Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе по теме «Квадрат»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по познавательному развитию в средней группе по теме «Квадрат»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_3.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к критериям 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию в средней группе

по теме «Квадрат»

воспитателя Вишняковой Ольги Федоровны

2011-2012 учебный год


Конспект непосредственной образовательной деятельности

в средней группе по познавательному развитию

 

Тема:Квадрат (Слайд 1)

Цель: Сформировать умение распознавать квадрат в предметах окружений обстановки и среди других фигур

 

Задачи:

 Образовательные задачи:

Сформировать представление о квадрате как общей форме некоторых предметов, познакомить с некоторыми свойствами квадрата;

Закрепить счет до четырех, представления о круг и треугольнике, умение определять и называть свойства предметов; сравнивать предметы по длине;

 

Развивающие задачи:

Развивать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, воображение, творческие способности. Способствовать развитию активной речи ребенка.

Вовлекать в разнообразные формы речевого общения. Развивать основные виды моторики: общую и мелкую, учить координировать речь с движением. Развивать мышление, внимание, сенсорику (цвет, форма)

 

Воспитательные задачи:

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя

( на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;

Воспитывать интерес детей к элементарной математической деятельности.

 Воспитывать эмоциональную отзывчивость на полученную информацию.

 воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, умение действовать сообща, аккуратность, доброжелательные отношения друг к другу.

 

Материалы к занятию:

 

Демонстрационныйслайдовая презентация к нод, ноутбук и проектор с экраном,  предметы квадратной формы, контурные изображения квадрата, круга, треугольника, картинки с изображением различной обуви, овощей, предметные картинки, имеющие круглую, квадратную, треугольную форму, карточки с изображением кругов, квадратов, треугольников разного цвета и размера.

 

Раздаточный:полоски картона черного цвета двух размеров.

 

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» (математическо-сенсорное), «Социально-коммуникативное» (игра),    «Речевое развитие», «Физическое развитие»

 

 

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1. Создание эмоционального настроя.

 

 Вместе за руки возьмёмся

 И друг другу улыбнёмся

 Нам преграды не страшны,

 Потому, что мы дружны!

1.      Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи:мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей возле себя.

-Ходите ли вы с мамами по магазинам?

-В какой магазин вы любите ходить больше всего?

Воспитатель предлагает детям пройтись по магазинам.

 

2.      Актуализация знаний.

Игра «Назови магазин» (начало)

Дидактические задачи:актуализировать опыт выделения общих свойств предметов, тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать память, речь.

 

На экране -  витрина магазина с различной обувью (Слайд 2)

Воспитатель:- Дети, перед вами витрина магазина. Назовите все, что видите на витрине.

Дети перечисляют: туфли, кроссовки, сапоги и т.д

- Как называется этот магазин? (Обувной)

- Почему вы считаете, что это обувной магазин? (потому что туфли, кроссовки, сапоги – это обувь)

- Почему такие разные предметы назвали одним словом – обувь? (Их носят на ногах  для того, чтобы ноги не мерзли, не пачкались.)

Аналогично разбирается витрина второго магазина с овощами. (Слайд3)

 

3.      Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Назови магазин» (продолжение)  (Слайд 4)

Дидактические задачи:

1)      создать мотивационную ситуацию для выделения в окружающем мире предметов квадратной формы;

2)      сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины

3)      тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.

На экране витрина магазина, в котором продаются квадратные часы, квадратная коробка из-под печенья (конфет), настольная игра в квадратной коробке, квадратная картина, квадратная тарелка, платки квадратные и т.п.

 

-Назовите предметы, которые продаются в этом магазине.

После того как дети перечислят предметы, находящиеся на витрине третьего магазина, звонит мобильный телефон. Воспитатель говорит детям, что звонит Светлана Николаевна (второй воспитатель) и спрашивает, где мы с вами находимся. Она хочет к нам прийти и поиграть с нами.

Как правило, дети отвечают, что находятся в магазине.

- Как называется этот магазин? – спрашивает Светлана Николаевна.

 Дети затрудняются в ответе, так как все предметы разные.

- Смогли ли вы объяснить ей, как называется магазин? (нет)

- Почему не смогли? ( Мы не знаем, чем похожи все товары, которые в нем продаются)

 

4.      Открытие нового знания.  

