соответствуют возрасту дошкольника, и стандарта школьных знаний.

Коррекционная работа с такими детьми направлена, прежде всего, на развитие познавательных процессов, формирования учебной мотивации, умения ставить учебную цель и достигать ее, целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности, а также умения общаться со сверстниками. Большое внимание при формировании элементарных математических представлений у детей уделяется развитию восприятия. Детей знакомят с цветом, формой, величиной, количеством предметов, а также вырабатывают способность к их использованию при соотнесении со свойствами реальных предметов.

Группа для детей с ЗПР, в которой я работаю, называется «Особый ребенок». Это название дано не спроста, поскольку эти дети требуют действительно особого внимания и подхода в вопросах обучения и воспитания. Для детей с ЗПР характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций. Особенно заметно страдают внимание и память. Эти дети отличаются повышенной возбудимостью, быстрой утомляемостью, и как следствие часто отвлекаются, малоактивны и плохо запоминают материал.

Ввиду специфики разновозрастной группы, обучение детей проходит подгруппами, либо индивидуально. Огромный вклад в развитие детей вносит наш дефектолог, который ведет ежедневную планомерную организованную деятельность с детьми, на наши плечи ложиться задача закрепления, систематизации усвоенных знаний, их применение в повседневной жизни.

Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, как на фронтальных коррекционно-развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. И, что очень важно в моей работе, она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно дидактическая игра, как основной метод моей работы с детьми ЗПР, является ведущей при формировании элементарных математических представлений.

В данном выступлении предоставлен комплекс игр, заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми по формированию элементарных математических представлений, который помогает дошкольникам применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Игровая форма не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических задач, а формирует самостоятельную активность ребенка, развивает мыслительную деятельность.


Количество, счет, цифры

1. Дидактическая игра «Считай хлопки»

Воспитатель хлопает насколько раз. Дети слушают и считают вслух. Называют число хлопков и столько же раз хлопают в ответ. Если произошла ошибка, воспитатель считает вместе с детьми и затем хлопает совместно с ними

2. Игры со счетами «Отсчитай столько же»

Перед ребенком выкладываются группы предметов разного количества. Воспитатель предлагает пересчитать одну группу и отсчитать столько же костяшек на счетах. Затем следует пересчет другой группы с последующим сравнением количества групп предметов и групп костяшек домино.

Для усложнения следует сравнить группы на предмет «больше - меньше», на сколько больше (меньше) или же поровну

3. Настольная игра «Цифры - пассажиры»

На игровое поле помещается паровоз – это место «машиниста» - цифры 0 (ноль). Детям раздаются карточки с цифрами – «пассажиры». Дети должны разместить в поезд все цифры, соблюдая порядок счета, включая ноль.

Можно играть командами на скорость, которая из команд выполняет правильно задание быстрее, та получает карточку «семафор».

Вариант: воспитатель «путает» порядок расположения карточек с цифрами, команды на скорость расставляют их в верном порядке, либо пропускает «вагончики», а ребята находят «пассажирам» их места.

Цвета

1. Игра с цветными втулками «Собери бусы»

Ребенок нанизывает цветные втулки определенного цвета на леску, либо чередование цветов, при этом обязательно нужно озвучить название цвета

2. Дидактическая игра «Чей домик»

Предлагаются плоскостные «домики» различных цветов и мелкие игрушки соответствующего им цветового ряда. Ребенок соотносит игрушки с домиками по цвету. При затруднении педагог может помочь словесно: «Кошка - белая, она живет в белом домике и т.д.»

3. Дидактическая игра «Назови 5 предметов ... цвета»

Ребенку задается определенный цвет, на который нужно назвать  5 предметов, имеющих этот цвет, либо найти такие предметы в окружающем пространстве. Также идет закрепление счета в пределах 5

Формы

1. Математическая игра «Подбери предмет»

По разным углам стола выкладываются плоские геометрические фигуры, дети их озвучивают. В середину выкладывают игрушки, предметы, имеющие характерные геометрические формы. Задача детей - определить, какую форму имеет тот или иной предмет, и положить его к соответствующей геометрической фигуре.

