"Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по речевому творчеству "Чудные небылицы"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Касторская Ольга Васильевна

 Непривычная для детей тема "Небылицы" - интересная и познавательная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_chudnye_nebylitsy.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Светловский городской округ»  – детский сад №9 «Улыбка»

КОНСПЕКТ

интегрированной непосредственно образовательной деятельности

по речевому творчеству

по теме: «Чудные небылицы»

для детей подготовительной группы

Воспитатель: первой

квалификационной категории

Касторская Ольга Васильевна

Задачи НОД:  

Образовательные:

  1. Продолжать знакомить детей с малым фольклорным жанром – небылицами.
  2. Продолжать учить детей различать «быль» и «небылицы».
  3. Совершенствовать умение детей самостоятельно составлять небылицы с помощью карточек-символов.
  4. Способствовать созданию условий для словотворчества детей: совершенствовать умение детей придумывать названия-имена для образов несуществующего животного (например: «собагусь», «заякурица», «корогусь», «котух» и др.).
  5. Учить сопоставлять образные и словесные описания.

Развивающие:

  1. В процессе НОД развивать психические процессы: связную речь, мышление, воображение, наблюдательность, зрительную, слуховую память и внимание.
  2. Развивать коммуникативные и творческие способности.
  3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
  5. Развивать активность каждого ребенка при работе в парах, самостоятельность.
  6. Развивать чувство юмора, умение воспринимать небылицы.

Воспитательные:

  1. Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию ребенка в процессе НОД.
  2. Воспитывать интерес детей к произведениям малого фольклорного жанра, художественной литературе в целом.
  3. Воспитание навыков сотрудничества, умения договариваться между собой.

 Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественная литература», «Познание», «Социализация», «Здоровье».

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Предварительная работа: развивающие игры, упражнения на развитие связной речи, прослушивание произведений малого фольклорного жанра, чтение сказок, просмотр мультфильмов.

Словарная работа: обогащение словарного запаса детей прилагательными, глаголами; использование в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Активизация пассивного словаря детей.

Материал к НОД: 

Магнитофон, аудиозапись, «ковер-самолет» (разноцветная ткань в виде круга), вешалка, фрукты-муляжи, дерево-муляж, бусы, платки, «фонарики» из фолии, картинки с изображением несуществующих животных, карточки-символы для составления небылиц, фигурки животных, карточки-загадки, блоки Дьенеша, магнитные доски, рисунки небылиц.

Ход НОД:

-Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

-Поделимся доброй улыбкой с нашими гостями.

-Ребята, вас привлекают чудеса? (ответы детей)

-А почему вам это интересно? (ответы детей)

-Я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в удивительную, необычную, чудную страну под названием «ЛИНЕБЫЦЫ» (перестановка слогов слова «небылицы»).

-В этой стране, в чудной стране

Интересно будет тебе и мне.

Ботинок черным язычком с утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

-Какими качествами надо обладать, чтобы отправиться в эту чудную страну? (любопытством, любознательностью, умением придумывать, фантазировать, иметь чувство юмора)

-Я согласна с вами, эти качества нам с вами присущи.

-А на чем мы можем отправиться в путешествие в страну ЛИНЕБЫЦЫ? (ответы детей)

-Я предлагаю совершить путешествие на ковре-самолете. Согласны?

-Рассаживайтесь удобнее, и мы отправляемся.

(дети садятся на цветной ковер)

-Ребята, обнимитесь за плечики, поддерживайте друг друга, чтобы никто не потерялся во время полета.

-А пока мы будем лететь, давайте поиграем: я буду показывать вам картинки с изображением несуществующих, чудных животных, а вы будете давать им названия.

1.Игра «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

(воспитатель показывает картинки с изображением несуществующих животных, а дети дают им названия-имена, (например: «собагусь», «заякурица», «корогусь», «котух» и др.)).