Игра «Назови магазин»(окончание)

Дидактические  задачи:

1)      сформировать представление о квадрате как общей форме некоторых предметов, познакомить с некоторыми свойствами квадрата (у квадрата 4 стороны и 4 угла);

2)      сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;

3)      закрепить умение определять и называть свойства предметов;

      4)   тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.

 

- Что нужно сделать для того, чтобы узнать название магазина? (Надо выяснить, чем похожи все товары, которые в нем продаются.)

 Дети встают за стол, на котором расположены квадратные предметы, и берут по одному.

- Чем похожи коробки, платок и т.д.?

 Если дети не могут ответить на поставленный вопрос, воспитатель задает им наводящие вопросы:

- Одинаковый ли цвет, размер у всех предметов в этом магазине? (нет.)

- Может быть, все эти предметы сделаны из одного материала? (Нет, коробка – картонная, платки– из ткани, часы – пластмассовые и т.д.)

Если понадобится, можно задать им вопрос:

- Может быть, все эти предметы имеют одинаковую форму?

Таким образом, дети приходят к выводу о том, что у всех предметов, которые продаются в этом магазине, одинаковая форма. Задача воспитателя  здесь, как обычно, создать атмосферу доброжелательности, заинтересованного отношения ко всем версиям, высказанным детьми, эмоциональной поддержки тех, кто догадался, что форма у всех предметов одинаковая – ведь это действительное интеллектуальное достижение детей!

 В завершении игры воспитатель предлагает детям обвести свой предмет пальцем. Делать это лучше всем вместе.

Воспитатель говорит:

- Поставьте пальчик  на угол. Проведите по одной стороне (показывает). Заверните за угол, снова ведите пальчиком по стороне, снова заверните за угол и т.д.

 - Сколько раз вы завернули за угол? (четыре)

 - Значит, сколько углов у платка,  коробки и т.д.?

Воспитатель делает вывод: у всех предметов в этом магазине 4 стороны и 4 угла.

- Кто знает, как называется эта форма?

Поскольку термин квадрат ранее уже  был введен в речевую практику, то обычно дети сами верно его называют. Если же никто из детей не ответит, можно закрепить с ними способ преодоления затруднения «спросить у того, кто знает»:

 - Что нужно сделать, если чего-то не знаешь и очень хочешь узнать? (надо у кого-либо спросить)

Затем дети задают вопрос и воспитатель  рассказывает, что такая форма называется квадратом.

Воспитатель  делает вывод: у квадрата 4 стороны и 4 угла.

Дети звонят  и рассказывают ему, что магазин называется  «магазином квадратных товаров»

 

5.       Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Вывеска»

Дидактические задачи:

1)      сформировать умение выделять квадрат среди других фигур (треугольников и кругов);

2)      тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать воображение, речь.

 

Воспитатель  рассказывает детям о том, что раньше на магазинах не было написано название, а висела вывеска, глядя на которую люди сразу понимали, какой это магазин. (Слайд 5)

На экране схематичное изображение обуви, овощей, а также карточки, на которых нарисован круг, квадрат, треугольник, и предлагает на разные магазины повесить такие вывески, чтобы кот нас смог найти.

- на каком магазине можно повесить такую вывеску?

Воспитатель показывает по очереди на обувь, на овощи. После ответов детей эти карточки убираются.

- Какую вывеску надо повесить над нашим магазином?

 Воспитатель  предлагает детям выбрать карточку из оставшихся. Дети должны выбрать квадрат.

 

 Физминутка

 

 

Игра «Квадрат»

Дидактические задачи:

1)      закрепить умение выделять квадратную форму в окружающей обстановке, умение определять и называть свойства предметов;

2)      тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение. Развивать внимание, речь.

- Дети, а давайте поможем завести в магазин со склада квадратные товары.Дети подходят к столу, на котором находятся предметные картинки треугольной, круглой и квадратной формы, причем картинок, имеющих квадратную форму столько же, сколько детей.

 - Выберите квадратные товары.

 Если кто-то из детей успеет взять две картинки, то кому-то картинки не достанется.

 - Все выполнили задание? (нет.)

- Почему ты не взял предмет квадратной формы? (здесь больше их нет.)

- как надо поступить для того, чтобы картинки были у всех?

После того как картинки выбраны, воспитатель задает вопрос каждому ребенку:

- Какой предмет ты повезешь в магазин квадратных товаров?

