Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
    план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

    Ноздрина Ольга Викторовна

    Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе


     Программное содержание: 

    Образовательные задачи: 
    - Познакомить детей с составными частями задачи, учить умению составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 через создание специальных условий. 
    - Закреплять знание цифр, математических знаков, букв через дидактическую игру, и применять их при решении задач. 
    - Способствовать формированию умения графически моделировать рисунок, используя цифры и стрелки-указатели движения. 
    - Систематизировать и расширять знания о школе. 

    Развивающие задачи: 
    - Способствовать развитию логического мышления через решение занимательных задач, непроизвольного внимания при помощи игрового приёма. 
    - Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук. 

    Воспитательные задачи: 
    - Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через работу в парах. 
    - Формировать позитивную мотивацию к обучению в школе через конкретную ситуацию. 

    Предварительная работа: 

    - Рассматривание альбома «Школа- это так важно» 
    - Беседы с детьми на тему «Скоро в школу». 
    - Загадывание загадок о цифрах, математических знаках, школьных принадлежностях. 
    - Чтение стихотворений о школе, об учениках. 
    - Беседа с детьми «У меня зазвонил 
    телефон». 
    - Упражнение детей в разговоре по телефону, с целью 
    совершенствования диалогической формы речи. 
    - Проведение графических диктантов с детьми. 
    - Сгибание цифр и математических знаков из проволоки, выкладывание примеров из проволочных цифр и знаков. 



    Оборудование: 
    - Портфель со школьными принадлежностями. 
    ( с одной стороны с грустным выражением лица, а с другой - с весёлым) 

    - Тетради с заданиями (на каждого ребёнка) 
    - Пеналы с цифрами и математическими знаками. 
    - Проволока разной длины ( на каждого ребёнка). 
    - Сигнальные карточки. 
    Телефон

    Методические приёмы: 

    Словесные: Объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы, предвосхищающая оценка. 

    Наглядные: рассматривание школьных принадлежностей, 
    сравнение с образцом. 

    Практические: сгибание из проволоки, исключение лишних знаков, графический диктант по заранее подготовленному условию, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика. 

    Игровые: создание игровой ситуации. 

    Индивидуальная работа: 

    - С Кириллом- при выполнении графического диктанта, при самостоятельном решении задачи. 

    - С Настей и Васей- при сгибании цифр и математических знаков из проволоки. 

    - С Викой Х- при выделении букв из ряда цифр и знаков, при выполнении графического диктанта. 

    Ход занятия: 
    - Ребята, пройдет совсем немного времени, и вы станете школьниками. 
    Когда это случится? 

    - Сейчас, в детском саду, мы с вами много говорим о школе. А в школе вы, наверное, будете вспоминать детский сад. 
    Скажите, чем детский сад отличается от школы: 
    - В детском саду дети спят, а в школе? 
    - В детском саду обед, няня приносит в группу, а в школе? 
    - В детский сад дети ходят с сумочками, а может и без них, а в школу обязательно? 
    - В детском саду оценки не ставят, а в школе? 

    - Молодцы, ребята, я рада, что вы так много знаете о школе. 
    К нам в детский сад пришел необычный гость. 
    А что это за гость, вы узнаете, если отгадаете загадку. 
    - У девчонки, у мальчишки, 
    В нём лежат тетради, книжки, 
    Ручка, кисточка, альбом, 
    Нет лишь 
    куклам места в нём! 

    - Конечно же, это школьный портфель! 
    (показываю детям школьный портфель с нарисованным на нём грустным лицом) 
    Вот он! Ой, что же это такое? 
    Как вы думаете, какое настроение у нашего гостя? 

    - Уважаемый портфель, почему вы такой печальный? 
    (портфель «шепчет» не ухо воспитателю) 
    Все понятно, с портфелем случилась беда. 
    Он не может найти своего хозяина. 
    Ребята, как вы думаете, можно ли в такой трудной ситуации оставить его одного? 

