Умственное развитие дошкольников в процессе решения задач
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Алексеева Валентина Анатольевна

Задача – это рассказ, содержащий вопрос, ответ на который можно найти с помощью арифметических действий или логических операций (Е. М. Семенов).

Подготовительная группа:

• Задачи на нахождение значения суммы и обратные им.

• Задачи на нахождение значения остатка и обратные им.

Этапы обучения детей решению задач:

1-й этап – Подготовительный. Цель: организовать систему упражнений по выполнению операций объединения и вычитания множеств. Обучить моделированию различных ситуаций. Дидактические игры: «Составь вопросы со словом «сколько?» (друг другу, всем детям, кто больше); «Что изменилось?»

2-й этап – Ознакомление с задачей как рассказом, в котором есть условие и вопрос. Дидактическая игра «Это рассказ или задача? Задача – драматизация. Задача – иллюстрация

3-й этап – Уяснение процесса работы над задачей:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пример занятия.

1 этап. Анализ содержания задачи.

- Послушайте рассказ (воспитатель читает задачу, дети слушают).

- Я прочитала задачу. А вы знаете, что такое задача? (ответы детей).

- Хотите, я вас научу? (выбор детей).

- Приготовьте карточки, которые лежат на столах. Я еще раз прочитаю задачу, а вы выкладывайте карточки с цифрами.

Моделирование. Воспитатель медленно читает, дети выкладывают.

- Сколько в вазе лежало яблок?

- Сколько яблок взял Лунтик?

- Есть еще числа?

- Что известно, и что неизвестно? – это условие (воспитатель выкладывает слово «условие»).

2 этап. Поиск путей решения задач.

- А что в задаче неизвестно? (ответы детей).

- То, что в задаче неизвестно – это вопрос (воспитатель выкладывает слово «вопрос»).

- Так из чего же состоит задача? (ответы детей).

- Условие и вопрос есть. Можно ответить на вопрос? Как? (предположения детей).

- Каким действием? (воспитатель выкладывает яблоки на доске).

- Стало больше или меньше? Какое слово помогло узнать?  (ответы детей)

3 этап. Оформление записи решения.

Запись решения задачи: моделирование (дети на столах выкладывают 4-1=3

- Это решение задачи.

Запись ответа задачи:

- Что мы хотели узнать?

- Сколько осталось яблок в вазе?

- В вазе осталось три яблока – это ответ задачи. Положите под карточкой счетную палочку.

- Что нужно было сделать, чтобы ответить на вопрос? Мы выполнили решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умственных способностей дошкольника в процессе физического воспитания.

На современном этапе проблема развития умственных способностей дошкольников в процессе физического воспитания приобретает особую значимость, так как по-новому осмысливаются содержание, формы, методы у...

Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная цель  разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

Развитие речи – рассуждения у старших дошкольников в процессе решения арифметических задач.

«Очевидно, что содержание обучения детей решению арифметических задач вполне можно интегрировать с содержанием развития связной речи».Данное методическое пособие будет интересно воспитателям ДОУ, роди...

"Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в рамках решения задач ФГОС ДО"

"Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в рамках решения задач ФГОС ДО"Студия «Народные игры нашего детства»  с применением ИКТ и ОТСМ - ТРИЗ - РТВ - технологии как одно из нап...

Система работы по подготовке старших дошкольников к обучению решению задач

Для того  чтобы ребенок мог успешно решать арифметические задачи в школе, в детском саду необходимо сформировать у него целый комплекс умений: умение слушать и понимать тексты; умение правильно п...

Подготовка дошкольников к обучению решению задач

Обучение решению задач является сложнейший методический проблемой.Знакомить ребенка с арифметическими действиями и простейшими приемами вычислений следует раньше, чем начинать обучению решению задач....

Методика обучения дошкольников составлению и решению задач.

Данный материал поможет педагогам при обучению решения и составления задач дошкольниками по ФЭМП....