 Дети отвечают, согласовывая прилагательное с существительным в роде: квадратный стол, квадратную скатерть, квадратное  окно и т.п.

  Воспитатель  показывает детям на треугольные и круглые предметы.

- Почему вы не взяли эти картинки? (потому что они не квадратные)

  Дети относят товар в магазин.

 

Игра «Полоски»

Дидактические задачи:

1)      познакомить со свойствами квадрата (все стороны квадрата одинаковые);

2)      закрепить умение считать до четырех, сравнивать предметы по длине, конструировать квадрат из полосок

3)      тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение, развивать внимание, речь, воображение, творческие способности.

 

Дети садятся за столы по 4 человека. На середину каждого стола воспитатель вперемежку кладет полоски двух размеров (8 коротких и 8 длинных). (Слайд 6)

Воспитатель: - Как вы думаете, сколько в вашем городе обувных (овощных, книжных) магазинов? (Много)

- Сколько нужно вывесок для этих магазинов? (Много)

Воспитатель рассказывает, что магазинов квадратных товаров тоже много и предлагает детям для каждого такого магазина сделать вывеску.

-Какая должна быть вывеска? (Квадрат)

Воспитатель ставит на вид место вывеску, которую выбрали дети для магазина квадратных товаров. Затем он предлагает детям выложить из полосок квадрат.

Детям предоставляется самостоятельность. Как правило, вначале они не обращают внимания на длину полосок.

- Кто из вас выполнил задание?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: для того, чтобы выложить квадрат, нужны 4одинаковые полоски. Дети самостоятельно меняются полосками так, чтобы у каждого оказались полоски одинаковой длины. (Слайд 7)

Воспитатель делает вывод: у квадрата 4 одинаковые стороны.

 

 

Игра «Поездка на автобусе»

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, закрепить умение находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме (треугольник, круг, квадрат), развивать внимание.

 

Воспитатель предлагает детям вернуться из магазинов домой на автобусе.

Каждый ребенок получает карточку, на котором нарисована одна фигура: 1 квадрат, 1 треугольник или 1 круг. Фигуры имеют разный цвет  и размер.

  В разных местах группы стоят стулья, на которых прикреплены карточки с контурным изображением этих  фигур. Дети двигаются по группе. По сигналу воспитателя  они должны подойти к тому стулу, на котором нарисована фигура нужной формы.

 Игра проводится три раза. Каждый раз воспитатель меняет «билеты» у детей таким образом, чтобы у каждого в руках побывали карточки с разными по форме фигурами.

 

        6) Итог непосредственной образовательной деятельности

Дидактические задачи:восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- Где вы сегодня побывали?

-  Кому смогли помочь?

- Смогли ли вы объяснить Светлане Николаевне, где находитесь?

- Ребята, а вы испытали какие-нибудь трудности во время нашей игры?

Воспитатель  говорит детям о том, что они смогли дать название магазину, завести в него нужные товары, сделать для магазина вывеску потому, что теперь они знают, что такое квадрат. (Выносится поднос с печеньями квадратной формы.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности познавательного развития в средней группе «Дорогами добра» (духовно-нравственное воспитание дошкольников на примере жития преподобного Сергия Радонежского)

Цель:  Формирование духовно – нравственной личности ребёнка на примере  жития  преподобного Сергия Радонежского.Задачи:1.     Знакомство детей с основными собы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии проблемного обучения по образовательной области: познавательное развитие для средней группы на тему: «Наши любимые игрушки»

Цель: расширить представления детей о свойствах водыЗадачи:ОбразовательныеДать знания о том, что от температуры воды зависит скорость таяния льда.Создавать условия для расширения представлений детей о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области Познавательное развитие в средней группе на тему «Как мы лесу помогали»

Конспект непосредственно образовательной деятельностив образовательной области Познавательное развитиев средней группе  на тему«Как мы лесу помогали»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе на тему «Бумага и ее свойства»

Тема: «Бумага и ее свойства»Цель: Формирование представлений детей о бумаге и её свойствах.  Задачи:Развивающие: развивать представления детей о бумаге и её свойствах, ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Познавательное развитие в старшей группе на тему: «С огнем нельзя играть».

Цель: Расширять знания детей об опасных ситуациях, окружающих их в доме, на улице, в лесу; знать какой вред приносят игры с огнем. Задачи:Обучающие: формировать у детей представление о предм...