    - Я предлагаю позвонить директору нашей школы. Вы согласны? 
    Вы знаете, как её зовут? 

    - Кто сможет поговорить по 
    телефону со Светланой Юрьевной. 
    - Не забудьте поздороваться, объяснить, что случилось, спросить, не потерял ли кто- нибудь из учеников нашей школы портфель и поблагодарить. 
    ( Звонок директору) 

    - Ребята, а пока мы ждём хозяина портфеля, давайте поднимем настроение нашему гостю и расскажем ему и покажем, что мы уже совсем готовы стать школьниками. 
    Уважаемый портфель, можно тебя открыть? 
    ( открываю портфель) 
    Ребята, послушайте загадку про то, что я первым достану из портфеля. 
    Я то в клетку, то в линейку, 
    Написать на мне сумей-ка, 
    Можешь и нарисовать 
    Что такое я? 
    -У вас на 
    столах тоже есть тетради, возьмите их. Посмотрите, что написано на странице тетради? 
    Слушаем внимательно задание. Ручкой зачеркните цифры и математические знаки. 
    (дети выполняют задание) 
    - Молодцы, ребята, все справились с трудным заданием. 
    Что осталось незачёркнутым? 

    Из оставшихся букв мы попробуем прочитать слово. Будьте внимательны. 
    Алёша, прочитай, пожалуйста, все буквы по порядку. 

    - Кто сможет сложитьиз этих букв слово и прочитать его? 
    - Молодцы, ребята, все справились с трудным заданием. Особенно я рада за Аню. Она самостоятельно смогла прочитать трудное слово. 

    - Сегодня, мы с вами будем учиться, составлять и решать задачи. А портфель посмотрит, как это у нас получится. 
    Алёша, поставь, пожалуйста, на этот 
    стол слева 4 матрёшки. 
    А ты, Аня, принеси ещё одну матрёшку и поставь её справа. 
    (дети выполняют задание) 
    Ребята, что сделали Алёша и Аня? 

    - Рассказ про то, что сделали Алёша и Аня- это условие нашей задачи. 
    Послушайте ещё раз условие задачи: 
    Алёша поставил на стол 4 матрёшки, Аня принесла ещё 1 матрёшку. 
    Саша, повтори условие задачи. 

    - Как вы думаете, о чём можно спросить в этой задаче? 
    - Правильно, это и будет вопрос нашей задачи. 
    Антон, повтори вопрос задачи. 

    - Вопрос всегда стоит в задаче после условия. 
    - Как вы думаете, больше или меньше стало матрёшек после того, как Аня принесла ещё одну. 
    - Значит, какой математический знак + или – мы будем использовать при решении задачи? 
    -Что нужно сделать, чтобы решить задачу. 
    - Так сколько всего стало матрёшек? 
    - Это и будет ответ нашей задачи. 

    Артём, повтори ответ задачи. 

    - Итак, мы с вами составили задачу и ответили на её вопрос, значит, мы решили задачу! 

    - Кто из вас хочет составить свою задачу? 
    Дети, слушайте внимательно и постарайтесь запомнить условие и вопрос задачи. 

    - Ребята, кто сможет повторить ещё раз условие этой задачи. 

    - Какой вопрос у этой задачи? 

    - Молодец, Никита, интересную задачу придумал и ребята правильно нашли условие и вопрос. 
    - Как мы будем решать эту задачу? 

    - А ту цифру, которая получится при решении, сделайте из проволоки путём сгибания ( дети сгибают цифру). 
    - Алёша, какую цифру ты сделал? 
    - Поднимите свои цифры. Молодцы, ответ у всех получился правильный. 

    - Антон, скажи нам ответ задачи. 

    - Ребята, постарайтесь составить такую задачу, чтобы при решении использовать действие вычитание. Придумайте условие задачи. 