-Посмотрите, какие облака вокруг нас! На что они похожи? (ответы детей)

-Какие звуки вы слышите? (шум самолета, ветра, пролетела птица)

-Держитесь крепче, мы начинаем снижаться, чтобы совершить первую посадку.

-Вот мы и прилетели в эту необычную, чудную страну «ЛИНЕБЫЦЫ».

-Посмотрите, что необычного, чудного в этой стране? (ответы детей)

(дети рассказывают, что они видят: вешалку с фруктами, дерево с косынками, бусами и т.д.)

-Что такое небылицы? (ответы детей)

-Где встречаются небылицы? (в сказках, потешках, народных песенках, загадках)

-А у какого автора в произведениях много небылиц? (у К.Чуковского)

-А что такое «быль»? (ответы детей)

(предлагаю детям подойти к магнитным доскам с рисунками)

2. «НЕБЫЛИЦЫ В РИСУНКАХ»

-Давайте рассмотрим рисунки. Какие небылицы здесь изображены? (ответы детей)

-Очень интересно: значит, небылицы можно не только рассказывать, но и нарисовать.

-Молодцы. Продолжим наше путешествие. Не забудьте взять с собой фонарики, они нам пригодятся. (воспитатель раздает детям фонарики из фолии: одна сторона зеленого цвета, другая – красного)

3.ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

-Пока будем лететь, давайте поиграем. Я буду читать стихотворение, а вы, когда будете слышать быль, должны включить зеленый свет фонарика, а как только услышите небылицу, фонарик должен загореться красным светом.

Однажды в июле,

В чудесный денек,

Вдруг выпал оранжевый снег на лужок.

И в небо над лугом

Привычно и ловко

Взлетела корова,

Как божья коровка.

И бабочки гнезда из прутиков вили,

И в сети зеленое солнце ловили.

Залаяли птицы, запели собаки.

Я вас уверяю, что это не враки.

Зажмурив глаза, я улегся в траву

И все чудеса увидал наяву.

-Какие небылицы вы услышали в этом стихотворении, объясните, почему вы так думаете? (ответы детей)

-Может кто-то из вас знает еще какие-нибудь небылицы? Расскажите.

-А мы будем внимательно слушать, чтобы определить: это быль или небылица, и правильно включить красный или зеленый свет фонарика. (ответы детей)

-Ковер-самолет снижает высоту, мы сделаем следующую остановку.

-Ребята, мы очутились с вами в необычном лесу. Посмотрите, что в нем необычного? (ответы детей) (вместо деревьев растут цветы)

-Кто живет в этом лесу? (животные)

-Выберете себе любое животное, которое вам нравится.

(воспитатель предлагает детям встать вокруг стола с карточками-символами небылиц)

4.СОСТАВЛЕНИЕ НЕБЫЛИЦ ПО КАРТОЧКАМ-СИМВОЛАМ

-Расскажите про свое животное, какое оно? (ответы детей)

-Ребята, мы с вами в необычном лесу, а животные обыкновенные. Как мы можем превратить обычных животных в необычных? (ответы детей) (составить о них небылицы)

-Каждый возьмите себе по три карточки-символа:  «какой», «что делает», «где» и составьте небылицу про свое животное.

(дети выбирают и выкладывают последовательно карточки-символы, которые лежат перед ними на столе, затем рассказывают составленные небылицы)

-Интересные небылицы у вас получились. Обменяйтесь друг с другом своими животными и составьте другую небылицу.

(воспитатель собирает карточки-символы, чтобы дети использовали другие карточки для составления небылиц)

-Наше путешествие продолжается.

-В этот раз мы не будем садиться на ковер-самолет, а полетим необычным способом: будем держаться руками за края ковра-самолета. Это будет весело и интересно.

(звучит музыка)

(воспитатель показывает детям, как необходимо держаться за ковер-самолет: делаются легкие взмахи руками, чтобы ткань «ковра-самолета» подлетала в воздухе)

-Ветер усиливается, нас сносит на север (восток, запад, юг). (дети вместе с воспитателем двигаются в заданном направлении, согласно ориентирам на ковре-самолете)

-Ребята, посмотрите вниз, над чем мы сейчас пролетаем? (ответы детей)

-А я вижу вдалеке красивую полянку, давайте приземлимся.

