Конспект познавательной деятельности в форме игры-соревнования по развитию элементарных математических представлений Старшая группа « Соревнования между супермаркетами»
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Способствование формированию познавательных интересов к математике посредством подвижно-дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_starshaya_gruppa_1_1.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  

 «Детский сад комбинированного вида №45»

Конспект познавательной деятельности в форме игры-соревнования  по развитию элементарных математических представлений

 Старшая группа

           « Соревнования между супермаркетами»

Составила воспитатель

Пергаева Ирина Николаевна

2015 год

Цель: способствовать развитию познавательного интереса к математическим играм, формирование  математических способностей.

Задачи.

1 Содействовать закреплению умений  сравнения чисел, установлении их последовательности, счете предметов;

2 Побуждать воспитанников  решать задачи-иллюстрации,

3. Совершенствовать  умение различать по картинкам времена года, находить отличительные признаки сезона;

4. Поддерживать интерес детей в сравнении предметов по высоте

5.  Способствовать развитию сообразительности,  зрительного  внимания и слухового   восприятия .

Предварительная работа:

ТРИЗ «Помоги Золушке», «Вперед-назад»

Дидактические игры «Отгадай, на что похоже», « Танграм» «Колумбово яйцо», «Помоги Незнайке найти правильный ответ», «Геометрические головоломки»

Способы : проблемная ситуация «В   наших супермаркетах  проходит конкурс продавцов…», физкультурная минутка ,загадывание загадок, соотнесение предметов по количеству геометрических фигур, игровые упражнения,  ТРИЗ «Черное-белое» ,реши проблему, считалка «Раз, два, три, четыре, пять» . проблемные вопросы, элементы игры- соревнования, дидактические игры : «На что похоже», «Танграм»

Поощрение :  награждение флажками , медали за 1-2 место.

Средства : Два витрины для оформления ,  по 9 мишек, 8 шишек, 7 машин каждой команде ; карточка, на которой нарисовано 9 кружков, чашки разной высоты, флажки, иллюстрации  с изображением  «Веселого гнома» и «Маленькой принцессы», дидактическая игра «На что похоже?», дидактическая игра «Танграм», Рули - двух цветов с изображенными на них кружками - от одного до десяти .

Ход конкурса

Воспитатель : «Внимание, внимание в наших  супермаркетах объявлен конкурс   «Лучшие продавцы наших магазинов»

В группе  2 «супермаркета» – «Веселый гном» и «Маленькая принцесса ».  Воспитатель  спрашивает детей, как можно разделиться на две команды , чтобы участвовать  в конкурсе ? Ответы детей : считалкой , по желанию,  и т.д.(Все дети пришли к выводу , что считалкой будет честнее).

Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.,

 По окончании распределения, каждая команда идет к своему супермаркету  (находит изображение «Веселого гнома»  или « Маленькой принцессы»).

 Воспитатель. Сегодня у нас конкурс продавцов - узнаем, кто лучше работает в супермаркете. За хорошую работу я буду награждать продавцов призом - флажком. По окончании конкурса посчитаем у кого их больше, тот магазин получить звание «Лучший супермаркет», а вы медали за 1 или 2 место.

Первое задание : отгадайте загадку и узнайте, какой товар привезли в магазин.

 Не гром, а гремит. 
              Но тем знаменит.
                       Барабан

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Матрешка

В поле лестница лежит, 
Дом по лестнице бежит.
Поезд 

Бьют его рукой и палкой, 
Никому его не жалко. 
А за что беднягу бьют? 
А за то, что он надут.
Мяч

Воспитатель ставит флажок победившей команде

 Второе задание «Оформи витрину» (участвуют по три ребенка от каждой команды). У каждой команды –  по 9 мишек, 8 шишек, 7 машин Нужно разложить их на полках витрины по группам, так чтобы было хорошо видно, каких игрушек больше, а каких меньше. Воспитатель оценивает результаты, мотивирует свои оценки, спрашивает: «Сколько мишек? Сколько шишек? Сколько машин? Чего больше – машин или шишек? Чего меньше – мишек или машин?». Чья команда быстрее оформит правильно  витрину, получит флажок.

Воспитатель отдает флажок победившей команде.

 Третье задание «Помоги покупателю».

