Конспект образовательной ситуации по ФЭМП в подготовительной группе «Конус и пирамида»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Данное занятие составлено с учетом технологии " ситуация". Дети отправятся в путешествие в Геометрическую страну, где закрепят знания о геометрических фигурах и телах, а также научатся правильно "фотографировать" геометрические тела. Кроме этого дети закрепят умение составлять и решать задачи, сравнивать предметы групп и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_konus.docx646.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации по ФЭМП

в подготовительной группе

«Конус и пирамида»

Автор:Невзорова Елена Сергеевна,воспитатель МБОУ «Устьянская СОШ» СП д/с «Солнышко»

Дата проведения: 29 марта 2016г

Технология: технология «Ситуация» Л.Г. Петерсон

Цель:Формирование представлений детей об объёмных телах в процессе поисковой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-формировать представления детей об отличияхконуса и пирамиды, и о составных элементах этих тел.

- учить видеть конус и пирамиду в окружающих предметах;

- учить находить паспорт фигуры

- закреплять названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их;

-закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству

-упражнять в умении решать задачи на сложение и вычитание.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.

- активизировать и обогащать словарь детей: пирамида,конус, паспорт.

-развивать умение выделять свойства в предметах. 

Воспитательные:

-воспитывать интерес к математике;

Оборудование и материалы:треугольная пирамида, конус, куб, шар, паспорта объёмных фигур, картинки с изображением предметов, имеющих форму пирамиды, конуса, по 2 куба, шара, круга, квадрата, чистого листа, черно- белые «фотографии» с изображением круга, треугольника, квадрата, блоки Дьенеша, карточки с символами, экран от теневого театра, лампа.

Предварительная работа: знакомство с геометрическими телами: куб, шар, пирамида, конус;решение математических задач, игры с блоками Дьенеша.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Вид занятия: игра-путешествие.

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать занятия детей об окружающем мире, развивать речь.

Воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель: Любите ли вы играть?

Дети: да

Воспитатель: В какие игры вы играете дома, а в какие на улице?

Ответы детей

Воспитатель: Есть ли игры, в которые можно играть только на улице? Какие?

Дети: да, футбол, ляпы.

Воспитатель: Почему дома не играют в салочки или футбол?

Дети: мало места, разбить что- нибудь можно

Воспитатель: Есть такая Геометрическая страна, в которой тоже живут дети. И они тоже любят играть.

Воспитатель: Хотите отправиться в Геометрическую страну и узнать,во что и как там играют дети?

Дети: да

Воспитатель: Тогда наше путешествие начинается. Раз, два,три, повернись, в стране Геометрических фигур окажись.

Дети идут с воспитателем к столам

2.Актуализация знаний.

Игра «Найди нужный блок».

Дидактические задачи:

1)Актуализировать названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их, умение раскодировать символы.

2)Тренировать мыслительные операции-анализ, синтез, сравнение. Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.

Воспитатель: Ребята, в детском саду страны Геометрических фигур есть охрана. В садик пускают только по пропуску.

Воспитатель ставит на стол блоки Дьенеша

Воспитатель: Я вам выдам карточку с символами, а вы найдитепо ней нужный блок. Если все правильно сделаете, то получите пропуск.

Дети получают карточки (Приложение 1) и находят соответствующую геометрическую фигуру.

Воспитатель: А теперь давайте вместе проверим,все ли правильно сделали, можно ли  получить пропуска.

Проверку делаем все вместе.

В ходе проверки воспитатель задает вопрос: Какуюфигуру нужно было выбрать?

Воспитатель: Ну что ж, мы получили пропуски, добро пожаловать в детский сад.

Дети проходят к 2-м столам, на каждом из которых стоит куб, лежит шар, круг, квадрат и лист бумаги.

Игра « Прятки»

Дидактические задачи:

1)Закрепить названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их, уточнить представления об объёмных и плоских фигурах;

2)Тренировать мыслительные операции-анализ, синтез, сравнение. Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.

Воспитатель:  В детском саду все дети вышли на прогулку (показывает на геометрические фигуры) и решили поиграть в прятки. Стол-это участок и прятаться можно только на нем.

Дети садятся за столы, по 4 чел.

Воспитатель:Помогите геометрическим фигурам спрятаться, используя только то, что лежит на столах.

Дети выполняют задание, прячут круг и квадрат под лист бумаги.

Воспитатель: Кому удалось спрятаться?

Дети: Квадрату, кругу.

Воспитатель: Кто спрятаться не мог? Почему?

Дети:  Куб, шар, потому что большие, объёмные.

