Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Ноздрина Ольга Викторовна

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе


 Программное содержание: 

Образовательные задачи: 
- Познакомить детей с составными частями задачи, учить умению составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 через создание специальных условий. 
- Закреплять знание цифр, математических знаков, букв через дидактическую игру, и применять их при решении задач. 
- Способствовать формированию умения графически моделировать рисунок, используя цифры и стрелки-указатели движения. 
- Систематизировать и расширять знания о школе. 

Развивающие задачи: 
- Способствовать развитию логического мышления через решение занимательных задач, непроизвольного внимания при помощи игрового приёма. 
- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук. 

Воспитательные задачи: 
- Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через работу в парах. 
- Формировать позитивную мотивацию к обучению в школе через конкретную ситуацию. 

Предварительная работа: 

- Рассматривание альбома «Школа- это так важно» 
- Беседы с детьми на тему «Скоро в школу». 
- Загадывание загадок о цифрах, математических знаках, школьных принадлежностях. 
- Чтение стихотворений о школе, об учениках. 
- Беседа с детьми «У меня зазвонил 
телефон». 
- Упражнение детей в разговоре по телефону, с целью 
совершенствования диалогической формы речи. 
- Проведение графических диктантов с детьми. 
- Сгибание цифр и математических знаков из проволоки, выкладывание примеров из проволочных цифр и знаков. 



Оборудование: 
- Портфель со школьными принадлежностями. 
( с одной стороны с грустным выражением лица, а с другой - с весёлым) 

- Тетради с заданиями (на каждого ребёнка) 
- Пеналы с цифрами и математическими знаками. 
- Проволока разной длины ( на каждого ребёнка). 
- Сигнальные карточки. 
Телефон

Методические приёмы: 

Словесные: Объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы, предвосхищающая оценка. 

Наглядные: рассматривание школьных принадлежностей, 
сравнение с образцом. 

Практические: сгибание из проволоки, исключение лишних знаков, графический диктант по заранее подготовленному условию, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика. 

Игровые: создание игровой ситуации. 

Индивидуальная работа: 

- С Кириллом- при выполнении графического диктанта, при самостоятельном решении задачи. 

- С Настей и Васей- при сгибании цифр и математических знаков из проволоки. 

- С Викой Х- при выделении букв из ряда цифр и знаков, при выполнении графического диктанта. 

Ход занятия: 
- Ребята, пройдет совсем немного времени, и вы станете школьниками. 
Когда это случится? 

- Сейчас, в детском саду, мы с вами много говорим о школе. А в школе вы, наверное, будете вспоминать детский сад. 
Скажите, чем детский сад отличается от школы: 
- В детском саду дети спят, а в школе? 
- В детском саду обед, няня приносит в группу, а в школе? 
- В детский сад дети ходят с сумочками, а может и без них, а в школу обязательно? 
- В детском саду оценки не ставят, а в школе? 

- Молодцы, ребята, я рада, что вы так много знаете о школе. 
К нам в детский сад пришел необычный гость. 
А что это за гость, вы узнаете, если отгадаете загадку. 
- У девчонки, у мальчишки, 
В нём лежат тетради, книжки, 
Ручка, кисточка, альбом, 
Нет лишь 
куклам места в нём! 

- Конечно же, это школьный портфель! 
(показываю детям школьный портфель с нарисованным на нём грустным лицом) 
Вот он! Ой, что же это такое? 
Как вы думаете, какое настроение у нашего гостя? 

- Уважаемый портфель, почему вы такой печальный? 
(портфель «шепчет» не ухо воспитателю) 
Все понятно, с портфелем случилась беда. 
Он не может найти своего хозяина. 
Ребята, как вы думаете, можно ли в такой трудной ситуации оставить его одного? 

- Я предлагаю позвонить директору нашей школы. Вы согласны? 
Вы знаете, как её зовут? 

- Кто сможет поговорить по 
телефону со Светланой Юрьевной. 
- Не забудьте поздороваться, объяснить, что случилось, спросить, не потерял ли кто- нибудь из учеников нашей школы портфель и поблагодарить. 
( Звонок директору) 

- Ребята, а пока мы ждём хозяина портфеля, давайте поднимем настроение нашему гостю и расскажем ему и покажем, что мы уже совсем готовы стать школьниками. 
Уважаемый портфель, можно тебя открыть? 
( открываю портфель) 
Ребята, послушайте загадку про то, что я первым достану из портфеля. 
Я то в клетку, то в линейку, 
Написать на мне сумей-ка, 
Можешь и нарисовать 
Что такое я? 
-У вас на 
столах тоже есть тетради, возьмите их. Посмотрите, что написано на странице тетради? 
Слушаем внимательно задание. Ручкой зачеркните цифры и математические знаки. 
(дети выполняют задание) 
- Молодцы, ребята, все справились с трудным заданием. 
Что осталось незачёркнутым? 