    - Молодец, Алеша, правильно придумал условие задачи. 
    Кто сможет, поставить вопрос к задаче. 

    - Внимание, ребята, слушайте задание: Сейчас вы будете работать в парах, а наш гость посмотрит, как вы умеете договариваться и дружно работать. Выложите решение этой задачи из проволочных цифр и математических знаков на 
    столе. Будьте внимательны в выборе математического знака. 
    ( дети выкладывают решение задачи в парах). 
    ( инд. работа: Кирилл, если машина уехала, их стало больше или меньше? Значит, какой математический знак, будем использовать при решении задачи). 
    - Прочитайте решение задачи, которое вы выложили . 
    -Если вы согласны с таким решением, поднимите зелёный сигнал, если нет- красный. 
    - Молодцы, ребята, вы очень хорошо придумывали и решали задачи. Очень рада за Никиту. Он самый первый придумал задачу, в которой мы выделили условие и вопрос. Хочу похвалить Васю, за то, что он правильно решил задачу и сложил цифру 4 из проволоки. 
    Посмотрите, ребята, даже портфель заулыбался, он тоже рад вашим успехам. 
    (звенит колокольчик) 
    - Ребята в школе звонок зовет учеников на урок и на перемену. 
    А, что ученики делают на перемене? 
    - И мы с вами немного отдохнём. 
    Мы работаем руками, 
    Мы летим под облаками, 
    Руки вниз и руки вверх, 
    Мы летим быстрее всех ( машут руками, как крыльями). 
    Чтобы ноги не болели, 
    1- присели, 2- присели, 
    3, 4, 5 и 6 
    ( приседаем) 
    Вместе дружно мы идём (ходьба на месте) 
    И садимся мы потом (садимся за 
    столы
    Хоть зарядка коротка, 
    Отдохнули мы слегка. 
    - Хотите, узнать, что ещё есть в портфеле? 
    - Слушаем загадку: 
    Не куст, а с листочками, 
    Не рубашка, а сшита, 
    Не человек, а рассказывает. 
    (достаю книгу) 
    - Конечно же, в портфеле обязательно есть книги. Школьники по ним учатся и называются они учебники. 
    Повторите это слово. 
    Для вас в этой книге есть занимательные задачки. Вы хотите проявить смекалку и сообразительность? Тогда слушаем очень внимательно. 
    У бабушки Маши внучка Даша, 
    Кошка Пушок, собака Дружок. 
    Сколько внуков у бабушки Маши? 
    Как вы думаете? 

    Кто думает по- другому? 
    Почему же только 1 внучка Даша, а как же кошка Пушок, собака Дружок? 
    - Вы согласны с ответом? Тогда поднимите зелёные сигналы. 