Как вариант: найти в окружающем пространстве как можно больше предметов определенной формы

2. Игры со строительным материалом

Ребенку предлагается построить по образцу сооружение из строительного материала. Педагог словесно предлагает взять тот или иной строительный элемент. Например: «Возьми куб (или кирпич) и др.»

3. Настольная игра «Логическое лото. Формы»

Играть можно как с одним игроком, так и с группой. К центральной карточке с изображением определенной геометрической фигуры подбираются круговые карточки с изображением объектов, форма которых похожа на данную фигуру. Игра может носить соревновательный характер – кто быстрее справиться с заданием

Величина

1. Математическая игра «Расставь по порядку»

Выставляются предметы одной группы, но разного размера. Воспитатель предлагает ребенку расставить их в убывающем или возрастающем порядке – от большего к меньшему, и от меньшего к большему соответственно

2. Дидактическая игра «Сложи снеговика»

Задача данного упражнения – выложить снеговика из шаров разного размера в убывающем порядке

3. Рисование «Раскрась дорожки»

Раскрашивание узкой дорожки одним цветом, а широкой - другим. Такие же правила по раскрашиванию длинной и короткой дорожек

Ориентировка в пространстве и на плоскости

1. Дидактическая подвижная игра «Поиски».

Воспитатель прячет в группе какую-либо игрушку или вещь, и просит детей найти ее, строго следуя словесным указаниям: иди вперед, поверни направо, сделай шаг назад, посмотри внизу, под столом, на полке, выше, ниже и т.д. Заранее продумывается маршрут

2. Дидактическая игра «Маршрут»

В игровой форме детям предлагается задание – «озорные букашки» любят прыгать по листьям. Педагог словесными указаниями предлагает маршрут прыжков, дети выполняют задание. При затруднении, педагог может наглядно показать, в какую сторону передвигаются насекомые

3. Игры со счетными палочками

Выкладывание фигур и картинок по наглядному образцу с помощью счетных палочек, взрослый может в форме вопросов помочь выложить фигуру: «Сверху или снизу положишь палочку?», «Может добавить слева еще одну?» и др.

Ориентировка во времени

1.Наглядные модели

Использование наглядных моделей чередования временных промежутков: времен года, месяцев года, частей суток, дней недели. Для облегчения формирования представления детей о течении и цикличности времени не только умозрительно, но и наглядно.

2. Подвижная игра «Ну-ка, стройся по порядку»

Дети (по числу дней недели, частей суток или времен года) выстраиваются в линию, каждому ребенку воспитатель «дает» имя какого-либо дня недели (части суток, времени года). Задача детей, помогая друг другу, выстроится по порядку чередования дней недели (частей суток, времен года)

3.Словесная игра «Вчера, сегодня, завтра»

В свободной форме строится диалог взрослого с детьми. Задаются вопросы о жизнедеятельности детей в детском саду (потому что ее легче проследить, и обратить внимание на ошибку): «Что с нами происходило вчера?», «Что мы делали сегодня?», «Какой день недели будет завтра?» и т.п. Для облегчения задачи предлагаются картинки с изображением детей, занятых какой-либо деятельностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса - смотра строя и песни ко Дню защитника отечества "Красив в строю, силен в бою"

Сценарий конкурса - смотра строя и песни ко Дню защитника отечества "Красив в строю, силен в бою"...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Досуг для старших и подготовительных групп (смотр песни и строя) "Нам песня строить и жить помогает"

Пропаганда здорового образа жизни как важнейшего средства, способствующего всестороннему, гармоничному развитию, физическому совершенству и укреплению здоровья.Задачи:1. Выработка навыков строевой под...

Конспект НОД по математике в первой младшей группе. «Строим, строим, строим дом».

Данный материал пригодится воспитателям ДОУ, работающими с детьми младшего дошкольного возраста, чтобы сформировать элементарные математические представления. Материал создан для развития представлени...

Конспект совместной деятельности в первой младшей группе, образовательная область «Физическое развитие», «Строим, строим теремок».

Цель: вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на занятия спортивными упражнениями.Задачи.Образовательные: упражнять детей в ползании, прыжках.Развивающие: развивать физическу...

«Строим, строим дом большой»(Из опыта работы)

конспект НОД "Строим, строим дом большой"...