Воспитатель уточняет: куб и шар - объёмные, а круг и квадрат-плоские.

Воспитатель: Какие ещё плоские фигуры вы знаете?(Треугольник, овал, прямоугольник, четырёхугольник.)

Воспитатель: какие ещё объёмные тела вы знаете?(Цилиндр, конус, призма, пирамида.)

3. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Фотографы».

Дидактическая задача:создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об элементах пространственных геометрических фигур;

Воспитатель:Ребята, заведующая детским садом пригласила фотографа, чтобы сфотографировать к празднику отдельно каждую геометрическую фигуру-ребёнка. Но фотограф заболел, и заведующая просит нас помочь.

Поможете фигурам сфотографироваться?

Воспитатель ставит лампу и направляет свет сначала на куб, потом на шар.(использовать экран от теневого театра)

Воспитатель:Какая фотография получилась?

Дети: квадрат, круг

Воспитатель направляет свет на конус и пирамиду,

Воспитатель: Какая фотография получилась?

Дети: треугольник

Воспитатель: В фотоателье фотографии напечатали, но они перепутались.        

Воспитатель кладет на стол карточки с изображением круга, квадрата, 2 треугольников (Приложение 2), и ставит куб, конус, пирамиду и шар.

Воспитатель: Ребята, понравиться ли детям, если им дадут чужую фотографию?

Дети: нет

Воспитатель: а что же делать?

Дети: подобрать фотографии фигурам

Воспитатель: Правильно, давайте поможем и подберем фотографии геометрическим фигурам.

Дети пробуют подобрать «фотографии»

Воспитатель: Смогли подобрать фотографии?

Дети: нет

Воспитатель: почему не смогли?

Дети: одна и та же фотография (треугольник) подходит к двум фигурам

Воспитатель: Значит чего-то мы не умеем?

Дети: не умеем правильно фотографировать

Воспитатель: чему нам надо научиться?

Воспитатель вместе с детьми формулирует цель: Научиться фотографировать фигуры так, чтобы по фотографиям можно было точно определить, какая фигура сфотографировалась.

4. Открытие нового знания.

Дидактическая задача:сформировать представления об элементах пространственных геометрических фигур.

Воспитатель: Как мы можем это узнать?

Дети: посмотреть в книге, спросить у старших

Воспитатель: Ребята, скажите,  у фигур есть отличия?

Дети: да.

Воспитатель (берет конус и треугольную пирамиду): Чем отличаются конус и треугольная пирамида?

Дети: у конуса есть круг, а у пирамиды- треугольник.

Воспитатель: Молодцы, значит, чтобы найти их фотографии, их надо фотографировать с разных сторон.

Воспитатель: Давайте рассмотрим конус. Какая фотография получится, если конус сфотографировать с этой стороны(воспитатель показывает торец конуса)?

Дети: круг

Воспитатель: Сколько кругов будет у конуса?

Дети: 1

Воспитатель показывает паспорт конуса.

Воспитатель:  Этот рисунок рассказывает о конусе почти все, как о человеке рассказывает паспорт. Это –паспорт конуса. ( Приложение 3)

Воспитатель:  А кто может рассказать, какой паспорт будет у треугольной пирамиды?

После рассказа воспитанника воспитатель вывешивает паспорт треугольной пирамиды( Приложение 3).

Воспитатель: Молодцы, значит, как мы должны фотографировать геометрические тела, чтобы  узнать его на фотографии?

Дети: с разных сторон.

Воспитатель: Чем отличается конус от пирамиды?

Дети: у конуса - круг, у пирамиды- треугольник и есть ребра.

5. Закрепление нового материала

1. Работа на карточках

Дидактическая задача: Закрепить представления об элементах объёмных фигур.

Воспитатель: После прогулки и тихого часа дети из страны геометрических фигур сели играть. Давайте и мы к ним присоединимся.

Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с паспортами конусов  и пирамид разной высоты и диаметра ( Приложение 4).

Воспитатель:  найдите паспорт фигуры поконусу или пирамиде.Задание выполняется фронтально.

Воспитатель: (показывает конус, пирамиду) Какой конус (пирамида) по высоте?

Дети: низкий (высокий)

Воспитатель: Значит, какой треугольник должен быть?

Дети: Низкий (высокий).

Воспитатель: Сколько должно быть треугольников в паспорте у конуса (пирамиды)?

Дети: один (три, четыре)

Воспитатель: какая еще фигура должна быть у конуса (пирамиды) в паспорте?

Дети: круг (треугольник)

Воспитатель: найдите нужный паспорт и поднимите его.

Воспитатель: все ли справились с заданием? Молодцы.