    - Молодцы, вы очень внимательны, не попались на хитрость задачки. 
    Слушаем следующую задачу: 
    Над рекой летели птицы, 
    Голубь, щука, 2 синицы. 
    Сколько птиц летело. 
    - Скажите, сколько птиц летело? 
    - Как думает Андрей? Вика? 
    - Какие птицы летели? 
    - Сколько птиц всего? 
    - Молодцы, ребята, и с этой задачей вы справились и объяснили свой ответ.
    - Слушаем последнюю задачу 
    На 
    столе лежали 4 яблока, 
    одно яблоко разрезали пополам и оставили на 
    столе. Сколько яблок настоле? 
    - Как думает Никита? Аня? Кто считает по- другому? 
    - Но ведь одно яблоко разрезали пополам, может быть, их стало больше? Почему? 
    Я очень рада, ребята, что вы были очень внимательны, смогли доказать правильность своего решения. Я очень рада за Никиту, что он прежде подумал, а лишь потом поднял руку. Молодец! 
    - Отдохнём? 
    - (Пальчиковая гимнастика «Три Егора» 
    - На горушке 
    (подними, руки вверх, изобрази ими полукруг) 
    -три 
    ( большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх) 
    - забора, 
    ( руки держи перед собой, пальцы разведи в стороны) 
    - три 
    ( большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх) 
    - избушки, 
    (соедини концы пальцев вместе, изобрази крышу избушки, поднимая руки вверх) 
    - три 
    ( большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх) 
    - Егора 
    (руки опусти вдоль туловища). 
    - Справа- дедушка Егор, 
    ( сделай шаг вправо и руки вправо, левую ногу приставь и руки опусти) 
    - Слева- дядюшка Егор. 
    (Сделай шаг влево и руки отведи влево, правую ногу приставь и руки опусти) 
    - А у среднего забора 
    ( сделай полунаклон туловища вперед, разведи в стороны) 
    - Не Егор, 
    (поворачивай голову в стороны). 
    - А пол- Егора, 
    ( руки вытяни вперёд на уровне пояса ладонями вниз). 
    - Потому что он пока 
    (Походи на месте) 
    - От горшка на два вершка. 
    (Сделай полунаклон туловища вперёд, держа полусогнутые в локтях руки на уровне пояса ладонями вниз) 
    - Ребята, хотите посмотреть, что ещё у школьников в портфеле? 
    (достаю пенал) 
    - Что это за кошелёк на молнии? Может это для денег? 

    - Молодцы, конечно же это пенал. Пенал- очень удобная и необходимая вещь. А что бы случилось, если б не было пенала? 

    Смотрите, как улыбается портфель, он доволен вашим ответом. 

    - Для выполнения следующего задания нам тоже понадобится простой карандаш и тетрадь в клетку. А я и наш гость посмотрим, как вы самостоятельно умеете работать. 
    Откройте тетради, посмотрите задание. 
    Кто затрудняется, поднимите красный сигнал. 

    ( Во время самостоятельной работы даю установку на посадку: «Даже портфель нахмурился, потому что вы не бережёте своё здоровье. Сядьте, пожалуйста, правильно») 

    - Посмотрите, какое изображение, должно было, у вас получится. 
    (дети сравнивают своё изображение с изображением на доске) 
    - У кого получилось такое- же изображение поднимите сигнальные карточки.
    - Я очень рада, что подняты зелёные сигнальные карточки. Это значит, что все задание выполнили верно. 
    - На что похоже? 

    - Подумайте, как можно дорисовать изображение, чтобы оно стало похожим на портрет нашего гостя. 
    Дорогой портфель, вам нравится ваш портрет? 
    Ребята, портфель говорит, что ему очень нравится портрет, и вы ему очень понравились, настоящие будущие школьники. 
    Я очень рада за вас сегодня, вы все задания выполняли правильно, хотя они были не простые. Чему вы сегодня учились? 
    - Из каких частей состоит задача? 
    - Я думаю, что дома вы покажете, как научились составлять задачи. 
    - Что вам особенно понравилось? 

    ( Стук в дверь. Появляется директор школы) 
    - (Директор) Ребята, хозяйка портфеля нашлась. Первоклассница Юля приходила в медицинский кабинет и забыла свой портфель. 
    Сейчас у них идёт урок физкультуры, вы разрешите, я отнесу ей портфель. 
    - (Воспитатель) Ребята, посмотрите, как заулыбался портфель! ( изображение на портфеле меняется) 
    - (Директор) Ребята, я очень надеюсь, что среди вас таких растеряшек не будет. И вы всегда будете всегда собранными. Хорошо готовьтесь к школе, а мы вас с радостью примем вас в семью школьников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

    Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе...

    Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

    Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе...

    Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математический брейн-ринг»

    quot;Математический брейн-ринг" поможет педагогу весело и эффективно закрепить изученный ранее материал....

    Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математический брейн-ринг»

    Цель: Создать условия для закрепления знаний детей по формированиюматематических представлений.Задачи.Образовательная: Закреплять знания детей о цифрах, знаках арифметическихдействий, закреплять навык...