Из оставшихся букв мы попробуем прочитать слово. Будьте внимательны. 
Алёша, прочитай, пожалуйста, все буквы по порядку. 

- Кто сможет сложитьиз этих букв слово и прочитать его? 
- Молодцы, ребята, все справились с трудным заданием. Особенно я рада за Аню. Она самостоятельно смогла прочитать трудное слово. 

- Сегодня, мы с вами будем учиться, составлять и решать задачи. А портфель посмотрит, как это у нас получится. 
Алёша, поставь, пожалуйста, на этот 
стол слева 4 матрёшки. 
А ты, Аня, принеси ещё одну матрёшку и поставь её справа. 
(дети выполняют задание) 
Ребята, что сделали Алёша и Аня? 

- Рассказ про то, что сделали Алёша и Аня- это условие нашей задачи. 
Послушайте ещё раз условие задачи: 
Алёша поставил на стол 4 матрёшки, Аня принесла ещё 1 матрёшку. 
Саша, повтори условие задачи. 

- Как вы думаете, о чём можно спросить в этой задаче? 
- Правильно, это и будет вопрос нашей задачи. 
Антон, повтори вопрос задачи. 

- Вопрос всегда стоит в задаче после условия. 
- Как вы думаете, больше или меньше стало матрёшек после того, как Аня принесла ещё одну. 
- Значит, какой математический знак + или – мы будем использовать при решении задачи? 
-Что нужно сделать, чтобы решить задачу. 
- Так сколько всего стало матрёшек? 
- Это и будет ответ нашей задачи. 

Артём, повтори ответ задачи. 

- Итак, мы с вами составили задачу и ответили на её вопрос, значит, мы решили задачу! 

- Кто из вас хочет составить свою задачу? 
Дети, слушайте внимательно и постарайтесь запомнить условие и вопрос задачи. 

- Ребята, кто сможет повторить ещё раз условие этой задачи. 

- Какой вопрос у этой задачи? 

- Молодец, Никита, интересную задачу придумал и ребята правильно нашли условие и вопрос. 
- Как мы будем решать эту задачу? 

- А ту цифру, которая получится при решении, сделайте из проволоки путём сгибания ( дети сгибают цифру). 
- Алёша, какую цифру ты сделал? 
- Поднимите свои цифры. Молодцы, ответ у всех получился правильный. 

- Антон, скажи нам ответ задачи. 

- Ребята, постарайтесь составить такую задачу, чтобы при решении использовать действие вычитание. Придумайте условие задачи. 

- Молодец, Алеша, правильно придумал условие задачи. 
Кто сможет, поставить вопрос к задаче. 

- Внимание, ребята, слушайте задание: Сейчас вы будете работать в парах, а наш гость посмотрит, как вы умеете договариваться и дружно работать. Выложите решение этой задачи из проволочных цифр и математических знаков на 
столе. Будьте внимательны в выборе математического знака. 
( дети выкладывают решение задачи в парах). 
( инд. работа: Кирилл, если машина уехала, их стало больше или меньше? Значит, какой математический знак, будем использовать при решении задачи). 
- Прочитайте решение задачи, которое вы выложили . 
-Если вы согласны с таким решением, поднимите зелёный сигнал, если нет- красный. 
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо придумывали и решали задачи. Очень рада за Никиту. Он самый первый придумал задачу, в которой мы выделили условие и вопрос. Хочу похвалить Васю, за то, что он правильно решил задачу и сложил цифру 4 из проволоки. 
Посмотрите, ребята, даже портфель заулыбался, он тоже рад вашим успехам. 
(звенит колокольчик) 
- Ребята в школе звонок зовет учеников на урок и на перемену. 
А, что ученики делают на перемене? 
- И мы с вами немного отдохнём. 
Мы работаем руками, 
Мы летим под облаками, 
Руки вниз и руки вверх, 
Мы летим быстрее всех ( машут руками, как крыльями). 
Чтобы ноги не болели, 
1- присели, 2- присели, 
3, 4, 5 и 6 
( приседаем) 
Вместе дружно мы идём (ходьба на месте) 
И садимся мы потом (садимся за 
столы
Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка. 
- Хотите, узнать, что ещё есть в портфеле? 
- Слушаем загадку: 
Не куст, а с листочками, 
Не рубашка, а сшита, 
Не человек, а рассказывает. 
(достаю книгу) 
- Конечно же, в портфеле обязательно есть книги. Школьники по ним учатся и называются они учебники. 
Повторите это слово. 
Для вас в этой книге есть занимательные задачки. Вы хотите проявить смекалку и сообразительность? Тогда слушаем очень внимательно. 
У бабушки Маши внучка Даша, 
Кошка Пушок, собака Дружок. 
Сколько внуков у бабушки Маши? 
Как вы думаете? 

Кто думает по- другому? 
Почему же только 1 внучка Даша, а как же кошка Пушок, собака Дружок? 
- Вы согласны с ответом? Тогда поднимите зелёные сигналы. 