2. Дидактическая задача:организовать активный отдых детей, закрепитьумение сравнивать группы предметов по количеству, определять на сколько больше.

Воспитатель: Дети из Геометрическойстраны любят играть в игру «Больше или меньше». В этой игре надо разделится на группы по какому-либо признаку и узнать, каких фигур больше и на сколько.

Воспитатель: Давайте и мы попробуемтак поиграть. Разбейтесь на группы, мальчики и девочки.( у кого есть дома братья и нет)

Дети делятся по названному признаку,

Воспитатель: в какой группе больше? На сколько?

Дети  выясняют, в какой группе больше и на сколько.

3. Дидактическая задача:учить видеть конус и пирамиду в окружающих нас предметах, закрепить представления о геометрических фигурах, закреплять умение решать задачи на сложение и вычитание.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в картинную галерею страны геометрических фигур. Как вы думаете, что можно там увидеть?

Дети: картины

Воспитатель: А пока мы туда идем, назовите предметы, которые похожи на конус и пирамиду.

Если дети затрудняются: - Вам помогут картины, которые мы видим вокруг. (В группе развешаны картинки, похожие формой на конус и пирамиду).

 Воспитатель :Ну вот мы и пришли. Дети садятся за столы.

4. Дидактическая задача:  тренировать умение решать задачи на сложение и вычитание.

Воспитатель вывешивает две картинки( на 1: 3 круга и 5 квадратов, на 2: 8 треугольников, 2 зачеркнуты)( Приложение 5).

Воспитатель: Посмотрите на первую картинку. Как вы думаете, какие фигуры здесь могут быть изображены?

Дети:2 шара и 5 кубов, 2  круга и 5 квадратов

Воспитатель: А на второй картинке, что изображено?

Дети: треугольники, конусы

Воспитатель: Разделитесь на 2 группы и придумайте задачи по картинкам: 1-я группа по первой картине, 2-я – по второй.

Дети делятся на группы, садятся за столы и придумывают задачу сообща.

Воспитатель: Итак, все готовы? 1-я группа скажите свою задачу.

Воспитатель: Молодцы! Какое условие в задаче, ответит Даша (ребенок из 2 группы)?

Ответы детей: ….

Воспитатель: Молодец! Какой вопрос в задаче?

Ответы детей: Сколько….

Воспитатель: Как найти….

Дети: Нужно сложить 2 и 5

Воспитатель: Сколько получится?

Дети: 7

Далее разбирается задача второй группы

Воспитатель: Выложите решение задач с помощью цифр.

Дети  выкладывают равенство из карточек, лежащих на столе.

Воспитатель записывает правильное решение, дети проверяют. При необходимости исправляют.

6. Итог занятия

Воспитатель: Вот и пришла пора возвращаться домой. Раз-два, повернись и домой возвратись.

Воспитатель: Где вы сегодня побывали?

Дети: В стране геометрических фигур

Воспитатель: Что учились делать?

Дети:…

Воспитатель: Какие новые геометрические тела вы узнали? Чем они отличаются?

Дети: Конус,пирамида.

Воспитатель:  Молодцы, если вам было легко в нашем путешествии, вы узнали новые геометрические тела, у вас все получилось, то возьмите круг, если были какие–то трудности, немного не понял , как нужно фотографировать геометрические тела, то возьмите треугольник.

Спасибо за занятие.

Приложение 1.F:\занятие\свидетельство 1 001.jpg

F:\занятие\свидетельство 1 002.jpg

Приложение 2

        

Приложение 3.

Паспорт конуса

        Паспорт треугольной пирамиды

Приложение 4.

F:\занятие\свидетельство 1 003.jpgF:\занятие\свидетельство 1 004.jpg

Приложение 5.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по ФЭМП в старшей группе детского сада по теме: «Помоги Чебурашке»

Конспект образовательной ситуации по ФЭМП  в старшей группе детского сада  по теме: «Помоги Чебурашке»...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

           Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе.                 ТЕМА:" Ориентировка в пространстве&quo...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Незнайка в гостях у ребят»

Задачи:продолжать учить решать задачи, выделяя в них условие, вопрос, решение, ответ. Учить записывать решение, используя знаки «+», «-», «=»;закрепить знания о пос...

Конспект образовательной ситуации по ФЭМП в средней группе. «Загадочные письма»

Цель: Развитие математических навыков.Задачи:   Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета, формы).Упражнять в умении с...

Конспект образовательной ситуации по ФЭМП в младшей группе по теме: «Чайный сервиз»

данный материал поможет педагогам в увлекательной ворме провести занятие по математике....