 Воспитатель: В отделе  «Логических игрушек»  произошла чрезвычайная ситуация, неуклюжий покупатель рассыпал  картинки «»лисичку и зайца» из геометрических фигур. Что делать будем ?  Винни- пух очень хочет приобрести  фантастическое животное, а где его найти не знает. Как мы можем помочь Винни-пуху, ведь у нас ничего нет, чтобы слепить или нарисовать.  (Ответы детей)

В магазин пришли Матрешка мама с дочками ( все они  разной высоты) :  Они хотят купить чашки (выставляет несколько чашек разной высоты). Какие чашки вы им предложите? Почему? Как проверить, что вы не ошиблись в подборе чашек? (Поставить чашки рядом  с матрешками и сравнить их )

В магазин пришли принцессы (воспитатель выставляет на наборном полотне 8 принцесс) хотят купить на одну машину  меньше, их самих, так как одна из них любит ездить на велосипеде. Сколько машин  вы им предложите? Как проверить, что вы не ошиблись?

В магазин пришел Пятачок. Он просит продать ему на один  желудь больше, чем кружков на карточке (показывает карточку, на которой девять кружков). Сколько желудей вы ему продадите? Почему? (Ответы.)

В магазин привезли   новую  мягкую игрушку « Игровой кубик ». Воспитатель ,поднимая черный круг для одной команды, предлагает назвать  отрицательные качества этой игрушки, а поднимая белый круг для другой команды – положительные. В конце выяснится , нужна ли такая игрушка в магазине.

При подсчете ответов воспитатель ставит флажок  команде набравшей наибольшее количество правильных ответов.

Физкультурная минутка  .Воспитатель : «Внимание- внимание в супермаркетах  закончились товары нужно  срочно их привести.» . (Встать машины к магазинам должны друг за другом  согласно  количеству  кружков на руле. Вернуться все должны на сигнал :«Жду товар»)-. Детям раздают рули на которых  кружки от 1 до 10   (одной команде дают синие рули- , другой - желтые). По сигналу воспитателя (звонок в колокольчик) все  дети бегают по комнате. По другому сигналу - «Жду товар » - «подъезжают» к своим магазинам: «Веселый гном» или «Маленькая принцесса».

Выстраиваются по порядку номеров (количество кругов на руле), кто быстрее соберется,  начиная с первого. Воспитатель проверяет порядок номеров машин в каждой колонне, скорость исполнения . При повторении игры дети каждой команды меняются рулями.

Четвертое задание «Реши проблему». В магазин привезли игрушки, да вот беда, у некоторых из них не хватает деталей.  (Воспитатель раздает картинки  с изображением игрушек , у которых нет деталей – у куклы глаз и рта, у машины – колес, и фар)Что делать будем? Приблизительные ответы детей: вырезать из цветной бумаги, слепить из пластилина, нарисовать : фломастерами, карандашами, красками и т.д.

Воспитатель предлагает договориться между собой и исправить проблему.

Воспитатель оценивает ответы детей и дает флажок победившей команде

 Пятое задание. Дидактическая игра «На что это похоже?». Воспитатель ,предлагает, посмотрев на карточку, назвать  предметы, похожие на геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Чья команда придумает больше ответов, та и победит.

По окончании победившая команда получает флажок.

В конце занятия воспитатель вместе с детьми подсчитывает количество флажков, объявляет победителей конкурса «Супермаркет». Лучшая команда получает медали за первое место , проигравшая команда – за второе место.

 Рефлексия . Что понравилось ? Что было сложно сделать ?  Какую задачу было трудно решить и почему ? Хотели бы вы поучаствовать еще в таких конкурсах?

Литература :

  1. Примерная общеообразовательная программа дошкольного образования. Под  редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой . Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Мозаика, 2014
  2. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных матиматических представлений в старшей группе детского сада. МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Мозаика, 2011
  3. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и упражнения с детьми. М.:Владос, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми ЗПР по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с использованием песка по теме: «Геометрические фигуры».

План-конспект по работе с песком для развития тактильной чувствительности, мелкой моторики , воображения, сенсорных этаонов, пространственной ориентации и мышления....

Конспект организованной образовательной деятельности в форме занятия по формированию элементарных математических представлений на тему «Поможем колобку» для детей первой младшей группы.

Конспект организованной образовательной деятельности в форме занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: "Поможем колобку" для детей первой младшей группы...

Конспект организованной образовательной деятельности в форме занятия по формированию элементарных математических представлений на тему «Поможем колобку» для детей первой младшей группы.

Конспект организованной образовательной деятельности в форме занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: "Поможем колобку" для детей первой младшей группы...

Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО

Знания, полученные на занятиях по формированию элентарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. Активизация мыслительной самостоятельности развивает активную позици...