- Молодцы, вы очень внимательны, не попались на хитрость задачки. 
Слушаем следующую задачу: 
Над рекой летели птицы, 
Голубь, щука, 2 синицы. 
Сколько птиц летело. 
- Скажите, сколько птиц летело? 
- Как думает Андрей? Вика? 
- Какие птицы летели? 
- Сколько птиц всего? 
- Молодцы, ребята, и с этой задачей вы справились и объяснили свой ответ.
- Слушаем последнюю задачу 
На 
столе лежали 4 яблока, 
одно яблоко разрезали пополам и оставили на 
столе. Сколько яблок настоле? 
- Как думает Никита? Аня? Кто считает по- другому? 
- Но ведь одно яблоко разрезали пополам, может быть, их стало больше? Почему? 
Я очень рада, ребята, что вы были очень внимательны, смогли доказать правильность своего решения. Я очень рада за Никиту, что он прежде подумал, а лишь потом поднял руку. Молодец! 
- Отдохнём? 
- (Пальчиковая гимнастика «Три Егора» 
- На горушке 
(подними, руки вверх, изобрази ими полукруг) 
-три 
( большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх) 
- забора, 
( руки держи перед собой, пальцы разведи в стороны) 
- три 
( большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх) 
- избушки, 
(соедини концы пальцев вместе, изобрази крышу избушки, поднимая руки вверх) 
- три 
( большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх) 
- Егора 
(руки опусти вдоль туловища). 
- Справа- дедушка Егор, 
( сделай шаг вправо и руки вправо, левую ногу приставь и руки опусти) 
- Слева- дядюшка Егор. 
(Сделай шаг влево и руки отведи влево, правую ногу приставь и руки опусти) 
- А у среднего забора 
( сделай полунаклон туловища вперед, разведи в стороны) 
- Не Егор, 
(поворачивай голову в стороны). 
- А пол- Егора, 
( руки вытяни вперёд на уровне пояса ладонями вниз). 
- Потому что он пока 
(Походи на месте) 
- От горшка на два вершка. 
(Сделай полунаклон туловища вперёд, держа полусогнутые в локтях руки на уровне пояса ладонями вниз) 
- Ребята, хотите посмотреть, что ещё у школьников в портфеле? 
(достаю пенал) 
- Что это за кошелёк на молнии? Может это для денег? 

- Молодцы, конечно же это пенал. Пенал- очень удобная и необходимая вещь. А что бы случилось, если б не было пенала? 

Смотрите, как улыбается портфель, он доволен вашим ответом. 

- Для выполнения следующего задания нам тоже понадобится простой карандаш и тетрадь в клетку. А я и наш гость посмотрим, как вы самостоятельно умеете работать. 
Откройте тетради, посмотрите задание. 
Кто затрудняется, поднимите красный сигнал. 

( Во время самостоятельной работы даю установку на посадку: «Даже портфель нахмурился, потому что вы не бережёте своё здоровье. Сядьте, пожалуйста, правильно») 

- Посмотрите, какое изображение, должно было, у вас получится. 
(дети сравнивают своё изображение с изображением на доске) 
- У кого получилось такое- же изображение поднимите сигнальные карточки.
- Я очень рада, что подняты зелёные сигнальные карточки. Это значит, что все задание выполнили верно. 
- На что похоже? 

- Подумайте, как можно дорисовать изображение, чтобы оно стало похожим на портрет нашего гостя. 
Дорогой портфель, вам нравится ваш портрет? 
Ребята, портфель говорит, что ему очень нравится портрет, и вы ему очень понравились, настоящие будущие школьники. 
Я очень рада за вас сегодня, вы все задания выполняли правильно, хотя они были не простые. Чему вы сегодня учились? 
- Из каких частей состоит задача? 
- Я думаю, что дома вы покажете, как научились составлять задачи. 
- Что вам особенно понравилось? 

( Стук в дверь. Появляется директор школы) 
- (Директор) Ребята, хозяйка портфеля нашлась. Первоклассница Юля приходила в медицинский кабинет и забыла свой портфель. 
Сейчас у них идёт урок физкультуры, вы разрешите, я отнесу ей портфель. 
- (Воспитатель) Ребята, посмотрите, как заулыбался портфель! ( изображение на портфеле меняется) 
- (Директор) Ребята, я очень надеюсь, что среди вас таких растеряшек не будет. И вы всегда будете всегда собранными. Хорошо готовьтесь к школе, а мы вас с радостью примем вас в семью школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математический брейн-ринг»

quot;Математический брейн-ринг" поможет педагогу весело и эффективно закрепить изученный ранее материал....

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математический брейн-ринг»

Цель: Создать условия для закрепления знаний детей по формированиюматематических представлений.Задачи.Образовательная: Закреплять знания детей о цифрах, знаках арифметическихдействий, закреплять навык...