План - конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с ОНР подготовительной группы
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Бойко Ирина Викторовна

Занятие позволяет сформировать представление об объеме (вместимости); сравнение сосудов с помощью непосредственного переливания; сравнение свойств плавучести металлических, деревянных и пластмассовых  предметов различной формы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_2014.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект  занятия  по формированию элементарных математических представлений   для детей с ОНР подготовительной группы

Бойко Ирина Викторовна

 воспитатель МБДОУ д/с №49 «ФЕЯ»  г. Ставрополь

Задачи:

Образовательные:

  •  закрепить умение присчитывания и отсчитывания единиц по числовому отрезку;
  • сформировать представление об объеме (вместимости); сравнение сосудов с помощью непосредственного переливания;
  • сравнение свойств плавучести металлических, деревянных и пластмассовых  предметов различной формы.

Развивающие:

  • расширять мировоззрения об окружающих предметах и явлениях;
  • развивать мыслительные операции, слуховое внимание, память.

Воспитательные:

  • формировать интерес к экспериментальной деятельности.

Материалы к занятию:

демонстрационный – 2 чашки равные по объему (1 чашка широкая, но низкая, 1 чашка высокая, но узкая) 3 чашки равные по объему, 4 кастрюли с водой, металлические, деревянные и пластмассовые  предметы.

 

Ход занятия.

  • Ребята давайте с вами проведем математическую разминку.

Воспитатель устно задает детям я примеры на сложение и вычитание, дети считают возле доски,  используя числовой отрезок.

  • Дети садятся полукругом на ковре. У воспитателя на столе кастрюля с водой.  

- Ребята, я вам расскажу одну историю. Жили две девочки Катя и Даша. (Воспитатель сажает на стол двух кукол.) Пошли они в лес и нашли ежика. (Воспитатель сажает на стол игрушечного ежика)  Решили они угостить ежика молоком. Девочки пошли домой и принесли чашки. ( Воспитатель выставляет на стол две чашки: одна чашка широкая, но низкая, а вторая чашка высокая, но узкая).  Начали они спорить  в чью кружку войдет больше молока.

Ребята, а как вы думаете, в какую кружку войдет больше молока?  (дети высказывают свои предположения)

- Ребята у меня на столе есть вода, может она нам поможет?

Дети должны догадаться, что одну кружку надо наполнить водой до краев и перелить в другую.

Воспитатель наполняет одну чашку водой и переливает воду в другую, дети видят, что в обе кружки вмещается одинаковое количество жидкости. Закрепляется понятие:  чашки равны по объему.

Воспитатель предлагает напоить ежика молоком, а чтобы девочки не обиделись налить ему по чуть – чуть молока из обеих кружек.

Практическая работа.

       Воспитатель делит детей на 4 группы и предлагает пройти к столам, на которых стоят кастрюли с водой и по два предмета игрушечной посуды.  Дает каждой группе задание: сравнить 2 предмета по объему.

         Воспитатель напоминает детям, что вода в первый сосуд должна быть налита до краев. Дети наполняют  один сосуд водой и переливают в другой. Определяют какой из предметов по объему меньше, какой больше или они равны. Дети рассказывают о своем опыте, например:

       - Сначала мы налили воду в миску до краев, а потом перелили воду в кастрюльку. В кастрюльке еще осталось место, значит кастрюлька по объему больше, чем миска.

        Или:

      - Сначала мы налили воду в бутылочку, а затем перелили ее в чашку. Вода из бутылочки полностью поместилась в чашке, значит они равны по объему.

Воспитатель с детьми делает вывод о том, что нельзя на глаз определить какой сосуд больше, а какой меньше, их надо сравнить путем переливания воды.

 

  • Физкультурная минутка. Самомассаж «Наступили холода»

  • Наша игра продолжается.  Воспитатель ставит на столы тарелки с деревянными, металлическими и пластмассовыми предметами.

      Предлагает рассмотреть коробку, в которой лежат геометрические тела:  закрепляют название (шар, кубик, цилиндр, конус), из какого материала сделаны предметы.

       Воспитатель  предлагает  детям взять по одному  шарику (они разного цвета и размера).  Дети сравнивают шарики по цвету  и размеру.

– Ребята, опустите в воду шарики, они тонут или плавают?  (Плавают.) Почему? (Потому что они деревянные.)

– А как вы думаете, если предмет будет другой формы, плоской, а не объемной, будет плавать или нет? Давайте проверим, ребята у кого пластинки, опустите их в воду. Плавают они или нет? (Плавают)

– Посмотрите, все деревянные фигуры и объемные и плоские плавают в воде, а что произойдет если в воду опустить металлические шарики? (Ответы детей.) Проверим?  

 Дети опускают шарики в ведро. Аналогично проводим эксперимент с другими  металлическими предметами.

- Ребята, а как выдумаете, почему не тонет корабль, ведь он большой, металлический, тяжелый, а в воде не тонет? ( Ответы детей)

Воспитатель берет металлическую чашку и ставит ее на воду, она плавает.  Полые предметы не тонут в воде, даже металлические.

Аналогично проводится опыт с пластмассовыми предметами.

Вывод: деревянные предметы в воде не тонут, а пластмассовые и металлические предметы могут тонуть, а могут и плавать, все зависит от формы предмета и заполнен он внутри полностью или нет.

  • Итог занятия.

- Как можно сравнить чашки по объему? (Наполнить одну чашку водой и перелить воду в другую чашку.)

- Сравните дома две любых чашки по объему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию элементарных математических представлений (образовательная область «Познание») (подготовительная к школе группа)

"Путешествие в страну Математика"  Программные задачи:·         Закреплять прямой и обратный счет  до 10.·...

Конспект образовательной деятельности в области «Формирование элементарных математических представлений» для родителей воспитанников подготовительной группы.

Обучение составлению и решению простых арифметических задач на сложение и вычитание чисел в пределах 10; Ознакомление детей со структурой задачи; упражнение в счете в пределах 20....

План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине.

План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений «Бабочка – хозяйка луга» (подготовительная группа)

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений«Бабочка – хозяйка луга» (подготовительная группа)...

План конспект по формированию элементарных математических представлений в младшей группе

Дать понять детя о том, что предметы бывают разные по величине, цвету и форме...