-Держитесь крепче, снижаемся. Ух, приземлились.

-Это полянка загадок, но необычных. Это загадки-небылицы.

(воспитатель показывает картинки с небылицами, читает стихотворные строки)

Мимо улья проходил

Косолапый…крокодил.

Про меня говорят «дереза»

Кто же я? Назови! Я – коза.

На болоте во весь дух

Громко квакает …петух.

 Мы вдвоем катали ком,

 Шляпа старая на нем.

Нос придумали и вот!

Получился…бегемот.

(воспитатель предлагает детям сесть за столы)

5. УПРАЖНЕНИЕ с блоками Дьенеша

(дети выполняют задание  в парах)

-Один из вас будет выкладывать отгадку-небылицу, а другой – отгадку-быль. Кто первым справится с заданием, помогите своему соседу, можете советоваться между собой.

(поочередно спрашиваю детей, почему они использовали те или иные блоки при выкладывании отгадок)

-Молодцы, вы все справились с заданием.

-Путешествие наше очень увлекательно, мы его обязательно продолжим.

-а сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

 (предлагаю детям сесть на «ковер-самолет»)

-Ребята, чтобы никому не было страшно от высоты нашего полета, предлагаю повторять за мной.

-Глубоко вздохнем  через нос, и медленно выдохнем через рот. Повторим так 3 раза. (ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА)

На небе – ветер, не боялись, за мизинчики держались!        

На  небе – гром, не боялись, мы за плечики держались!

На небе – молния сверкает, не боялись, мы за спинки все держались!

Нам земли совсем не видно, не боялись, за коленочки держались!

Очень дружные ребята, не боялись, мы все за руки держались!

-Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад. Кто помнит, как называется наш детский сад? («Улыбка»)

-Ребята, а вам интересно, почему такое смешное название «ЛИНЕБЫЦЫ» имеет страна, по которой мы путешествовали?

-Прочитайте слоги, составьте из них знакомое вам слово (дети переставляют слоги, и составляют слово «НЕБЫЛИЦЫ» (ЛИНЕБЫЦЫ).

-По какой стране мы с вами путешествовали? (по стране «Небылиц»)

-Вам понравилось путешествие?

-Что вам запомнилось больше всего?

-Ребята, вы молодцы. Спасибо вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности познавательно-речевого развития на тему "Здравствуй, хлебушек душистый"

Цель: Закрепить знания детей о долгом «пути» хлеба от поля до стола. Воспитывать уважение к труду взрослых, которые выращивают хлеб. Задачи:- Закрепить представления детей о том, что хлеб являетс...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности познавательно-речевого развития на тему "Мы к друзьям спешим на помощь"

ЦЕЛЬ:  Развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер у детей старшего дошкольного возраста.  ЗАДАЧИ:  развитие логического и наглядно-действенного мышления;развитие общей о...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевая деятельность и конструирование из бумаги способом оригами. «Сказочная страна»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельностипознавательно-речевая  деятельность и конструирование из бумаги способом оригами.«Сказочная страна»...

Конспект Интегрированной непосредственно образовательной деятельности по речевому и художественно - эстетическому развитию в младшей группе на тему «Снег идёт»

НОД по речевому и художественно - эстетическому развитию в младшей группе на тему «Снег идёт»Цель:Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой "Снег идет" Задачи:Воспитание желания и умения слушат...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию и нетрадиционному рисованию «Осень в парке» для детей 4 -5 лет, презентация

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию и нетрадиционному рисованию «Осень в парке» для детей 4 -5 лет. Закрепление признаков осент, активизация реч...

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Моя семья"

В ходе НОД дети знакомятся с понятием «древо семьи», составляют рассказы о своих семьях и выполняют аппликацию древа из заготовок...